Край, в котором я живу_Рабочая программа внеурочной деятельности

MynuqnnaJrbuoe 6roAxernoe o6qeo6pa3oBareJrbHoe yqperr(AeHne
KocroruyxmcKoro ropoAcKoro oKpyra
<

Cor.naconano: .
s vup em opry.j
Jlauroscrar t.O.
3

Vrnepxqgaro:

.,/

aMecTr,rTeJr

or 27.08.2025 r.

,

Ilpnnxro

IIp.}& |

T.H.Asapyma

[eAarorrqecKoM coBere
or27.08.2025r.

\i' 5

Ha

:ourMs'lQH

-''S
PAEOqA.fl IIPOIPAMMA

BrrEyPoqHofr AEfl TE JrbHO C Trr
((KPAfr, B KOTOPOM

fl

}KI4By>>

AJrs 1,.rarr1lr xcx 4 KJraccoB

Coctasurertt:
3afirresa H.I4.
)rrnTenb HaqaJrbHbrx KJraccoB

Kouorvryrrua,2025 r.

Пояснительная записка
Программа курса «Край, в котором я живу» составлена для
работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную
адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и
нравственной деятельности, в ее основе - развитие личности ребенка
посредством знакомства с историей родного края.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской
Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить
«историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и
развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к
историческому и культурному наследию народов России; воспитание
патриотов России, граждан правового демократического, социального
государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой
нравственностью и проявляющих национальную и религиозную
терпимость».
Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени
образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные
качества личности.
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей
любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает
формированию у младших школьников целостного представления о своём
крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных
достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций.
Это способствует развитию креативных способностей учащихся,
становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и
общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного
поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием
работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых
возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города
через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других
родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное
чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные
экскурсии;
формированию
экологической
культуры,
способности
самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как
среды
жизнедеятельности,
развитию
познавательных
интересов,
интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления
знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению
через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов
дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию
способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в
повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем
сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Программа внеурочной деятельности «Моя Карелия» является
актуальной т.к. занимается решением данной проблемы – воспитанием юных
патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в
судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше
познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь
их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с
города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с
прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы
дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу» носит
личностно ориентированный характер. Изучение родного края - это ведущий
фактор воспитания патриотизма у учащихся.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к
родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии
составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет
рассматривать природные, экономические, социальные и культурные
факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их
равноправном взаимодействии.
Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных
знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека
в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной
природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей
семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора,
развитие способностей учеников.
Основными критериями отбора материала при составлении
программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность,
воспитательная ценность.
Цель программы: формирование осознанного отношения детей к
природе, экологической культуры, любви к природе родного края.
Задачи программы:
Образовательные:
формировать представления о краеведении, как о предмете
исторического и культурного развития общества;
приобретение знаний о природе родного края, о культуре,
обычаях и традициях своего народа;
научить видеть и понимать красоту живой природы;
сформировать навыки экологически грамотного и безопасного
поведения;
познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями
растений, животных и человека.
Воспитательные:
сформировать уважительное, бережное
отношения к
историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества:
любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым
помыслам и чувствам;
воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей
среде;
воспитывать такие личностные качества как доброта, честность,
взаимопомощь.
Развивающие:
развивать потребности общения с природой;
развивать эмоционально доброжелательное отношение
к
растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
развитие умения воспринимать окружающий мир посредством
органов чувств и познавательного интереса;
развивать умения и навыки правильного взаимодействия с
природой.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является
соблюдение следующих принципов:
•
системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю;
обеспечение преемственности обучения;
•
научность: соблюдение логики изложения материала в
соответствии развития современных научных знаний;
•
доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от
неизвестного к известному, использование методов соответствующих
данному возрасту детей и их развитию;
•
наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций,
авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
•
деятельностный подход: использование проблемного материала,
постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и
самостоятельно;
•
активность и сознательность: понимаются цели и задачи
учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует
самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на
доказательства и логику мышления;
•
прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой
темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и
навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы,
применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
принципы уважительного отношения к детскому творчеству:
представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и
талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства
детских работ.
Методы работы:

словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы
способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются
источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов,
схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более
детального обследования объектов, дополняют словесные методы,
способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем,
практические работы. Практические методы позволяют воплотить
теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение
детей.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и
практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных
формах: исследование, экскурсии, работа в группах,
дискуссии,
путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы,
выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.
Наряду с традиционными, в программе используются
современные технологии и методики: технология развивающего воспитания
и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии,
компьютерные технологии, краеведо–туристические технологии, проектные
технологии.
Объекты изучения:
История: история
своей
семьи, история населенных пунктов,
географических объектов; прошлое, настоящее и будущее поселка, края;
происхождение названий населенных пунктов и географических объектов.
Природа: типичные и редкие виды представителей животного и
растительного мира края; природные ресурсы края; охраняемые территории;
памятники природы.
Экология: важность охраны природной среды от загрязнения,
разрушения и истощения, жизненная необходимость охраны своего здоровья
и здоровья окружающих людей.
Хозяйство:
промышленные
предприятия;
предприятия,
производящие
сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды
транспорта.
Население: национальный состав населения; отношение к окружающей
природной среде; труд людей в городе и селе;
Культура: народные промыслы; произведение профессионального
искусства;
писатели
и
художники,
памятники
архитектуры,
достопримечательности.
Основными критериями отбора материала при составлении программы
является ее культурная значимость в жизни района, актуальность,
воспитательная ценность.
На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотозарисовок,
видеозарисовок, мультимедийных презентаций, видеофильмов, используется
разнообразный раздаточный материал.

Программа рассчитана на учащихся 4 класса.
Режим занятий.
4 класс - 34 ч
Количество часов в неделю – 1 час.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю до 40минут
Формы учета знаний, умений:
- педагогическое наблюдение;
- тестирование;
- тематический опрос;
- методика «Ступеньки», «Волшебный день»;
- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных
рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися
иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков, проекты);
Ожидаемый результат:
•
рост познавательной активности у ребят;
•
увеличение
числа
школьников,
занимающихся
исследовательской, поисковой работой.
•
формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к
оформлению материалов;
•
развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения,
ассоциативного мышления.
•
Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в
области истории, культурологи, экологии родного края.
Обучающиеся должны знать:
название страны, региона, где живет учащийся, родного города
(села);
символику страны, края, города, школы;
традиции русского народа и семьи,
правила экологически грамотного и безопасного поведения в
природе;
условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой
природы и животных, вошедших в Красную книгу;
окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей,
разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную
книгу;
существующие в природе взаимосвязи растений, животных и
человека;
технологию изготовления поделок из природного материала.
правила ТБ в кружке.
Обучающиеся должны уметь:
видеть и понимать красоту живой природы;
вести простейшие наблюдения в природе;
воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и
познавательного интереса;

проводить самостоятельно наблюдения в природе;
распознавать в окружающем мире растения и животных, которые
изучали;
сравнивать природные объекты и находить в них существенные
отличительные признаки;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных
источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде
сообщений или рассказа;
составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре,
истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.
Воспитательным потенциалом
программы является степень
сформированности качеств личности:
любовь к людям и природе;
ответственное отношение к окружающей среде;
доброжелательность к живым существам;
стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные
способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей
меры воспитанности;
стремление преодолевать трудности, добиваться успешного
достижения поставленных целей.
Оценка результативности:
•
подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование,
выпуск газеты, вечер отдыха);
•
участие в различных конкурсах;
•
проведение конференции по итогам краеведческих исследований.
Работа с родителями
•
индивидуальные встречи с родителями в течение года
4 класс (34 часа)
Раздел I. «Природа Карелии (10 часов)
Наша Республика на карте Родины. Карта Карелии. Своеобразные черты
равнинной поверхности Карелии (холмы, возвышенности, бараньи лбы,
озовые гряды) – следы деятельности ледника. Изменение поверхности края в
результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Полезные
ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение,
места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае Водоемы Республики
(Онежское и Ладожское озера), их значение в природе и жизни человека.
Белое море – часть мирового океана. Изменение водоемов в результате
деятельности человека. Охрана водоемов нашей Республики. Ознакомление с
важнейшими видами почв Республики (подзолистые и др.). Охрана почв в
Карелии. Особенности природы таёжной зоны Карелии. Разнообразие
растений и животных различных сообществ. Взаимосвязи в природе,
приспособленность организмов к условиям тайги. Охрана природы в

Карелии. Заповедные территории. Разнообразие видов растений и животных,
внесенных в Красную книгу Карелии. Правила безопасного поведения в лесу
и возле водоема.
Практические работы: знакомство с картой Карелии; рассматривание
образцов полезных ископаемых Карелии, определение их свойств;
рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ,
знакомство с многообразием культурных растений и домашних животных
Карелии.
Экскурсии: в природу, краеведческий музей
Творческие работы: Сбор коллекции полезных ископаемых, рисунки на
тему «Сохраним природу нашего края»
Раздел II. Общество (8 часов)
Традиционные и современные праздники Карелии. День Республики
Карелия. Петрозаводск – столица Республики Карелия: герб города,
расположение на карте. Достопримечательности. Учреждения образования и
культуры: театры, образовательные учреждения (школы, средние
специальные учебные заведения, высшие учебные заведения Карелии).
Города современной Карелии: название, расположение на карте, крупные
предприятия, историко-культурные достопримечательности (2-3 примера),
Северный сосед Карелии – Финляндия. Расположение на карте, столица,
главные достопримечательности. Культурные отношения. Туристические
маршруты Карелии. Известные люди нашего края.
Экскурсии в краеведческие музеи, театры, учреждения науки и культуры.
Раздел III. Культура Карелии(12 часов)
Устное народное творчество: пословицы и поговорки, их значение и место в
народной жизни. Небылицы и перевертыши. Собиратели былин в Карелии.
Былины «Добрыня и Змей», «Алеша и Тугарин Змеевич», «Сухман»,
«Дунай», «Волх Всеславьевич»,«Добрыня и Алеша» . Поэтический язык
былин. А. М. Линевский «Листы каменной книги». Краткий рассказ о
писателе. Жизнь и необычайные приключения мальчика Льока и его
племени. Знакомство с творчеством известных карельских художников,
работающих в жанрах пейзажа, портрета, в области книжной графики,
скульптуры .Своеобразие архитектуры Карелии (на примере местного
материала)
Итоговое повторение и обобщение – 1 час. Резерв – 3 часа на
проведение проектной и исследовательской деятельности
4 класс
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19 20
21 22
23
24
25
26
27
28
29
30
31 32
33
34

День рождения республики
Как рождаются и растут города
Города - братья
Карелы из города Корела
Дождливый день в деревне Вожмосалма
Часы для петрозаводских мастеровых
Дружина олонецких стрелков
Волшебная вепсская нить
Карелия глазами первого губернатора
Поморские капитаны
Ёлочные игрушки в музее
Семейный проект «Старая ёлочная игрушка»
Сокровища бывшей гимназии
Обзорная экскурсия в музей
Как собирают музейные коллекции
Коллективный проект «Музейная коллекция»
Кижи – мастерская детства
Так говорят в народе
Карелия в поэзии

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Друзья с книжной полки

2

Любимые книги
Проект «Любимые книги в моей семье»
Карелия в живописи и графике
Театральное искусство Карелии
Дом, где живут куклы
Волшебные звуки музыки
Человек природе - друг
Мы в ответе за тех, кто рядом с нами
Дружно живём, играем и поём!

1
1
1
1
1
1
1
1
2

Будь здоров!
Викторина «Знатоки родного края»

1
1

Использованная литература:
1.
Греханкина Л.Ф.
Региональный компонент содержания
образования, ж-л «Педагогика», М., 1999г.,№8.
2.
Клепинина З.А., Клепинина Е.В. – Мой край: природа, история,
культура. Рабочая тетрадь по краеведению – М.: Ювента, 2007
3.
Юдина И. Г. Природоведение . Нестандартные уроки и
творческие задания. 1-4 классы, издательство Учитель -АСТ, Волгоград, 2002
4.
Шитикова «Край, в котором я живу»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».