MynnqunaJrbHoe 6roAxernoe o6qeoopa3oBaTeJlblloe yqpexAellue
KocroiuyrcrucKoro ropoAcKoro oKpyra
a
Vtnepnqqaro:
179 or27,08.2025 r.
Corraconano:
3aMecrI{TeJIb AUpeKTopa
Jlanxoscraff H.A.
IIp. Nr I or27.08.2025r.
T.H.Auapyua
^.=il
E:I
qes^S
F.3
PAEOtIA.fl TIPOTPAMMA
BHEyPOqHOfi AE TEJIbHOCTr',I
(PAEOTA C TEKCTOMD
AJrfi)raurxcs3 Kraccos
Cocraeuterlr:
CeMenoscrar f.C.,
Vq}ITEJIb I{AqAJIbIIbIX KJIACCOB
Kocrorrryrma,2025 t,
Пояснительная записка
Программа учебного курса «Работа с текстом» разработана на основе
Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Художественная литература является средством эстетического,
нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их
познавательной и творческой активности. Создать для ребѐнка условия,
способствующие открытию целостной картины мира благодаря детской книге,
развивать мотивы отношения к чтению позволяет курс «Работа с текстом».
Программа учебного курса позволяет проводить системную работу по
интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта обучающегося.
Содержание занятий создаѐт условия для углубления знаний, полученных на
уроках литературного чтения и применения их в самостоятельной читательской
деятельности.
Цель программы «Работа с текстом»: создание условий для развития
читательских умений и интереса к чтению.
Основные задачи:
Расширить читательский кругозор;
Способствовать пониманию социальной значимости чтения в обществе;
Укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности;
Учить работать с текстом литературного произведения;
Способствовать раскрытию творческого потенциала ребёнка.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной
школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский
народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации
многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на
мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть
произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной
национальной принадлежности;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных
произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки
героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к
материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о
книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в
справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с
задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинноследственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки
зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и
путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение
окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе,
честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про
себя,
элементарными
приёмами
анализа
художественных,
научнопознавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:
устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль
произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план,
находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные
особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений.
На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи
(повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный
ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на
прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать
собственный текст на основе художественного произведения, репродукции
картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Выпускник научится:
Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
Определять тему и главную мысль текста;
Делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их
последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два – три
существенных признака;
Понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в
тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение;
характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы
элементов);
Понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде
таблицы, схемы, диаграммы;
Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и
на жанр, структуру, выразительные средства текста;
Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
Выпускник научится:
Пересказывать текст подробно и сжато, устно и пьсьменно;
Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не
показанные в тексте напрямую;
Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание,
отвечая на поставленный вопрос.
Работа с текстом: оценка информации.
Выпускник научится:
Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
Оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять
место и роль иллюстративного ряда в тексте;
На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых
сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
Содержание учебного курса
Аудирование
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание
различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение
последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение
задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и
художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за
выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся
формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенное
увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм
чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их
с помощью интонирования. Воспитание эстетической отзывчивости на
произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению
небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения
и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объѐму и жанру произведений). Определение вида чтения
(изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте
необходимую информацию, понимание еѐ особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном,
научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов
текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных
произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания произведения по его названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и
самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение
работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,
выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу
беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративноизобразительных материалов.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных
произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное
словесное рисование, знакомство с различными способами работы с
деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий, изложение с элементами
сочинения, создание собственного текста на основе художественного
произведения, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного
опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года,
настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи.
«Чтение. Работа с текстом» в 3 классе составляет 17 ч..
Календарно - тематическое планирование
3 класс
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
1
Работа с текстом «Друзья» Вера Чаплина
1
2
Г.А.Скребицкий «Воришка»
1
3
Работа с научным текстом «Бактерии» по
1
материалам энциклопедии «Хочу всё знать».
4
Г.Я.Снегирев «Кабаны»
1
5
Н.М.Артюхова «Воробей»
1
6
Работа с научным текстом «Змеи» по материалам
1
энциклопедии «Что такое. Кто такой».
7
К.Д.Паустовский «Барсучий нос»
1
8
Работа с научным текстом «Божья коровка» по
1
материалам энциклопедии «Что такое. Кто такой».
9
В.В.Бианки «Анюткина утка»
1
10
Работа с научным текстом «Воздух» по материалам
1
энциклопедии «Хочу всё знать».
11
Е.И.Чарушин «Лесной котенок»
1
12
Е.А.Пермяк «Легкомысленная покупка»
1
13
М.М.Пришвин «Изобретатель»
1
14
Н.Сладков «Трясогузкины письма»
1
15
Работа с научным текстом «Собаки» по Э. Бауэру
1
16
В. Осеева «На катке».
1
17
Работа с научным текстом о животных по А.
1
Клыкову.
Печатные пособия
- Толковые словари.
- Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Литературное чтение. ВПР. Практикум по выполнению типовых заданий: 3
класс / Е.В.Волкова, Л.В.Дьячкова - М.: Издательство Экзамен, 2025.