Занимательная физика_Рабочая программа внеурочной деятельности

MynuqunaJrbuoe 6roAxenroe obqeo6pa3oBareJrbuoe yqpexAen[e
KoctoruyrcrucKoro ropoAcrcoro oKpyra
<

CornacoeaHo:
a /fl
H.A.
Jlanxoscran
/A

VrnepxAaro:
.08.2025 r.

/

3aMecrr,rreJrl AnpeKrop

LT

.Au,qpyua

flpunmo Ha rreAaronaqecKoM coBere
IIp. l{b I or 27.08.2025r.

lg\

""uarus,li

E

fu**d,^-\$

PAEOIIAf, TIPOTPAMMA

BHEvPOqHOft AEflTEJIbHOCTTI
dAHIIMATEJIbHAfl OII3IIKA>)

Art fraquxcs

9 KJIaccoB

Cocranr,rrenu:

Baxanosr.{ H.A.,
)nrr,rrenb (prslr n

Kocrorrayrma,2025 r.

Пояснительная записка

1.
2.

3.
4.
5.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная
физика» составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования.
При составлении рабочей программы учтены основные идеи и
положения Программы развития и формирования универсальных учебных
действий для основного общего образования.
Важнейшие задачи образования обучающихся
(формирование
предметных и универсальных способов действий, индивидуальный прогресс
в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной)
в значительной степени реализуются за счёт практической направленности
курса. Кроме этого, осуществляется подготовка к освоению основ физики
при последующем обучении, поскольку на занятиях учитель даёт объяснение
наблюдаемым явлениям, приводит примеры их практического применения. В
отношении развития личности, её воспитания, курс «Шаг в науку» играет
значительную роль, т.к. все занятия посвящены экспериментальной
деятельности по изучению законов природы и являются практикоориентированными.
Для реализации поставленных целей и задач разработана программа
внеурочной деятельности «Занимательная физика»
в 9 классах.
рассчитанного на 34 часа (1 час в неделю).
Цель программы – осмысление и расширение личного опыта обучающихся
в области физики и математики, в процессе научного познания окружающего
мира, развитие творческих способностей, логического мышления,
углубление знаний, полученных на уроках, и расширение общего кругозора
ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и
вопросов.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих
задач:
Способствовать формированию представлений о физической сущности
явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных),
Ознакомить обучающихся с механизмами и увлекательно-познавательными
опытами, в основе которых лежат физические законы и математические
вычисления.
Раскрыть закономерности наблюдаемых явлений, их практическое
применение.
Развивать внимание, умение наблюдать физические явления.
Проводить
естественно-научные
эксперименты,
сопоставлять
экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями
жизни.
Структура программы

Разработанная программа внеурочной деятельности вооружают учащихся
знаниями необходимыми, для осмысления явлений и процессов
происходящих в природе, технике, быту: формируют диалектико материалистическое мировоззрение. Изучение физических законов и явлений
на основе постановки демонстрационных опытов позволяет формировать и
развивать у школьников умения наблюдать, выдвигать гипотезы и
планировать свою деятельность в соответствии с ходом эксперимента,
выделять общее и частное, проводить анализ и сравнение.
Выполнение опытов и наблюдений, при исполнении которых
одновременно работают руки и голова, основные органы чувств с помощью
которых мы познаем мир, приводит к тому, что в сознании строятся
первоначальные физические понятия, строятся они, исходя из собственного
опыта ученика.
Определенное количество домашних опытов и наблюдений, развивает у
учащихся изобретательский подход, инициативу и творчество, приучают
ребят к сознательному и целеустремленному труду.
Программа отличается от других тем, что основные физические понятия
вводятся в ходе решения цепочки ключевых задач. Ключевые задачи
возникают на занятиях в деятельности самих учеников (в том числе, в игре).
Решение ключевой задачи проводится с помощью простейших моделей вещественных или мысленных. Итог решения – «открытие» физического
закона, который затем испытывается на природе и технике.
Формы работы: лабораторные работы, творческие мастерские,
экскурсии, творческие проекты; мини-конференции с презентациями,
использование проектного метода, активное вовлечение учащихся в
самостоятельную проектную и исследовательскую работу.
Ожидаемые результаты
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения
образовательной программы основного общего образования:
личностные:
--ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
--формирования коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
--умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной
речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,
приводить примеры и контрпримеры;
---критичности мышления, умения распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
--креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при
решении арифметических задач;
---умения контролировать процесс и результат учебной математической
деятельности;

---формирования
способности
к
эмоциональному
восприятию
математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
--способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения
целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
--умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые
коррективы;
--способности адекватно оценивать правильность или ошибочность
выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные
возможности её решения;
--умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические
рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и
выводы;
--умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические
средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
--развития способности организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,
распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить
общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
--развития способности видеть математическую задачу в других
дисциплинах, в окружающей жизни;
--умения находить в различных источниках информацию, необходимую
для решения математических проблем, и представлять её в понятной
форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и
вероятностной информации;
--умения понимать и использовать математические средства наглядности
(рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации,
аргументации;
--умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания
необходимости их проверки;
--понимания сущности алгоритмических предписаний и умения
действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
--умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы
для рещения учебных математических проблем;
--способности планировать и осуществлять деятельность, направленную
на решение задач исследовательского характера;
o предметные:
---умения работать с математическим текстом (структурирование,
извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои
мысли в устной и письменной речи, применяя математическую
терминологию и символику, использовать различные языки математики

(словесный,
символический,
графический),
развития
способности
обосновывать суждения, проводить классификацию;
--владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе,
дроби, процентах, об основных геометрических объектах, формирования
представлений о статистических закономерностях в реальном мире и
различных способах их изучения;
--умения выполнять арифметические преобразования рациональных
выражений, применять их для решения учебных математических задач и
задач, возникающих в смежных учебных предметах;
---умения пользоваться изученными математическими формулами,
---знания основных способов представления и анализа статистических
данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных
вариантов;
---умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении
задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к
непосредственному применению известных алгоритмов.
Содержание курса:
ТЕМА 1. КИНЕМАТИКА – 7 ЧАСОВ.
Способы описания механического движения. Система отсчета.
Прямолинейное движение. Прямолинейное равномерное движение по
плоскости. Перемещение и скорость при равномерном прямолинейном
движении по плоскости. Относительность движения. Сложение движений.
Принцип независимости движений.
Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к
горизонту. Равномерное движение по окружности. Угловая скорость. Период
и частота вращения. Скорость и ускорение при равномерном движении по
окружности.
ТЕМА 2. ДИНАМИКА – 8 ЧАСОВ.
Инерциальные системы отсчета. Сила. Законы Ньютона. Движение тела
под действием нескольких сил. Движение системы связанных тел. Динамика
равномерного движения материальной точки по окружности.
Классы сил. Закон всемирного тяготения. Движение планет.
Искусственные спутники. Солнечная система. История развития
представлений о Вселенной. Строение и эволюция Вселенной.
ТЕМА 3. ИМПУЛЬС. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА – 3
ЧАСА
Импульс. Изменение импульса материальной точки. Система тел. Закон
сохранения импульса. Реактивное движение в природе. Расследование ДТП с
помощью закона сохранения импульса.
ТЕМА 4. МЕХАНИЧЕСКАЯ РАБОТА. МЕХАНИЧЕСКАЯ
ЭНЕРГИЯ. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ – 2
ЧАСА.

Механическая работа, мощность. Кинетическая и потенциальная
энергии. Механическая энергия системы тел. Изменение механической
энергии. Закон сохранения механической энергии.
ТЕМА 5. СТАТИКА – 2 ЧАСА.
Равновесие тела. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.
Простые механизмы.
ТЕМА 6. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ – 4 ЧАСА.
Механические колебания. Преобразование энергии при механических
колебаниях. Математический и пружинный маятники. Свободные,
затухающие и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны.
Длина и скорость волны. Звук.
ТЕМА 8. ОПТИКА – 4 ЧАСА.
Источники
света.
Действия
света.
Закон
прямолинейного
распространения света. Закон отражения света. Построение изображений в
плоском зеркале. Закон преломления света на плоской границе двух
однородных прозрачных сред. Преломление света в призме. Дисперсия света.
Явление полного внутреннего отражения. Линзы. Тонкие линзы. Построение
изображений, создаваемых тонкими линзами. Глаз и зрение. Оптические
приборы.
ТЕМА 9. ФИЗИКА АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА – 3 ЧАСА.
Строение атома. Поглощение и испускание света атомами. Оптические
спектры. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Строение атомного
ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные силы. Энергия связи атомных
ядер. Закон радиоактивного распада. Альфа- и бета-распады. Правила
смещения. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика.
Источники энергии Солнца и звезд. Регистрация ядерных излучений.
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Дозиметрия.
Экологические проблемы ядерной энергетики.
Календарно – тематическое планирование курса
№
Тема занятия
Содержание
1.
Введение
Способы
описания
2.

3.

4

механического
движения как способы
описания
функциональных
зависимостей.
Прямолинейное
равномерное движение
по плоскости? Смотря
из
какой
точки
наблюдать…
Относительность
движения.
Сложение
движений.
Принцип
независимости
движений.

Обсуждение статьи сайта www. elementy.ru о
способах описания движения.

Вывод формулы изменения координаты. Работа в
малых группах над алгоритмом решения задач по
указанной теме.
Работа в малых группах над созданием алгоритма
решения качественных и расчетных задач по теме
«Моя задача на относительность движения»

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Как и куда полетела
вишневая
косточка?
Расчет
траектории
движения
тел
и
персонажей рассказов
Р.Распэ о Мюнхаузене.
Историческая
реконструкция опытов
Галилея
по
определению ускорения
g.
Определение скорости
равномерного движения
при
использовании
тренажера
«беговая
дорожка».
Принципы
работы
приборов
для
измерения скоростей и
ускорений.
Сила
воли,
сила
убеждения или сила –
физическая величина?
Движение
действием
сил

тела под
нескольких

Движение
системы
связанных тел
Динамика
равномерного движения
материальной точки по
окружности.
История
развития
представлений
о
Вселенной. Солнечная
система.
Движение
планет и их спутников.
Строение и эволюция
Вселенной.
Открытия на кончике
пера.
Первые
искусственные
спутники Земли.

14
Как вы яхту назовете…

Работа в малых группах над созданием алгоритма
решения расчетных задач на составление авторских
задач по теме «Моя задача на расчет движения тела,
брошенного под углом к горизонту»

Выполнение практических работ в малых группах,
презентация и обсуждение результатов

Решение заданий ОГЭ по кинематике.

Чтение и обсуждение текста статьи сайта www.
elementy.ru
о
классах
сил. Обсуждение
произведений классической литературы, в которых
описываются различные силы.
Работа в малых группах над созданием алгоритма
решения качественных и расчетных задач;
составление авторских задач по теме «Моя задача
на применение законов Ньютона»
Работа в малых группах над отработкой алгоритма
решения задач на применение законов Ньютона.
Составление и решение авторских задач по теме:
«Моя задача на применение законов Ньютона»
Работа в малых группах над отработкой алгоритма
решения задач на применение законов Ньютона.
Составление и решение авторских задач по теме:
«Моя задача на применение законов Ньютона»
Обсуждение докладов и презентаций учащихся на
тему: «История развития представлений о
Вселенной». Изучение расположения и движения
планет с помощью модели-теллурия.
Работа в малых группах над отработкой алгоритма
решения задач на применение закона всемирного
тяготения. Составление и решение авторских задач
по теме: «Моя задача на применение ЗВТ»
Чтение и обсуждение статьи сайта www. elementy.ru
о замкнутых системах и законе сохранения
импульса. Изучение и анализ иллюстративного
материала на примере мультфильма «Приключения
капитана Врунгеля»

15
16
17
18

19

Реактивное движение в
природе.
Расследование ДТП с
помощью
закона
сохранения импульса
Определение средней
мощности человека за
сутки.
Расчет
изменения
механической энергии
баскетбольного мяча за
дин удар/серию ударов
и
графическое
представление
зависимости изменения
энергии от количества
ударов
«Определение центров
масс различных тел
(три способа)»

20

Применение
простых
механизмов
в
строительстве:
от
землянки до небоскреба

21

Виды маятников и их
колебаний.

22

Что переносит волна?

23

Колебательные системы
в природе и технике

24

Как
исследовали
световые явления и как
их исследуют теперь.
Изготовление
модели
калейдоскопа.
Экспериментальная
проверка
закона
отражения света.

25
26

«Измерение показателя
преломления воды»

27

Как
отличаются
показатели
преломления цветного
стекла
Поглощение
и
испускание
света
атомами.
Оптические

28

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на
тему: «Реактивное движение в природе».
Работа в малых группах над алгоритмом решения
задач
по
указанной
теме
(на
примере
видеоматериалов из интернета)
Решение экспериментальных задач. Выполнение
практической работы в малых группах, обсуждение
результатов.
Практическая работа в малых группах, расчет
погрешности прямых и косвенных измерений.
Построение графика зависимости изменения
энергии от количества ударов. Презентация и
обсуждение результатов работ.
Решение экспериментальных задач. Выполнение
практической работы в малых группах, обсуждение
результатов.
Обсуждение докладов и презентаций учащихся на
тему: «Применение простых механизмов в
технике». Изучение и анализ иллюстративного
материала на примере мультфильмов «Чебурашка и
Гена строят дом», «Мадагаскар»
Чтение и обсуждение статьи сайта www. elementy.ru
о видах колебаний и маятников. Изучение и анализ
результатов экспериментов с маятниками.
Работа в малых группах над алгоритмом решения
задач
по
указанной
теме
(на
примере
видеоматериалов из интернета)
Обсуждение докладов и презентаций учащихся на
тему: «Колебательные системы в природе и
технике».
Обсуждение докладов и презентаций учащихся на
тему: «Исследование световых явлений». Работа в
малых группах над моделью калейдоскопа.
Решение экспериментальных задач (создание
установки). Выполнение практической работы в
малых группах, обсуждение результатов.
Решение экспериментальных задач. Выполнение
практической работы в малых группах, обсуждение
результатов.
Работа
в
малых
группах.
Решение
экспериментальных задач, обсуждение результатов,
построение графической зависимости показателя
преломления света от его частоты.
Чтение и обсуждение статьи сайта www. elementy.ru
о видах оптических спектров и их применении к
химическому анализу состава тел.

спектры.

29
30

31
32
33
34

Решение экспериментальных задач. Выполнение
Измерение
КПД
практической работы в малых группах, обсуждение
солнечной батареи
результатов.
Влияние
радиоактивных
Обсуждение докладов и презентаций учащихся на
излучений на живые тему: «Радиация вредная и полезная».
организмы
Защита
индивидуального
Обсуждение проектов
проекта
Решение заданий ОГЭ
Работа сборник огэ
Решение заданий ОГЭ
Работа сборник огэ
Решение заданий ОГЭ
Работа сборник огэ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».