Многоликая-биология_Рабочая программа внеурочной деятельности

MyunquuaJrbHoe $roAxernoe o6ueo6pa3oBareJrbHoe yqpex(AeHlre
KocrouyrrtrcKoro ropogcKoro oKpyra
<

Vrnepxnarc:
or 27.08.2025 r.

Cornaconano:
3aMecrlITeJIb ArpeKTopa

Jlamoscrat H.A.

'W
o*od$/

flpuumo Ha rleAaroruItlecKoM coBere
IIp. Ne I or 27.08.2025r.

E

*

F6

T.H.AH.qpyEa

i

=
;t[,160yi('0 -C0tiil,te3,Js;

PAEOtIAf, TIPOTPAMMA
BHEvPOqHOfr AEJTTEJIbHOCTTI
(MHOI OJII'IKAfl EIIO JIOIIiIfl >)

AJrr

fralryIxcs 9

KJIaccoB

Coctasnreru:
Apxuruleaa O.C.,
yqlrreJrb 6uonornz

Kocrouyrma,2025 r.

Пояснительная записка
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных
основ общей биологии. Система уроков по данному курсу сориентирована не
столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной
личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными
навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску,
отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их
мотивированности к самостоятельной учебной работе. Этот курс призван
уделить более тщательное внимание изучению курса биологии,
подготавливая учащихся к государственной итоговой аттестации в форме
ОГЭ.
Предлагаемый курс реализуется в объеме 34 часа (1 час в неделю).
Изучение курса не предполагает оценивания.
Цель программы:
• Содействовать формированию прочных знаний по общей
биологии, умений и навыков решения задач повышенной сложности.
• Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания
учащихся
сформировать/актуализировать
навыки
решения
биологических задач различных типов.
• Дать ученику возможность реализовать свои интеллектуальные и
творческие способности, имеющиеся знания и умения в других
областях деятельности при выполнении проектной работы.
• Дать ученику возможность оценить свои склонности и интересы
к данной области знания Задачи:
1.Формировать систему знаний по главным теоретическим законам
биологии.
2.Развивать
ключевые компетенции: учебно-познавательные,
информационные, коммуникативные, социальные.
3.Развивать биологическую интуицию, выработать определенную
технику, чтобы быстро справится с предложенными экзаменационными
заданиями.
Содержание курса.
Методы биологии
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной
картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых
объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение
биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей
среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Признаки живых организмов
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства
живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития
организмов. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании
клеток – одна из причин заболеваний организмов. Одноклеточные и
многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь
как основа целостности многоклеточного организма.
Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных,
грибов и бактерий. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы
рассудочного поведения). Наследственность и изменчивость – свойства
организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и
изменчивости.
Наследственная
и
ненаследственная
изменчивость.
Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном
отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и
размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за
ростом и развитием растений и животных; опыты по изучению состава
почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения
животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание;
приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их
под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и
бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных;
выявление изменчивости организмов.
Система, многообразие, эволюция животного мира
Система органического мира. Основные систематические категории, их
соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль
растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни
человека и собственной деятельности. Вирусы – неклеточные формы.
Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека.
Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями,
бактериями, грибами и вирусами. Оказание первой помощи при отравлении
грибами. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и
грибов в биотехнологии.
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник
учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение
растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как
основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.
Проведение простых биологических исследований: распознавание
растений разных отделов,
животных разных типов,
наиболее
распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов,
важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных;

определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе с использованием справочников и определителей
(классификация).
Человек и его здоровье
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности
организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы
изучения организма человека, их значение и использование в собственной
жизни.
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с
животными и отличие от них.
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.
Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении.
Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая
основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.
Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их
профилактика.
Предупреждение
распространения
инфекционных
заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного
организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы
оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении
утопающего.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и
лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма.
Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие
на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области
иммунитета. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания
первой помощи при кровотечениях.
Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление
авитаминозов и меры их предупреждения.
Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их
предупреждения для сохранения здоровья.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика
травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при
травмах опорно-двигательной системы.
Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания
первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и
их профилактика.
Размножение и развитие. Наследование признаков у человека.
Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических
знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции,
передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее
профилактика.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их
профилактика.
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
Нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней
секреции. Гормоны.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание
человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека:
осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к
накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение
интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы
деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности,
темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и
поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа
жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная
активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов.
Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение.
Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация
к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и
энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и
чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за
состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного
давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на
таблицах органов и систем органов человека; определение норм
рационального питания; анализ и оценка влияния факторов окружающей
среды, факторов риска на здоровье.
Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука.
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов
к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных
видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль
производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в
экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме.
Особенности агроэкосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник
учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их
влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия

деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на
живые организмы и экосистемы.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за
сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи
веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к
среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций
разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия
факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий
деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на
живые организмы и экосистемы.
Планируемые результаты изучения курса
«Многоликая биология»
В результате изучения обучающийся научится:
• понимать признаки биологических объектов: живых организмов; генов
и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и
бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений,
животных и грибов своего региона;
• понимать сущность биологических процессов: обмен веществ и
превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт
веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и
изменчивость,
регуляция
жизнедеятельности
организма,
раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в
экосистемах;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности,
высшей нервной деятельности и поведения;
• объяснять:
роль
биологии
в
формировании
современной
естественнонаучной картины мира, в практической деятельности
людей и самого ученика; родство, общность происхождения и
эволюцию растений и животных (на примере сопоставления
отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и
собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей
среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы;
необходимость защиты окружающей среды; родство человека с
млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного
здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности
и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета
у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические
эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать

•

•
•

•
•

•

•

•

•
•
•

за ростом и развитием растений и животных, поведением животных,
сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых
микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды
клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и
таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов
животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и
классов; наиболее распространенные растения и животных своей
местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и
ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к
среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы
органов, организмы, представителей отдельных систематических
групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной
систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды,
факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в
экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и
экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации:
находить в тексте учебника отличительные признаки основных
систематических групп; в биологических словарях и справочниках
значения биологических терминов; в различных источниках
необходимую информацию о живых организмах (в том
числе с использованием информационных технологий);
Обучающийся получит возможность научиться:
соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов,
ВИЧ-инфекции,
вредных
привычек
(курение,
алкоголизм,
наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и
простудных заболеваний;
оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами,
растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах,
обморожениях, травмах, спасении утопающего;
соблюдать правила поведения в окружающей среде;
выращивать культурные растения и ухаживать за домашними
животными;
наблюдать за состоянием собственного организма.

Тематическое планирование курса
«Многоликая биология» (34 часа)
№ п/п
1
2
3
4
5
6

Тема
Методы биологии
Клетка как биологическая система
Многообразие и эволюция живой природы.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Экология
Тестирование по форме ОГЭ
Итого

Кол-во
часов
2
8
12
7
4
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».