Решение задач по неорганической химии_Рабочая программа внеурочной деятельности

MynuqunaJrbHoe 6roAxernoe o6ueo6pa3oBareJrbnoe yqper(AeHrre
KocrouyrcrtrcKoro ropoAcroro onpyra
<

Cor.naconano: t
anpercopyl,,
H.A.__wI tK

Yrnepxq,qaro:
27.08.2025 r.

3aMecrrrreJrs
Jlanxoscxa"n

T.H.Anapyua

llpunxro Ha rreAaror"i#*o* coBere
IIp. J',fb I or 27.08.2025r.

@,ffip

PAEOTIAf, TIPOTPAMMA
BHEITP OqHOfr AE.fl TE JTbHO CTI,I

dEIIIEHUE 3MAII rIO HEOPIAHI,T[IECKOfr XTIMIITI)

Arr fraquxcs

9 KJraccoB

CocrasureJrn:
Vrrr.rna C.I4.,
rrr{TeJrb xr,rMrrrr

Kocrorrayrma,2025 r.

Пояснительная записка
Курс рассчитан на учащихся 9 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю 1
час.
В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено
проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая
проверка знаний – в виде выполнения тестовых заданий за текущий и прошедший
год.
Место курса в образовательном процессе:
Химия, как наука относится к основополагающим областям естествознания.
Обитая в быстро изменяющемся материальном мире, человек взаимодействует с
множеством материалов и веществ природного и антропогенного происхождения.
Программа спецкурса способствует формированию основ химических
знаний, является фундаментом для дальнейшего совершенствования химических
знаний в старших классах общеобразовательной школы.
Цель курса: систематизировать и обобщить знания учащихся по химии.
Задачи:
-повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на
заключительном этапе общего биологического образования;
-закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения у учащихся
-продолжить формирование знаний учащихся по химии;
-продолжить формирование на конкретном учебном материале умений:
сравнивать, анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, связно,
грамотно и доказательно излагать учебный материал;
-работая над развитием интеллектуальных, познавательных и творческих
способностей, сформировать у учащихся универсальные учебные действия;
-помочь учащимся в осознанном выборе профессии.
Планируемые результаты:






Успешное обучение в последующих классах;
Знание основных законов и понятий химии и их оценивание;
Умение проводить простейшие расчёты;
Умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлять
необходимые уравнения, объяснять свои действия;
Успешная самореализация школьников в учебной деятельности.

Методы
обучения: словесно-иллюстративные
методы,
методы
дифференцированного
обучения.
Формы обучения: урок- лекция, урок- семинар.
Содержание воспитательного потенциала раздела: в ходе реализации спецкурса
совершенствуются коммуникативные навыки, формируется познавательный
интерес к предмету,
происходит формирование позитивного восприятия
школьниками требований и просьб учителя, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации, использование практических, лабораторных,
проектных
работ для приобретения навыков сам. решения проблемы,
генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к

чужим идеям публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Содержание
№ п/п Темы занятий
РАЗДЕЛ 1 ВЕЩЕСТВО
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20
элементов периодической системы ДИ. Менделеева. Современные
представления о строении атома. Движение электрона в атоме. Атомная
орбиталь. Последовательность заполнения электронных оболочек в
атомах. Электронные и графические формулы атомов элементов
Периодический закон и периодическая система химических элементов
ДИ. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Физический смысл порядкового номера химического элемента.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с
положением в периодической системе химических элементов.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.
И. Менделеева. Физический смысл номера периода и группы.
Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и
периодичность их изменения в свете электронного строения атома.
Общая характеристика элемента на основе его положения в
периодической системе Д. И. Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и
неполярная), ионная, металлическая.
Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм её образования.
Полярная и неполярная ковалентная связь. Свойства ковалентной связи.
Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм
её образования. Свойства ионов. Металлическая связь. Практическое
занятие. Составление электронных и структурных формул веществ
Валентность химических элементов. Степень окисления химических
элементов. Валентные электроны. Валентность. Валентные возможности
атомов. Степень окисления. Практическое занятие. Составление
электронных и структурных формул веществ. Чистые вещества и смеси.
Атомы и молекулы. Химический элемент.
Чистые вещества и смеси виды смесей. Способы разделения смесей.
Практическое занятие.
Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических
веществ.
Номенклатура неорганических соединений.
Классификация веществ: простые и сложные, металлы и неметаллы.
Классификация
неорганических веществ, их генетическая связь. Номенклатура,
классификация оксидов, кислот, солей и оснований.

РАЗДЕЛ 2 ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических
реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при
химических реакциях.
Физические и химические явления. Сравнение признаков физических и
химических
явлений. Написание уравнение химических реакций, расстановка
коэффициентов. Закон сохранения массы веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и
составу исходных и полученных веществ, изменению степеней
окисления
химических элементов, поглощению и выделению энергии.
Различные классификации химических реакций, примеры.
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая
диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация в
растворах и расплавах. Роль воды в процессе электролитической
диссоциации. Степень диссоциации. Константа диссоциации.
Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории
электролитической диссоциации.
Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
Практическое занятие. Составление молекулярных и ионных уравнений.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и
восстановитель.
Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений ОВР:
метод электронного баланса и метод полуреакций (ионно-электронный
метод).
Практическое занятие. Составление уравнений ОВР методом
электронного баланса и методом полуреакций.
РАЗДЕЛ 3 ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ
Химические свойства простых веществ-металлов. Химические свойства
простых веществ-металлов щелочных и щелочноземельных металлов,
алюминия, железа.
Общая характеристика металлов. Расположение металлов в
Периодической системе Д.И. Менделеева, изменение их свойств по
периодам и группам. Электрохимический ряд напряжения металлов.
Химические свойства металлов. Характеристики щелочных и
щелочноземельных металлов, алюминия, железа.
Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода,
кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

Общая характеристика неметаллов. Расположение металлов в
Периодической системе Д.И. Менделеева, изменение их свойств по
периодам и группам. Химические свойства неметаллов. Характеристики
водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния
и их соединений.
Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов:
основных, амфотерных, кислотных.
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы
получения оксидов.
Химические свойства оснований.
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы
получения оснований.
Химические свойства кислот.
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы
получения кислот.
Химические свойства солей (средних).
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы
получения солей.
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Практическая работа. Выполнение упражнений на цепочку превращений.
РАЗДЕЛ 4 МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ.
Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная
посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ.
Приготовление растворов. Определение характера среды раствора кислот
и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в
растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).
Получение газообразных веществ. Качественные реакции на
газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.
Решение задач.
РАЗДЕЛ 5 ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в
повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его
последствия.

Тематическое планирование
№ п/п

Наименование разделов и тем

Вещество
1

Кол- Дата
во
часов

Строение атома. Периодический закон и
периодическая система химических
2
Валентность и степень окисления химических
элементов. Химический элемент.
3
Основные классы неорганических веществ.
4,5
Разбор заданий олимпиады прошлого года
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
6
Химическая реакция.

1

Электролиты и неэлектролиты.
Электролитическая диссоциация.

1

7

8
Окислительно- восстановительные реакции.
Элементарные основы неорганической химии.

1
1
2
1

1

Химические свойства простых веществ-металлов 1
Химические свойства простых веществ1
неметаллов.
11
Химические свойства сложных веществ.
1
12
Взаимосвязь различных классов
1
Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы
химии.
13,14
Правила безопасной работы в школьной
2
9
10

лаборатории. Лабораторная посуда и
оборудование. Разделение смесей и очистка
веществ. Приготовление растворов.
15,16
17,18

Определение характера среды, раствора кислот и
щелочей с помощью индикаторов
Получение газообразных веществ. Качественные
реакции на
газообразные вещества (кислород, водород,
углекислый газ, аммиак).

2
2

19,20,21,22 Проведение расчетов на основе формул и
уравнений реакций.

4

Качественные реакции на катионы. Лабораторная
работа
25,26
Качественные реакции на анионы. Лабораторная
работа
Химия и жизнь

2

27,28

Проблемы безопасного использования веществ и
химических реакций в повседневной жизни.

2

29,30

2

31,32

Химическое загрязнение окружающей среды и
его последствия.
Решение ситуационных задач

33,34

Обобщение

2

23,24

2

2

Итого: 34
Учебно-методический комплект:
Литература для учителя:
1. Адамович Т.П. Васильева Г.И. “Сборник олимпиадных задач по химии”.
2. Будруджак П. “Задачи по химии”.
3. Ерохин Ю.М.; Фролов В.И. “Сборник задач и упражнений по химии”.
4. “Контрольные и проверочные работы по химии 8 класс” к учебнику О.С.
Габриеляна “Химия – 8 класс”.
5. Кузменко Н.Е., Ерёмин В.В. “2500 задач с решением”.
6. Цитович И.К.; Протасов П.И. “Методика решения расчётных задач по химии”.
7. Хомченко И.Г. “Сборник задач и упражнений по химии для нехимических
техникумов”.
8. Хомченко Г.П. “Задачи по химии для поступающих в ВУЗы”.

Литература для учащихся:
1. Абкин Г.Л. “Задачи и упражнения по химии”.
2. Габриелян О.С. “Химия в тестах, задачах, упражнениях 8 – 9 классы”.
3. Гаврусейко Н.П. “Проверочные работы по неорганической химии 9 класс”.
4. Савинкина Е.В. Свердлова Н.Д. “Сборник задач и упражнений по химии”.
5. Хомченко И.Г. “Сборник задач и упражнений по химии для средней школы”.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».