Биология_углубленный

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,
программы по биологии для общеобразовательных школ (сборник Биология. Рабочие программы.
Предметная линия учебников «Линия жизни». 10―11 классы: учеб. пособие для
общеобразовательных. организаций: углубленный уровень / В. В. Пасечник, Г. Г. Швецов, Т. М.
Ефимова. ― М.: Просвещение, 2017), полностью отражающей содержание Примерной программы, с
дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая
программа:

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413).
Подпункт 6 изменен с 7 августа 2017 г. - Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2017 г.
N 613

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации», ст. 2, п. 9;

Федеральный государственный образовательный стандарт;

письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О
введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

федеральный
перечень
учебников,
рекомендованных
Министерством
образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях, на 2019-2020 гг., пр. Министерства образования и науки
РФ № 345 от 28.12.2018

приказ Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015 г. «О
внесении изменений в ФГОС ООО, утверждённый приказом Министерства образования и
науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897»;

основной образовательной программой среднего (полного) общего образования
МБОУ СОШ№3;

учебным планом МБОУ СОШ№3;
на основе:
 Программа: Программа по биологии для общеобразовательных школ (сборник
Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 10―11
классы: учеб. пособие для общеобразовательных. организаций: углубленный уровень / В.
В. Пасечник, Г. Г. Швецов, Т. М. Ефимова. ― М.: Просвещение, 2018

Учебник: Биология. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций:
углубленный уровень / В. В. Пасечник, А. А. Каменский, А. М. Рубцов: - 2-е изд. - М.:
Просвещение, 2020.
 Учебник: Биология. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций:
углубленный уровень / В. В. Пасечник, А. А. Каменский, А. М. Рубцов: - 2-е изд. - М.:
Просвещение, 2020.
Примерная программа учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего
образования составлена в соответствии с требованиями к результатам среднего общего образования,
утвержденными Федеральным государственным стандартом среднего общего образования.
Программа разработана с учётом актуальных задач обучения, воспитания и развития
обучающихся. Программа учитывает условия, необходимые для развития личностных и
познавательных качеств обучающихся.
Программа включает обязательную часть учебного курса, изложенную в Примерной основной
образовательной программе по биологии на уровне среднего общего образования и рассчитана на
204 часа. Данная рабочая программа рассчитана на проведение 3 часов классных занятий в неделю
при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы). Общее число учебных часов за 2 года
обучения составляет 204 ч, из них 102 ч (3 ч в неделю) в 10 классе, 102 ч (3 ч в неделю) в 11 классе. В

программе содержится примерный перечень лабораторных и практических работ, не все из которых
обязательны для выполнения.
Освоение программы по биологии обеспечивает
овладение основами учебноисследовательской деятельности, научными методами решения различных теоретических и
практических задач.
Изучение биологии на углубленном уровне ориентировано на подготовку к последующему
профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путём
более глубокого, чем предусматривается базовым уровнем, овладения основами биологии и
методами изучения органического мира.
Изучение биологии на углубленном уровне обеспечивает: применение полученных знаний для
решения практических и учебно-исследовательских задач, умение систематизировать и обобщать
полученные знания; овладение основами исследовательской деятельности биологической
направленности и грамотного оформления полученных результатов.
Изучение предмета на углубленном уровне позволяет формировать у обучающихся умение
анализировать, прогнозировать и оценивать с позиции экологической безопасности последствия
деятельности человека в экосистемах.
На углубленном уровне изучение предмета «Биология», в части формирования у обучающихся
научного мировоззрения, освоения общенаучных методов, освоения практического применения
научных
знаний,
основано
на межпредметных
связях
с
предметами
областей
естественных, математических и гуманитарных наук.
В системе естественно-научного образования биология как учебный предмет занимает важное
место в формировании: научной картины мира; функциональной грамотности, необходимой для
повседневной жизни; навыков здорового и безопасного для человека и окружающей среды
образа жизни; экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и человеку;
собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных
источников. Изучение биологии создает условия для формирования у обучающихся
интеллектуальных, гражданских, коммуникационных и информационных компетенций.
Изучение курса «Биология» в старшей школе направленно на решение следующих задач:
1) формирование системы биологических знаний как компонента естественно-научной картины
мира;
2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование,
формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту
и трудовой деятельности;
3) выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также
формирование отношения к биологии как возможной области будущей практической деятельности.
Цели биологического образования в старшей школе формулируются на нескольких уровнях:
глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам
освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей
школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации
развития ― ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения
и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд
особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными для решения задач
развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического
образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими
и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического
образования являются:
― социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений,
обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу либо общность ― носителя её норм,
ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

― приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей,
накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование на старшей ступени призвано обеспечить:
― ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и
достижений современной биологической науки;
― развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к
изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания;
― овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями для
формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также
методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических
исследований;
― формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и
человеку.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии.
Современные направления в биологии. Синтез естественно-научного и социогуманитарного знания
на современном этапе развития цивилизации. Роль биологии в формировании современной научной
картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и
функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации.
Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественно-научной картине мира.
Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии,
статистическая обработка данных.
Демонстрация: Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система
биологических наук», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства
живой материи», «Методы познания живой природы».
Лабораторные и практические работы:
Использование различных методов при изучении биологических объектов.
Механизмы саморегуляции.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Вода, её роль в живой
природе. Гидрофильность игидрофобность. Роль минеральных солей в клетке. Органические
вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры.
Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной
естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды
клетки, их функции.
Вирусы ― неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Вирусология, её практическое значение.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка.
Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке.
Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и
половые клетки. Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний.
Стволовые клетки.
Демонстрация:
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение
молекулы белка», «Строение молекулы
ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и
эукариот», «Строение вируса», «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК»,

«Многообразие организмов», «Обмен веществ и превращения энергии в клетке», «Фотосинтез»,
«Деление клетки (митоз, мейоз)», «Способы бесполого размножения», «Половые клетки».
Лабораторные и практические работы:
Обнаружение липидов с помощью качественной реакции.
Обнаружение углеводов с помощью качественной реакции.
Обнаружение белков с помощью качественной реакции.
Каталитическая активность ферментов (на примере амилазы).
Решение элементарных задач по молекулярной биологии.
Выделение ДНК из ткани печени.
Техника микроскопирования.
Сравнение строения клеток растений, животных грибов и бактерий под микроскопом
на готовых микропрепаратах и их описание
Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.
Приготовление, рассмотрение и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
Решение биологических задач.
Организм
Организм ― единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и
животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития.
Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических
веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы
наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола.
Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические
аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации.
Мутагены, их влияние на здоровье человека. Мутации как причина онкологических заболеваний.
Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпигенетика.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, её направления и перспективы
развития. Биобезопасность.
Демонстрация:
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Способы бесполого
размножения», «Половые клетки», «Оплодотворение у растений и животных», «Индивидуальное
развитие организма», «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Перекрест
хромосом», «Неполное доминирование», «Сцепленное наследование», «Наследование, сцепленное с
полом», «Наследственные болезни человека», «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на
наследственность», «Мутации», «Модификационная изменчивость», «Центры многообразия и
происхождения культурных растений», «Искусственный отбор», «Гибридизация», «Исследования в
области биотехнологии».
Лабораторные и практические работы:
Описание фенотипа
Составление элементарных схем скрещивания.
Решение задач по генетике.
Составление и анализ родословных человека.
Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория
эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его
критерии. Популяция ― элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние
на генофонд популяции. Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда популяции.

Уравнение Харди-Вайнберга. Формы естественного отбора. Направления и пути эволюции. Формы
эволюции. Механизмы адаптаций.
Многообразие организмов как
результат эволюции. Принципы классификации,
систематика. Современный подход к классификации организмов.
Развитие жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на
Земле. Геохронологическая шкала. Вымирание видов и его причины.
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез).
Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.
Демонстрация:
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Критерии вида»,
«Популяция — структурная единица вида, единица эволюции», «Движущие силы эволюции»,
«Возникновение и многообразие приспособлений у организмов», «Образование новых видов в
природе», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира», «Редкие и исчезающие
виды», «Формы сохранности ископаемых растений и животных», «Движущие силы антропогенеза»,
«Происхождение человека», «Происхождение человеческих рас».
Лабораторные и практические работы:
Сравнение видов по морфологическому критерию.
Решение биологических задач.
Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов.
Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.
Организмы и окружающая среда
Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы.
Экологическая ниша.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных
видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика
экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия
как основа устойчивости экосистемы.
Учение В. И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Компоненты биосферы и их роль.
Закономерности существования биосферы. Основные биомы Земли.
Круговороты веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук.
Демонстрация:
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Экологические
факторы и их влияние на организмы», «Биологические ритмы», «Межвидовые отношения:
паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз», «Ярусность растительного сообщества»,
«Пищевые цепи и сети», «Экологическая пирамида», «Круговорот веществ и превращения энергии в
экосистеме», «Экосистема», «Агроэкосистема», «Биосфера», «Круговорот углерода в биосфере»,
«Биоразнообразие», «Глобальные экологические проблемы», «Последствия деятельности человека в
окружающей среде», «Биосфера и человек», «Заповедники и заказники России».
Лабораторные и практические работы:
Методы измерения факторов среды обитания.
Изучение экологических ниш разных видов растений.
Составление пищевых цепей.
Описание экосистем своей местности.
Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистеме.
Оценка антропогенных изменений в природе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в
средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих
личностных результатов:

1) реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям,
исследованиям и их результатам;
2) признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других
людей, реализации установок здорового образа жизни;
3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в
области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами,
связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы базового курса
биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной
литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою
позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы курса биологии
базового уровня являются:
B познавательной (интеллектуальной) сфере:
1) характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория
Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов Менделя, закономерностей изменчивости; вклада
выдающихся учёных в развитие биологической науки;
2) выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и
животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и
многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление
клетки,
оплодотворение, действие
искусственного
и
естественного
отборов,
формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения
энергии в экосистемах и биосфере);
3) объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических
теорий в формирование современной естественно- научной картины мира; отрицательного влияния
алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека; влияния мутагенов на организм
человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений
развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
4) приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства
живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения
многообразия видов;
5) умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
6) решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания
и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
7) описание особей видов по морфологическому критерию;
8) выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников
мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей
местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
9) сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы,
зародыш человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей
местности), процессов (естественный и искусственный отборы, половое и бесполое размножения) и
формулировка выводов на основе сравнения.
B ценностно-ориентационной сфере:

1) анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождение человека и
возникновение жизни, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий
собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных
источников;
2) оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
B сфере трудовой деятельности: овладение умениями и навыками постановки
биологических экспериментов и объяснения их результатов.
B сфере физической деятельности: обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных
заболеваний, вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркомания); правил поведения в
окружающей среде.
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего (полного)
общего образования выпускник на углубленном уровне научится:
― оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и
в практической деятельности людей;
― оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира,
прогнозировать перспективы развития биологии;
― понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой,
химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
― устанавливать и характеризовать связь между основополагающими биологическими
понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера с основополагающими понятиями других
естественных наук;
― проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять
результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
― использовать основные методы научного познания в учебных биологических
исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять
результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
― проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы,
планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить
эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных данных;
― сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
― обосновывать единство живой и неживой природы, взаимосвязи организмов и окружающей
среды на основе биологических теорий;
― приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков,
жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
― решать задачи на определение последовательности аминокислот в молекуле белка,
применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;
― распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на
схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки,
обосновывать многообразие клеток;
― объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
― объяснять причины наследственных заболеваний;
― выявлять изменчивость у организмов; сравнивать наследственную и ненаследственную
изменчивость;
― выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к
среде обитания и действию экологических факторов;
― составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
― приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого
развития и охраны окружающей среды;
― оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников;
― представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и
делать выводы на основании представленных данных;

― оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической
деятельности человека;
― объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на
зародышевое развитие человека.
― выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно её объяснять;
― представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, диаграммы и
делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, дааграмму,
схему в текст биологического содержания.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
― организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по
биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу,
отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты,
интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять
продукт своих исследований;
― прогнозировать последствия собственных исследований с учётом этических норм и
экологических требований;
― выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов
растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;
― анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию
о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
― аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного
знания в эпоху информационной цивилизации;
― выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного
воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного
воздействия на экосистемы;
― моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей
среды;
― использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной
жизни, для приобретения опыта еятельности, предшествующей профессиональной, в основе
которой лежит биология как учебный предмет.

Тематическое планирование «Биология 10 класс»
3 часа в неделю, всего 102 ч (углубленный уровень)
(Учебник: Биология. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций:
углубленный уровень / В. В. Пасечник, А. А. Каменский, А. М. Рубцов: - 2-е изд. - М.:
Просвещение, 2020.)
№

1

Тема

Введение

Количеств
о часов

Л/р

10

2

Количество
П/р Экску
рсия
0

0

К/р

1

Содержание
Виды, формы и содержание воспитательного
деятельности учащихся
потенциала
уроков

Установление
Совершенству
доверительных отношений в ются
результате диалога, бесед коммуникатив
между педагогом и
ные навыки,
учащимися. Выявлять
формируется
взаимосвязь человека и познавательны
живой природы.
й интерес к
предмету,
формирование
позитивного

2

Молекулярный
уровень

26

5

1

0

1

3

Клеточный уровень

38

5

1

0

1

восприятия
школьниками
требований и
просьб
учителя,
привлечению
их внимания к
обсуждаемой
на уроке
информации.
Соблюдать
правила
работы в
кабинете.
Работы с текстами,
Привлечение
доп.информацией,
внимания
выполнение заданий
учащихся к
практической значимости. ценностному
аспекту
изучаемых на
уроках
явлений,
вырабатываетс
я личное
отношение
учащихся к
образованию
как ценности.
Проводить
биологические
исследования,
сравнивать
строение
растительной и
животной
клеток.
Фиксировать
результаты
наблюдений в
тетрадь, делать
выводы.
Соблюдать
правила
работы в
кабинете
биологии.
Работая в группах (парах), Воспитывается
анализируют учетный
уважение к
материал, раскрывают
исторической
смысл ПЗ, формирование
личности,
уважения к заслугам
активизируется
отечественных ученых. познавательная
деятельность
учащихся,

4

Организменный
уровень

28

2

5

0

2

Итого за год

102

14

7

0

5

привлекается
внимание
школьников к
ценностному
аспекту
учебного
материала,
вырабатываетс
я личное
отношение
учащихся к
образованию
как ценности.
Работа в группах, парах при
При
организации шефства
использовании
мотивированных и
обучающимся
эрудированных учеников приобретается
над их неуспевающими
социально
одноклассниками.
значимый опыт
сотрудничеств
а и взаимной
помощи.

Тематическое планирование «Биология 11 класс»
3 часа в неделю, всего 102 ч (углубленный уровень)
(Учебник: Биология. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: углубленный уровень
/ В. В. Пасечник, А. А. Каменский, А. М. Рубцов. - М.: Просвещение, 2020.)
№

Тема
Количество Л/р
часов

1

Популяционно-видовой
уровень

25

3

Количество
П/р Экскурсия К/р

1

0

Виды, формы и
содержание
деятельности учащихся

1 Установление

доверительных
отношений в
результате диалога,
бесед между
педагогом и
учащимися. Выявлять
взаимосвязь человека
и живой природы.
Работая в группах
(парах), анализируют
учетный материал,
раскрывают смысл
ПЗ, формирование
уважения к заслугам
отечественных

Содержание
воспитательного
потенциала уроков

Совершенствуются
коммуникативные
навыки, формируется
познавательный
интерес к предмету,
формирование
позитивного
восприятия
школьниками
требований и просьб
учителя,
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке информации.
Соблюдать правила

ученых.

2

Экосистемный уровень

48

3

2

0

3

Биосферный уровень

29

1

0

0

Итого за год

102

7

3

0

работы в кабинете.
Воспитывается
уважение к
исторической
личности,
активизируется
познавательная
деятельность
учащихся,
привлекается
внимание
школьников к
ценностному аспекту
учебного материала,
вырабатывается
личное отношение
учащихся к
образованию как
ценности.
1 Работы с текстами,
Привлечение
доп.информацией,
внимания учащихся к
выполнение заданий ценностному аспекту
практической
изучаемых на уроках
значимости.
явлений,
вырабатывается
личное отношение
учащихся к
образованию как
ценности. Проводить
биологические
исследования,
сравнивать строение
растительной и
животной клеток.
Фиксировать
результаты
наблюдений в
тетрадь, делать
выводы. Соблюдать
правила работы в
кабинете биологии.
1 Применение на
Способствуют
уроках темы
стимулированию
интерактивных форм; познавательной
дискуссий, групповая мотивации
работа.
школьников,
содействующие
учащимся в
обретении опыта
ведения
конструктивного
диалога.
3

Приложение 1
Примерный перечень лабораторных и практических работ (на выбор учителя):
1. Использование различных методов при изучении биологических объектов.
2. Техника микроскопирования.
3. Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их
описание.
4. Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений.
5. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
6. Изучение движения цитоплазмы.
7. Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.
8. Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и животных
клетках.
9. Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций.
10. Выделение ДНК.
11. Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или каталазы).
12. Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.
13. Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
14. Изучение стадий мейоза на готовых микропрепаратах.
15. Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах.
16. Решение элементарных задач по молекулярной биологии.
17. Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как
доказательство их родства.
18. Составление элементарных схем скрещивания.
19. Решение генетических задач.
20. Изучение результатов моногибридного и дигибридного скрещивания у дрозофилы.
21. Составление и анализ родословных человека.
22. Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.
23. Описание фенотипа.
24. Сравнение видов по морфологическому критерию.
25. Описание приспособленности организма и её относительного характера.
26. Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов.
27. Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.
28. Методы измерения факторов среды обитания.
29. Изучение экологических адаптаций человека.
30. Составление пищевых цепей.
31. Изучение и описание экосистем своей местности.
32. Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах.
33. Оценка антропогенных изменений в природе.

Приложение 2

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценивание устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров
обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески
применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах
устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение
культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров
обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на
практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала,
соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, за труднение при
самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые
вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала,
незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные
представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные
вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного
материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения
опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все
опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с
наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В
представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики,
вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на
столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с
материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако
объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по
основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с
помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании
наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей
погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях
единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для
данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в
соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая
исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное
оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в
требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы,
в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не
может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена
оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка выполнения тестовых работ по биологии:
оценка
5
4
3
2

минимум
90 %
71 %
51 %
0%

Оценивание проектной работы по биологии

максимум
100 %
89 %
70 %
50%

Общие требования к проектной работе по биологии.
Представляемый проект должен иметь титульный лист с указанием: фамилии, имени, отчества
исполнителя и руководителя (ей) проекта, название проекта, года написания работы, указанием целей
и задач проектной работы.
Содержание проектной работы должно включать такие разделы, как:
 введение, в котором обосновывается актуальность выбранной или рассматриваемой
проблемы;
 место и время выполнения работы;
 краткое описание используемых методик с ссылками на их авторов (если таковые необходимы
для работы или использовались в ней);
 систематизированные, обработанные результаты исследований;
 выводы, сделанные после завершения работы над проектом;
 практическое использование результатов проекта;
 социальная значимость проекта;
 приложение: фотографии, схемы, чертежи, гербарии, таблицы со статистическими данными и
т.д.
Критерии оценки проектов по биологии:
 четкость поставленной цели и задач;
 тематическая актуальность и объем использованной литературы;
 обоснованность выбранных методик для проведения исследований;
 полнота раскрытия выбранной темы проекта;
 обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам;
 уровень представленных данных, полученных в ходе исследования выбранной проблемы
(объекта), их обработка (при необходимости);
 анализ полученных данных;
 наличие в работе вывода или практических рекомендаций;
 качество оформления работы (наличие фотоматериалов, зарисовок, списка используемой
литературы, гербарных материалов к проектам по ботанике и т.д.).
Критерии оценки выступления докладчика по защите проекта:






обоснованность структуры доклада;
вычленение главного;
полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;
использование наглядно-иллюстративного материала;
компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро
ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы, задаваемые комиссией (членами жюри
или экспертной комиссией);
 уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и
ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при
ответах на все возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что является неотъемлемым
показателем самостоятельности выполнения работы по выбранной теме.

Приложение 3
Литература и средства обучения:
Программа: Программа по биологии для общеобразовательных школ (сборник Биология.
Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 10―11 классы: учеб. пособие для
общеобразовательных. организаций: углубленный уровень / В. В. Пасечник, Г. Г. Швецов, Т. М.
Ефимова. ― М.: Просвещение, 2017
Учебник: Учебник: Биология. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций:
углубленный уровень / В. В. Пасечник, А. А. Каменский,
А. М. Рубцов: - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2020.
Учебник: Биология. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: углубленный уровень
/ В. В. Пасечник, А. А. Каменский,
А. М. Рубцов: - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2020.
для учителя
1.
Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997.
2.
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в
вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
3.
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21
век, 2005.
4.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин НИ. Общая биология: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоат.
Учеб. заведений - М.: Дрофа, 2005.
5.
Рис Э., Стернберг М. От клеток к атомам: Иллюстрированное введение в молекулярную
биологию: Пер с англ. – М.: Мир, 1988.
6.
Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология. 10 – 11 кл.: Рабочая тетрадь к
учебнику / под ред. В.Б. Захарова. – М.: Дрофа, 2003.
7.
Уроки общей биологии: Пособие для учителя / В.М. Корсунская, Г.Н. Мироненко, З.А.
Мокеева, Н.М. Верзилин. – М.: Просвещение, 1986.
8.
Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Экология. 10 (11) класс: Учеб. для бщеобразоват. учеб.
заведений. 5-е изд., дораб. М.: Дрофа, 2001. – 256 с
9.
Реймерс Н. Ф. Краткий словарь биологических терминов: Кн. для учителя. – 2-е изд. М.:
Просвещение, 1995. – 368 с.
10.
Реймерс Н. Ф. Начала экологических знаний.М.: Издательство МНЭПУ, 1993. – 261 с.
11.
Энциклопедия для детей. Глав. Ред. В. А. Володин.М.: Аванта+, 2001. – 448 с.
12.
Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.:
Просвещение, 1986.
13.
Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение,
2003.
14.
Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.:
Просвещение, 2002.
15.
Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.:
Просвещение, 1985.
16.
Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
Дополнительная литература для учащихся:
1. М.В.Высоцкая тренажер по общей биологии для учащихся 10-11 классов и поступающих в ВУЗы.
Тренировочные задачи – Волгоград: Учитель,2005.
2. М.В.Высоцкая Общая биология 9-11 классы: разноуровневые упражнения и тестовые задания– Волгоград:
Учитель,2008.
3. Т.А.Афонина. Практическое пособие с заданиями - М.:Форум-интра, 2009
4. Г.И.Лернер. Уроки биологии. Общая биология.10-11 классы. Тесты, вопросы, задачи.- М.: Эксмо,2005

5. В.В. Пасечник Авторская программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы. –
М.: Дрофа 2010
6. М.В. Оданович, Н.И. Старикова,Е.М. Гаджиева, Е. Ю.Щелчкова Биология 5-11классы:развернутое
тематическое планирование – Волгоград: Учитель, 2009
Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство
АСТ»»; ООО «Астрель», 2011. – 480 с.: ил.; Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное
электронное издание).
7. Л.В.Сорокина. Тематические зачёты по биологии в 10-11 классах - М.:Сфера,2008
8. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии
Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).
9.www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
10.http://bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были
опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию
газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
11. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
12.http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию,
анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может
быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
13.http://www.gbmt.ru/ - Государственный Биологический музей им. К. А. Тимирязева. Виртуальные
экскурсии: Животные в мифах и легендах, Животные-строители, Забота о потомстве, Опасные животные.
Цифровые копии фонда музея могут быть использованы в качестве иллюстраций


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».