06.11.2024
Ответ на
вопрос, счастлив ли человек – во многом зависит от его работы. Оттого так важен
правильный выбор профессии – возможно, он станет одним из главных в жизни. Как
иллюзии мешают его сделать, кто может помочь разобраться в мире профессий и на
какие вопросы стоит ответить человеку, выбирая свое будущее – в материале
проекта «Билет в будущее».
Формула счастья
«Классическая формула выбора профессии
– «хочу, могу, надо». Мы анализируем: «хочу» — это мои желания, мечты,
интересы. «Могу» - способности, склонности, успешность - где я хорош. «Надо» -
то, за что дают вознаграждение на рынке труда, то есть, где есть рабочие места,
где за это платят. Считается, что на стыке этих трех сфер есть общая область –
так сказать, идеальная профессия, когда ты делаешь то, что любишь и получаешь
за это вознаграждение. Это дает ощущение баланса в жизни, счастья», -
рассказывает руководитель по экспертно-методической работе Фонда гуманитарных
проектов, кандидат педагогических наук Мария Чередилина.
Зачастую честно и точно ответить на эти
вопросы мешают иллюзии о себе и мире. Развеять их, но при этом не перестать
мечтать и дерзать – сложная задача для подростка, в решении которой могут
помочь родители, преподаватели, представители профессий и специалисты по
профориентации.
Поддерживающая среда
«Формированию иллюзий способствует
узкий кругозор, когда человек мало что знает о мире профессий. Низкий интерес к
себе, самопознанию приводит к иллюзиям о своих способностях и возможностях.
Хорошо быть активным, искать информацию, быстрее накапливать и анализировать
опыт, ставить и отвечать на вопросы», - говорит Мария.
По ее словам, если ребёнок, подросток
«застрянет» в общении только со сверстниками, он тоже много потеряет. «Хорошо,
когда он не боится задавать вопросы людям старше себя – об их профессии, жизни.
Для этого важно не потерять доверие ко взрослым – такая молодежь выигрывает в
развитии, ведь нужна смелость идти вперёд, интересоваться. Очень важно тут для
родителей – не потерять контакт с ребёнком в любом возрасте», - советует она.
Иллюзии о себе
Перечень вопросов, на которые стоит
ответить подростку достаточно широк, его можно разделить на несколько блоков,
первый – о себе. «Что мне интересно? Что мне легче дается? В чем я эффективен,
результативен? Когда я результативен и нерезультативен? Как я учусь? Какой я – организованный или
нет? Мне цели больше нравятся краткосрочные или меня стимулирует долгосрочная
цель? Я люблю, чтобы мной руководили, пошагово все мне разъясняли, или мне
нравится увидеть общую картину и сам догадаюсь, приму решение?», - приводит
примеры таких вопросов эксперт.
Еще важно, что человеку ближе – работа
по найму или предпринимательство. «Считается, предприниматели люди более
самостоятельные, для них характерны лидерские качества, они готовы выявлять
проблему, создавать под неё новый продукт, в целом предприниматель предлагает
решения для существующих социальных проблем», - сказала Мария.
Также при выборе работы стоит учесть
темперамент. «Быстрый я или медленный? Экстраверт или интроверт? Какой тип
общения предпочитаю - вербальный, невербальный? Как мыслю – например, образами,
то есть «левополушарный» или «правополушарный» и много других особенностей», -
добавила она.
По словам Марии, чтобы быть успешным в
своей будущей профессии нужно искать такую, где будут реализованы самые сильные
стороны человека. «Другой вариант – если идем в профессию, которая не
соответствует, например, психофизиологии, тогда нужно понимать – наставнику или
самому подростку - за счёт чего произойдёт компенсация недостающих качеств. Но
есть профессии, которые предъявляют очень сильные требования, например, в
спорте», - поясняет эксперт.
Ценности
Важнейшая тема – ценности человека, к
ним относится этические вопросы, религиозные. Очень важно, подчеркивает
эксперт, чтобы не было конфликта ценностей и деятельности. «например, не все
будут работать на компанию, производящую или торгующую сигаретами».
«Ценность работы – это еще и
общественная, социальная значимость того, чем ты занимаешься, то есть, на что
работа направлена, например, на создание безопасности, человеческого комфорта,
служение людям. Есть и профессии служения - военная, врачебная, работа в
некоммерческих организациях. Можно быть и домохозяйкой, посвятить себя
воспитанию детей – это тоже хороший выбор. Важно, чтобы сложилась цельная
картина, какие есть риски и возможности, плюсы и минусы, чтобы сделать
жизненный выбор», - предупреждает педагог.
Иллюзии о профессии
Второй блок вопросов – иллюзии о
профессии. «У детей могут быть романтизированное представление о профессии,
например, из кино - образ о профессии на основе яркого художественного. Это
могут быть иллюзии о содержании профессии, как ей учиться, насколько она
доступна, каков путь к этой профессии и карьеры в ней. Подросток может думать,
что стать кем-то очень легко или, наоборот, что он никогда не станет тем же
айтишником, пилотом самолёта, спортсменом и так далее», - говорит Чередилина.
Также можно проанализировать предмет
профессиональной деятельности – человек, художественный образ, техника, природа
- с чем человек больше склонен работать: с людьми, с техникой, с информацией,
или с художественными образами, поясняет эксперт. Есть профессии, в которых
состыковывается несколько предметов.
Поэтому очень важно, продолжила она,
чтобы в школе была возможность получить информацию о разных профессиях и что-то
попробовать: профессиональную диагностику, поездки на предприятия, специальные
игры, встречу с профессионалами, профпробы, групповые и индивидуальные
консультации по выбору профессии. «Это станет основой, и когда будет поставлена
задача выбрать профессию – это ему поможет, он будет примерно понимать, что ему
нравится. А далее - треннинги, стажировки», - говорит Мария.
Проекты профориентации
Тут может помочь федеральный проект
профориентации - «Билет в будущее», в рамках которого школьники могут посещать
работодателей и общаться с профессионалами. «У школ есть квота на таки встречи,
школьник у классного руководителя, или родитель – на собрании, могут уточнить,
какие есть возможности для выбора профессии в конкретной школе – и
воспользоваться ими», - советует специалист.
Есть и курс внеурочной деятельности
«Россия, мои горизонты» — это продукт Фонда гуманитарных проектов и его
партнеров. Курс доступен для школьников, им предоставляют информацию о
профессиях и их востребованности, рассказывают, как они дифференцируются.
«Есть, например, общее направление – медицина, а внутри – много разных позиций
– от медсестры до научных сотрудников, работа ведь разная, хорошо понимать, кто
чем занимается. А встречи с профессионалами и поездки на предприятия помогут
понять, какой есть путь в эту профессию и какие есть возможности роста,
траектории развития внутри профессии», - пояснила эксперт.
Так, например, один день знакомства с
профессией поменял жизнь Дарина Крадиновой из Тамбовской области. Она в 2023
году по проекту «Билет в будущее» посетила медколледж. «Медицина меня всегда
привлекала, а тут я сама все увидела и укрепилась в своем решении стать
медиком. Возможно, именно этот день стал решающим в моей жизни», - говорит
девушка. Дарина решила стать медсестрой, но останавливаться на этом не
собирается. «После медколледжа продолжу постигать медицинскую профессию, хочу
стать анестезиологом или терапевтом», - заключила будущий врач.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.11.2024
Дата обновления: 06.11.2024
Дата публикации: 06.11.2024