Мир открытых возможностей. 2014

05.08.2021

Сентябрь. Это слово у многих школьников, несомненно, ассоциируется с началом учебного года,  с радостными встречами с одноклассниками, учителями,  с привычными звонками на урок и такими знакомыми классными кабинетами.

Для меня же нынешний сентябрь - время особых волнений: по программе обмена учениками я отправляюсь в шведский город Каликс, где  мне предстоит  познакомиться как с новыми людьми, так и с совершенно иной системой образования.
Вообще-то уже не первый год наша школа № 3 довольно плодотворно сотрудничает с учебными заведениями учебными заведениями Финляндии и Швеции. Осенью 2013 г. представительная финская делегация  побывала у нас в гостях. А прошлой зимой мы, группа ребят и учителей, уже  побывали четырехдневным визитом.
 Но хоть мы и жили тогда в финских семьях, рядом были наши преподаватели, мои одноклассники, а теперь  придется полагаться только на себя.

Встреча

До Каликса более четырехсот километров и около шести часов езды. Все же они пролетели быстро. И вот я на пороге гостеприимного дома школьного учителя  английского языка Гюннара и  медсестры Лидии. Какие обаятельные люди! Приняли меня очень радушно. Мы поужинали и пошли на прогулку по городу.

Надо сказать, что Каликс – маленький  городок с семнадцатитысячным  населением, растянувшийся вдоль реки Каликсэльвен. Тихий, уютный, удобный для жизни. Поразила  очень развитая инфраструктура: масса спортивных сооружений (потрясающие футбольные и хоккейные поля, корты для тенниса, гольфа, ледовый дворец, бассейны, спортивные центры), несколько начальных и высших школ, университет журналистики, замечательная больница, огромное количество домов для престарелых (и каких!).

Школа

Среднее школьное образование  в Швеции не похоже на наше и состоит из двух этапов: учеба в общеобразовательной школе (Grundskola) и изучение дисциплин в средней школе высшей ступени (High School) . Обучение в общеобразовательной школе  является обязательным и длится девять лет, причем отметки ставятся только с шестого класса.  При поступлении в старшие классы учащимся предоставляется возможность выбора дополнительных дисциплин, а это 26 образовательных программ, разрешается переходить от одной программы к другой. Есть одногодичные профессионально ориентированные программы, двухгодичные технические программы и трехгодичные академические программы. Можно выбрать один из четырех дополнительных языков, кроме обязательных английского и шведского: русский, испанский, немецкий, французский. В высшую школу идут  ребята  в возрасте от 16 до 19 лет и только те, кто хочет продолжать образование, при условии, что у них хорошие оценки.

И вот я в школе высшей ступени. Профильным направлением моего факультета является  экономика.

Уроки начались  в 8 утра. Всего же в день было четыре урока по полтора часа каждый. В шведских  школах нет таких строгих правил поведения, как в России. Там нет звонков, не нужно спрашивать разрешения для того чтобы  войти в класс или выйти из класса. Поразила и материальная база школы: у каждого ученика есть персональный  компьютер, кроме специальных комнат – копи - центров, прямо в коридорах стоят мощные ксероксы и принтеры, которыми удобно пользоваться. После второго урока предоставляется бесплатное горячее питание в столовой по принципу самообслуживания. Также в школе  огромная  библиотека, комната отдыха, где можно даже полежать, если необходимо, кафетерий.  Музыкальный класс находится в отдельном здании. Для ребят, занимающихся на техническом  факультете отведено особое помещение, где есть вся необходимая  практическая база. Неподалеку находится  школа для детей с особенностями развития. Вообще очень продумано   все, что касается  безбарьерной среды. Так, для удобства инвалидов-колясочников  двери в школу могут  открываться не только при помощи  привычной ручки, но и с помощью особого приспособления, наподобие петли, которая находится как раз на уровне приподнятой руки  человека с ограниченными возможностями, а также при помощи специальной кнопки.

Первым из посещенных уроков  был английский язык. Меня представили классу,  и началось занятие. Приятно удивило внимание, проявленное со стороны учителей и учеников.  Все старались помочь сориентироваться в школе, а некоторые уроки специально для меня провели на английском.  Особо опекали меня  мой гостеприимный хозяин Гюннар и Джонатан, замечательный парень, мой сверстник, с которым мы быстро и, надеюсь, надолго подружились.                     

Все же  основная часть занятий была на шведском, поэтому мне тут же распечатали рабочую тетрадь для начинающих,  и я включился в работу.
И еще один сюрприз: математика здесь  намного легче нашей,  в моей группе (а там шестнадцати - семнадцатилетние ребята) изучался тот материал, который  мы проходили в 5 классе.
Хочу такой сайт

В течение недели я побывал на многих интересных уроках: познавал основы психологии,  занимался воссозданием лесной экосистемы  на уроках природоведения (с практическими занятиями прямо в лесу), разбирался в хитростях банковских процентов на экономике.

Я  познакомился с ребятами из разных стран: из Германии, из Италии, из Австралии, которые тоже приехали по обмену, правда, на больший срок - на несколько месяцев. Мы много и долго говорили о наших странах, школах, взаимных интересах. Были тут и четверо россиян, вместе с родителями переехавших в Швецию и заканчивающих тут обучение.

Досуг

После уроков я знакомился с местными достопримечательностями: в городе, например, есть старинная городская кирха, которая была построена и освящена в 1472 году, из нового произвел впечатление открытый бассейн с подогревом воды на набережной реки, а также фонтан. Катался на  велосипеде по окрестностям (в парке  проложены замечательные дорожки  для пешеходных и велосипедных прогулок), успел даже побывать на  футбольном матче, где команда  Каликса сыграла вничью с командой соседнего городка.  Надо отметить, что в Швеции очень ответственно относятся к организации здорового образа жизни, поэтому  спортом тут занимаются многие.

И, конечно же, с особым теплом я вспоминаю наши задушевные беседы с Гюннаром и Лидией, которые так радушно приняли  меня и помогли мне лучше понять традиции, жизнь  их замечательной  страны.

Что же дальше

Вот и наступил день отъезда. Сказаны последние слова прощания, я сажусь в машину, мы с моими новыми друзьями машем друг другу рукой. До, свидания, Каликс! Полный впечатлений,  я все еще не верю, что все это происходит со мной. И это я говорил, да что там, думал целую неделю на английском. И это я смог взглянуть на жизнь людей  в Швеции не со стороны, из газетных строчек, а изнутри, увидев все своими глазами. 

Впрочем, ничего этого не было бы, если б не старания многих людей и в России, и в Швеции, которые помогли организовать эту поездку. Я особенно благодарен Сергею Адамовичу Казаченко, который взялся за такое непростое дело – реализацию программы  сотрудничества между учебными заведениями  разных стран. Я благодарен своей школе за предоставленный шанс поучаствовать в программе обмена учениками.

Что же дальше? Конечно, учеба, и, надеюсь, новые поездки, новые встречи, новые друзья. Впереди мир открытых возможностей.

 

Сергей Решетняк. 10А класс

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».