05.08.2021
Сентябрь. Это слово у многих школьников, несомненно, ассоциируется с началом учебного года, с радостными встречами с одноклассниками, учителями, с привычными звонками на урок и такими знакомыми классными кабинетами.
Для меня же нынешний сентябрь - время особых волнений: по программе обмена учениками я отправляюсь в шведский город Каликс, где мне предстоит познакомиться как с новыми людьми, так и с совершенно иной системой образования.
Вообще-то уже не первый год наша школа № 3 довольно плодотворно сотрудничает с учебными заведениями учебными заведениями Финляндии и Швеции. Осенью 2013 г. представительная финская делегация побывала у нас в гостях. А прошлой зимой мы, группа ребят и учителей, уже побывали четырехдневным визитом. Но хоть мы и жили тогда в финских семьях, рядом были наши преподаватели, мои одноклассники, а теперь придется полагаться только на себя.
Встреча
До Каликса более четырехсот километров и около шести часов езды. Все же они пролетели быстро. И вот я на пороге гостеприимного дома школьного учителя английского языка Гюннара и медсестры Лидии. Какие обаятельные люди! Приняли меня очень радушно. Мы поужинали и пошли на прогулку по городу.
Надо сказать, что Каликс – маленький городок с семнадцатитысячным населением, растянувшийся вдоль реки Каликсэльвен. Тихий, уютный, удобный для жизни. Поразила очень развитая инфраструктура: масса спортивных сооружений (потрясающие футбольные и хоккейные поля, корты для тенниса, гольфа, ледовый дворец, бассейны, спортивные центры), несколько начальных и высших школ, университет журналистики, замечательная больница, огромное количество домов для престарелых (и каких!).
Школа
Среднее школьное образование в Швеции не похоже на наше и состоит из двух этапов: учеба в общеобразовательной школе (Grundskola) и изучение дисциплин в средней школе высшей ступени (High School) . Обучение в общеобразовательной школе является обязательным и длится девять лет, причем отметки ставятся только с шестого класса. При поступлении в старшие классы учащимся предоставляется возможность выбора дополнительных дисциплин, а это 26 образовательных программ, разрешается переходить от одной программы к другой. Есть одногодичные профессионально ориентированные программы, двухгодичные технические программы и трехгодичные академические программы. Можно выбрать один из четырех дополнительных языков, кроме обязательных английского и шведского: русский, испанский, немецкий, французский. В высшую школу идут ребята в возрасте от 16 до 19 лет и только те, кто хочет продолжать образование, при условии, что у них хорошие оценки.
И вот я в школе высшей ступени. Профильным направлением моего факультета является экономика.
Уроки начались в 8 утра. Всего же в день было четыре урока по полтора часа каждый. В шведских школах нет таких строгих правил поведения, как в России. Там нет звонков, не нужно спрашивать разрешения для того чтобы войти в класс или выйти из класса. Поразила и материальная база школы: у каждого ученика есть персональный компьютер, кроме специальных комнат – копи - центров, прямо в коридорах стоят мощные ксероксы и принтеры, которыми удобно пользоваться. После второго урока предоставляется бесплатное горячее питание в столовой по принципу самообслуживания. Также в школе огромная библиотека, комната отдыха, где можно даже полежать, если необходимо, кафетерий. Музыкальный класс находится в отдельном здании. Для ребят, занимающихся на техническом факультете отведено особое помещение, где есть вся необходимая практическая база. Неподалеку находится школа для детей с особенностями развития. Вообще очень продумано все, что касается безбарьерной среды. Так, для удобства инвалидов-колясочников двери в школу могут открываться не только при помощи привычной ручки, но и с помощью особого приспособления, наподобие петли, которая находится как раз на уровне приподнятой руки человека с ограниченными возможностями, а также при помощи специальной кнопки.
Первым из посещенных уроков был английский язык. Меня представили классу, и началось занятие. Приятно удивило внимание, проявленное со стороны учителей и учеников. Все старались помочь сориентироваться в школе, а некоторые уроки специально для меня провели на английском. Особо опекали меня мой гостеприимный хозяин Гюннар и Джонатан, замечательный парень, мой сверстник, с которым мы быстро и, надеюсь, надолго подружились.
Все же основная часть занятий была на шведском, поэтому мне тут же распечатали рабочую тетрадь для начинающих, и я включился в работу.
И еще один сюрприз: математика здесь намного легче нашей, в моей группе (а там шестнадцати - семнадцатилетние ребята) изучался тот материал, который мы проходили в 5 классе.
В течение недели я побывал на многих интересных уроках: познавал основы психологии, занимался воссозданием лесной экосистемы на уроках природоведения (с практическими занятиями прямо в лесу), разбирался в хитростях банковских процентов на экономике.
Я познакомился с ребятами из разных стран: из Германии, из Италии, из Австралии, которые тоже приехали по обмену, правда, на больший срок - на несколько месяцев. Мы много и долго говорили о наших странах, школах, взаимных интересах. Были тут и четверо россиян, вместе с родителями переехавших в Швецию и заканчивающих тут обучение.
Досуг
После уроков я знакомился с местными достопримечательностями: в городе, например, есть старинная городская кирха, которая была построена и освящена в 1472 году, из нового произвел впечатление открытый бассейн с подогревом воды на набережной реки, а также фонтан. Катался на велосипеде по окрестностям (в парке проложены замечательные дорожки для пешеходных и велосипедных прогулок), успел даже побывать на футбольном матче, где команда Каликса сыграла вничью с командой соседнего городка. Надо отметить, что в Швеции очень ответственно относятся к организации здорового образа жизни, поэтому спортом тут занимаются многие.
И, конечно же, с особым теплом я вспоминаю наши задушевные беседы с Гюннаром и Лидией, которые так радушно приняли меня и помогли мне лучше понять традиции, жизнь их замечательной страны.
Что же дальше
Вот и наступил день отъезда. Сказаны последние слова прощания, я сажусь в машину, мы с моими новыми друзьями машем друг другу рукой. До, свидания, Каликс! Полный впечатлений, я все еще не верю, что все это происходит со мной. И это я говорил, да что там, думал целую неделю на английском. И это я смог взглянуть на жизнь людей в Швеции не со стороны, из газетных строчек, а изнутри, увидев все своими глазами.
Впрочем, ничего этого не было бы, если б не старания многих людей и в России, и в Швеции, которые помогли организовать эту поездку. Я особенно благодарен Сергею Адамовичу Казаченко, который взялся за такое непростое дело – реализацию программы сотрудничества между учебными заведениями разных стран. Я благодарен своей школе за предоставленный шанс поучаствовать в программе обмена учениками.
Что же дальше? Конечно, учеба, и, надеюсь, новые поездки, новые встречи, новые друзья. Впереди мир открытых возможностей.
Сергей Решетняк. 10А класс