технология

Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Нормативная база рабочей программы.
Настоящая рабочая программа по технологии для основной школы составлена на основе:
1. Закон РФ «Об образование» № 3266-1 (и редакции от 01.12.2007 № 309-ФЗ), статья 32;
2.
Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.
№ 1897 «Об утверждение федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
3. Рабочая программа И.А.Сасовой, А.В.Марченко по предмету «Технология»
(«Технологии ведения дома») для 5-8 классов.
4. Рабочая программа А.Т.Тищенко, Н. В. Синица по предмету «Технология» 9 класс.
Рабочая программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить
представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся
средствами данного учебного предмета. Задает тематические и сюжетные линии курса, дает
распределение учебных часов по разделам курса и вариант последовательности их изучения с
учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса возрастных
особенностей учащихся, сензитивных периодов их развития.
Рабочая программа по курсу "Технология" выполняет следующие функции:
 информационно-семантическое нормирование учебного процесса. Это обеспечивает
детерминированный объем, четкую тематическую дифференциацию содержания обучения и задает
распределение времени по разделам содержания;
 организационно-плановое построение содержания. Определяется последовательность
изучения
содержания технологии в основной школе и его распределение с учетом возрастных
особенностей учащихся;
 Общее методическое руководство. Задаются требования к материально-техническому
обеспечению учебного процесса, предоставляются общие рекомендации по проведению
различных видов занятий.
Структура программы
Рабочая программа включает разделы:
 пояснительную записку;
 основное содержание курса, включающее два направления: "Технологии ведения дома" и
"Индустриальные технологии" состоящие из разделов и тем;
 тематическое планирование с распределением учебных часов по двум направлениям;
 рекомендации по оснащению учебного процесса.
Новизна рабочей программы
Особенностью программы является то, что овладение обучающимися обязательным
минимумом содержания технологического образования осуществляется через учебные
проекты. Они содержат специальные технико-технологические упражнения, развивающие
творческие
и
интеллектуальные
способности
обучающихся,
самостоятельность,
ответственность, мотивацию к обучению.
Цель выполнения проектов заключается в обучении учащихся самостоятельному поиску
проблем, требующих решения, в освоении ими поиска необходимой информации, в овладении
алгоритмом преобразовательной деятельности.
Новизна использования метода проектов в технологическом образовании- заключается в
отказе от формального обучения школьников умениям и навыкам без определенной цели
выполняемой работы и ее значимости для обучающегося, его семьи, школы, общества и в

переходе к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе
его выполнения в целях получения изделия заданного качества. Выполнение упражнений
предусматривает овладение определенными знаниями, умениями и навыками.
Метод проектов является эффективным средством интеграции содержания обучения.
Функции учебного предмета "Технологии"
Изучение технологии в основной школе направлено на:
 освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и
созидательной деятельности, технологических знаний, технологической культуры на основе
включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию
личностно или общественно значимых продуктов труда;
 овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и
использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда,
ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного составления своих жизненных
и профессиональных планов, безопасных приемов труда;
 развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного
воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских
способностей;
 воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности,
предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного
отношения к людям различных профессий и результатам труда;
 получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в
самостоятельной практической деятельности;
 формирование способности к разнообразным ассоциациям между изучаемыми
научными положениями и явлениями жизни; личной позиции школьника по отношению к
социальным процессам.
Изучение "Технологии" в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
 Формирование личности, способной выявлять проблемы, определять пути и средства их
решения, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений,
устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять
способы совершенствования процесса и результатов труда.
 Обучение способам организации труда и видам деятельности, обеспечивающим
эффективность действий в различных сферах приложения усилий человека по
удовлетворению выявленных потребностей.
 Развитие адаптивности к меняющемуся по содержанию труду на основе развития
подвижности трудовых функций и активного влияния на совершенствование техники и
производственных отношений в процессе преобразующей деятельности.
Основные задачи обучения;
 Обеспечение преемственности технологического образования в начальной, основной и
старшей школе;
 Установление требований к воспитанию, социализации, профессиональному
самоопределению обучающихся;
 Ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека
по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов
на окружающую среду и здоровье людей;
 Обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения;
 Формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского
продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требований дизайна и
возможностей декоративно-прикладного творчества;
 Ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства,
овладение умениями реализации изготовленной продукции;

 Развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной
самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для
решения практических задач;
 Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся;
 Подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной
адаптации.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов
преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и
социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей
образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный
минимум содержания в программе по технологии городских школ предусматривает изучение
двух направлений: "Индустриальные технологии", "Технология ведения дома". Выбор
направления обучения школьников не должен проводиться по половому признаку, а должен
исходить из образовательных потребностей и интересов обучающихся. Независимо от вида
изучаемых технологий содержанием программы предусматривается освоение материала по
следующим сквозным образовательным линиям:
 технологическая культура производства;
 распространение технологии современного производства;
 культура, эргономика и эстетика труда;
 получение, обработка, хранение и использование технической и технологической
информации;
 основы черчения, графики, дизайна;
 элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
 знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных
планов;
 влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
 методы технической, творческой, проектной деятельности;
 история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
В процессе обучения технологии учащиеся:
познакомятся:
 с предметами потребления, потребительской стоимостью продукта труда, материальным
изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
 с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой
производства;
 с информационными технологиями в производстве и сфере услуг перспективными
технологиями;
 с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологией;
себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
 с производительностью труда; реализацией продукции;
 с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью;
бюджетом семьи;
 с экологичностью технологий производства;
 с экологическими требованиями к технологиям производства ( безотходные технологии,
утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения
технологий);
 с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных
технико-технологических средств производства;
 (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов);

 с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности
труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
овладевают:
 навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
 навыками чтения и составления технической и технологической документации,
измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора моделирования,
конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
 основными методами и средствами преобразования и использования материалов,
энергии, и информации, объектов социальной и природной среды;
 умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных
материалов;
 умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и
приспособлений;
 навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем
месте; соблюдения культуры труда;
 навыками организации рабочего места;
 умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования
предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам
человека.
Общими во всех направлениях программы являются разделы "Технологии
исследовательской и опытнической деятельности" и "Современное производство и
профессиональное образование". Их содержание определяется соответствующими
технологическими направлениями (индустриальные технологии, технологии ведения дома).
При разработке вариантов программ, исходя из необходимости учета потребностей личности
школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, дополнительный
учебный материал отбирался с учетом следующих положений:
 распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере промышленного и
сельскохозяйственного производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных
научно-технических достижений;
 возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные
виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
 выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения
общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
 возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения,
наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
 возможность
познавательного,
интеллектуального,
творческого,
духовного,
нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения
практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с
практическими работами, должно начинаться освоением учащимися необходимого минимума
теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.
Соответствующий раздел по учебному плану может даваться в конце каждого года обучения.
Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением
творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года.
При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно
акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия,
которое они выдвигают в качестве творческой идеи ( его потребительной стоимости).
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является
учебно-практическая деятельность учащихся.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические
работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в программе направлены на
освоение различных технологий.
Для практических работ учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает
объект, процесс или тему проекта для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности
рекомендуемых в программе технологических операций. При этом следует учитывать
посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его
общественную или личную ценность.
Место предмета "Технология" в учебном плане школы.
Учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования
включает 306 учебных часа для обязательного изучения каждого направления образовательной
области "Технология", в том числе: 5, 6, 7, 8 классах - 68 ч., из расчета 2ч в неделю; в 9 классах
– 34 ч., из расчета 1ч в неделю.
Результаты изучения предмета « Технология»
Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и
ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате учащиеся должны
научиться самостоятельно, формулировать цели и определять пути их достижения,
использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
 овладение знаниями и умениями предметно-преобразующей деятельности;
 овладение правилами безопасного труда при обработке различных материалов и
изготовлении продуктов труда;
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению;
 сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
 овладение системой социальных и межличностных отношений, целостно смысловых
установок;
 способность ставить цели и строить жизненные планы.
Метапредметными результатами являются:
 освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий,
способность их использования в предметно-преобразующей деятельности;
 самостоятельность планирования и осуществления предметно- преобразующей
деятельности;
 организация сотрудничества;
 построение индивидуальной образовательной траектории.
Предметные результаты (по содержанию)
Современные технологии и перспективы их развития
Выпускник научится:
●
называть и характеризовать актуальные и перспективные технологии материальной и
нематериальной сферы;
●
производить мониторинг и оценку состояния и выявлять возможные перспективы
развития технологий в произвольно выбранной отрасли на основе работы с информационными
источниками различных видов.

Выпускник получит возможность научиться:
●
осуществлять анализ и давать аргументированный прогноз развития технологий в
сферах, рассматриваемых в рамках предметной области;
●
осуществлять анализ и производить оценку вероятных рисков применения
перспективных технологий и последствий развития существующих технологий.
Формирование технологической культуры
и проектно-технологического мышления обучающихся
Выпускник научится:
●
выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
●
определять цели проектирования субъективно нового продукта или технологического
решения;
●
готовить предложения технических или технологических решений с использованием
методов и инструментов развития креативного мышления, в том числе с использованием
инструментов, таких как дизайн-мышление, ТРИЗ и др.;
●
планировать этапы выполнения работ и ресурсы для достижения целей
проектирования;
●
применять базовые принципы управления проектами;
●
следовать технологическому процессу, в том числе в процессе изготовления
субъективно нового продукта;
●
оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической
защищенности;
●
прогнозировать по известной технологии итоговые характеристики продукта в
зависимости от изменения параметров и/или ресурсов, проверять прогнозы опытноэкспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;
●
в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии, проводить анализ
возможности использования альтернативных ресурсов, соединять в единый технологический
процесс несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного
материального или информационного продукта;
●
проводить оценку и испытание полученного продукта;
●
проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных
продуктах;
●
описывать технологическое решение с помощью текста, схемы, рисунка,
графического изображения и их сочетаний;
●
анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и
недостатки в контексте заданной ситуации;
●
применять базовые принципы бережливого производства, включая принципы
организации рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
●
проводить и анализировать разработку и/или реализацию продуктовых проектов,
предполагающих:
o определение характеристик и разработку материального продукта, включая
планирование, моделирование и разработку документации в информационной среде
(конструкторе), в соответствии с задачей собственной деятельности или на основе
самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов,
o изготовление материального продукта на основе технологической документации с
применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих
регулирования/настройки) рабочих инструментов/технологического оборудования,
o модификацию материального продукта по технической документации и изменения
параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального
продукта,
o встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку,
o изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;

●
проводить и анализировать разработку и/или реализацию технологических проектов,
предполагающих:
o модификацию (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам)
заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его
применения в собственной практике),
o разработку инструкций и иной технологической документации для исполнителей,
o разработку способа или процесса получения материального и информационного
продукта с заданными свойствами;
●
проводить анализ конструкции и конструирование механизмов, простейших роботов с
помощью материального или виртуального конструктора;
●
выполнять чертежи и эскизы, а также работать в системах автоматизированного
проектирования;
●
выполнять базовые операции редактора компьютерного трехмерного проектирования
(на выбор образовательной организации).
Выпускник получит возможность научиться:
●
модифицировать
имеющиеся
продукты
в
соответствии
с
ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками
разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
●
технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и
унификации деятельности описание в виде инструкции или иной технологической
документации;
●
оценивать коммерческий потенциал продукта и/или технологии.
Построение образовательных траекторий и планов
в области профессионального самоопределения
Выпускник научится:
●
характеризовать группы профессий, относящихся к актуальному технологическому
укладу;
●
характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называть тенденции ее
развития;
●
разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном
рынке труда;
●
анализировать и обосновывать свои мотивы и причины принятия тех или иных
решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории;
●
анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением
определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов
деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
●
предлагать
альтернативные
варианты
образовательной
траектории
для
профессионального развития;
●
характеризовать группы предприятий региона проживания;
●
получать опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о
перспективах развития современных производств и тенденциях их развития в регионе
проживания и в мире, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития
регионального и мирового рынка труда.
Воспитание учащихся важный аспект на уроках технологии.
Школа – храм науки, в которой каждый ученик получает образование и формируется как
личность. Цель нашей работы - превращение школы Знаний в школу Воспитания.
1. Эстетическое воспитание – воспитание чувства прекрасного, общей культуры труда.

2. Воспитание творческого начала личности, инициативного отношения к труду, свободной
импровизации.
3. Воспитание нравственных и правовых качеств: гуманизма, милосердия, чувства долга,
ответственности за свою учебу и работу, поведение дома, в школе, на улице; осознание
своих прав и обязанностей; овладение эстетическими нормами поведения человека в
обществе.
4. Формирование привычки к труду, практических умений и навыков; понимание
необходимости труда как для общества, так и для полноценной, достойной жизни самого
человека. Формирование потребности в профессиональном самоопределении и
последующем совершенствовании.
5. Экономическое воспитание учащихся (бережное отношение к природе и вещам).
Но главной задачей воспитания является выработка у ребенка стремления к самовоспитанию,
самосовершенствованию, которое начинается с самопознания. Процесс самопознания и
самовоспитания непрост. Только в активной разносторонней деятельности может проходить
подлинный процесс самопознания. Ребенок постепенно вырабатывает правильную самооценку
путем анализа своих действий и поступков, сравнения своих результатов с результатами
сверстников, существующими нормами и правилами. Учителю нужно как можно раньше учить
ребенка умению анализировать свои действия, знакомить с нравственными нормами поведения,
так как нравственность – сердцевина личности.
5 класс
По завершении учебного года обучающийся:
Культура труда (знания в рамках предметной области и бытовые навыки):
●
соблюдает правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием;
●
владеет безопасными приемами работы с ручными и электрифицированным бытовым
инструментом;
●
использует ручной и электрифицированный бытовой инструмент в соответствии с
задачей собственной деятельности (по назначению);
●
разъясняет содержание понятий «изображение», «эскиз», «материал», «инструмент»,
«механизм», «робот», «конструкция» и адекватно использует эти понятия;
●
организует и поддерживает порядок на рабочем месте;
●
применяет и рационально использует материал в соответствии с задачей собственной
деятельности;
●
осуществляет сохранение информации о результатах деятельности в формах описания,
схемы, эскиза, фотографии, графического изображения;
●
использует при выполнении учебных задач научно-популярную литературу,
справочные материалы и ресурсы интернета;
●
осуществляет операции по поддержанию порядка и чистоты в жилом и рабочем
помещении;
●
осуществляет корректное применение/хранение произвольно заданного продукта на
основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки и др.).
Предметные результаты:
●
выполняет измерение длин, расстояний, величин углов с помощью измерительных
инструментов;
●
читает информацию, представленную в виде специализированных таблиц;
●
читает элементарные эскизы, схемы;
●
выполняет элементарные эскизы, схемы, в том числе с использованием программного
обеспечения графических редакторов;

●
характеризует свойства конструкционных материалов природного происхождения
(например, древесины и материалов на ее основе) или иных материалов (например, текстиля);
●
характеризует основные технологические операции, виды/способы/приемы обработки
конструкционных материалов (например, древесины и материалов на ее основе) или иных
материалов (например, текстиля);
●
характеризует оборудование, приспособления и инструменты для обработки
конструкционных материалов (например, древесины и материалов на ее основе) или иных
материалов (например, текстиля);
●
применяет безопасные приемы обработки конструкционных материалов (например,
древесины и материалов на ее основе) с использованием ручного и электрифицированного
инструмента, имеет опыт отделки изделий из данного материала или иных материалов
(например, текстиля);
●
выполняет разметку плоского изделия на заготовке;
●
осуществляет сборку моделей, в том числе с помощью образовательного конструктора
по инструкции;
●
конструирует модель по заданному прототипу;
●
строит простые механизмы;
●
имеет опыт проведения испытания, анализа продукта;
●
получил и проанализировал опыт модификации материального или информационного
продукта;
●
классифицирует
роботов
по
конструкции,
сфере
применения,
степени
самостоятельности (автономности), способам управления.
Проектные компетенции (включая компетенции проектного управления):
●
получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе
технологической документации или по готовому образцу с применением рабочих
инструментов, не требующих регулирования.
6 класс
По завершении учебного года обучающийся:
Культура труда (знания в рамках предметной области и бытовые навыки):
●
соблюдает правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием;
●
разъясняет содержание понятий «чертеж», «форма», «макет», «прототип», «3Dмодель», «программа» и адекватно использует эти понятия;
●
характеризует содержание понятия «потребность» (с точки зрения потребителя) и
адекватно использует эти понятия;
●
может охарактеризовать два-три метода поиска и верификации информации в
соответствии с задачами собственной деятельности;
●
применяет безопасные приемы первичной и тепловой обработки продуктов питания.
Предметные результаты:
●
читает элементарные чертежи;
●
выполняет элементарные чертежи, векторные и растровые изображения, в том числе с
использованием графических редакторов;
●
анализирует формообразование промышленных изделий;
●
выполняет базовые операции редактора компьютерного трехмерного проектирования
(на выбор образовательной организации);
●
применяет навыки формообразования, использования объемов в дизайне
(макетирование из подручных материалов);
●
характеризует основные методы/способы/приемы изготовления объемных деталей из
различных материалов, в том числе с применением технологического оборудования;

●
получил и проанализировал собственный опыт применения различных методов
изготовления объемных деталей (гибка, формовка, формование, литье, послойный синтез);
●
получил опыт соединения деталей методом пайки;
●
получил и проанализировал опыт изготовления макета или прототипа;
●
проводит морфологический и функциональный анализ технической системы или
изделия;
●
строит механизм, состоящий из нескольких простых механизмов;
●
получил и проанализировал опыт модификации механизмов для получения заданных
свойств (решение задачи);
●
применяет
простые механизмы
для решения поставленных задач по
модернизации/проектированию процесса изготовления материального продукта;
●
может охарактеризовать технологии разработки информационных продуктов
(приложений/компьютерных программ), в том числе технологии виртуальной и дополненной
реальности;
●
проектирует и реализует упрощенные алгоритмы функционирования встраиваемого
программного обеспечения для управления элементарными техническими системами;
●
характеризует свойства металлических конструкционных материалов;
●
характеризует основные технологические операции, виды/способы/приемы обработки
конструкционных материалов (например, цветных или черных металлов, включая листовые
материалы);
●
характеризует оборудование, приспособления и инструменты для ручной обработки
конструкционных материалов (например, цветных или черных металлов, включая листовые
материалы);
●
применяет безопасные приемы обработки конструкционных материалов (например,
цветных или черных металлов) с использованием ручного и электрифицированного
инструмента;
●
имеет опыт подготовки деталей под окраску.
Проектные компетенции (компетенции проектного управления и гибкие компетенции):
●
может
назвать
инструменты
выявления
потребностей
и
исследования
пользовательского опыта;
●
может охарактеризовать методы генерации идей по модернизации/проектированию
материальных продуктов или технологических систем;
●
умеет разделять технологический процесс на последовательность действий;
●
получил опыт выделения задач из поставленной цели по разработке продукта;
●
получил и проанализировал опыт разработки, моделирования и изготовления
оригинальных конструкций (материального продукта) по готовому заданию, включая поиск
вариантов (альтернативные решения), отбор решений, проектирование и конструирование с
учетом заданных свойств.
7 класс
По завершении учебного года обучающийся:
Культура труда (знания в рамках предметной области и бытовые навыки):
●
соблюдает правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием;
●
разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс»,
«технологическая операция» и адекватно использует эти понятия;
●
разъясняет содержание понятий «станок», «оборудование», «машина», «сборка»,
«модель», «моделирование», «слой» и адекватно использует эти понятия;
●
следует технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового
продукта;
●
получил и проанализировал опыт оптимизации заданного способа (технологии)
получения материального продукта на собственной практике;

●
выполняет элементарные операции бытового ремонта методом замены деталей;
●
характеризует пищевую ценность пищевых продуктов;
●
может назвать специфичные виды обработки различных видов пищевых продуктов
(овощи, мясо, рыба и др.);
●
может охарактеризовать основы рационального питания.
Предметные результаты:
●
выполняет элементарные технологические расчеты;
●
называет и характеризует актуальные и перспективные информационные технологии;
●
получил и проанализировал опыт проведения виртуального эксперимента по
избранной обучающимся тематике;
●
создает
3D-модели,
применяя
различные
технологии,
используя
неавтоматизированные
и/или
автоматизированные
инструменты
(в
том
числе
специализированное программное обеспечение, технологии фотограмметрии, ручное
сканирование и др.);
●
анализирует данные и использует различные технологии их обработки посредством
информационных систем;
●
использует различные информационно-технические средства для визуализации и
представления данных в соответствии с задачами собственной деятельности;
●
выполняет последовательность технологических операций по подготовке цифровых
данных для учебных станков;
●
применяет технологии оцифровки аналоговых данных в соответствии с задачами
собственной деятельности;
●
может охарактеризовать структуры реальных систем управления робототехнических
систем;
●
объясняет сущность управления в технических системах, характеризует
автоматические и саморегулируемые системы;
●
конструирует простые системы с обратной связью, в том числе на основе технических
конструкторов;
●
знает базовые принципы организации взаимодействия технических систем;
●
характеризует свойства конструкционных материалов искусственного происхождения
(например, полимеров, композитов);
●
применяет безопасные приемы выполнения основных операций слесарно-сборочных
работ;
●
характеризует основные виды механической обработки конструкционных материалов;
●
характеризует основные виды технологического оборудования для выполнения
механической обработки конструкционных материалов;
●
имеет опыт изготовления изделия средствами учебного станка, в том числе с
симуляцией процесса изготовления в виртуальной среде;
●
характеризует основные технологии производства продуктов питания;
●
получает и анализирует опыт лабораторного исследования продуктов питания.
Проектные компетенции (компетенции проектного управления и гибкие компетенции):
●
использует методы генерации идей по модернизации/проектированию материальных
продуктов или технологических систем, направленных на достижение поставленных целей;
●
самостоятельно решает поставленную задачу, анализируя и подбирая материалы и
средства для ее решения;
●
использует инструмент выявления потребностей и исследования пользовательского
опыта;
получил и проанализировал опыт определения характеристик и разработки
материального или информационного продукта, включая планирование, разработку концепции,
моделирование, конструирование и разработку документации в информационной среде
(конструкторе), на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских
интересов.

8 класс
По завершении учебного года обучающийся:
Культура труда (знания в рамках предметной области и бытовые навыки):
●
организует рабочее место в соответствии с требованиями безопасности и правилами
эксплуатации используемого оборудования и/или технологии, соблюдает правила безопасности
и охраны труда при работе с оборудованием и/или технологией;
●
разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс»,
«технологическая операция» и адекватно использует эти понятия;
●
может охарактеризовать ключевые предприятия и/или отрасли региона проживания;
●
называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных
производственных технологий;
●
называет характеристики современного рынка труда, описывает цикл жизни
профессии, характеризует новые и умирающие профессии, в том числе на предприятиях
региона проживания.
Предметные результаты:
●
описывает жизненный цикл технологии, приводя примеры;
●
объясняет простейший технологический процесс по технологической карте, в том
числе характеризуя негативные эффекты;
●
получил и проанализировал опыт разработки (комбинирование, изменение
параметров
и
требований
к
ресурсам
и
т. п.)
технологии
получения
материального/информационного продукта с заданными свойствами;
●
получил и проанализировал опыт оптимизации заданного способа (технологии)
получения материального продукта на собственной практике;
●
перечисляет и характеризует виды технической и технологической документации;
●
описывает технологическое решение с помощью текста, эскизов, схем, чертежей;
●
составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;
●
создает модель, адекватную практической задаче;
●
проводит оценку и испытание полученного продукта;
●
осуществляет конструирование и/или модификацию электрической цепи в
соответствии с поставленной задачей;
●
производит сборку электрической цепи посредством соединения и/или подключения
электронных компонентов заданным способом (пайка, беспаечный монтаж, механическая
сборка) согласно схеме;
●
производит элементарную диагностику и выявление неисправностей технического
устройства, созданного в рамках учебной деятельности;
●
производит настройку, наладку и контрольное тестирование технического
устройства, созданного в рамках учебной деятельности;
●
различает типы автоматических и автоматизированных систем;
●
получил и проанализировал опыт проектирования и/или конструирования
автоматизированной системы, в том числе с применением специализированных программных
средств (в том числе средств автоматизированного проектирования и/или систем
моделирования) и/или языков программирования, электронных компонентов, датчиков,
приводов, микроконтроллеров и/или микроконтроллерных платформ и т. п.;
●
объясняет назначение и принцип действия систем автономного управления;
●
объясняет назначение, функции датчиков и принципы их работы;
●
применяет навыки алгоритмизации и программирования в соответствии с
конкретной задачей и/или учебной ситуацией;
●
получил и проанализировал опыт моделирования и/или конструирования
движущейся модели и/или робототехнической системы и/или беспилотного аппарата;
●
характеризует произвольно заданный материал в соответствии с задачей
деятельности, называя его свойства (внешний вид, механические, электрические, термические,

возможность обработки), экономические характеристики, экологичность (с использованием
произвольно избранных источников информации);
●
характеризует применимость материала под имеющуюся задачу, опираясь на его
свойства (внешний вид, механические, электрические, термические, возможность обработки),
экономические характеристики, экологичность;
●
отбирает материал в соответствии с техническим решением или по заданным
критериям;
●
называет и характеризует актуальные и перспективные технологии получения
материалов с заданными свойствами;
●
характеризует
наноматериалы,
наноструктуры,
нанокомпозиты,
многофункциональные материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы), пластики,
керамику и возможные технологические процессы с ними;
●
называет и характеризует актуальные и перспективные технологии для
прогрессивного развития общества (в том числе в следующих отраслях: робототехника,
микроэлектроника, интернет вещей, беспилотные летательные аппараты, технологии
геоинформатики, виртуальная и дополненная реальность и др);
●
объясняет причины, перспективы и последствия развития техники и технологий на
данном этапе технологического развития общества;
●
приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в
сфере услуг;
●
называет и характеризует актуальные и перспективные технологии пищевой
промышленности (индустрии питания);
●
характеризует автоматизацию производства на примере региона проживания;
профессии, обслуживающие автоматизированные производства; приводит произвольные
примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий.
Проектные компетенции (компетенции проектного управления и гибкие компетенции):
●
может охарактеризовать содержание понятий «проблема», «проект», «проблемное
поле»;
●
получил и анализировал опыт выявления круга потребителей, их потребностей и
ожиданий,
формирования
технического/технологического
решения,
планирования,
моделирования и конструирования на основе самостоятельно проведенных исследований в
рамках заданной проблемной области или проблемы;
●
имеет опыт подготовки презентации полученного продукта различным типам
потребителей.
9 класс
По завершении учебного года обучающийся:
- объясняет специфику социальных технологий, пользуясь произвольно избранными
примерами, характеризует тенденции развития социальных технологий в XXI в.,
- характеризует профессии, связанные с реализацией социальных технологий;
- называет и характеризует актуальные и перспективные медицинские технологии;
- называет и характеризует технологии в области электроники (фотоники, нанотехнологий),
тенденции их развития и новые продукты на их основе;
- объясняет закономерности технологического развития цивилизации, принципы трансфера
технологий, перспективы работы инновационных предприятий;
- разъясняет социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке
труда;
- получил опыт анализа объявлений, предлагающих работу;
оценивает условия
использования технологии, в том числе с позиций экологической защищённости;
- прогнозирует по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости
от изменения входов/параметров/ресурсов, проверяет прогнозы опытно-экспериментальным
путём, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;

- анализирует возможные технологические решения,
- определяет их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации; в зависимости от
ситуации оптимизирует базовые технологии (затратность — качество),
- проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий
без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного
продукта;
- анализирует результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией
собственной образовательной траектории;
- анализирует свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определённого
уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности;
- получил и проанализировал опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными
производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения,
производства продуктов питания, сервиса, в информационной сфере ознакомления с
деятельностью занятых в них работников;
- получил опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о
перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации
об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда;
- называет характеристики современного рынка труда, описывает цикл жизни профессии,
характеризует новые и умирающие профессии, в том числе на предприятиях региона
проживания; характеризует ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции её
развития; получил и проанализировал опыт предпрофессиональных проб;
- получил и проанализировал опыт разработки и реализации специализированного проекта.
Содержание программы по предмету «Технология»
Основную часть содержания программы составляет деятельность обучающихся,
направленная на создание и преобразование как материальных, так и информационных
объектов. Важнейшую группу образовательных результатов составляет полученный и
осмысленный обучающимися опыт практической деятельности. В урочное время деятельность
обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате. Сопровождение
со стороны педагога должно быть направлено на отход от формы прямого руководства к форме
консультационного сопровождения и педагогического наблюдения за деятельностью с
последующей рефлексией. Рекомендуется строить программу таким образом, чтобы объяснение
педагога в той или иной форме составляло не более 0,2 урочного времени и не более 0,15
объема программы.
Подразумевается и значительная внеурочная активность обучающихся. Такое решение
обусловлено задачами формирования учебной самостоятельности, высокой степенью
ориентации на индивидуальные запросы и интересы обучающегося, ориентацией на
особенность возраста как периода разнообразных «безответственных» проб.
В рамках внеурочной деятельности активность обучающихся связана:

●
●
●

с выполнением заданий на самостоятельную работу с информацией;
с проектной деятельностью;
с выполнением практических заданий, требующих наблюдения за окружающей
действительностью или ее преобразования, или в целом продолжительных временных периодов
на реализацию.
Таким образом, формы внеурочной деятельности в рамках предметной области
«Технология» — это экскурсии, домашние задания и краткосрочные курсы дополнительного
образования, позволяющие освоить конкретную материальную или информационную

технологию, необходимую для изготовления продукта в проекте обучающихся, актуального на
момент прохождения курса.
Предметная область «Технология» направлена на развитие гибких компетенций как
комплекса неспециализированных надпрофессиональных навыков, которые отвечают за
успешное участие человека в рабочем процессе и высокую производительность, в первую
очередь таких, как коммуникация, креативность, командное решение проектных задач
(коллаборация), критическое мышление.
В соответствии с целями содержание предметной области «Технология» выстроено в
модульной структуре, обеспечивая получение заявленных образовательным стандартом
результатов.
Применение модульной структуры обеспечивает возможность вариативного освоения
образовательных модулей и их разбиение на части с целью освоения модуля в рамках
различных классов для формирования рабочей программы, учитывающей потребности
обучающихся, компетенции преподавателя, специфику материально-технического обеспечения
и специфику научно-технологического развития в регионе.
Задачей образовательного модуля является освоение сквозных технологических
компетенций, применимых в различных профессиональных областях. Одним из наиболее
эффективных инструментов для продуктивного освоения и обеспечения связи между частями
модулей является кейс-метод — техника обучения, использующая описание реальных
инженерных, экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Метод направлен на изучение
обучающимися жизненной ситуации, оценку и анализ сути проблем, предложение возможных
решений и выбор лучшего из них для дальнейшей реализации. Кейсы основываются на
реальных фактических ситуациях или на материалах, максимально приближенных к реальной
ситуации.
Модуль «Компьютерная графика, черчение» включает содержание, позволяющее ввести
обучающихся в принципы современных технологий двумерной графики и ее применения,
прививает навыки визуализации, эскизирования и создания графических документов с
использованием чертежных инструментов и приспособлений и (или) с использованием
графических редакторов, а также систем автоматизированного проектирования (САПР).
Модуль «3D-моделирование, прототипирование и макетирование» включает в себя
содержание, посвященное изучению основ трехмерного моделирования, макетирования и
прототипирования, освоению навыков создания, анимации и визуализации 3D-моделей с
использованием программного обеспечения графических редакторов, навыков изготовления и
модернизации прототипов и макетов с использованием технологического оборудования.
Модуль «Технологии обработки материалов, пищевых продуктов» включает в себя
содержание, посвященное изучению технологий обработки различных материалов и пищевых
продуктов,
формирует базовые навыки применения ручного и электрифицированного
инструмента, технологического оборудования для обработки различных материалов;
формирует навыки применения технологий обработки пищевых продуктов, используемых не
только в быту, но и в индустрии общественного питания.
Модуль «Робототехника» включает в себя содержание, касающееся изучения видов и
конструкций роботов и освоения навыков моделирования, конструирования, программирования
(управления) и изготовления движущихся моделей роботов.
Модуль «Автоматизированные системы» направлен на развитие базовых компетенций в
области автоматических и автоматизированных систем, освоение навыков по проектированию,

моделированию, конструированию и созданию действующих моделей автоматических и
автоматизированных систем различных типов.
Модуль «Производство и технологии» включает в себя содержание, касающееся изучения
роли техники и технологий для прогрессивного развития общества, причин и последствий
развития технологий, изучения перспектив и этапности технологического развития общества,
структуры и технологий материального и нематериального производства, изучения
разнообразия существующих и будущих профессий и технологий, способствует формированию
персональной стратегии личностного и профессионального саморазвития.
При этом с целью формирования у обучающегося представления комплексного предметного,
метапредметного и личностного содержания программа должна отражать три блока
содержания: «Технология», «Культура» и «Личностное развитие».
Первый блок включает содержание, позволяющее ввести обучающихся в контекст
современных материальных и информационных технологий, показывающее технологическую
эволюцию человечества, ее закономерности, технологические тренды ближайших десятилетий.
Второй блок содержания позволяет обучающемуся получить опыт персонифицированного
действия в рамках разработки технологических решений, изучения и применения навыков
использования средств технологического оснащения, а также специального и
специализированного программного обеспечения.
Содержание второго блока организовано таким образом, чтобы формировать универсальные
учебные действия обучающихся, в первую очередь регулятивные (работа по инструкции,
анализ ситуации, постановка цели и задач, планирование деятельности и ресурсов,
планирование и осуществление текущего контроля деятельности, разработка документации,
оценка результата и продукта деятельности) и коммуникативные (письменная коммуникация,
публичное выступление, продуктивное групповое взаимодействие).
Базовыми образовательными технологиями, обеспечивающими работу с содержанием
второго блока, являются технологии проектной деятельности.
Второй блок реализуется в следующих организационных формах:

теоретическое обучение и формирование информационной основы проектной
деятельности — в рамках урочной деятельности;

практические работы с инструментами и оборудованием, а также в средах
моделирования, программирования и конструирования — в рамках урочной деятельности;

проектная деятельность в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Третий блок содержания обеспечивает обучающегося информацией о профессиональной
деятельности в контексте современных производственных технологий; производящих отраслях
и сфере услуг конкретного региона, региональных рынках труда; законах, которым подчиняется
развитие трудовых ресурсов современного общества, а также позволяет сформировать
ситуации, в которых обучающийся получает возможность социально-профессиональных проб и
опыт принятия и обоснования собственных решений.
Содержание третьего блока организовано таким образом, чтобы позволить формировать
универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь личностные (оценка
внутренних ресурсов, принятие ответственного решения, планирование собственного
продвижения) и учебные (обработка информации: анализ и прогнозирование, извлечение
информации из первичных источников), включает общие вопросы планирования
профессионального образования и карьеры, анализа территориального рынка труда, а также
индивидуальные программы образовательных путешествий и широкую номенклатуру

краткосрочных курсов, призванных стать для обучающихся ситуацией пробы в определенных
видах деятельности и/или в оперировании с определенными объектами воздействия.
Все блоки содержания связаны между собой: результаты работ в рамках одного блока
служат исходным продуктом для постановки задач в другом — от информирования через
моделирование элементов технологий и ситуаций к реальным технологическим системам и
производствам, способам их обслуживания и устройству отношений работника и работодателя.
Современные технологии и перспективы их развития
Развитие технологий. Понятие «технологии». Материальные технологии, информационные
технологии, социальные технологии.
История развития технологий. Источники развития технологий: эволюция потребностей,
практический опыт, научное знание, технологизация научных идей. Развитие технологий и их
влияние на среду обитания человека и уклад общественной жизни. Технологии и мировое
хозяйство. Закономерности технологического развития.
Промышленные технологии. Производственные технологии. Технологии сферы услуг.
Автоматизация производства. Производственные технологии автоматизированного
производства.
Материалы, изменившие мир. Технологии получения материалов. Современные материалы:
многофункциональные материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы), пластики и
керамика как альтернатива металлам, новые перспективы применения металлов, пористые
металлы.
Современные информационные технологии, применимые к новому технологическому
укладу.
Управление в современном производстве. Инновационные предприятия. Трансферт
технологий.
Работа с информацией по вопросам формирования, продвижения и внедрения новых
технологий, обслуживающих ту или иную группу потребностей или отнесенных к той или иной
технологической стратегии.
Технологии в повседневной жизни (например, в сфере быта), которые могут включать в себя
кройку и шитье (обработку текстильных материалов), влажно-тепловую обработку тканей,
технологии содержания жилья, технологии чистоты (уборку), технологии строительного
ремонта, ресурсосберегающие технологии (воду, тепло, электричество) и др.
Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи. Технологии
производства продуктов питания (технологии общественного питания).
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления
обучающихся
Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание.
Технические условия. Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция.
Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Электрическая схема.
Метод дизайн-мышления. Алгоритмы и способы изучения потребностей. Составление
технического задания/спецификации на изготовление продукта, призванного удовлетворить
выявленную потребность.
Методы проектирования, конструирования, моделирования. Методы принятия решения.
Анализ альтернативных ресурсов.
Порядок действий по сборке конструкции/механизма. Способы соединения деталей.
Технологический узел. Понятие модели.
Логика проектирования технологической системы. Модернизация изделия и создание нового
изделия как вид проектирования технологической системы. Конструкции. Основные
характеристики конструкций. Порядок действий по проектированию конструкции/механизма,
удовлетворяющей заданным условиям. Моделирование. Функции моделей. Использование

моделей в процессе проектирования технологической системы. Простые механизмы как часть
технологических систем. Робототехника и среда конструирования.
Опыт проектирования, конструирования, моделирования.
Сборка моделей. Исследование характеристик конструкций. Проектирование и
конструирование моделей по известному прототипу. Испытания, анализ, варианты
модернизации. Модернизация продукта. Разработка конструкций в заданной ситуации:
нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ,
способы модернизации, альтернативные решения. Конструирование простых систем с обратной
связью.
Изготовление продукта по заданному алгоритму. Изготовление продукта на основе
технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования)
рабочих инструментов (продукт и технология его изготовления — на выбор образовательной
организации).
Компьютерное моделирование, проведение виртуального эксперимента.
Разработка и создание изделия средствами учебного станка. Автоматизированное
производство на предприятиях региона.
Разработка и изготовление материального продукта. Апробация полученного материального
продукта. Модернизация материального продукта.
Планирование (разработка) материального продукта в соответствии с поставленной задачей
и/или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов.
Разработка проектного замысла по алгоритму: реализация этапов анализа ситуации,
целеполагания, выбора системы и принципа действия/модификации продукта (поисковый и
аналитический этапы проектной деятельности). Изготовление материального продукта с
применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих
регулирования/настройки)
рабочих
инструментов/технологического
оборудования
(практический этап проектной деятельности).
Разработка и реализация командного проекта, направленного на разрешение значимой для
обучающихся задачи или проблемной ситуации.
Построение образовательных траекторий и планов для самоопределения обучающихся
Понятия трудового ресурса, рынка труда. Характеристики современного рынка труда.
Квалификации и профессии. Цикл жизни профессии. Стратегии профессиональной карьеры.
Современные требования к кадрам. Концепции «обучения для жизни» и «обучения через всю
жизнь». Разработка матрицы возможностей.
Специфика социальных технологий. Сферы применения социальных технологий.
Социальные технологии, применяемые при межличностной и межгрупповой коммуникации,
при публичной и массовой коммуникации.
Социальная работа, её цели. Виды социальной работы с конкретными группами населения.
Принципы социальной работы. Услуги сферы обслуживания, социальной сферы.
Технологии работы с общественным мнением. Источники формирования и формы
выражения общественного мнения. Социальные сети как технология. Содержание социальной
сети. Элементы негативного влияния социальной сети на человека.
Средства массовой информации (коммуникации) СМИ (СМК). Классы средств массовой
информации. Технологии в сфере средств массовой информации. Элементы отрицательного
воздействия СМИ на мнения и поведение людей. Информационная война.
Применение современных технологий в медицине. Медицинские приборы и оборудование.
Телемедицина. Малоинвазивные операции. Роботизированная хирургия. Экстракорпоральная
мембранная оксигенация. Профессии в медицине.

Понятие о генетике и генной инженерии. Формы генной терапии. Цель прикладной
генетической инженерии.
Генная терапия человека. Генетическое тестирование. Персонализированная медицина.
Нанотехнологии: новые принципы получения материалов и продуктов с заданными
свойствами. Нанообъекты. Наноматериалы, область их применения.
Электроника, её возникновение и развитие. Области применения электроники. Цифровая
электроника, микро- электроника.
Фотоника. Передача сигналов по оптическим волокнам. Области применения фотоники.
Нанофотоника, направления её развития. Перспективы создания квантовых компьютеров.
Технологическое развитие цивилизации. Цикличность развития. Виды инноваций.
Инновационные предприятия. Управление современным производством. Трансфер технологий,
формы трансфера.
Современные
технологии обработки материалов (электроэрозионная,
ультразвуковая, лазерная, плазменная), их достоинства, область применения.
Метрология. Метрологическое обеспечение, его технические основы. Техническое
регулирование, его направления. Технический регламент. Принципы стандартизации.
Сертификация продукции.
Выбор профессии в зависимости от интересов, склонностей и способностей человека.
Востребованность профессии. Понятие о рынке труда. Понятия «работодатель», «заработная
плата». Основные компоненты, субъекты, главные составные части и функции рынка труда.
Понятие «профессия». Классификация профессий в зависимости от предмета труда (по Е. А.
Климову), целей труда, орудий труда, условий труда. Профессиональные стандарты. Цикл
жизни профессии.
Понятия «профессиональные интересы», «склонности», «способности». Методики
выявления склонности к группе профессий, коммуникативных и организаторских склонностей.
Образовательная траектория человека.
Творческий проект и этапы его выполнения. Процедура защиты (презентации) проекта.
Источники информации при выборе темы проекта.
Принципы организации рекламы. Виды рекламы. Способы воздействия рекламы на
потребителя и его потребности.
Разработка и реализация этапов выполнения творческого проекта. Разработка технического
задания. Выполнение требований к готовому изделию. Расчёт затрат на изготовление проекта.
Разработка электронной презентации. Защита творческого проекта.
Содержание специализированного творческого проекта. Виды специализированных
проектов
(технологический,
дизайнерский,
предпринимательский,
инженерный,
исследовательский,
социальный
и
др.).
Фандрайзинг.

Тематическое планирование (девочки) 5 – 8 классы
Тема программы / класс 5кл. Инд\о
6 кл. Инд/о. 7 кл. Инд /о. 8 кл. Инд./о. Содержание воспитательного
№ /количество часов
5 кл.
6 кл.
7 кл.
8 кл. потенциала урока
1

2

3

Количество часов
Вводное занятие. Технология
в жизни человека и общества.

Основы проектирования

Создание
изделий
текстильных материалов

из

68
2

34
1

68
1

34
1

68
2

34
1

68
1

17
1

10

5

1

1

6

3

40

7

34

16

32

14

28

14

2
1
2

4

2

2

1

2

1

2

1
16

4

3.1
3.2
3.3

Материаловедение
Ручные стежки и строчки
Машиноведение

4
2
4

3.4

Индивидуальный проект

4

3.5

Конструирование
моделирование одежды

и

3.6

Изготовление
изделия

4

Технология
традиционных
видов рукоделия и декоративноприкладного творчества

швейного

8

5

8

4

8

4

12

6

18

9

16

8

6

6

12

6

10

5

Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту учебного материала,
вырабатывать личное отношение
учащихся к образованию как ценности.
Согласование педагогического
процесса с индивидуальными
особенностями учащихся.
Развитие мотивации к творческой
деятельности.
Воспитание дисциплинированности,
трудолюбия, аккуратности,
организованности, прилежности,
самостоятельности и работоспособности.
Развитие умений самообразования и
самовоспитания.
Развитие познавательной мотивации
школьников, опыт ведения
конструктивного диалога.
Формирование художественного и
эстетического вкуса, познавательного
интереса учащихся к темам предмета,
воспитания аккуратности, усидчивости и
терпения.
Развитие творческих способностей
учащихся, эстетического вкуса,
самостоятельности, воспитывать чувство
меры и красоты.

5

7

8

Кулинария

14

5

Технология
ведения
домашнего
хозяйства.
Интерьер жилых помещений.

Электротехника

12

6

12

6

6

3

4

2

2

1

2

1

9

Современное производство и
профессиональное образование

2

1

10

Проектирование и выполнение
некоторых видов ремонтных
работ в квартире

4

1

11

Сферы
современного
производства и их составляющие

2

1

2

1

1

1

12

13

Основы предпринимательства

Обобщающий урок по курсу
«Технология»

1

2

1

2

1

1

1

Способствовать формированию опыта
совместного и индивидуального
творчества при выполнении командных
заданий.
Воспитание трудолюбивого и
творческого человека, способствует
становлению нравственных, трудовых,
эстетических, экологических качеств
личности учащегося.
Способствовать формированию
положительной мотивации к трудовой
деятельности.
Создание ситуаций, что способствует
воспитанию культуры общения,
внимательности и уважения к другим.
Повышение внимания школьников к
обсуждаемой информации и
познавательная деятельность учеников.
Воспитание чувства патриотизма,
гражданственности, гордости за
отечественные достижения в
промышленном дизайне.
Способствовать формированию
готовности к самостоятельным действиям,
воспитание трудолюбия.
Самооценка умственных и творческих
способностей для труда в различных
сферах с позиций будущей социализации.

Тематическое планирование (мальчики) 5 – 9 классы
Тема программы / класс

5кл. Инд./о 6 кл. Инд./о. 7 кл. Инд./о 8 кл. Инд./о. 9кл. Инд./о.

№

/количество часов

1

Количество часов
Вводное занятие.
Технология в жизни
человека и общества.

68
2

34
1

68
1

34
1

68
2

34
1

68
1

17
1

34
1

17
1

2

Основы проектирования

10

5

1

1

6

3

40

7

2

2

Создание изделий из
древесины и подручных
материалов
3.1 Механическая обработка
древесины

34

16

32

14

28

14

(4)

(2)

(4)

(2)

(2)

(1)

2

3.2 Отделочные работы

(2)

(1)

3.3 Машиноведение

(4)

(2)

(2)

1

(2)

(1)

2

3

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9кл.

Содержание воспитательного
потенциала урока
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту учебного
материала, вырабатывать личное
отношение учащихся к образованию
как ценности
Согласование педагогического
процесса с индивидуальными
особенностями учащихся
Развитие мотивации к творческой
деятельности.
Воспитание дисциплинированности,
трудолюбия, аккуратности,
организованности, прилежности,
самостоятельности и
работоспособности.
Развитие творческих способностей
учащихся, эстетического вкуса,
самостоятельности, воспитание
чувства красоты
Воспитание дисциплинированности,
трудолюбия, аккуратности,
организованности, прилежности,
самостоятельности и

3.4 Индивидуальный проект

(4)

(0)

3.5 Графическое изображение
предметов

(8)

(5)

(8)

4

(8)

(4)

3.6 Изготовление изделия из
древесины

(12)

(6)

(18)

9

(16)

(8)

12

6

10

5

4

Технология
традиционных видов
рукоделия и декоративноприкладного творчества

5

Резьба по дереву

6

6

6

Металлообработка

14

5

7

8

10
6

4

6

7

10

6

6

2
12

6

12

6

Технология ведения
домашнего хозяйства.
Интерьер жилых
помещений.

6

3

4

2

Электротехника

2

1

2

1

работоспособности.
Развитие умений самообразования и
самовоспитания.
Развитие способностей учащихся,
эстетического вкуса,
самостоятельности, воспитание
чувства меры
Воспитание трудолюбивого и
творческого человека, способствует
становлению нравственных, трудовых,
эстетических, качеств личности
учащегося.
Развитие творческих способностей
учащихся, эстетического вкуса,
самостоятельности, воспитывать
чувство меры и красоты
Воспитание трудолюбивого и
творческого человека.
Воспитание дисциплинированности,
трудолюбия, аккуратности,
организованности, прилежности,
самостоятельности и
работоспособности.
Воспитание трудолюбивого и
творческого человека, способствует
становлению нравственных, трудовых,
эстетических, экологических качеств
личности учащегося.
Способствовать формированию
положительной мотивации к трудовой

Современное
производство и
профессиональное
образование
Проектирование и
выполнение некоторых
видов ремонтных работ в
квартире
Сферы современного
производства и их
составляющие

2

1

1

4

1

1

2

1

12

Основы
предпринимательства

2

1

13

Обобщающий урок по
курсу «Технология»

1

1

9

10

11

2

1

2

1

2

1

1

деятельности.
Создание ситуаций, что способствует
воспитанию культуры общения,
внимательности и уважения к другим
Повышение внимания школьников к
обсуждаемой информации и
познавательная деятельность учеников.

1

Воспитание чувства патриотизма,
гражданственности, гордости за
отечественные достижения в
промышленном дизайне.
Способствовать формированию
готовности к самостоятельным
действиям, воспитание трудолюбия.
Самооценка умственных и творческих
способностей для труда в различных
сферах с позиций будущей
социализации.

Тематическое планирование (девочки) 9 классы
Разделы и темы программы
Введение.
Робототехника: основы, области применения, виды.
1. Социальные технологии
1.1. Специфика социальных технологий
1.2. Социальная работа. Сфера услуг
1.3. 1.3. Технологии работы с общественным мнением.
Социальные сети как технология
1.4. Технологии в сфере средств массовой информации
1.5. Семинар «Социальные технологии»
2. Медицинские технологии
2.1. Актуальные и перспективные медицинские технологии
2.2. Генетика и генная инженерия
Технологии в области электроники
3.1. Нанотехнологии
3.2. Электроника
3.3. Фотоника
3.4. Обобщающий урок по разделам программы
4. Закономерности
технологического
развития
цивилизации
4.1. Управление в современном производстве. Инновационные
предприятия. Трансфер технологий
4.2. Современные технологии обработки материалов
4.3. Роль метрологии в современном производстве.
Техническое регулирование
3.

Кол-во часов
2
5
1
1
1
1
1
2
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1

Формы организации образовательного процесса:
Урок
Типы уроков:
- урок изучение нового материала;
- урок совершенствования знаний, умений и навыков;
-урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
-комбинированный урок;
-урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
-урок – беседа
-лабораторно-практическое занятие
-урок – экскурсия
-урок – игра
-выполнение учебного проекта
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Словесные, наглядные, практические.
2. Индуктивные, дедуктивные.
3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
4. Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
2. Стимулирование долга и ответственности в учении.
Педагогические технологии:
1.
Дифференцированное обучение.
2.
Операционно-предметная система обучения.
3.
Моторно-тренировочная система.
4.
Операционно-комплексная система.
5.
Практические методы обучения.
6.
Решение технических и технологических задач.
7.
Учебно-практические или практические работы.
8.
Обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами.
9.
Опытно-экспериментальная работа.
10.
Технология коммуникативного обучения на основе схемных и знаковых
моделей учебного материала.
11.
Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом
образовании школьников).
12.
Кооперативная деятельность обучающихся.
13.
Коллективное творчество.
Формы контроля:
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
1. Устного контроля и самоконтроля.
2. Письменного контроля и самоконтроля.
3. Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.

Результаты
Личностные

Метапредметные
Предметные в сфере:
а) познавательной
б) мотивационной
в) трудовой деятельности
г)физиологопсихологической
д) эстетической
е) коммуникативной

Система оценки и видов контроля
Виды контроля
Предварительный – выставки - конкурсы
Текущий – наблюдение, устный опрос, П/р
Периодический - проверка ЗУ по разделу, С/р
Итоговый - выставка работ, презентации проектов
Предварительный- входящая диагностика
Текущий – наблюдение, тестирование, Тв/р, Л/р
Текущий - тест с многозначным ответом, наблюдение
Итоговый - кроссворд
Текущий - устный опрос
Итоговый - письменный опрос
Текущий - самоконтроль, Пр/р, проект,
взаимопроверка, самооценочная карта контроля,
Итоговый - тестирование, готовое изделие
Текущий - наблюдение, устный опрос
Текущий - наблюдение, Тв./р, самооценка по
критериям
Текущий - наблюдение
Итоговый - защита проекта

Устный контроль включает методы индивидуального опроса, фронтального опроса, устных
зачетов, устных экзаменов, программированного опроса. Письменный контроль предполагает
письменные контрольные, письменные зачеты, программирован-ные письменные зачеты. Эти
виды контроля учитель может использовать как на каждом занятии, так и в периодически (по
этапам, по разделам).
Практика показывает, что совме-щение устного опроса одного - двух учеников с
возможно
большим охватом
остальных (допустим,
письменным
безмашинным
программированным опросом) дает значительную экономию по времени и развернутую
картину информации учителю о знаниях учащихся.
Выполнение проверочных заданий целесообразно проводить после изучения больших
разделов программы «Технология», а квалификационных работ - в том случае когда в учебном
заведении предусмотрено установление определенного уровня (разряда) квалификации. Как
правило, к завершению обучения в школьных мастерских и проводят такие формы контроля.
Важно, чтобы при этом задания для школьников были согласованны с ЕТКС (единого тарифноквалификационного справочника).
Проектная культура предполагает большую свободу критериев, многие из которых
устанавливаются самими исполнителями. При оценке проекта учитываю целесообразность,
сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки,
аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения
материалом при защите.
Опрос целесообразно проводить по заданиям разных типов. Следует лишь сказать, что в
зависимости от целей, которые выдвигает преподаватель, карточки-задания в частности и
программы в целом могут носить обучающий, контролирующий и контрольно-обучающий
характер. В последнее время имеют место стандартизированные задания, по результатам
выполнения которых судят о личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках
испытуемых.
На современном этапе при оценке знаний перечисленные проблемы в большей степени
решаются использованием такой формы контроля, как тестирование.

Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся
Контроль осуществляется через использование следующих видов: стартовый, текущий,
тематический, итоговый. При этом используются различные формы оценки и контроля:
контрольная работа, письменная самостоятельная работа, практическая работа, тест, проектная
работа, устный опрос.
ОТМЕТКА «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может
изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами,
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
ОТМЕТКА «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает
незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами,
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
ОТМЕТКА «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала,
допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердит
ответ конкретным примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.
ОТМЕТКА «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может
изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на
дополнительные вопросы учителя.
Нормы оценки практической работы
Организация труда
ОТМЕТКА «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технологической
дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд и соблюдался
план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью
соблюдались общие правила ТБ, отношение к труду добросовестное, к инструментам –
бережное, экономное.
ОТМЕТКА «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены
незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые
исправились самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической
дисциплины, правила ТБ.
ОТМЕТКА «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены
нарушения трудовой и технологической дисциплины, правил ТБ.
ОТМЕТКА «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые
нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, ТБ, которые повторялись после
замечаний учителя.
Приемы труда
ОТМЕТКА «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было
нарушений правил ТБ, установленных для данного вида работ.
ОТМЕТКА «4» ставится, если приемы труда выполнялись в основном правильно,
допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушений правил ТБ.
ОТМЕТКА «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но
ошибки исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил
ТБ.
ОТМЕТКА «2» ставится, если неправильно выполнялись многие работы, ошибки
повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме или поломке
инструмента (оборудования).
Качество изделия (работы)
ОТМЕТКА «5» ставится, если изделие
или другая работа выполнены с учетом
установленных требований.
ОТМЕТКА «4» ставится, если изделие выполнено с незначительными отклонениями от
заданных требований.
ОТМЕТКА «3» ставится, если изделие выполнено со значительными нарушениями заданных
требований.
ОТМЕТКА «2» ставится, если изделие выполнено с грубыми нарушениями заданных
требований или допущен брак.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».