Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г. Данный курс предназначен для обучающихся 8 класса, которым предстоит сдавать экзамен по русскому языку в формате ОГЭ. Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, рассчитана на 34 часа (1час в неделю). Элективный курс поможет обучающимся комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, овладеть навыками речи, научит избежать грамматических и речевых ошибок, построить высказывания с соблюдением норм, составить тексты и сообщения, отредактировать их. Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены школьниками в процессе изучения базового курса русского языка. Цель изучения курса Данный элективный курс направлен на обеспечение качественной подготовки обучающихся по предмету на основе обобщения и систематизации знаний и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение для формирования коммуникативной личности; на помощь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизации знаний по этим разделам, отработке шагов и звеньев для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи в целом, подготовке учащихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации. Задачи изучения курса Основные образовательные задачи курса: расширить знания по русскому языку, предусматривающие устойчивого интереса к предмету; повысить уровень логического мышления обучающихся; создать условия для формирования языковой компетенции ; восполнить пробелы по указанным выше разделам лингвистики; выработать навык комплексного анализа текста; совершенствовать навыки работы над изложением. формирование Развивающие задачи курса: развивать умение применять алгоритм решения орфографической и пунктуационной задачи; способствовать развитию речи обучающихся; совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной литературой); способствовать эффективной подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку. Воспитательные задачи курса: формировать ключевые компетенции; повышать интерес к гуманитарному образованию; воспитывать грамотного гражданина РФ. По окончании курса обучающиеся должны знать: принципы русской орфографии и пунктуации; основные орфографические и пунктуационные правила, ранее представлявшие определенную трудность; алгоритм написания сжатого изложения. По окончании курса обучающиеся должны уметь: использовать основные приемы информационной переработки текста; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления; использовать основные словари, справочники, необходимые для совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; применять теоретические знания по разделам «Орфография» и «Пунктуация» на практике; применять алгоритм написания сжатого изложения; уметь работать с текстами ОГЭ по русскому языку; грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и письменной формах; владеть предметными компетенциями (языковой, лингвистической, культуроведческой). Основные формы организации занятий - семинары и практические занятия. Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения, презентации, письменные работы и тесты в формате ОГЭ. Планируемые результаты Главным результатом освоения курса является готовность обучающихся к участию в ОГЭ. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам. Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; Регулятивные универсальные учебные действия Ученик 8 класса научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; Ученик 8 класса получит возможность научиться: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; строить жизненные планы во временной перспективе; при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик 8 класса научится: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; Ученик 8 класса получит возможность научиться: учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; Познавательные универсальные учебные действия Ученик 8 класса научится: осуществлять расширенный поиск информации с использованием библиотек и Интернета; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; ресурсов осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Ученик 8 класса получит возможность научиться: основам рефлексивного чтения; ставить проблему, аргументировать её актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента Предметные: Ученик 8 класса научится: владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство); моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их; работать над расширением словарного запаса; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм. Ученик 8 класса получит возможность научиться: иметь представление: о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; о нормах речевого поведения в различных сферах общения. определять: основные понятия культуры речи, основные качества речи; показатели индивидуальной культуры человека; языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи; основные нормы литературного языка; назначение речевого этикета; значение различных видов словарей в жизни человека. качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство). Содержание программы Раздел 1. Введение. Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков. Раздел 2. Построение сжатого изложения. Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Контроль знаний: построение сжатого изложения. Раздел 3. Орфография. Орфограммы в корнях слов. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н - нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Правописание производных предлогов, союзов, частиц. Частицы НЕ-НИ. Текстовые иллюстрации орфографических норм. Раздел 4. Пунктуация. Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Однородные и неоднородные члены предложения. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении, в предложениях с обособленными обстоятельствами и определениями. Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении цитат. Тире и двоеточие в предложениях. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм. Контроль знаний: тренировочные упражнения; тестовые задания в форме ОГЭ. Раздел 5. Тестирование. Систематизация знаний, умений, навыков по русскому языку при сдаче Государственной итоговой аттестации. Тематическое планирование (34 часа) Ко-во часов Теоретическая часть 1 1 сжатого 5 4 1 № Наименование разделов, тем Практическая часть 1 Введение. 2 Построение изложения. 3 Орфография. 14 11 3 4 Пунктуация. 10 8 2 5 Тестирование. 4 Итого 34 4 24 10 Календарно-тематическое планирование спецкурса (34 часа ) № Тема занятия Кол-во часов Форма занятия 1 I. Введение Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. 1 Вводное занятие 2 II. Построение сжатого изложения «Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования». 1 Систематизация знаний 3 Композиция, логическая, грамматическая структура текста. 1 Систематизация знаний 4 Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. 1 Систематизация знаний 5 Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. 1 Систематизация знаний 6 Практическая работа № 1 «Написание сжатого изложения». 1 Контроль знаний и умений 7 III. Орфография Орфография как система обязательных норм письменной речи (орфографическая норма). 1 Систематизация знаний 8 Строение орфографических правил. Алгоритмы их применения. 1 Систематизация знаний 9 Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. 1 Систематизация знаний 10 Правописание согласных в корне слова. 0,Ё после шипящих в корне. 1 Систематизация знаний 11 Чередующиеся гласные. 1 Систематизация знаний 12 Практическая работа №2. «Орфограммы в корнях слов». 1 Контроль знаний и умений 13 Практическая работа № 3. Правописание приставок. Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. 1 Контроль знаний и умений Написание приставок, зависящих от значения. 14 Правописание Н, НН в разных частях речи. 1 Систематизация знаний 15 Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. 1 Систематизация знаний 16 Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. 1 Систематизация знаний 17 Правописание производных предлогов. 1 Систематизация знаний 18 Правописание союзов. 1 Систематизация знаний 19 Правописание частиц. 1 Систематизация знаний 20 Тестовая работа по разделу «Орфография» . 1 Контроль знаний и умений 21 IV. Пунктуация Пунктуация как система обязательных норм письменной речи (пунктуационная норма). 1 Систематизация знаний 22 Знаки препинания в сложном предложении. Сочинительные и подчинительные союзы. Сложное предложение: союзное и бессоюзное. 1 Систематизация знаний 23 Знаки препинания в ССП. 1 Систематизация знаний 24 Трудные случаи употребления знаков препинания в СПП. Практическая работа № 7. 1 Контроль знаний и умений 25 Знаки препинания при однородных и неоднородных членах предложения. 1 Систематизация знаний 26 Трудные случаи употребления знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами и определениями. 1 Систематизация знаний 27 Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении цитат. 1 Систематизация знаний 28 Тире в предложении. 1 Систематизация знаний 29 Двоеточие в предложении. 1 Систематизация знаний 30 Тестовая работа по разделу «Пунктуация». 1 Контроль знаний и умений 31 V. Тестирование Пробный тест в формате ОГЭ. 1 Контроль знаний и умений 32 Пробный тест в формате ОГЭ. 1 Контроль знаний и умений 33 Работа над ошибками. 1 Контроль знаний и умений 34 Работа над ошибками. 1 Контроль знаний и умений Тематическое планирование(68 часов) № Наименование разделов, тем Ко-во часов Теоретическая часть Практическая часть 1 Введение. 2 2 2 Построение сжатого изложения. 11 9 2 3 Орфография. 33 30 3 4 Пунктуация. 19 17 2 5 Тестирование. 3 Итого 68 3 58 10 Календарно-тематическое планирование (68 часов) №п/п Тема занятия Кол-во часов 1 I. Введение-2ч. Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме. 1 2 Критерии оценивания ОГЭ. 1 План Факт 3 II. Построение сжатого изложения-11ч. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка 1 4 Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. 1 5 Композиция, логическая, грамматическая структура текста. 1 6 Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. 1 7 Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. 1 8 Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. 1 9 Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. 1 10 Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. 1 11 Подготовка к написанию сжатого изложения. 1 12 Практическая работа № 1 «Написание сжатого изложения». 1 13 Работа над ошибками. 1 14 III. Орфография-33ч. Орфография как система обязательных норм письменной речи (орфографическая норма). 1 15 Строение орфографических правил. Алгоритмы их применения. 1 16 Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. 1 17 Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. 1 18 Правописание согласных в корне слова. 0,Ё после шипящих в корне. 1 19 Правописание согласных в корне слова. 0,Ё после шипящих в корне. 1 20 Чередующиеся гласные. 1 21 Чередующиеся гласные. 1 22 Подготовка к практической работе №2. «Орфограммы в корнях слов». 1 23 Практическая работа №2. «Орфограммы в корнях слов». 1 24 Работа над ошибками. 1 25 Правописание приставок. Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. 1 26 Написание приставок, зависящих от значения. 1 27 Подготовка к практической работе № 3. Правописание приставок. 1 28 Практическая работа № 3. Правописание приставок. 1 29 Работа над ошибками. 1 30 Правописание Н, НН в разных частях речи. 1 31 Правописание Н, НН в разных частях речи. 1 32 Правописание Н, НН в разных частях речи. 1 33 Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. 1 34 Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. 1 35 Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. 1 36 Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. 1 37 Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. 1 38 Правописание производных предлогов. 1 39 Правописание производных предлогов. 1 40 Правописание союзов. 1 41 Правописание союзов 1 42 Правописание частиц. 1 43 Правописание частиц. 1 44 Подготовка к тестовой работе по разделу «Орфография» . 1 45 Тестовая работа по разделу «Орфография» . 1 46 Работа над ошибками. 1 47 IV. Пунктуация Пунктуация как система обязательных норм письменной речи (пунктуационная норма). 1 48 Знаки препинания в сложном предложении. Сочинительные и подчинительные союзы. Сложное предложение: союзное и бессоюзное. 1 49 Знаки препинания в ССП. 1 50 Знаки препинания в ССП. 1 51 Трудные случаи употребления знаков препинания в СПП. 1 52 Трудные случаи употребления знаков препинания в СПП. 1 53 Трудные случаи употребления знаков препинания в СПП. 1 Практическая работа № 7. 54 Знаки препинания при однородных и неоднородных членах предложения. 1 55 Трудные случаи употребления знаков препинания в предложениях с 1 обособленными обстоятельствами и определениями. 56 Трудные случаи употребления знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами и определениями. 1 57 Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении цитат. 1 58 Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении цитат. 1 59 Тире в предложении. 1 60 Двоеточие в предложении. 1 61 Двоеточие в предложении. 1 62 Подготовка к тестовой работе по разделу «Пунктуация». 1 63 Подготовка к тестовой работе по разделу «Пунктуация». 1 64 Тестовая работа по разделу «Пунктуация». 1 65 Работа над ошибками 1 66 V. Тестирование Пробный тест в формате ОГЭ. 1 67 Пробный тест в формате ОГЭ. 1 68 Работа над ошибками. 1