Курс_Русский язык_8

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса разработана в
соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273
от 29.12.2012 г.
Данный курс предназначен для обучающихся 8 класса, которым предстоит сдавать
экзамен по русскому языку в формате ОГЭ. Программа составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта, рассчитана на 34 часа (1час в
неделю).
Элективный курс поможет обучающимся комплексно использовать знания по
орфографии, синтаксису, пунктуации, овладеть навыками речи, научит избежать
грамматических и речевых ошибок, построить высказывания с соблюдением норм,
составить тексты и сообщения, отредактировать их.
Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены
школьниками в процессе изучения базового курса русского языка.
Цель изучения курса
Данный элективный курс направлен на обеспечение качественной подготовки
обучающихся по предмету на основе обобщения и систематизации знаний и
совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих
важнейшее значение для формирования коммуникативной личности; на помощь
учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизации
знаний по этим разделам, отработке шагов и звеньев для решения конкретной
орфографической или пунктуационной задачи в целом, подготовке учащихся к
успешному прохождению государственной итоговой аттестации.
Задачи изучения курса
Основные образовательные задачи курса:







расширить знания по русскому языку, предусматривающие
устойчивого интереса к предмету;
повысить уровень логического мышления обучающихся;
создать условия для формирования языковой компетенции ;
восполнить пробелы по указанным выше разделам лингвистики;
выработать навык комплексного анализа текста;
совершенствовать навыки работы над изложением.

формирование

Развивающие задачи курса:





развивать умение применять алгоритм решения орфографической и пунктуационной
задачи;
способствовать развитию речи обучающихся;
совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной
литературой);
способствовать эффективной подготовке учащихся к итоговой аттестации по
русскому языку.

Воспитательные задачи курса:




формировать ключевые компетенции;
повышать интерес к гуманитарному образованию;
воспитывать грамотного гражданина РФ.

По окончании курса обучающиеся должны знать:




принципы русской орфографии и пунктуации;
основные орфографические и пунктуационные правила, ранее представлявшие
определенную трудность;
алгоритм написания сжатого изложения.

По окончании курса обучающиеся должны уметь:









использовать основные приемы информационной переработки текста;
оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
использовать основные словари, справочники, необходимые для совершенствования
орфографической и пунктуационной грамотности;
применять теоретические знания по разделам «Орфография» и «Пунктуация» на
практике;
применять алгоритм написания сжатого изложения;
уметь работать с текстами ОГЭ по русскому языку;
грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и письменной формах;
владеть
предметными
компетенциями
(языковой,
лингвистической,
культуроведческой).

Основные формы организации занятий - семинары и практические занятия. Формами
контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения,
презентации, письменные работы и тесты в формате ОГЭ.
Планируемые результаты
Главным результатом освоения курса является готовность обучающихся к участию в ОГЭ.
К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический
материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам.
Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание
роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств,
самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:





целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;



адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации;

Ученик 8 класса получит возможность научиться:







самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
строить жизненные планы во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия
и средства их достижения;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению
учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в
различных сферах самостоятельной деятельности;

Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:







учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Ученик 8 класса получит возможность научиться:




учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в
сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
Познавательные универсальные учебные действия

Ученик 8 класса научится:



осуществлять расширенный поиск информации с использованием
библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

ресурсов



осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;

Ученик 8 класса получит возможность научиться:




основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения
и эксперимента

Предметные:
Ученик 8 класса научится:







владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность,
уместность, богатство);
моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить
грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
работать над расширением словарного запаса;
применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая
устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Ученик 8 класса получит возможность научиться:
иметь представление:




о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств,
самовыражения и развития творческих способностей;
о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических) и правилах речевого этикета;
о нормах речевого поведения в различных сферах общения.

определять:










основные понятия культуры речи, основные качества речи;
показатели индивидуальной культуры человека;
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные
монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных
видов речи и ситуаций общения;
изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и
фразеологии, грамматические средства выразительности речи;
основные нормы литературного языка;
назначение речевого этикета;
значение различных видов словарей в жизни человека.
качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность,
богатство).

Содержание программы
Раздел 1. Введение.

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её
оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.
Раздел 2. Построение сжатого изложения.
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение
сжатого изложения. Редактирование изложения.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Раздел 3. Орфография.
Орфограммы в корнях слов. Правописание приставок. Правописание суффиксов.
Правописание н - нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание НЕ с
разными частями речи. Правописание производных предлогов, союзов, частиц.
Частицы НЕ-НИ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Раздел 4. Пунктуация.
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Однородные и
неоднородные члены предложения. Сложное предложение. Знаки препинания в простом
осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки
препинания в сложноподчинённом предложении, в предложениях с обособленными
обстоятельствами и определениями. Знаки препинания при обращении и прямой речи,
оформлении цитат. Тире и двоеточие в предложениях. Текстовые иллюстрации
синтаксических и пунктуационных норм.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; тестовые задания в форме ОГЭ.
Раздел 5. Тестирование.
Систематизация знаний, умений, навыков по русскому языку при сдаче Государственной
итоговой аттестации.
Тематическое планирование (34 часа)
Ко-во
часов

Теоретическая
часть

1

1

сжатого 5

4

1

№ Наименование разделов, тем

Практическая
часть

1

Введение.

2

Построение
изложения.

3

Орфография.

14

11

3

4

Пунктуация.

10

8

2

5

Тестирование.

4

Итого

34

4
24

10

Календарно-тематическое планирование спецкурса (34 часа )
№

Тема занятия

Кол-во
часов

Форма занятия

1

I. Введение
Структура экзаменационной работы по русскому языку в
новой форме и критерии её оценивания.

1

Вводное занятие

2

II. Построение сжатого изложения
«Определение, признаки и характеристика текста как
единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их
установления и формулирования».

1

Систематизация
знаний

3

Композиция, логическая, грамматическая структура
текста.

1

Систематизация
знаний

4

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и
абзацного строения текста. Представление об абзаце как о
пунктуационном знаке.

1

Систематизация
знаний

5

Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной
информации. Способы сокращения текста:
грамматические, логические, синтаксические.

1

Систематизация
знаний

6

Практическая работа № 1 «Написание сжатого
изложения».

1

Контроль знаний
и умений

7

III. Орфография
Орфография как система обязательных норм письменной
речи (орфографическая норма).

1

Систематизация
знаний

8

Строение орфографических правил. Алгоритмы их
применения.

1

Систематизация
знаний

9

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в
корне.

1

Систематизация
знаний

10 Правописание согласных в корне слова. 0,Ё после
шипящих в корне.

1

Систематизация
знаний

11 Чередующиеся гласные.

1

Систематизация
знаний

12 Практическая работа №2. «Орфограммы в корнях слов».

1

Контроль знаний
и умений

13 Практическая работа № 3. Правописание приставок.
Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки.

1

Контроль знаний
и умений

Написание приставок, зависящих от значения.
14 Правописание Н, НН в разных частях речи.

1

Систематизация
знаний

15 Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями
речи.

1

Систематизация
знаний

16 Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные
написания.

1

Систематизация
знаний

17 Правописание производных предлогов.

1

Систематизация
знаний

18 Правописание союзов.

1

Систематизация
знаний

19 Правописание частиц.

1

Систематизация
знаний

20 Тестовая работа по разделу «Орфография» .

1

Контроль знаний
и умений

21 IV. Пунктуация
Пунктуация как система обязательных норм письменной
речи (пунктуационная норма).

1

Систематизация
знаний

22 Знаки препинания в сложном предложении.
Сочинительные и подчинительные союзы. Сложное
предложение: союзное и бессоюзное.

1

Систематизация
знаний

23 Знаки препинания в ССП.

1

Систематизация
знаний

24 Трудные случаи употребления знаков препинания в СПП.
Практическая работа № 7.

1

Контроль знаний
и умений

25 Знаки препинания при однородных и неоднородных
членах предложения.

1

Систематизация
знаний

26 Трудные случаи употребления знаков препинания в
предложениях с обособленными обстоятельствами и
определениями.

1

Систематизация
знаний

27 Знаки препинания при обращении и прямой речи,
оформлении цитат.

1

Систематизация
знаний

28 Тире в предложении.

1

Систематизация
знаний

29 Двоеточие в предложении.

1

Систематизация
знаний

30 Тестовая работа по разделу «Пунктуация».

1

Контроль знаний
и умений

31 V. Тестирование
Пробный тест в формате ОГЭ.

1

Контроль знаний
и умений

32 Пробный тест в формате ОГЭ.

1

Контроль знаний
и умений

33 Работа над ошибками.

1

Контроль знаний
и умений

34 Работа над ошибками.

1

Контроль знаний
и умений

Тематическое планирование(68 часов)
№ Наименование разделов, тем

Ко-во
часов

Теоретическая
часть

Практическая
часть

1

Введение.

2

2

2

Построение сжатого
изложения.

11

9

2

3

Орфография.

33

30

3

4

Пунктуация.

19

17

2

5

Тестирование.

3

Итого

68

3
58

10

Календарно-тематическое планирование (68 часов)
№п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

1

I. Введение-2ч.
Структура экзаменационной работы по
русскому языку в новой форме.

1

2

Критерии оценивания ОГЭ.

1

План

Факт

3

II. Построение сжатого изложения-11ч.
Определение, признаки и характеристика
текста как единицы языка

1

4

Тема, идея, проблема текста и способы их
установления и формулирования.

1

5

Композиция, логическая, грамматическая
структура текста.

1

6

Понятие о микротеме. Соотношение
микротемы и абзацного строения текста.
Представление об абзаце как о
пунктуационном знаке.

1

7

Главная и второстепенная информация в
тексте. Ключевые слова и их роль в
определении границ главной информации.

1

8

Способы сокращения текста:
грамматические, логические, синтаксические.

1

9

Способы сокращения текста:
грамматические, логические, синтаксические.

1

10

Способы сокращения текста:
грамматические, логические, синтаксические.

1

11

Подготовка к написанию сжатого изложения.

1

12

Практическая работа № 1 «Написание
сжатого изложения».

1

13

Работа над ошибками.

1

14

III. Орфография-33ч.
Орфография как система обязательных норм
письменной речи (орфографическая норма).

1

15

Строение орфографических правил.
Алгоритмы их применения.

1

16

Проверяемые и непроверяемые безударные
гласные в корне.

1

17

Проверяемые и непроверяемые безударные
гласные в корне.

1

18

Правописание согласных в корне слова. 0,Ё
после шипящих в корне.

1

19

Правописание согласных в корне слова. 0,Ё
после шипящих в корне.

1

20

Чередующиеся гласные.

1

21

Чередующиеся гласные.

1

22

Подготовка к практической работе №2.
«Орфограммы в корнях слов».

1

23

Практическая работа №2. «Орфограммы в
корнях слов».

1

24

Работа над ошибками.

1

25

Правописание приставок. Изменяющиеся и
неизменяющиеся на письме приставки.

1

26

Написание приставок, зависящих от
значения.

1

27

Подготовка к практической работе № 3.
Правописание приставок.

1

28

Практическая работа № 3. Правописание
приставок.

1

29

Работа над ошибками.

1

30

Правописание Н, НН в разных частях речи.

1

31

Правописание Н, НН в разных частях речи.

1

32

Правописание Н, НН в разных частях речи.

1

33

Слитное и раздельное написание НЕ с
разными частями речи.

1

34

Слитное и раздельное написание НЕ с
разными частями речи.

1

35

Слитное и раздельное написание НЕ с
разными частями речи.

1

36

Сложные слова. Слитные, раздельные,
дефисные написания.

1

37

Сложные слова. Слитные, раздельные,
дефисные написания.

1

38

Правописание производных предлогов.

1

39

Правописание производных предлогов.

1

40

Правописание союзов.

1

41

Правописание союзов

1

42

Правописание частиц.

1

43

Правописание частиц.

1

44

Подготовка к тестовой работе по разделу
«Орфография» .

1

45

Тестовая работа по разделу «Орфография» .

1

46

Работа над ошибками.

1

47

IV. Пунктуация
Пунктуация как система обязательных норм
письменной речи (пунктуационная норма).

1

48

Знаки препинания в сложном предложении.
Сочинительные и подчинительные союзы.
Сложное предложение: союзное и
бессоюзное.

1

49

Знаки препинания в ССП.

1

50

Знаки препинания в ССП.

1

51

Трудные случаи употребления знаков
препинания в СПП.

1

52

Трудные случаи употребления знаков
препинания в СПП.

1

53

Трудные случаи употребления знаков
препинания в СПП.

1

Практическая работа № 7.
54

Знаки препинания при однородных и
неоднородных членах предложения.

1

55

Трудные случаи употребления знаков
препинания в предложениях с

1

обособленными обстоятельствами и
определениями.
56

Трудные случаи употребления знаков
препинания в предложениях с
обособленными обстоятельствами и
определениями.

1

57

Знаки препинания при обращении и прямой
речи, оформлении цитат.

1

58

Знаки препинания при обращении и прямой
речи, оформлении цитат.

1

59

Тире в предложении.

1

60

Двоеточие в предложении.

1

61

Двоеточие в предложении.

1

62

Подготовка к тестовой работе по разделу
«Пунктуация».

1

63

Подготовка к тестовой работе по разделу
«Пунктуация».

1

64

Тестовая работа по разделу «Пунктуация».

1

65

Работа над ошибками

1

66

V. Тестирование
Пробный тест в формате ОГЭ.

1

67

Пробный тест в формате ОГЭ.

1

68

Работа над ошибками.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».