Пояснительная записка Курс рассчитан на учащихся 9 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 часа. В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения тестовых заданий за текущий и прошедший год. Место курса в образовательном процессе: Химия, как наука относится к основополагающим областям естествознания. Обитая в быстро изменяющемся материальном мире, человек взаимодействует с множеством материалов и веществ природного и антропогенного происхождения. Программа спецкурса способствует формированию основ химических знаний, является фундаментом для дальнейшего совершенствования химических знаний в старших классах общеобразовательной школы. Цель курса: систематизировать и обобщить знания учащихся по химии. Задачи: -повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования; -закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения у учащихся -продолжить формирование знаний учащихся по химии; -продолжить формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать, анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать учебный материал; -работая над развитием интеллектуальных, познавательных и творческих способностей, сформировать у учащихся универсальные учебные действия; -помочь учащимся в осознанном выборе профессии. Планируемые результаты: Успешное обучение в последующих классах; Знание основных законов и понятий химии и их оценивание; Умение проводить простейшие расчёты; Умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые уравнения, объяснять свои действия; Успешная самореализация школьников в учебной деятельности. Методы обучения: словесно-иллюстративные методы, методы дифференцированного обучения. Формы обучения: урок- лекция, урок- семинар. Содержание воспитательного потенциала раздела: в ходе реализации спецкурса совершенствуются коммуникативные навыки, формируется познавательный интерес к предмету, происходит формирование позитивного восприятия школьниками требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, использование практических, лабораторных, проектных работ для приобретения навыков сам. решения проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Содержание № п/п Темы занятий РАЗДЕЛ 1 ВЕЩЕСТВО Тема 1 Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы ДИ. Менделеева. Современные представления о строении атома. Движение электрона в атоме. Атомная орбиталь. Последовательность заполнения электронных оболочек в атомах. Электронные и графические формулы атомов элементов. Работа с тренировочными тестами по теме. Тема 2 Периодический закон и периодическая система химических элементов ДИ. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл номера периода и группы. Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д. И. Менделеева. Работа с тренировочными тестами по теме. Тема 3 Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм её образования. Полярная и неполярная ковалентная связь. Свойства ковалентной связи. Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм её образования. Свойства ионов. Металлическая связь. Практическое занятие. Составление электронных и структурных формул веществ Тема 4 Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов. Валентные электроны. Валентность. Валентные возможности атомов. Степень окисления. Практическое занятие. Составление электронных и структурных формул веществ. Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент. Чистые вещества и смеси виды смесей. Способы разделения смесей. Практическое занятие. Тема 5 Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений. Классификация веществ: простые и сложные, металлы и неметаллы. Классификация неорганических веществ, их генетическая связь. Номенклатура, классификация оксидов, кислот, солей и оснований. Работа с тренировочными тестами по теме. Тема 6 Разбор заданий олимпиады прошлого года Тема 7 Решение заданий олимпиады прошлого года РАЗДЕЛ 2 ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ Тема 8 Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Физические и химические явления. Сравнение признаков физических и химических явлений. Написание уравнение химических реакций, расстановка коэффициентов. Закон сохранения массы веществ. Работа с тренировочными тестами по теме. Тема 9 Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии. Различные классификации химических реакций, примеры. Работа с тренировочными тестами. Тема 10 Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних). Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация в растворах и расплавах. Роль воды в процессе электролитической диссоциации. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации. Работа с тренировочными тестами. Тема 11 Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Практическое занятие. Составление молекулярных и ионных уравнений. Тема 12 Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена. Практическое занятие. Составление молекулярных и ионных уравнений. Тема 13 Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений ОВР: метод электронного баланса и метод полуреакций (ионно-электронный метод). Практическое занятие. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса и методом полуреакций. Тема 14 Упражнение на составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Практическое занятие. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса и методом полуреакций. РАЗДЕЛ 3 ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ Тема 15 Химические свойства простых веществ-металлов. Химические свойства простых веществ-металлов щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа. Общая характеристика металлов. Расположение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства металлов. Характеристики щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа. Тема 16 Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Общая характеристика неметаллов. Расположение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам. Химические свойства неметаллов. Характеристики водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния и их соединений. Тема 17 Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оксидов. Работа с тренировочными тестами. Тема 18 Химические свойства оснований. Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оснований. Работа с тренировочными тестами. Тема 19 Химические свойства кислот. Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения кислот. Работа с тренировочными тестами. Тема 20 Химические свойства солей (средних). Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения солей. Работа с тренировочными тестами. Тема 21 Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Практическая работа. Выполнение упражнений на цепочку превращений. РАЗДЕЛ 4 МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ. Тема 22 Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония). Тема 23 Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). Тема 24 Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций. Решение задач. Тема 25 Вычисления массовой доли химического элемента в веществе. Решение задач. Тема 26 Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе. Решение задач. Тема 27 Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. Решение задач. Тема 28 Работа с тренировочными тестами РАЗДЕЛ 5 ХИМИЯ И ЖИЗНЬ Тема 29 Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Тема 30 Работа с тренировочными тестами Тема 31 Работа с тренировочными тестами Тематическое планирование № п/п Наименование разделов и тем Вещество 1 Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы ДИ. Менделеева. 2 Периодический закон и периодическая система химических 3 4 5 6 7 Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Валентность и степень окисления химических элементов. Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений. Разбор заданий олимпиады прошлого года Решение заданий олимпиады прошлого года ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ 8 Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. 9 Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии. 10 Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних). Кол- Дата во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 12 Реакции ионного обмена и условия их осуществления Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена. 1 1 13 Окислительно- восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. 1 14 Решение тренировочных тестов 1 Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах. 15 Химические свойства простых веществ. Химические свойства 1 простых веществ- металлов щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа. 16 Химические свойства простых веществ- неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. 1 17 Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. 1 18 Химические свойства оснований. 1 19 Химические свойства кислот. 1 20 Химические свойства солей (средних). 1 21 Взаимосвязь различных классов 2 Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии. 22 Правила безопасной работы в школьной лаборатории. 1 Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе 23 Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). 1 24 Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций. 1 25 Вычисления массовой доли химического элемента в веществе. 1 26 Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе. 1 27 Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. 1 28 Решение тренировочных тестов 1 Химия и жизнь 29 Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. 2 30 Решение тренировочных тестов 2 31 Решение тренировочных тестов 2 Итого: 34 Учебно-методический комплект: Литература для учителя: 1. Адамович Т.П. Васильева Г.И. “Сборник олимпиадных задач по химии”. 2. Будруджак П. “Задачи по химии”. 3. Ерохин Ю.М.; Фролов В.И. “Сборник задач и упражнений по химии”. 4. “Контрольные и проверочные работы по химии 8 класс” к учебнику О.С. Габриеляна “Химия – 8 класс”. 5. Кузменко Н.Е., Ерёмин В.В. “2500 задач с решением”. 6. Цитович И.К.; Протасов П.И. “Методика решения расчётных задач по химии”. 7. Хомченко И.Г. “Сборник задач и упражнений по химии для нехимических техникумов”. 8. Хомченко Г.П. “Задачи по химии для поступающих в ВУЗы”. Литература для учащихся: 1. Абкин Г.Л. “Задачи и упражнения по химии”. 2. Габриелян О.С. “Химия в тестах, задачах, упражнениях 8 – 9 классы”. 3. Гаврусейко Н.П. “Проверочные работы по неорганической химии 9 класс”. 4. Савинкина Е.В. Свердлова Н.Д. “Сборник задач и упражнений по химии”. 5. Хомченко И.Г. “Сборник задач и упражнений по химии для средней школы”.