Курс_Химия_9

Пояснительная записка
Курс рассчитан на учащихся 9 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу,
всего 34 часа.
В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение
промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде
выполнения тестовых заданий за текущий и прошедший год.
Место курса в образовательном процессе:
Химия, как наука относится к основополагающим областям естествознания. Обитая в быстро
изменяющемся материальном мире, человек взаимодействует с множеством материалов и
веществ природного и антропогенного происхождения.
Программа спецкурса способствует формированию основ химических знаний, является
фундаментом для дальнейшего совершенствования химических знаний в старших классах
общеобразовательной школы.
Цель курса: систематизировать и обобщить знания учащихся по химии.
Задачи:
-повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на
заключительном этапе общего биологического образования;
-закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения у учащихся
-продолжить формирование знаний учащихся по химии;
-продолжить формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать,
анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать
учебный материал;
-работая над развитием интеллектуальных, познавательных и творческих способностей,
сформировать у учащихся универсальные учебные действия;
-помочь учащимся в осознанном выборе профессии.
Планируемые результаты:






Успешное обучение в последующих классах;
Знание основных законов и понятий химии и их оценивание;
Умение проводить простейшие расчёты;
Умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые
уравнения, объяснять свои действия;
Успешная самореализация школьников в учебной деятельности.

Методы обучения: словесно-иллюстративные методы, методы дифференцированного
обучения.
Формы обучения: урок- лекция, урок- семинар.
Содержание воспитательного потенциала раздела: в ходе реализации спецкурса
совершенствуются коммуникативные навыки, формируется познавательный интерес к предмету,
происходит формирование позитивного восприятия школьниками требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, использование практических,
лабораторных, проектных
работ для приобретения навыков сам. решения проблемы,
генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
Содержание
№ п/п Темы занятий
РАЗДЕЛ 1 ВЕЩЕСТВО
Тема 1 Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20
элементов периодической системы ДИ. Менделеева.
Современные представления о строении атома. Движение электрона в атоме. Атомная

орбиталь. Последовательность заполнения электронных оболочек в атомах.
Электронные и графические формулы атомов элементов. Работа с тренировочными
тестами по теме.
Тема 2 Периодический закон и периодическая система химических элементов ДИ.
Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Физический смысл
порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств
элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе
химических элементов.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Физический смысл номера периода и группы.
Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и периодичность
их изменения в свете электронного строения атома. Общая характеристика элемента
на основе его положения в периодической системе Д. И. Менделеева.
Работа с тренировочными тестами по теме.
Тема 3 Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и
неполярная), ионная, металлическая.
Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм её образования. Полярная и
неполярная ковалентная связь. Свойства ковалентной связи. Электронные и
структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм её образования. Свойства
ионов. Металлическая связь. Практическое занятие. Составление электронных и
структурных формул веществ
Тема 4 Валентность химических элементов. Степень окисления химических
элементов.
Валентные электроны. Валентность. Валентные возможности атомов. Степень
окисления. Практическое занятие. Составление электронных и структурных формул
веществ. Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент.
Чистые вещества и смеси виды смесей. Способы разделения смесей.
Практическое занятие.
Тема 5 Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.
Номенклатура неорганических соединений.
Классификация веществ: простые и сложные, металлы и неметаллы. Классификация
неорганических веществ, их генетическая связь. Номенклатура, классификация
оксидов, кислот, солей и оснований. Работа с тренировочными тестами по теме.
Тема 6 Разбор заданий олимпиады прошлого года
Тема 7 Решение заданий олимпиады прошлого года
РАЗДЕЛ 2 ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
Тема 8 Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций.
Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Физические и химические явления. Сравнение признаков физических и химических
явлений. Написание уравнение химических реакций, расстановка коэффициентов.
Закон сохранения массы веществ. Работа с тренировочными тестами по теме.
Тема 9 Классификация химических реакций по различным признакам: числу и
составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления
химических элементов, поглощению и выделению энергии.
Различные классификации химических реакций, примеры.
Работа с тренировочными тестами.

Тема 10 Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая
диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация в растворах и
расплавах. Роль воды в процессе электролитической диссоциации. Степень
диссоциации. Константа диссоциации. Химические свойства кислот, солей и
оснований в свете теории электролитической диссоциации.
Работа с тренировочными тестами.
Тема 11 Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
Практическое занятие. Составление молекулярных и ионных уравнений.
Тема 12 Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена.
Практическое занятие. Составление молекулярных и ионных уравнений.
Тема 13 Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений ОВР: метод
электронного баланса и метод полуреакций (ионно-электронный метод).
Практическое занятие. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса и
методом полуреакций.
Тема 14 Упражнение на составление уравнений окислительно-восстановительных
реакций.
Практическое занятие. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса и
методом полуреакций.
РАЗДЕЛ 3 ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ
Тема 15 Химические свойства простых веществ-металлов. Химические свойства
простых веществ-металлов щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия,
железа.
Общая характеристика металлов. Расположение металлов в Периодической системе
Д.И. Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам. Электрохимический
ряд напряжения металлов. Химические свойства металлов. Характеристики щелочных
и щелочноземельных металлов, алюминия, железа.
Тема 16 Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода,
галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
Общая характеристика неметаллов. Расположение металлов в Периодической системе
Д.И. Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам. Химические свойства
неметаллов. Характеристики водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора,
углерода, кремния и их соединений.
Тема 17 Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов:
основных, амфотерных, кислотных.
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оксидов.
Работа с тренировочными тестами.
Тема 18 Химические свойства оснований.
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оснований.
Работа с тренировочными тестами.
Тема 19 Химические свойства кислот.
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения кислот.
Работа с тренировочными тестами.

Тема 20 Химические свойства солей (средних).
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения солей.
Работа с тренировочными тестами.
Тема 21 Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Практическая работа. Выполнение упражнений на цепочку превращений.
РАЗДЕЛ 4 МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ.
Тема 22 Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и
оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов.
Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов.
Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион
аммония).
Тема 23 Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные
вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
Тема 24 Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.
Решение задач.
Тема 25 Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.
Решение задач.
Тема 26 Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.
Решение задач.
Тема 27 Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по
количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Решение задач.
Тема 28 Работа с тренировочными тестами
РАЗДЕЛ 5 ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Тема 29 Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в
повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Тема 30 Работа с тренировочными тестами
Тема 31 Работа с тренировочными тестами

Тематическое планирование
№
п/п

Наименование разделов и тем

Вещество
1
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых
20 элементов периодической системы ДИ. Менделеева.
2
Периодический закон и периодическая система химических
3
4
5
6
7

Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и
неполярная), ионная, металлическая.
Валентность и степень окисления химических элементов. Чистые
вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент.
Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических
веществ. Номенклатура неорганических соединений.
Разбор заданий олимпиады прошлого года
Решение заданий олимпиады прошлого года

ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
8
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических
реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при
химических реакциях.
9
Классификация химических реакций по различным признакам:
числу и составу исходных и полученных веществ, изменению
степеней окисления химических элементов, поглощению и
выделению энергии.
10
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей
(средних).

Кол- Дата
во
часов
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

11
12

Реакции ионного обмена и условия их осуществления
Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена.

1
1

13

Окислительно- восстановительные реакции. Окислитель и
восстановитель.

1

14

Решение тренировочных тестов

1

Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических
веществах.
15
Химические свойства простых веществ. Химические свойства
1
простых веществ- металлов щелочных и щелочноземельных
металлов, алюминия, железа.
16

Химические свойства простых веществ- неметаллов: водорода,
кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

1

17

Химические свойства сложных веществ. Химические свойства
оксидов: основных, амфотерных, кислотных.

1

18

Химические свойства оснований.

1

19
Химические свойства кислот.
1
20
Химические свойства солей (средних).
1
21
Взаимосвязь различных классов
2
Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы
химии.
22
Правила безопасной работы в школьной лаборатории.
1
Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и
очистка веществ. Приготовление растворов. Определение
характера среды
раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов.
Качественные реакции на ионы в растворе
23

Получение газообразных веществ. Качественные реакции на
газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ,
аммиак).

1

24

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.

1

25

Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.

1

26

Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.

1

27

Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по
количеству вещества, массе или объему одного из реагентов
или продуктов реакции.

1

28

Решение тренировочных тестов

1

Химия и жизнь
29

Проблемы безопасного использования веществ и химических
реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение
окружающей среды и его последствия.

2

30

Решение тренировочных тестов

2

31

Решение тренировочных тестов

2

Итого: 34
Учебно-методический комплект:
Литература для учителя:
1. Адамович Т.П. Васильева Г.И. “Сборник олимпиадных задач по химии”.
2. Будруджак П. “Задачи по химии”.
3. Ерохин Ю.М.; Фролов В.И. “Сборник задач и упражнений по химии”.
4. “Контрольные и проверочные работы по химии 8 класс” к учебнику О.С. Габриеляна “Химия –
8 класс”.

5. Кузменко Н.Е., Ерёмин В.В. “2500 задач с решением”.
6. Цитович И.К.; Протасов П.И. “Методика решения расчётных задач по химии”.
7. Хомченко И.Г. “Сборник задач и упражнений по химии для нехимических техникумов”.
8. Хомченко Г.П. “Задачи по химии для поступающих в ВУЗы”.
Литература для учащихся:
1. Абкин Г.Л. “Задачи и упражнения по химии”.
2. Габриелян О.С. “Химия в тестах, задачах, упражнениях 8 – 9 классы”.
3. Гаврусейко Н.П. “Проверочные работы по неорганической химии 9 класс”.
4. Савинкина Е.В. Свердлова Н.Д. “Сборник задач и упражнений по химии”.
5. Хомченко И.Г. “Сборник задач и упражнений по химии для средней школы”.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».