Информатика

Пояснительная записка

Рабочая программа на уровень основного общего образования «Информатика и ИКТ 7-9
классы» разработана и составлена в соответствии:
 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в
Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) (29 декабря 2012 г.)
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897
"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов
основного общего образования"
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. N1067 «Об утверждении
федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный
год».
 Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9
классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС
ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным,
метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию
универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается
преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся
на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по
информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ.
Лаборатория знаний»).
Цели рабочей программы:
•
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как
важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли
информационных процессов в современном мире;
•
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в
процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов
деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной
деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской
деятельности и т д );
•
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом
правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению
образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Задачи рабочей программы:
•
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности,
включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности
промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка
последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи
фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью
установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение
необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
•
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного
метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в

пространственно - графическую или знаково-символическую модель; умение строить
разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы,
графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой
системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей
задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
•
сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера;
•
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых
инструментальных средств;
•
сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные
умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с
помощью составленных для них алгоритмов;
•
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и
сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно
формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать
перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания
информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их
автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и
использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее
значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой,
физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного
мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем
как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и
способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе
информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других
предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для
формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и
личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней
накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время
принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость
окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования,
обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых
технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро
наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления,
формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации
на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении
фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии
алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого
курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики,
который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике
в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что
сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования,
учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для
дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют

полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех
предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ,
уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого
опыта.
Воспитательный потенциал учебного предмета
Воспитательный потенциал учебного предмета информатика обеспечивает реализацию
следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:















формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного
благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне (работа на уроке, подготовка домашних заданий,
самообразование);
формирование ценностного отношения к своему отечеству, своей малой и большой Родине как
месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;
формирование ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого
общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье (применение
интерактивных форм организации учебной деятельности на уроке, например, групповая
работа);
формирование ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу,
обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного
учебного труда (работа на уроках, подготовка домашних заданий, самообразование);
формирование ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и
важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
формирование ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни
человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир (физминутки на уроках);
формирование ценностно отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной
ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и
позволяющие избегать чувства одиночества (применение интерактивных форм организации
учебной деятельности на уроке, например групповая работа);
формирование ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы,
самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное
будущее (саморегуляция).

Место учебного предмета в учебном плане.
Авторская программа, рассчитанная на 105 часов (6 часов резерва учебного времени
добавлены в раздел «Повторение»):
Рабочая программа рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю) для 7-9 класса и в которой
предусмотрено проведение 6 контрольных работ (5 тематических контрольных работы и 1 итоговая
контрольная работа) для 7 класса, 4 контрольных работ (3 тематических контрольных работы и 1
итоговая контрольная работа) для 8 класса, 5 контрольных работ (4 тематических контрольных
работы и 1 итоговая контрольная работа) для 9 класса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Сформулированные цели реализуются через образовательные результаты, которые
структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные,
общественные и государственные потребности. Они включают предметные, метапредметные и
личностные результаты.
Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы
деятельности (включая использование средств информационных и коммуникационных технологий)
имеют значимость для других предметных областей и формируются там, также они значимы и для
формирования качеств личности, т. е. становятся метапредметными и личностными.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой
разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по
информатике.
7 класс
Личностные образовательные результаты:
приобретение опыта использования электронных средств в учебной и практической
деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств
ИКТ,
включая
цифровую
бытовую
технику;
 повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с
использованием ИКТ;
 рассуждения об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с
изобретением компьютера;
 организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых
программных средств.
Метапредметные образовательные результаты:
 получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и
создания различных графических объектов;
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать
защиту
значимой
информации
и
личную
информационную
безопасность;
 владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации,
планирования деятельности и др.;
 умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при
выполнении учебных проектов;
 умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов
информатики и средств ИКТ.
Предметные результаты изучения информатики в 7 классе
Тема 1. Информация и информационные процессы
Обучающийся научится:

декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;

оперировать единицами измерения количества информации;

оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов
(объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);

записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

перекодировать информацию из одной пространственно-графической или
знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое
представление (визуализацию) числовой информации;


составлять запросы для поиска информации в Интернете;
Обучающийся получит возможность:

углубить и развить представления о современной научной картине мира, об
информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных
процессах и их роли в современном мире;

научиться определять мощность алфавита, используемого для записи
сообщения;

научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного
символами произвольного алфавита

познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том
числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;

научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в
Интернете, полученных по тем или иным запросам.

познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка
надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты
времени и т. п.);
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Обучающийся научится:

называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

описывать виды и состав программного обеспечения современных
компьютеров;

подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;

оперировать объектами файловой системы;
Обучающийся получит возможность:

научиться систематизировать знания о принципах организации файловой
системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации
индивидуального информационного пространства;

научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного
обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой
деятельности с применение средств информационных технологий;

закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены,
эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и
коммуникационных технологий;
Тема 3. Обработка графической информации
Обучающийся научится:

применять простейший графический редактор для создания и редактирования
простых рисунков.
Обучающийся получит возможность:

видоизменять готовые графические изображения с помощью средств
графического редактора;

научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или
преобразованными фрагментами.
Тема 4. Обработка текстовой информации
Обучающийся научится:

применять основные правила создания текстовых документов;

использовать средства автоматизации информационной деятельности при
создании текстовых документов;


применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования
простейших текстов на русском и иностранном языках;

выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с
повторяющимися фрагментами;

использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом,
курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

создавать и форматировать списки;

создавать формулы;

создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
Обучающийся получит возможность:

создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы,
формулы, рисунки;

осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью
средств текстового процессора;

оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его
начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.
Тема 5. Мультимедиа
Обучающийся научится:

использовать основные приѐмы создания презентаций в редакторах
презентаций;

создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;

создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками,
гиперссылками;
Обучающийся получит возможность:

научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с
гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;

демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью
проектора.

8 класс
Личностные образовательные результаты:

владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в
обществе моделями, например, критическая оценка информации в СМИ;

умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду,
обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность,
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и
электронных средств связи в учебной и практической деятельности;

умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности
при выполнении учебных проектов;

повышения своего образовательного уровня и уровня готовности к
продолжению обучения с использованием ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты:

владение основными общеучебными умениями информационного характера:
анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;


получение
опыта
использования
методов
средств
информатики:
моделирования;
формализации и структурирования информации; компьютерного
эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;

владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной
информации и того, что еще неизвестно;

планирование деятельности: определение последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с
применением методов информатики и средств ИКТ.

умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи
(средства массовой информации, электронные базы данных, Интернет и др.).
Предметные результаты изучения информатики в 8 классе
Тема 1. Математические основы информатики
Обучающийся научится:
 осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств
существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
 оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям
моделирования;
 определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
 анализировать пользовательский интерфейс используемого программного
средства;
 определять условия и возможности применения программного средства для
решения типовых задач;
 выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных
для решения одного класса задач.
Обучающийся получит возможность:
 строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы,
диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
 преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую
с минимальными потерями в полноте информации;
 исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с
поставленной задачей;
 работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных
областей;
 создавать однотабличные базы данных;
 осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
Тема 2. Основы алгоритмизации
Обучающийся научится:
 определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный
алгоритм;
 анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении
алгоритма;
 определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические
конструкции могут войти в алгоритм;
 сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Обучающийся получит возможность:

 исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
 преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
 строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных
данных для исполнителя арифметических действий;
 строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных
данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
 строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их
значения
Тема 3. Начала программирования
Обучающийся научится:
 анализировать готовые программы;
 определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
 выделять этапы решения задачи на компьютере.
Обучающийся получит возможность:
 программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление
арифметических, строковых и логических выражений;
 разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления
(решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с
использованием логических операций;
разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла
9 класс
Личностные образовательные результаты:

владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с
позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной
ответственности за качество окружающей информационной среды;

умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду,
обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность,
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и
электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных
ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ;

умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности
при выполнении учебных проектов.
Метапредметные образовательные результаты:
 представление знаково-символических моделей на формальных языках;
 планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей
с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
 контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
 коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план
действий;
 получение опыта использования методов средств информатики: моделирования;
формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при
исследовании различных объектов, явлений и процессов;
 владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации
и того, что еще неизвестно;

 владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа
ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;
 умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением
методов информатики и средств ИКТ;
 умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при
выполнении учебных проектов.
Предметные результаты изучения информатики в 9 классе
Тема 1. Моделирование и формализация
Выпускник научится:
 осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств
существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
 оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям
моделирования;
 определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
 анализировать пользовательский интерфейс используемого программного
средства;
 определять условия и возможности применения программного средства для
решения типовых задач;
 выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных
для решения одного класса задач.
Выпускник получит возможность:
 строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы,
диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
 преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую
с минимальными потерями в полноте информации;
 исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с
поставленной задачей;
 работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных
областей;
 создавать однотабличные базы данных;
 осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
Тема 2. Алгоритмизация и программирование
Выпускник научится:
 выделять этапы решения задачи на компьютере;
 осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
 сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Выпускник получит возможность:
 исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
 разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
 разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
o
(нахождение минимального (максимального) значения в данном
массиве;
o
подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому
условию;
o
нахождение суммы всех элементов массива;
o
нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;

сортировка элементов массива и пр.).
Тема 3. Обработка числовой информации
Выпускник научится:
 анализировать пользовательский интерфейс используемого программного
средства;
 определять условия и возможности применения программного средства для
решения типовых задач;
 выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных
для решения одного класса задач.
Выпускник получит возможность:
 создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и
вводимым пользователем формулам;
строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
Тема 4. Коммуникационные технологии
Выпускник научится:
 выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе
компьютерных сетей;
 анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в
Интернете;
 приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
 анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать
достоверность найденной информации;
 распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ;
оценивать предлагаемы пути их устранения.
Выпускник получит возможность:
 осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
 определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма
данных по каналу связи с известными характеристиками;
 проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием
логических операций;
создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные
объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты.

Содержание курса

Основное содержание учебного курса 7 класс
1. Информация и информационные процессы - 8 часов
Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации,
зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования Двоичный алфавит Двоичный код . Разрядность двоичного кода . Связь длины
(разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций .
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации
Достоинства и недостатки такого подхода Другие подходы к измерению количества информации.
Единицы измерения количества информации
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации
Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флешпамять) Качественные и количественные характеристики современных носителей информации:
объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации Хранилища
информации Сетевое хранение информации .
Передача информации Источник, информационный канал, приемник информации Обработка
информации Обработка, связанная с получением новой информации Обработка, связанная с
изменением формы, но не изменяющая содержание информации Поиск информации
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации - 7 часов
Общее описание компьютера Программный принцип работы компьютера Основные
компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память,
устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на
текущий период времени)
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение,
прикладное программное обеспечение, системы программирования Компьютерные вирусы Антивирусная профилактика
Правовые нормы использования программного обеспечения. Файл. Типы файлов. Каталог
(директория) . Файловая система . Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна,
диалоговые окна, меню)
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической
форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств Архивирование и разархивирование Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной
эксплуатации компьютера
3. Обработка графической информации - 4 часа
Формирование изображения на экране монитора Компьютерное представление цвета
Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов Форматы
графических файлов
4. Обработка текстовой информации. – 9 часов
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ)
Технологии создания текстовых документов Создание, редактирование и форматирование
текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование Включение в текстовый документ
списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски,
оглавления, предметные указатели Коллективная работа над документом. Примечания . Запись и
выделение изменений . Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы,
величина полей Нумерация страниц Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых
форматах. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода
Компьютерное представление текстовой информации Кодовые таблицы Американский
стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов
Представление о стандарте Юникод
5. Мультимедиа - 4 часа
Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие
мультимедиа Компьютерные презентации . Дизайн презентации и макеты слайдов Звуки и
видеоизображения Композиция и монтаж. Возможность дискретного представления
мультимедийных данных.
6. Итоговое повторение – 2 часа
Основное содержание учебного курса 8 класс
1. Математические основы информатики - 12 часов
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от

0 до 1024 . Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной
системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Логика высказываний (элементы алгебры
логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое
сложение), выражения, таблицы истинности.
2. Основы алгоритмизации - 10 часов
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при
заданных начальных данных Свойства алгоритмов Способы записи алгоритмов Алгоритмический
язык — формальный язык для записи алгоритмов
Программа — запись алгоритма на алгоритмическом языке Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции,
связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические Переменные и константы Алгоритм
работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов
3. Начала программирования - 9 часов
Язык программирования Основные правила языка программирования Паскаль: структура
программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод,
присваивание, ветвление, цикл).
Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.
4. Итоговое повторение – 1 час
Основное содержание учебного курса 9 класс
1. Моделирование и формализация - 9 часов
Понятия натурной и информационной моделей. Виды информационных моделей (словесное
описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др . ) и их
назначение . Модели в математике, физике, литературе, биологии и т . д . Использование моделей в
практической деятельности Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям
моделирования. Компьютерное моделирование Примеры использования компьютерных моделей
при решении научно-технических задач
Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами
данных и принципы работы с ними Ввод и редактирование записей Поиск, удаление и сортировка
данных
2. Алгоритмизация и программирование - 8 часов
Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на
подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой
природе, обществе и технике.
3. Обработка числовой информации - 6 часов.
Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные
ссылки Выполнение расчетов Построение графиков и диаграмм Понятие о сортировке
(упорядочивании) данных.
4. Коммуникационные технологии – 10 часов.
Локальные и глобальные компьютерные сети Интернет Скорость передачи информации
Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция,
сайт Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы
Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта . Оформление сайта Размещение
сайта в Интернете

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных
программ и работы в сети Интернет
5. Повторение - 1 час.
Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной
системы счисления в десятичную.
Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение,
логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.
Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.

Тематическое планирование
7 класс

Раздел
I
II
III
IV
V
VI
Итого

Тема
Информация и информационные процессы
Компьютер как универсальное устройство
обработки информации
Обработка графической информации
Обработка текстовой информации
Мультимедиа
Итоговое повторение
8 класс

Раздел
I
II
III
IV
Итого

Тема
Математические основы информатики
Основы алгоритмизации
Начала программирования
Итоговое повторение
9 класс

Раздел
I
II
III
IV
V
Итого

Тема
Моделирование и формализация
Алгоритмизация и программирование
Обработка числовой информации
Коммуникационные технологии
Итоговое повторение

Рабочая
программа
8
7
4
9
4
2
34

Рабочая
программа
13
10
10
1
34

Рабочая
программа
9
8
6
10
1
34

Критерии оценивания
7 класс
Критерии оценок устного ответа:
оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно
используя специализированную терминологию и символику;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
- оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного
содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по
замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя.
- оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание
вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании
терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих
вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического
задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных
умений и навыков.
- оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного
материала,
- оценка «1» выставляется, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог
ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Критерии оценки самостоятельной работы по теоретическому курсу
Оценка "5" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;

- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным
языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности,
учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным
материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других
предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
Оценка "4" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются
недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана
формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения.
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям,
но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей,
выводах и решении задач;
- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере
использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других
предметов.
Оценка "3" ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего
объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты.
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения
понятий и закономерностей;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых
формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач,
требующих преобразования формул.
Оценка "2" ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);
- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и
взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
Оценка "1" ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена.
Критерии оценки практической работы на компьютере
- оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на компьютере;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление
результата работы;
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение
навыками работы с компьютера в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;

работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению
поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными
навыками работы на компьютере, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями,
умениями и навыками работы на Экомпьютере или значительная часть работы выполнена не
самостоятельно.
- оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков практической
работы на компьютере по проверяемой теме.
Тест оценивается следующим образом:
«5» - 86-100% правильных ответов на вопросы;
«4» - 71-85% правильных ответов на вопросы;
«3» - 51-70% правильных ответов на вопросы;
«2» - 0-50% правильных ответов на вопросы.
8 класс
Критерии оценок устного ответа:
- оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно
используя специализированную терминологию и символику;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
- оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного
содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по
замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя.
- оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание
вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании
терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих
вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического
задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных
умений и навыков.
- оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного
материала,
- оценка «1» выставляется, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог
ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Критерии оценки самостоятельной работы по теоретическому курсу Оценка "5" ставится в
следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным
языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности,
учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным
материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других
предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
Оценка "4" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются
недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана
формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения.
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям,
но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей,
выводах и решении задач;
- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере
использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других
предметов.
Оценка "3" ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего
объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты.
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения
понятий и закономерностей;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых
формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач,
требующих преобразования формул.

Оценка "2" ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);
- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и
взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
Оценка "1" ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена.
Критерии оценки письменных работ учащихся по алгоритмизации и программированию:
- оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет
пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности,
описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение
обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или
тексте программы.
- оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или
программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями
по данной теме в полной мере.
- оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой
теме.
Критерии оценки практической работы на компьютере
- оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на компьютере;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление
результата работы;
- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение
навыками работы с компьютера в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению
поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными
навыками работы на компьютере, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями,
умениями и навыками работы на компьютере или значительная часть работы выполнена не
самостоятельно.
- оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков практической
работы на компьютере по проверяемой теме.
Тест оценивается следующим образом:
«5» - 86-100% правильных ответов на вопросы;
«4» - 71-85% правильных ответов на вопросы;
«3» - 51-70% правильных ответов на вопросы;
«2» - 0-50% правильных ответов на вопросы.
9 класс
Критерии оценок устного ответа:
оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно
используя специализированную терминологию и символику;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
- оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного
содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по
замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя.

- оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание
вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании
терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих
вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического
задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных
умений и навыков.
- оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного
материала,
- оценка «1» выставляется, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог
ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Критерии оценки самостоятельной работы по теоретическому курсу
-Оценка "5" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным
языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности,
учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным
материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других
предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
Оценка "4" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются
недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана
формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения.
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям,
но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей,
выводах и решении задач;
- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере
использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других
предметов.
Оценка "3" ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего
объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты.

- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения
понятий и закономерностей;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых
формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач,
требующих преобразования формул.
Оценка "2" ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);
- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и
взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
Оценка "1" ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена.
Критерии оценки письменных работ учащихся по алгоритмизации и программированию:
- оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет
пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности,
описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение
обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или
тексте программы.
- оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или
программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями
по данной теме в полной мере.
- оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой
теме.
Критерии оценки практической работы на компьютере
- оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на компьютере;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление
результата работы;
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение
навыками работы с компьютера в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению
поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными
навыками работы на компьютере, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями,
умениями и навыками работы на компьютере или значительная часть работы выполнена не
самостоятельно.
- оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков практической
работы на компьютере по проверяемой теме.
Тест оценивается следующим образом:
«5» - 86-100% правильных ответов на вопросы;
«4» - 71-85% правильных ответов на вопросы;
«3» - 51-70% правильных ответов на вопросы;
«2» - 0-50% правильных ответов на вопросы.

Материально – техническое обеспечение по информатике для 7 – 9 классов

1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9
классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2013.
3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013.
4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2013.
5. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013
6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2013.
7. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013
8. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 20013.
9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»
10. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»
11. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»
12. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
13. Цифровые образовательные ресурсы: http://school-collection.edu.ru/,
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
Программное обеспечение:
14. ОС Windows
15. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
16. Антивирусная программа.
17. Программа-архиватор.
18. Клавиатурный тренажер.
19. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и
векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные
таблицы.
Средства ИКТ
20. Ученический компьютер
21. Проектор
22. Сканер
23. Принтер

№ №

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся
Календарно-тематическое планирование 7 класс
Тема урока
Характеристика основных видов деятельности
Плановые
ученика
сроки
прохождения
План Факт

п в
/ т
п е
м
е
Тема 1. Информация и информационные процессы (9 часов)
1 1. Цели изучения курса Аналитическая деятельность:
. 1 информатики и ИКТ. - оценивать информацию с позиции её свойств
Техника безопасности и (актуальность, достоверность, полнота и пр.);
организация рабочего -приводить
примеры
кодирования
с
места.
использованием
различных
алфавитов,
2 1. Информация
и
её встречаются в жизни;
-классифицировать информационные процессы
. 2 свойства
по принятому основанию;
3 1. Информационные
информационную
составляющую
. 3 процессы.
Обработка -выделять
процессов в биологических, технических и
информации
социальных системах;
4 1. Информационные
. 4 процессы. Хранение и -анализировать отношения в живой природе,
технических и социальных (школа, семья и пр.)
передача информации
системах с позиций управления.
5 1. Представление
Практическая деятельность:
. 5 информации
по
6 1. Дискретная
форма -кодировать и декодировать сообщения
известным правилам кодирования;
. 6 представления
-определять количество различных символов,
информации
7 1. Единицы
измерения которые могут быть закодированы с помощью
двоичного
кода
фиксированной
длины
. 7 информации
(разрядности);
8 1. Обобщение и
-определять
разрядность
двоичного
кода,
. 8 систематизация
необходимого для кодирования всех символов
основных понятий
алфавита заданной мощности;
темы. Контрольная
-оперировать с единицами измерения количества
работа №1
информации (бит, байт, килобайт, мегабайт,
«Информация и
гигабайт);
информационные
оценивать числовые параметры информационных
процессы»
процессов (объём памяти, необходимой для
хранения информации; скорость передачи
информации, пропускную способность
выбранного канала и пр.).
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 часов)
9 2. Основные компоненты Аналитическая деятельность:
. 1 компьютера
и
их -анализировать компьютер с точки зрения
функции
единства программных и аппаратных средств;
-анализировать устройства компьютера с точки
1 2. Персональный
зрения организации процедур ввода, хранения,
0 2 компьютер.
обработки, вывода и передачи информации;
.

№ №

Тема урока

п в
/ т
п е
м
е
1 2. Программное
1 3 обеспечение
.
компьютера. Системное
программное
обеспечение
1 2. Системы
2 4 программирования
и
.
прикладное
программное
обеспечение
1 2. Файлы и файловые
3 5 структуры
.
1 2. Пользовательский
4 6 интерфейс
.
1 2. Обобщение
и
5 7 систематизация
.
основных
понятий
темы.
Контрольная
работа
№2
«Компьютер
как
универсальное
устройство
для
работы
с
информацией»

Характеристика основных видов деятельности
ученика

-определять программные и аппаратные средства,
необходимые
для
осуществления
информационных процессов при решении задач;
-анализировать
информацию
(сигналы
о
готовности и неполадке) при включении
компьютера;
-определять
основные
характеристики
операционной системы;
-планировать
собственное
информационное
пространство.
Практическая деятельность:
-получать информацию о характеристиках
компьютера;
-оценивать
числовые
параметры
информационных процессов (объём памяти,
необходимой
для
хранения
информации;
скорость передачи информации, пропускную
способность выбранного канала и пр.);
-выполнять основные операции с файлами и
папками;
-оперировать
компьютерными
информационными объектами в нагляднографической форме;
-оценивать размеры файлов, подготовленных с
использованием различных устройств ввода
информации в заданный интервал времени
(клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера,
видеокамера);
-использовать программы-архиваторы;
осуществлять защиту информации от
компьютерных вирусов помощью антивирусных
программ.
Тема 3. Обработка графической информации (4 часа)
1 3. Формирование
Аналитическая деятельность:
6 1 изображения на экране -анализировать пользовательский интерфейс
.
компьютера
используемого программного средства;
1 3. Компьютерная графика -определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых
7 2
задач;
.
1 3. Создание графических -выявлять общее и отличия в разных
программных продуктах, предназначенных для
8 3 изображений
решения одного класса задач.
.

Плановые
сроки
прохождения
План Факт

№ №

Тема урока

п в
/ т
п е
м
е
1 3. Обобщение
и
9 4 систематизация
.
основных
понятий
темы.
Контрольная
работа
№3
«Обработка
графической
информации»

Характеристика основных видов деятельности
ученика

Практическая деятельность:
-определять код цвета в палитре RGB в
графическом редакторе;
-создавать и редактировать
изображения с
помощью
инструментов
растрового
графического редактора;
-создавать и редактировать
изображения с
помощью
инструментов
векторного
графического редактора.
Тема 4. Обработка текстовой информации (9 часов)
2 4. Текстовые документы и Аналитическая деятельность:
0 1 технологии их создания -анализировать пользовательский интерфейс
.
используемого программного средства;
2 4. Создание
текстовых -определять условия и возможности применения
1 2 документов
на программного средства для решения типовых
задач;
.
компьютере
-выявлять общее и отличия в разных
2 4. Прямое
программных продуктах, предназначенных для
2 3 форматирование
решения одного класса задач.
.
Практическая деятельность:
2 4. Стилевое
-создавать небольшие текстовые документы
3 4 форматирование
посредством квалифицированного клавиатурного
.
письма с использованием базовых средств
2 4. Визуализация
4 5 информации
в текстовых редакторов;
-форматировать текстовые документы (установка
.
текстовых документах
страницы
документа;
2 4. Распознавание текста и параметров
форматирование символов и абзацев; вставка
5 6 системы
колонтитулов и номеров страниц).
.
компьютерного
-вставлять в документ формулы, таблицы,
перевода
2 4. Оценка количественных списки, изображения;
6 7 параметров текстовых -выполнять коллективное создание текстового
документа;
.
документов
2 4. Подготовка реферата -создавать гипертекстовые документы;
-выполнять кодирование и декодирование
7 8 «История
текстовой информации, используя кодовые
.
вычислительной
таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251);
техники»
2 4. Обобщение
и -использовать ссылки и цитирование источников
при создании на их основе собственных
8 9 систематизация
.
основных
понятий информационных объектов.
темы.
Контрольная
работа
№4
«Обработка
текстовой
информации»
Тема 5. Мультимедиа (4 часа)

Плановые
сроки
прохождения
План Факт

№ №
п в
/ т
п е
м
е
2 5.
9 1
.
3 5.
0 2
.
3 5.
1 3
.

Тема урока

Технология
мультимедиа.

Характеристика основных видов деятельности
ученика

Аналитическая деятельность:
-анализировать пользовательский интерфейс
используемого программного средства;
-определять условия и возможности применения
Компьютерные
программного средства для решения типовых
презентации
задач;
-выявлять общее и отличия в разных
Создание
программных продуктах, предназначенных для
мультимедийной
решения одного класса задач.
презентации
«История
развития Практическая деятельность:
-создавать презентации с использованием
компьютерной
готовых шаблонов;
техники»
с различным
3 5. Обобщение
и -записывать звуковые файлы
качеством звучания (глубиной кодирования и
2 4 систематизация
.
основных
понятий частотой дискретизации).
темы.
Контрольная
работа
№5
«Мультимедиа»
Тема 6. Итоговое повторение (1 час)
3 6. Основные
понятия -классифицировать информационные процессы
по принятому основанию;
3 1 курса.
-определять количество различных символов, ко.
торые могут быть закодированы с помощью двоичного
кода
фиксированной
длины
(разрядности);
3 6. Итоговая
-оперировать с единицами измерения количества
4 2 контрольная работа
информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);
-оценивать размеры файлов, подготовленных с
использованием различных устройств ввода
информации в заданный интервал времени
(клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера,
видеокамера).

Плановые
сроки
прохождения
План Факт

Календарно-тематическое планирование 8 класс
Тема урока
Характеристика основных видов деятельности
ученика

№ №
Плановые
в
сроки
п т
прохождения
/ е
План Факт
п м
е
Тема 1. Математические основы информатики (13 часов)
1 1. Цели изучения курса Аналитическая деятельность:
. 1 информатики и ИКТ. -выявлять различие в унарных, позиционных и
Техника безопасности и непозиционных системах счисления;
организация рабочего -выявлять общее и отличия в разных
места.
позиционных системах счисления;
логическую
структуру
2 1. Общие
сведения
о -анализировать
высказываний.
. 2 системах счисления
3 1. Двоичная
система Практическая деятельность:
. 3 счисления.
Двоичная -переводить небольшие (от 0 до 1024) целые
числа из десятичной системы счисления в
арифметика
4 1. Восьмеричная
и двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную)
и обратно;
. 4 шестнадцатеричные
системы
счисления. -выполнять операции сложения и умножения над
Компьютерные системы небольшими двоичными числами;
-записывать вещественные числа в естественной
счисления
5 1. Правило
перевода и нормальной форме;
. 5 целых
десятичных -строить таблицы истинности для логических
чисел
в
систему выражений; вычислять истинностное значение
счисления с основанием логического выражения.
q
6 1. Представление целых
. 6 чисел
7 1. Представление
7 вещественных чисел
8 1. Высказывание.
. 8 Логические операции.
9 1. Построение
таблиц
. 9 истинности
для
логических выражений
1 1. Свойства
логических
0 1 операций.
. 0
1 1. Решение
логических
1 1 задач
. 1
1 1. Логические элементы
2 1
. 2
1 1. Контрольная работа
3 1 №1 «Математические
. 3 основы информатики»
Тема 2. Основы алгоритмизации (10 часов)

№ №
в
п т
/ е
п м
е
1 2.
4 1
.
1 2.
5 2
.
1 2.
6 3
.
1 2.
7 4
.
1 2.
8 5
.
1
9
.
2
0
.

2.
6

2
1
.
2
2
.
2
3
.

2.
8

2
4
.
2
5
.
2
6
.

2.
7

2.
9

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности
ученика

Алгоритмы
исполнители

и Аналитическая деятельность:
-определять по блок-схеме, для решения какой
задачи предназначен данный алгоритм;
Способы
записи -анализировать изменение значений величин при
пошаговом выполнении алгоритма;
алгоритмов
-определять по выбранному методу решения
задачи, какие алгоритмические конструкции
Объекты алгоритмов
могут войти в алгоритм;
-сравнивать различные алгоритмы решения
одной задачи.
Алгоритмическая
конструкция следование Практическая деятельность:
-исполнять готовые алгоритмы для конкретных
исходных данных;
Алгоритмическая
конструкция ветвление. -преобразовывать запись алгоритма с одной
Полная
форма формы в другую;
-строить цепочки команд, дающих нужный
ветвления
Неполная
форма результат при конкретных исходных данных для
исполнителя арифметических действий;
ветвления
-строить цепочки команд, дающих нужный
результат при конкретных исходных данных для
Алгоритмическая
исполнителя, преобразующего строки символов;
конструкция
повторение. Цикл с -строить арифметические, строковые, логические
заданным
условием выражения и вычислять их значения.
продолжения работы
Цикл
с
заданным
условием
окончания
работы
Цикл
с
заданным
числом повторений

2. Контрольная работа
1 №2 «Основы
0 алгоритмизации»
Тема 3. Начала программирования (10 часов)
3 Общие сведения о
Аналитическая деятельность:
. языке
-анализировать готовые программы;
1 программирования
-определять по программе, для решения какой
Паскаль
задачи она предназначена;
-выделять этапы решения задачи на компьютере.
3 Организация ввода и
Практическая деятельность:
. вывода данных
-программировать
линейные
алгоритмы,
2
предполагающие вычисление арифметических,
3 Программирование
строковых и логических выражений;
. линейных алгоритмов
-разрабатывать
программы,
содержащие
3

Плановые
сроки
прохождения
План Факт

№ №
Тема урока
Характеристика основных видов деятельности
Плановые
в
ученика
сроки
п т
прохождения
/ е
План Факт
п м
е
2 3 Программирование
оператор/операторы
ветвления
(решение
7 . разветвляющихся
линейного неравенства, решение квадратного
. 4 алгоритмов. Условный уравнения и пр.), в том числе с использованием
оператор.
логических операций;
-разрабатывать программы, содержащие оператор
2 3 Составной оператор.
8 . Многообразие способов (операторы) цикла
. 5 записи ветвлений.
2 3 Программирование
9 . циклов с заданным
. 6 условием продолжения
работы.
3 3 Программирование
0 . циклов с заданным
. 7 условием окончания
работы.
3 3 Программирование
1 . циклов с заданным
. 8 числом повторений.
3 3 Оформление отчета
2 . по программированию
. 9 задач циклического
алгоритма.
3 3 Контрольная работа
3 . №4 «Начала
. 1 программирования»
0
Тема 4. Итоговое повторение (1 час)
3 4. Основные
понятия -переводить небольшие (от 0 до 1024) целые
4 1 курса.
Итоговая числа из десятичной системы счисления в
двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную)
.
контрольная работа
и обратно;
-исполнять готовые алгоритмы для конкретных
исходных данных;
-преобразовывать запись алгоритма с одной
формы в другую;
-анализировать готовые программы;
-программировать
линейные
алгоритмы,
предполагающие вычисление арифметических,
строковых и логических выражений.

№ №
п
/
п

1
.

2
.
3
.
4
.
5
.
6
.

7
.
8
.
9
.

1
0
.
1
1
.
1
2
.

Календарно-тематическое планирование 9 класс
Тема урока
Характеристика основных видов деятельности
ученика

в
т
е
м
е
Тема 1. Моделирование и формализация (9 часов)
1. Цели изучения курса Аналитическая деятельность:
1 информатики и ИКТ. -осуществлять системный анализ объекта,
Техника безопасности и выделять среди его свойств существенные
организация рабочего свойства с точки зрения целей моделирования;
места.
-оценивать адекватность модели моделируемому
1. Моделирование
как объекту и целям моделирования;
-определять вид информационной модели в
2 метод познания
зависимости от стоящей задачи;
1. Знаковые модели
-анализировать пользовательский интерфейс
3
используемого программного средства;
1. Графические модели
-определять условия и возможности применения
4
программного средства для решения типовых
1. Табличные модели
задач;
5
1. База данных как модель -выявлять общее и отличия в разных
6 предметной
области. программных продуктах, предназначенных для
Реляционные
базы решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
данных.
и
интерпретировать
различные
1. Система
управления -строить
информационные модели (таблицы, диаграммы,
7 базами данных
1. Создание базы данных. графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
8 Запросы на выборку -преобразовывать объект из одной формы
представления информации в другую с
данных
1. Контрольная работа минимальными потерями в полноте информации;
9 №1 «Моделирование и -исследовать с помощью информационных
моделей объекты в соответствии с поставленной
формализация»
задачей;
-работать с готовыми компьютерными моделями
из различных предметных областей;
-создавать однотабличные базы данных;
-осуществлять поиск записей в готовой базе
данных; осуществлять сортировку записей в
готовой базе данных.
Тема 2. Алгоритмизация и программирование (8 часов)
2. Решение
задач
на Аналитическая деятельность:
1 компьютере
-выделять этапы решения задачи на компьютере;
-осуществлять разбиение исходной задачи на
2. Одномерные массивы подзадачи;
2 целых чисел. Описание, -сравнивать различные алгоритмы решения
заполнение,
вывод одной задачи.
Практическая деятельность:
массива.
2. Вычисление
суммы -исполнять готовые алгоритмы для конкретных
исходных данных;
3 элементов массива
-разрабатывать
программы,
содержащие

Плановые
сроки
прохождения
План Факт

№ №
п
/
п
1
3
.
1
4
.
1
5
.
1
6
.
1
7
.

1
8
.

1
9
.

2
0
.
2
1
.
2
2
.
2
3
.

Тема урока

в
т
е
м
е
2. Последовательный
4 поиск в массиве
2. Сортировка массива
5
2. Конструирование
6 алгоритмов

Характеристика основных видов деятельности
ученика

подпрограмму;
-разрабатывать программы для обработки
одномерного массива:
-(нахождение минимального (максимального)
значения в данном массиве;
-подсчёт
количества
элементов
массива,
удовлетворяющих некоторому условию;
-нахождение суммы всех элементов массива;
-нахождение количества и суммы всех четных
элементов в массиве;
-сортировка элементов массива и пр.).

2. Запись
7 вспомогательных
алгоритмов на языке
Паскаль
2. Алгоритмы управления.
8 Контрольная работа
№2 «Алгоритмизация
и программирование»
Тема 3. Обработка числовой информации (6 часов)
3. Интерфейс
Аналитическая деятельность:
1 электронных таблиц.
-анализировать пользовательский интерфейс
Данные в ячейках
используемого программного средства;
таблицы. Основные
-определять условия и возможности применения
режимы работы.
программного средства для решения типовых
задач;
3. Организация
-выявлять общее и отличия в разных
2 вычислений.
программных продуктах, предназначенных для
Относительные,
решения одного класса задач.
абсолютные и
Практическая деятельность:
смешанные ссылки.
-создавать электронные таблицы, выполнять в
3. Встроенные функции.
них расчёты по встроенным и вводимым
3 Логические функции.
пользователем формулам;
-строить диаграммы и графики в электронных
3. Сортировка и поиск
таблицах.
4 данных.
3. Построение диаграмм и
5 графиков.
3. Контрольная работа
6 №3 «Обработка
числовой информации
в электронных
таблицах»
Тема 4. Коммуникационные технологии (10 часов)

Плановые
сроки
прохождения
План Факт

№ №
п
/
п
2
4
.
2
5
.
2
6
.
2
7
.
2
8
.
2
9
.
3
0
.
3
1
.
3
2
.
3
3
.

Тема урока

в
т
е
м
е
4. Локальные и
1 глобальные
компьютерные сети
4. Как устроен Интернет.
2 IP-адрес компьютера
4. Доменная система
3 имён. Протоколы
передачи данных.
4. Всемирная паутина.
4 Файловые архивы.
4. Электронная почта.
5 Сетевое коллективное
взаимодействие.
Сетевой этикет.
4. Технологии создания
6 сайта.
4. Содержание и
7 структура сайта.
4. Оформление сайта.
8
4. Размещение сайта в
9 Интернете.

Характеристика основных видов деятельности
ученика

Аналитическая деятельность:
-выявлять общие черты и отличия способов
взаимодействия на основе компьютерных сетей;
-анализировать доменные имена компьютеров и
адреса документов в Интернете;
-приводить примеры ситуаций, в которых
требуется поиск информации;
-анализировать и сопоставлять различные
источники информации, оценивать достоверность
найденной информации;
-распознавать потенциальные угрозы и вредные
воздействия, связанные с ИКТ; оценивать
предлагаемы пути их устранения.
Практическая деятельность:
-осуществлять
взаимодействие
посредством
электронной почты, чата, форума;
-определять минимальное время, необходимое
для передачи известного объёма данных по
каналу связи с известными характеристиками;
-проводить поиск информации в сети Интернет
по запросам с использованием логических
операций;
-создавать с использованием конструкторов
(шаблонов)
комплексные информационные
объекты в виде веб-страницы, включающей
графические

4. Контрольная работа
1 №4
0 «Коммуникационные
технологии»
Тема 5. Итоговое повторение (1 час)

Плановые
сроки
прохождения
План Факт

№ №
п
/
п
3
4
.

Тема урока

в
т
е
м
е
5. Основные понятия
1 курса. Итоговая
контрольная работа

Характеристика основных видов деятельности
ученика

-разрабатывать программы, содержащие
подпрограмму;
-создавать электронные таблицы, выполнять в
них расчеты по встроенным и вводимым
пользователем формулам;
-анализировать доменные имена компьютеров и
адреса документов в Интернете.
-осуществлять системный анализ объекта,
выделять среди его свойств существенные
свойства с точки зрения целей моделирования;
-исполнять готовые алгоритмы для конкретных
исходных данных;
-создавать электронные таблицы, выполнять в
них расчеты по встроенным и вводимым
пользователем формулам;
-проводить поиск информации в сети Интернет
по запросам с использованием логических
операций.

Плановые
сроки
прохождения
План Факт

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».