ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413, в редакции Приказа Министерства Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1645), Примерной образовательной программы среднего общего образования по литературе, авторской программы по литературе: Литература. Программа для 10-11 классов. Под редакцией доктора филологических наук, профессора И.Н. Сухих. Москва. Издательский центр «Академия». 2020, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 и приказа Минобрнауки России от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Цели и задачи курса Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главными целями предмета «Литература» являются: – формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; – развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; – постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, анализ художественного текста, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; – овладение учеников алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста; овладение учащихся важнейшими общеучебными умениям и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); – использование опыта изучения произведений художественной литературы в учебной деятельности, речевом самосовершенствовании школьников; развитие речи и литературнотворческих способностей школьников, способности адекватно выразить себя в слове. Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы среднего общего образования предусматривает решение следующих основных задач: – обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС; – обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; обеспечение доступности получения качественного среднего общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования всеми обучающимися; – установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; – обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников; организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности; – включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия; – сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности Место и роль предмета в учебном плане Программа предназначена для базового уровня изучения. В соответствии с федеральным базисным учебным планом, учебным планом и учебным планом школы на уроки литература в 10 и 11 классах на базовом уровне отводится по 102 часа в год, 3 часа в неделю (204 часа за 2 года). В программе прописан региональный (национально-региональный) компонент, на который отводится 12 часов (по 6 часов учебного времени в 10 и 11 классах). Рабочая программа ориентирована на УМК: Данная рабочая программа осуществляется по программе и УМК под редакцией д.ф.н. профессора И.Н. Сухих. Учебник: Литература. 10-11 классов. Под редакцией доктора филологических наук, профессора И.Н. Сухих. Москва. «Азбука». Общая характеристика учебного предмета Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственноэстетическим ценностям нации и человечества. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, 3 позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: – совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; – использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.). Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе проявляются: – в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; – умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; – умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности Предметные результаты выпускников основной школы: Выпускник научится: – осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; – воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; – определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; – выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; – определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; – анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; – создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; – сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; – работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. Выпускник получит возможность научиться: – выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; – дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; – оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; – создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; – сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; – вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 10 класс Повторение и обобщение изученного в 9 классе Литература: зачем и для кого? Литература как искусство слова. Писатель и эпоха: литературные направления первой половины XIX в. Общая характеристика литературы ХIХ века. «Девятнадцатый век» как культурное единство. Региональный компонент. Первый период русского реализма (1820 - 1830 гг.). Общая характеристика. Первый период русского реализма (1820 - 1830 гг.). Общая характеристика. Эпоха. Писатель. Герой. Александр Сергеевич Пушкин. «Поэт с историей» или «поэт без истории»? Лирика Пушкина: темы и жанры. Философская лирика Пушкина: эволюция жанра элегии. Поэма «Медный всадник». «Медный всадник»: поэма или повесть? Трагический конфликт человека и истории: «бедный Евгений» против «властелина судьбы». Михаил Юрьевич Лермонтов. «Поэт с историей» или «поэт без истории»? Лирика Лермонтова: диалог с пушкинской традицией. Баллады Лермонтова: экзотика и обыденность. Образ Родины в лермонтовской лирике. Романтическая лирика и психологический роман. Судьба писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами» (повторение и обобщение). «О, не верьте этому Невскому проспекту!». Роль Гоголя в становлении русского реализма. Наследие и наследники. ВЧ Уроки внеклассного чтения. Размышления о судьбах России в современной литературе. Региональный компонент. Второй период русского реализма (1840-1880 гг.). Общая характеристика. Натуральная школа: второе поколение писателей и поиски новых путей. Н.Г. Чернышевский и Н.С. Лесков: два взгляда на путь России. «Двух станов не боец…» (творчество Алексея Константиновича Толстого). Фёдор Иванович Тютчев. Поэтическая судьба Тютчева: поэт для себя. Художественный мир Тютчева и тютчевский «мирообраз». Тема любви и природы. Философская лирика Тютчева. Афанасий Афанасьевич Фет. Судьба поэта: Шеншин против Фета. «Свои особенные ноты…» (И.С. Тургенев) Художественный мир Фета. Мир усадьбы и поэтический мир в лирике Фета. Региональный компонент. Иван Александрович Гончаров. Странствователь или домосед: личность и судьба И.А. Гончарова. Роман «Обыкновенная история»: «Меж ними все рождало споры…» (А.С. Пушкин). «Ты – Адуев!» (эволюция главного героя в романе). Роман «Обломов»: Типы и архетипы (роль экспозиции в романе И.А. Гончарова). «Задача существования» и «практическая истина» (Обломов и Штольц: смысл сопоставления). Испытание любовью: Обломов на rendez-vous (Почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова?). Идеал и идиллия (Обломовка и Выборгская сторона). Сон Обломова как ключ к характеру героя. Александр Николаевич Островский. «Островский начал необыкновенно» (И.С. Тургенев). «Постройка «Грозы»: жанр, фабула, конфликт, язык. «Гроза»: проблематика и персонажи. «Жестокие нравы» города Калинова: кто виноват? Проблема свободы и воли. Спор о «Грозе»: временное и вечное. Иван Сергеевич Тургенев. Судьба Тургенева: в согласии с эпохой и культурой. Поиск исторического деятеля эпохи как главная тема романов писателя. Эволюция героя: от Рудина к Базарову. Роман «Отцы и дети»: «Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты». Герой времени: нигилист как философ. Идейный конфликт в романе. Базаров и оппоненты. «Долой авторитеты!» Базаров и его последователи в романе. Базаров на rendez-vous: испытание любовью. Испытание смертью. Смысл эпилога. Базаров и Россия: было ли в России время Базаровых? Автор и его герой. Полемика о главном герое романа «Отцы и дети»: оригинал или пародия? Региональный компонент. Фёдор Михайлович Достоевский. Судьба и мировоззрение Ф.М. Достоевского. «Я перерожусь к лучшему». Роман «Преступление и наказание»: «Преступление и наказание» как идеологический роман. «Петербургский миф» Достоевского: город и герои. «Униженные и оскорбленные» в романе. Раскольников как «человек идеологический»: «последние вопросы». Раскольников, его двойники и антиподы. «Вечная Сонечка». Идея преумножения добра. Идея о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений. Автор и его герой. «Испытание идеи»: фабульный финал и эпилог романа. «Мир гения, тем более такого, как Достоевский, - это действительно целый мир…» (Ю.И. Селезнёв). Лев Николаевич Толстой. «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить…» (Л.Н.Толстой). Судьба Толстого. Роман «Война и мир»: «Это как Илиада»: проблематика и жанр романа «Война и мир». Смысл заглавия. «Война и мир» как «Война и семья»: «породы» людей у Толстого. «1805 год». Николай Ростов, Андрей Болконский, Долохов и «незаметные герои». «Диалектика души» и «диалектика поведения» толстовских героев. «Настоящая жизнь людей». «Между двумя войнами» Анализ эпизодов второго тома. Андрей Болконский: «живая мысль». Пьер Безухов: «живая душа». Наташа Ростова: «живая жизнь». Война 1812 года: Бородинское сражение. Наполеон и Кутузов. Философия истории. «Все хорошо, что хорошо кончается»: эпилог романа. ВЧ Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне. Региональный компонент. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Писатель, которого сердце… переболело всеми болями общества…». «Сказки для детей изрядного возраста» (обзор) «История одного города»: Глупов перед судом истории (2 ч.). Проблема финала: оно и его интерпретации. «История одного города» в ХХ веке. РР Развитие речи. Николай Алексеевич Некрасов. Лирический герой Н.А. Некрасова: нервы, слезы, любовь… «Я дал себе слово не умереть на чердаке»: судьба Н.А. Некрасова. Муза Н.А. Некрасова. «Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ…». «Кому на Руси жить хорошо» «В поэму войдет вся Русь»: жанр, композиция и герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Автор и герои. Николай Семёнович Лесков. Слово о Лескове.Очерк "Леди Макбет Мценского уезда" в сопоставлении с драмой "Гроза". Две Катерины.Праведники у Лескова. Рассказ "Однодум". "Очарованный странник". Особенности композиции и образ главного героя. Иван Флягин - один из праведников земли русской. Третий период русского реализма (1880-1890). Общая характеристика. Смена литературных поколений. Литературная ситуация 80-х годов. Региональный компонент. Антон Павлович Чехов. «Кто же будет историком остальных уголков, кажется, страшно многочисленных?». Рассказы: «Я не писатель – я …» (М.А. Булгаков). Чехов – прозаик: от случая из жизни к истории всей жизни. «Суждены нам благие порывы…» (рассказы «Ионыч» и «Дама с собачкой»). Идеологическая повесть Чехова: конкретно-исторический и общечеловеческий смысл («Палата № 6», «Дом с мезонином»). «Дар проникновения» (рассказ А.П. Чехова «Студент»). «Вишневый сад»: «В моей пьесе, как она ни скучна, есть что-то новое…» (А.П. Чехов). «Удвоенное бытие»: герои «Вишневого сада». «Пьесу назову комедией»: проблема жанра. Итоги века. Обобщение. Итоговый контроль. Резервные уроки (3) 11 класс(102 часа) Введение «Настоящий Двадцатый век»: календарные и культурные границы. Основные даты и исторические события, определившие лицо века: 1914 - 1917 - 1939 - 1941 - 1945 -1953 -1961 - 1968 - 1985 - 1991 Литература и культура в ХХ веке. Споры о кризисе и возрождении реализма. Реализм и модернизм. Разнообразие художественных методов и направлений 1910 —- 1920-х годов. Искусство и общественная жизнь: проблема партийной литературы и «социалистического реализма». Сложность определения художественного метода главных произведений русской литературы ХХ века. Хронология как основа изучения русской литературы ХХ века. Региональный компонент. Литература первой половины ХХ в. Обзор русской литературы первой половины ХХ в. Традиции и новаторство в литературе рубежа Х1Х – ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины ХХ в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы. Советская литература и литература русской эмиграции. «Социалистический реализм». Проблема «Художник и власть». Обзор Серебряный век как своеобразный «РУССКИЙ РЕНЕСАНС». Литературные течения поэзии русского модернизма. М. Цветаева, И. Анненский. Региональный компонент. Символизм Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. «Старшие символисты», «младосимволисты». В. Я. Брюсов Жизнь и творчество. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Культ формы в лирике Брюсова. К. Д. Бальмонт Жизнь и творчество. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в тот мир пришел чтоб видеть солнце» Акмеизм Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника. Н. С. Гумилев Жизнь и творчество. (обзор) Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. Футуризм Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. В. Хлебников), «Центрифуга» (Б.Л. Пастернак) И. Северянин Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» (Я, гений Игорь Северянин...), «Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность в поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. Региональный компонент. А. И. Куприн Жизнь и творчество. Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета. Споры героев об истиной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. Л. Андреев. Жизнь и творчество. «Иуда Искариот». Мастерство психологического анализа. А.А. Блок Жизнь и творчество. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (Из цикла «На поле Куликовом»), (На железной дороге». Тема родины и основной пафос патриотических стихотворений. Лирические герои Блока, его эволюция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Строфика, интонации, ритмы поэмы. Сюжет, ее герои и т.д. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения. И. А. Бунин Жизнь и творчество. Философичность и тонкий лиризм Стихотворений Бунина. Рассказ "Господин из Сан-Франциско", а также два рассказа по выбору. Рассказ "Чистый понедельник". Развитие русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе «Антоновские яблоки». Своеобразие художественной манеры Бунина. М. Горький Жизнь и творчество. Рассказ «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Своеобразие композиции рассказа. Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. «Три правды в пьесе. «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Споры о человеке. Проблема счастья в пьесе. Новаторство Горького-драматурга. Обзор русской литературы 20-30-х годов ХХ века. В.В. Маяковский Жизнь и творчество. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «скрипка и немного нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!» и др. Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского. Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского. С. А. Есенин Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!...», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову не плачу…», «Русь советская», «Письмо к женщине и др. Традиции А. С. Пушкина и А. В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике Есенина. М. А. Шолохов Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Тихий Дон». История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Вечные темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Функции пейзажа. Язык прозы Шолохова. О. Э. Мандельштам Жизнь и творчество. Стихотворения: «Notr Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль» и др. Историзм мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. А. А. Ахматова Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «мне ни к чему одические рати…», «мне голос был. Он звал утешно…», «родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…». Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства, Патриотизм и гражданственность ее поэзии. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотив и образы в поэме. М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. Роман “Белая гвардия”. История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Проблема нравственного выбора. Смысл финала. Роман “Мастер и Маргарита” История создания и публикации. Своеобразие жанра и композиции. Роль эпиграфа. Библейские мотивы и образы. Сочетание реальности и фантастики. Проблема нравственного выбора. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа. М. И. Цветаева Жизнь и творчество. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…». Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности в лирике Цветаевой. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. Б. Л. Пастернак Жизнь и творчество. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет». Поэтическая эволюция Пастернака. Тема поэта и поэзии. Философская глубина лирики Пастернака. Роман “Доктор Живаго”. История создания и публикации. А. П. Платонов Жизнь и творчество. Судьба писателя: «В поисках смысла отдельного и общего существования».Три этапа эволюции Платонова: социальная утопия (ранняя публицистика, «Эфирный тракт»), самокритика утопии («Чевенгур», «Котлован»), поиски «земного» героя, «сокровенного» человека. Обзор русской литературы второй половины ХХ в. (3 часа) Великая Отечественная война, ее художественное осмысление в русской литературе и литературе народов России. Региональный компонент. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х гг. на развитие литературы. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе. Поэтические искания. Региональный компонент. Новые «заморозки» и структура литературного процесса: официальная литература и самиздат. Восьмидесятые годы: «возвращенная литература», отмена цензуры. Девяностые годы: поиски новых путей. Конец советской литературы. Региональный компонент. А. Т. Твардовский Жизнь и творчество. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю никакой моей вины…», «О сущем» и др. Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. А. И. Солженицын Жизнь и творчество. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. В. М. Шукшин Жизнь и творчество. Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» Н. М. Рубцов (1 час) Жизнь и творчество. Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние». Своеобразие художественного мира Рубцова. И. А. Бродский Жизнь и творчество. Стихотворения. «Рождественский романс», «От окраины к центру», «Стансы», «Большая элегия». «На смерть Жукова», «Часть речи», «Я входил вместо дикого зверя». В. С. Высоцкий Жизнь и творчество. Лирика. «Песенка про то, что случилось в Африке»,» Баллада о детстве», «Он не вернулся из боя», «Дорожная история», «Купола», «Мой черный человек в костюме». Ю. В. Трифонов Жизнь и творчество. Рассказы «Игры в сумерках»,» Прозрачное солнце», «Путешествие», «Вечные темы». А. В. Вампилов Жизнь и творчество. Пьесы. С. Д. Довлатов Жизнь и творчество. Рассказы из чемодана. Итоги года Темы ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс (102 часа) Всего Инд. Из Из Виды, формы и часов обуч. них них содержание (102ч. 70 часов р.р к.р. деятельности учащихся в нед.) (2ч в нед.) Введение. Литература как искусство слова. Общая характеристика литературы ХIХ века 2 1 1 1 Первый период русского реализма (1820 - 1830 гг.). Общая характеристика. А.С. Пушкин 1 1 5 3 М.Ю. Лермонтов 4 2 Н.В. Гоголь 4 2 Второй период русского реализма (1840-1880 гг.). Общая характеристика. Фёдор Иванович Тютчев. Афанасий Афанасьевич Фет 3 1 3 2 3 2 1 Иван Александрович Гончаров 7 4 1 1 Вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения и обосновывают её Читают и анализируют содержание. Выполняют комплексный анализ текста. Читают наизусть Строят монологические высказывания, выстраивают диалог, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач. Оценивают выступления товарищей. Анализируют лирическое и прозаическое произведение Анализируют лирическое произведение, сравнивают тексты, находя сходство и различие, инициируют обсуждение, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. Анализ проблемных ситуаций. Выражают свое мнение, участвуют в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской Содержание воспитательного потенциала урока Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, дискуссий, групповой работы и работы в парах, которые повышают познавательную мотивацию, дают возможность обретать опыт ведения конструктивного диалога Активизируется познавательная деятельность учащихся, привлекается внимание школьников к ценностному аспекту учебного материала, вырабатывается личное отношение учащихся к образованию как ценности. Повышение познавательной мотивации школьников, развитие опыта командной работы, обучение взаимодействию с другими обучающимися Александр Николаевич Островский 6 4 1 Иван Сергеевич Тургенев 8 7 1 Фёдор Михайлович Достоевский 10 8 1 Лев Николаевич Толстой 16 12 2 1 позиции. Составляют цитатные таблицы. Ответы на вопросы, сочинение. Самостоятельно работают с учебником, Читают и анализируют содержание. Выполняют комплексный анализ текста. Читают наизусть. Строят монологические высказывания, выстраивают диалог, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач. Инсценируют фрагменты произведения. Читают и анализируют содержание. Выполняют комплексный анализ текста. Читают наизусть. Строят монологические высказывания, выстраивают диалог, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач. Оценивают выступления товарищей. Комплексный анализ текста. Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев. Исследовательская и проектная деятельность. Составление плана, работа с текстом, учебным материалом, дополнительной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Выступают публично с презентацией проекта. Обосновывают свою точку зрения Устный и письменный ответ на вопрос. Анализируют эпизод, Выразительно читают. Производят устное рецензирование чтения одноклассников. Анализируют текст, дают характеристику героям, оценивают их поступки, внутренний мир героев, их взаимоотношения. Выполняют сопоставительный анализ. Развитие интеллектуального потенциала учащихся, принятие ими знания как важнейшей человеческой ценности Повышение познавательной мотивации школьников, привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией Инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Воспитывается уважение к исторической личности, активизируется познавательная деятельность учащихся, привлекается внимание школьников к ценностному аспекту учебного материала, вырабатывается личное отношение учащихся к образованию как ценности. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 4 3 Николай Алексеевич Некрасов 6 5 Николай Семёнович Лесков 4 2 Третий период русского реализма (1880-1890). Общая характеристика 2 1 Антон Павлович Чехов 12 8 Итоги века 1 1 Дискутируют. Находят нужную информацию в учебнике, слушая учителя. Анализируют эпизод, Выразительно читают, дают характеристику героям, оценивают их поступки. Работают в группах и парах. Участвуют в коллективном обсуждении. Анализ проблемных ситуаций. Выражают свое мнение, участвуют в коллективном диалоге. Чтение наизусть, ответы на вопросы, сочинение. 1 1 1 Повышение познавательной мотивации школьников, развитие опыта командной работы, обучение взаимодействию с другими обучающимися Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для анализа. Находят нужную Привлечение внимания информацию в учебнике, школьников к ценностному слушая учителя. аспекту изучаемых на уроках Анализируют эпизод, явлений, организация их работы Выразительно читают, дают с получаемой на уроке характеристику героям, социально значимой оценивают их поступки, информацией – инициирование понимают внутренний мир ее обсуждения, высказывания героев, их учащимися своего мнения по ее взаимоотношения. поводу, выработки своего к ней Выполняют отношения; сопоставительный анализ. Вступают в учебный диалог Создание благоприятных с учителем, условий для развития социально одноклассниками, значимых отношений участвуют в общей беседе, школьников, и, прежде всего, соблюдая правила речевого ценностных отношений поведения; задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения и обосновывают её Обсуждают прочитанное Повышение познавательной произведение. Участвуют в мотивации школьников, диспуте. Задают вопросы, развитие опыта командной слушают и отвечают на работы, обучение вопросы других; взаимодействию с другими формулируют собственные обучающимися мысли, обосновывают свою точку зрения. Читают и анализируют Развитие интеллектуального содержание. Извлекают потенциала учащихся, принятие нужную информацию а ими знания как важнейшей человеческой ценности также самостоятельно находят ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Формулируют собственное мнение и позицию. Тестирование Итого Темы Введение. Общая характеристика литературы XX века Серебряный век: лики модернизма. (1890 1910-е) Общая характеристика Основные представители эпохи. 102 70 10 2 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс (102 часа) Всего Инд Из Из Виды, формы и содержание часов обуч. них них деятельности учащихся (102ч. 70 р.р. к.р в нед.) часов (2ч. в нед.) 2 1 Инициируют проблемные вопросы для полемики в классе. Презентуют результаты своей работы в виде связных устных ответов, исследовательских работ. Обосновывают свою точку зрения. В рамках публичных выступлений. Коллективное обсуждение. 2 1 9 7 1 Описывают, сравнивают объекты: передают их внешние характеристики, используя выразительные Содержание воспитательного потенциала урока Инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения Воспитывается уважение к исторической личности, активизируется познавательная средства языка; пишут сочинение А.А. Блок И.А. Бунин 7 5 4 3 1 1 А.М. Горький 6 6 1 Советский век. Две русских литературы или одна? (1920 — 1930-е) Общая характеристика 3 2 В.В. Маяковский С.А. Есенин 5 4 4 3 1 М.А. Шолохов 8 6 1 1 деятельность учащихся, привлекается внимание школьников к ценностному аспекту учебного материала, вырабатывается личное отношение учащихся к образованию как ценности. Перерабатывают информацию Развитие интеллектуального учебника (тезисы, план, потенциала учащихся, конспект) и принятие ими знания как сотрудничают с учителем и важнейшей человеческой сверстниками. Отвечают на ценности вопросы. Подготавливают заочную экскурсию в музей поэта. Комментируют и анализируют, исследуют лирические тексты. Устный и письменный ответ на Воспитывается уважение к вопрос. Анализируют текст, исторической личности, дают характеристику героям, активизируется оценивают их поступки, познавательная внутренний мир героев, их деятельность учащихся, взаимоотношения. Выполняют привлекается внимание сопоставительный анализ. школьников к ценностному Дискутируют. аспекту учебного материала, вырабатывается личное отношение учащихся к образованию как ценности. Отбирают информацию об Повышение познавательной истории русского мотивации школьников, литературного процесса 20-30- развитие опыта командной г.Перерабатывают работы, обучение информацию учебника (тезисы, взаимодействию с другими план, конспект). Создают обучающимися связные ответы с использованием информации таблицы. Формулируют выводы после чтения и анализа учебно-научного текста. Выполняют учебноисследовательский проект Читают и анализируют Повышение познавательной содержание. Выполняют мотивации школьников, привлечение внимания комплексный анализ текста. учащихся к ценностному Читают наизусть. Строят монологические высказывания, аспекту изучаемых на уроках явлений, выстраивают диалог, организация их работы с осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих получаемой на уроке группах с учетом конкретных социально значимой информацией задач. Выразительно читают, Использование комментируют, анализируют воспитательных эпизоды. Составляют возможностей содержания письменный ответ на учебного предмета через проблемный вопрос. демонстрацию учащимся Групповая лабораторная примеров ответственного, работа по тексту романагражданского поведения, эпопеи. Дискуссия о гуманизме проявления человеколюбия в романе. О.Э. Мандельштам 3 2 А.А. Ахматова М.А. Булгаков 4 8 3 5 М.И. Цветаева Б.Л. Пастернак А.П. Платонов 3 4 2 2 2 1 Советский век : на разных этажах (1940 — 1980-е) Общая характеристика 3 2 А.Т. Твардовский 3 2 А.И. Солженицын 4 3 и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для анализа. Работа с информацией Создание благоприятных учебника и дополнительным условий для развития материалом, структурирование, социально значимых оформление для составления отношений школьников, и, связного рассказа о жизни и прежде всего, ценностных творчестве поэта. Создают отношений буктрейлер. 1 1 Анализируют текст с Использование социально значимой воспитательных информацией. Формулируют возможностей содержания основные задачи семинара. учебного предмета через Объясняют логику развития демонстрацию учащимся литературного процесса примеров ответственного, гражданского поведения, определенной эпохи. Перерабатывают информацию проявления человеколюбия и добросердечности, через учебника (тезисы, план, подбор соответствующих конспект). Отбирают критическую литературу для текстов для анализа. подготовки доклада. Работают с различными Повышение познавательной информационными мотивации школьников, источниками по теме, привлечение внимания выделяют новую информацию, учащихся к ценностному составляют краткий хронограф. аспекту изучаемых на Письменная работа на уроках явлений, сопоставление своего видения организация их работы с творчества поэта с концепцией получаемой на уроке социально значимой из разных источников. информацией. Письменная фиксация Создание благоприятных наблюдений, выводов. условий для развития Самостоятельная работа с социально значимых научно-популярной отношений школьников, и, информацией из разных прежде всего, ценностных отношений источников. Собирание цитатного материала для создания письменной работы. Читают и анализируют Использование содержание. Создают воспитательных письменные работы возможностей содержания аналитического характера. учебного предмета через Формулируют собственное демонстрацию учащимся мнение и позицию. примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для анализа. Комментированное чтение, Применение на уроке беседа по тексту, лексическая интерактивных форм работа в интерактивном работы учащихся: формате, индивидуальная и интеллектуальных игр, парная работа с дидактическим дискуссий, групповой материалом, групповая работы и работы в парах, практическая работа которые повышают В.М. Шукшин 3 2 Н.М. Рубцов 2 1 В.С. Высоцкий 2 2 Ю.В. Трифонов 3 1 С.Д. Довлатов И.А. Бродский А.В. Вампилов 2 2 2 1 1 1 Заключение 1 1 102 70 Итого познавательную мотивацию, дают возможность обретать опыт ведения конструктивного диалога Читают и анализируют Развитие интеллектуального содержание. Извлекают потенциала учащихся, нужную информацию а также принятие ими знания как самостоятельно находят ее в важнейшей человеческой материалах учебника, рабочих ценности тетрадях. Формулируют собственное мнение и позицию. 1 Выразительно читают, анализируют и комментируют стихотворения поэтов. Обсуждают прочитанное произведение. Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других; формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. 1 Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений Подбирают и презентуют видеоматериал о судьбе писателя и его творчестве. Письменные работы аналитического характера. Повышение познавательной мотивации школьников, развитие опыта командной работы, обучение взаимодействию с другими обучающимися Работа с материалами Применение на уроке учебника. Составляют связные интерактивных форм ответы на проблемные работы учащихся: вопросы, выдвигают гипотезы интеллектуальных игр, о причинно – следственных дискуссий, групповой связях в искусстве. Работают в работы и работы в парах, парах и группах. которые повышают познавательную мотивацию, дают возможность обретать опыт ведения конструктивного диалога Систематизируют изученное. Развитие интеллектуального Тестирование. потенциала учащихся, принятие ими знания как важнейшей человеческой ценности 1 10 2 Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе 1. Оценивание устного ответа При оценивании устных ответов по литературе могут быть использованы следующие критерии: Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью. Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допущены 2-3 неточности в ответе. Отметка «3»: так оценивается ответ, в основном свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения, умении объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но демонстрирующий недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного возраста. Отметка «2»: ставится за ответ, который обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка, отсутствие логики в ответе. Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки. 2. Оценивание сочинений Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений проверяются: а) умение раскрыть тему; б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; в) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе. Содержание сочинения оценивается по следующим критериям: – соответствие работы ученика теме и основной мысли; – полнота раскрытия темы; – правильность фактического материала; – последовательность изложения. – При оценке речевого оформления сочинений учитывается: – разнообразие словаря и грамматического строя речи; – стилевое единство и выразительность речи; – число речевых недочетов. 3. Оценивание тестовых работ При проведении тестовых работ по литературе используются следующие критерии оценок: – «5» - 90 – 100 %; – «4» - 78 – 89 %; – «3» - 60 – 77 %; – «2» - менее 59 %. Применяемые методики и технологии – методика «медленного (пристального) чтения» (Ю.М. Лотман), – различные приемы интерпретации текста, – сопоставительный анализ текстов художественных произведений, – синтез традиционных и инновационных методов изучения художественного текста. Технологии: – технология развития критического мышления, – игровые технологии, – технологии творческих мастерских построения знаний, – тестовые технологии контроля обученности. Формы деятельности обучающихся на уроке: – групповые, – индивидуальные, – фронтальные, – в парах. Данная рабочая программа рассчитана на использование УМК: -И.Н.Сухих учебник «Литература. 10 класс» в 2-х частях; -С.П.Белокурова, И.Н.Сухих Практикум к учебнику И.Н.Сухих «Литература, 10 класс»; -С.П.Белокурова, И.Н.Сухих Книга для учителя «Русская литература в 10 классе»; -И.Н.Сухих учебник «Литература. 11 класс» в 2-х частях, под ред. И.Н.Сухих -Практикум к учебнику И.Н.Сухих «Литература, 11 класс»; -Книга для учителя «Русская литература в 11 классе». Интернет-ресурсы по литературе 1.Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit.1september.ru/ 2.Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru 3.Культура письменной речи www.gramma.ru 4.Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru 5.ВiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки http://www.bibliogid.ru 6.Виртуальный музей литературных героев http://www.likt590.ru/project/museum/ 7.Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru 8. Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru 9.Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru 10.Слова: поэзия Серебряного века http://slova.org.ru 11.Стихия: классическая русская / советская поэзия http://litera.ru/stixiya/ 12.Русская литература XVIII–XX веков www.a4format.ru 13.Ахматова А.А. anna.ahmatova.com 14.Булгаковская энциклопедия http://www.bulgakov.ru 15.Бунин И.А. bunin.niv.ru 16.Куприн Александр Иванович http://www.kuprin.org.ru 17.Пушкин Александр Сергеевич http://www.aleksandrpushkin.net.ru 18.Чехов Антон Павлович http://www.antonchehov.org.ru Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)