Логопедическая коррекция_1-4_УО_вариант1

Пояснительная записка
Данная программа логопедической коррекции составлена на учащихся 1-4 классов,
обучающихся по ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в соответствии с рекомендациями ТПМПК, согласно
следующим нормативно-правовым актам:
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного
Стандарта общего образования детей с ОВЗ и разработана с учетом нормативных правовых
актов международного, федерального, регионального уровней:

Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»);

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
№1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №
1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

Письмом МОиН РФ от 11.03.2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОСОВЗ»;
Данная программа логопедической работы обеспечивает требования Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : формирование первоначальных навыков
чтения и письма в процессе овладения грамотой, формирование элементарных представлений о
русском языке как средстве общения и источнике получения знаний; осознание значения
чтения для решения социально-значимых задач, развития познавательных интересов;
формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и
возрасту литературных текстов; формирование коммуникативных навыков в процессе чтения и
литературных произведений; расширение представлений об окружающей действительности;
обогащение лексической и грамматическо-синтаксической сторон речи; развитие навыков
связной устной речи, навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях
общения; ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого
этикета.
В связи с изменением требований общества к обучению детей с ОВЗ, с введением
ФГОС возникла необходимость создания специальной программы логопедической коррекции
для учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Программа
учитывает
особенности
психофизического
развития детей,
индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает
комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Специфика речевых нарушений у детей с ОВЗ обусловлена комплексом причин
органического, функционального и социального характера.
Большая распространённость и особенности симптоматики речевых нарушений у
детей с легкой интеллектуальной недостаточностью обусловлены наличием вторичных

отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти,
мышления), что создает дополнительные затруднения в овладении речевыми навыками.
Нарушение речи у данной категории детей носят стойкий системный характер и
затрагивают все компоненты речевой системы: лексико-грамматическую сторону речи
(словарный запас, связную монологическую, диалогическую и фразовую речь; грамматический
строй речи); смысловую (не понимают смысла слова или высказывания, не могут
проанализировать слово, ситуацию и сделать выводы); фонетико-фонематическую
(звукопроизношение, звукоразличение). Нарушения устной речи отрицательно сказываются и,
на развитие письменной речи.
Полноценная речь ребенка – это также средство повышения уровня
коммуникабельности, путь к развитию его, как личности, а в конечном итоге – способ
достижения наилучшей социальной адаптации.
Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, речь
влияет и на формирование поведения ребенка, способствует более совершенному овладению
профессионально-трудовыми навыками, что тоже содействует его жизненным успехам.
Работая над исправлением различных речевых нарушений, формируя речевые умения
и навыки логопед, тем самым, развивает у учащихся познавательные процессы и высшие
психические функции.
Таким образом, дети, имеющие системное недоразвитие речи, нуждаются в
коррекционно-логопедической помощи и специальном коррекционно-развивающем обучении.
Методологической и теоретической основой программы являются труды Р.Е.Левиной,
Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др. о различных формах речевых нарушений и создании
эффективных методик их преодоления, которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р.
Лурии и А.А.Леонтьева.
Цель данной программы: коррекция дефектов устной и письменной речи детей с
интеллектуальными нарушениями для успешной адаптации в учебной деятельности и
дальнейшей социализации.
Основные задачи программы:
 формирование правильного звукопроизношения;
 коррекция и развития познавательной деятельности обучающихся (обще
интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти,
внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
 формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе;
 развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового
состава слова;
 уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;
 формирование грамматической стороны речи;
 предупреждение и коррекция дисграфии;
 развитие диалогической и монологической форм речи;
 формирование коммуникативных навыков;
 воспитание мотивации к учению, общению.

Основные направления коррекционной работы на протяжении всего периода обучения:
 развитие фонетического слуха и восприятия;
 развитие артикуляционной и мелкой моторики;
 развитие навыков звукового анализа и синтеза;
 развитие лексико –грамматического строя речи;
 развитие связной речи;
 развитие пространственно-временных представлений;
 развитие коммуникативной функции речевого общения;
 развитие внимания, памяти, мышления;
 развитие мелкой моторики.
 В процессе логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи
наиболее значимыми являются следующие принципы:
 принцип комплексности – логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс
речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо);
 патогенетический принцип – коррекция нарушенного механизма, формирование тех
психических функций, которые обеспечивают функционирование операций процесса чтения и
письма;
 принцип максимальной опоры на различные анализаторы;
 принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции;
 принцип поэтапного формирования умственных действий – свёртывание, автоматизация
внешних операций, перевод их во внутренний план;
 принцип учёта зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) – процесс развития
той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учётом ближайшего
уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с
незначительной помощью со стороны педагога;
 принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала – логопедическая
работа по формированию тех или иных речевых функций должна проводиться поэтапно, с
постепенным усложнением;
 принцип системности – методика профилактической работы представляет собой систему
методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание определённой
функциональной системы. Использование каждого метода определяется основной целью и его
местом в общей системе работы;
 принцип деятельностного подхода – воздействие на все этапы процесса письма как
многоуровневой деятельности (ориентировочный, операциональный и этап контроля);
 онтогенетический принцип – учёт этапов и последовательности формирования функций,
обеспечивающих процессы письма и чтения;
 общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода,
сознательности).
Если говорить о методах логопедического воздействия, то в рамках программы коррекции
основное место занимают практические методы. Это различные упражнения:

 конструктивные во время работы по уточнению оптико - пространственных
дифференцировок (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую);
 творческие — во время работы по формированию звукобуквенного анализа и синтеза.
Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в
зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей,
программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность
логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно
повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы,
которая изучается в классе. В 5-9 классах лексический материал обогащается трудовой
лексикой используемой на уроках трудового обучения.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение
лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой
материал, формы звукового анализа и синтеза.
Структура программы
Программа состоит из раздела: Звуки и буквы
Структура занятий
В структуру занятия могут входить:
 упражнения для развития артикуляционной моторики;
 упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев
рук;
 дыхательная гимнастика;
 коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
 работа со словами, звуко - слоговой анализ слов;
 работа над предложением;
 обогащение и активизация словарного запаса;
развитие связной речи.
Содержание программы
Программа логопедического обучения:
1- 4 класс - «Звуки и буквы». Предполагает совершенствование произносительной
стороны речи, совершенствование лексико-грамматической стороны речи, развитие
самостоятельной развернутой фразовой речи, формирование навыков грамотного чтения и
письма.
Раздел первый: «Звуки и буквы»
1 – 4 класс
Методологической основой служит программа Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, которая
рекомендована Министерством образования и науки в детских дошкольных учреждениях, а
также разработки Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Е.В. Мазановой, Л.Н. Ефименковой, Г.Г.
Мисаренко.

Расстройства речи у детей с умственной отсталостью проявляются на фоне грубого
нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная
функциональная система. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: ее
фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У умственно отсталых
детей отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. В
большинстве случаев у обучающихся начальных классов вспомогательной школы наблюдаются
нарушения как устной, так и письменной речи.
У детей с интеллектуальной недостаточностью оказываются несформированными в
большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Отмечаются слабость
мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий.
Вследствие целого ряда причин нарушаются реализация речевой программы и контроль за
речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом.
Следовательно, бедность лексического запаса будет проявляться в незнании многих слов,
обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п.
Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки
предметов, форму, цвет, материал. Также будет страдать и связность речи, что особенно ярко
проявляется в самостоятельном рассказе или пересказе. Так возможно грубое нарушение
причинно-следственной последовательности событий, упущение существенных деталей.
Звукопроизношение сильно отстаёт от возрастной нормы и характеризуется большим
количеством дефектов и замен.
Направления коррекционно-развивающей работы:
 - совершенствование произносительной стороны речи;
 - совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
 - развитие самостоятельной развернутой фразовой речи.
 - формирование навыков грамотного чтения и письма.
Содержание логопедической работы в 1 классе:
Развитие лексико-грамматических средств языка:
учить детей вслушиваться в обращенную речь. Учить выделять названия предметов,
действий, признаков, понимать обобщающее значение слов. Учить детей преобразовывать
глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного
наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи —
спит, спят, спали, спала). Расширять возможности пользоваться диалогической формой
речи;
 учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой —
моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм
словоизменения путем практического овладения существительными единственного и
множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и
прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в
значении орудийности и средства действия);

 учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных
с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы);
 уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание
соответствующих обозначений;
 учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности
к продуктам питания, различным материалам;
 учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и
вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания
вопросительного слова и прилагательного;
 закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе.
Упражнять в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» —
«лежит» — «лежу»);
 учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица
единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем»;
 учить использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие пространственное
расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами
существительных;
 закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием
продуктивных суффиксов (-ое-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян-);
 учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные
(«волчий», «лисий»); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных
суффиксов: -еньк- — -оньк-;
 учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами
(«добрый» — -«злой», «высокий» — «низкий» и т. п.);
 уточнять значения обобщающих слов.
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи:
 закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации
действий, по картинке, по моделям:
 - существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение: «Мама (папа,
брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (компот, молоко)», «читает книгу (газету)».
 - существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола
существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама
режет хлеб? Мама режет хлеб ножом»;
 формировать навык составления короткого рассказа;
 совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы
драматизации). Расширять навык построения разных типов предложений.
 учить детей распространять предложения введением в него однородных членов;
 учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных
сложноподчиненных предложений;

и

 учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания,
пересказ. Лексические темы: «Одежда», «Продукты питания» (повторение), «Домашние, дикие
животные», «Части тела», «Новый год», «Зима», «День защитника Отечества», «8 Марта»,
«Весна»;
 закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с элементами
усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т. п.);
Формирование произносительной стороны речи:
 уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м'], [н], [н'],
[п], [п'], [т], [т'], [л], [л'], [ф], [ф'], [в], [в'], [б], [б'];
 вызывать отсутствующие звуки: [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'], [л'], [л], [ы], [с], [с'], [з], [з'], [р],
[р'] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений;
 формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по
признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость.
Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения:
 учить детей различать на слух гласные и согласные звуки;
 учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах (Аня, ухо и т. п.),
анализировать звуковые сочетания, например: ш/, уа;
 лексические темы: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда»,
«Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», « Осень », « Овощи-фрукты »;
 учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов.
Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова;
 выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах.
В результате логопедической работы обучающиеся 1 класса должны научиться:
 - соотносить предметы с их признаками и функциональным назначением;
 - узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
 - сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
 - понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа
существительных;
 - фонетически правильно оформлять согласные звуки ( [ п], [б ], [м ], [ т], [ д], [н ], [ к], [х
], [г ]), гласные первого ряда ( [о ],[у ], [ы ], [и], [а]);
 - воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двухи трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
 - общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые
нераспространенные предложения.
Характеристика речевого развития обучающихся 2- 4 класс
Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков,
недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция. Все это оставляет впечатление общей
«смазанности» речи. Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смешение
звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным
показателем того, что процесс фонемообразования у этих детей еще не завершен.

Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера для этих детей характерны
отдельные нарушения смысловой стороны речи. Так, при, казалось бы, достаточно
разнообразном предметном словаре, дети могут неточно знать и понимать слова, редко
встречающиеся в повседневной речевой практике: названия некоторых животных и птиц
(павлин, пингвин, страус, кукушка), растений (малина, ежевика, кактус), профессий
(пограничник, портниха, фотограф), частей тела человека и животных (веки, запястье,
щиколотка, поясница; клыки, бивни, грива). В самостоятельных высказываниях могут
смешиваться видовые и родовые понятия («креслы» - стулья, кресло, диван, тахта).
Дети склонны использовать стереотипные формулировки, лишь приблизительно
передающие оригинальное значение слова: нырнул — «купался».
Недостаточность лексического строя языка проявляется и в специфических
словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой
практике, эти дети по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких вариантов.
Например,сложных слов (листопад— «листяной»).
Отмеченное
недоразвитие
словообразовательных
процессов
препятствует
своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора
родственных слов и анализа их состава, что может оказать негативное воздействие на качество
овладения русским языком в процессе школьного обучения.
При обследовании связной речи выявляются затруднения в передаче логической
последовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его
главных событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз и т. д. Рассказывая о событиях
из своей жизни, составляя рассказ с элементами творчества, дети используют преимущественно
короткие малоинформативные предложения. При этом ребенку сложно переключиться на
изложение истории от третьего лица, включать в известный сюжет новые элементы, изменять
концовку рассказа и т. д.
Направления коррекционно-развивающей работы:
 - совершенствование произносительной стороны речи;
 - совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
 - развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;
 - формирование навыков грамотного чтения и письма.
Содержание логопедической работы во 2-4 классе:
Совершенствование произносительной стороны речи:
 закреплять навыки четкого произношения звуков (гласных и согласных), имеющихся в
речи детей. Формировать умение дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой
на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.
 корригировать произношение нарушенных звуков ([л], [л'], Ш, Ы, [с'], [з], [а'], [ц], [ш],
[ж], [р] и т. д.).
 развивать умение дифференцировать звуки по парным признакам (гласные — согласные,
звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие и т. д.).
 закреплять произношение звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов.

 упражнять в произношении многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со
стечением согласных и без них.
 развивать умение анализировать свою речь и речь окружающих на предмет
правильности ее фонетического оформления.
 вводить в самостоятельные высказывания детей слова сложной слоговой структуры.
 воспитывать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.
Совершенствование лексико-грамматических средств языка:
 расширять лексический запас в процессе изучения новых текстов (дикобраз, изгородь,
панцирь, музей, театр, суша, занавес, выставка);
 активизировать словообразовательные процессы: употребление наименований,
образованных за счет словосложения: пчеловод, белоствольная берез; прилагательных с
различными значениями соотнесенности: плетеная изгородь, камышовая, черепичная крыша и
т.;
 учить употреблять существительные с увеличительным значением (домище);
 совершенствовать навыки подбора и употребления в речи антонимов — глаголов,
прилагательных, существительных (вкатить — выкатить);
 объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру (футболист —
спортсмен, который играет в футбол). Упражнять в подборе синонимов и практическом
употреблении их в речи;
 учить дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги;
 учить образовывать сравнительную степень прилагательных (добрее, злее, слаще, гуще,
дальше); сложные составные прилагательные (темно-зеленый);
 развивать понимание и объяснять переносное значение выражений: широкая душа,
сгореть со стыда;
 совершенствовать умение преобразовывать названия профессий м. р. в профессию ж. р.
(баскетболист — баскетболистка);
 учить детей преобразовывать одну грамматическую категорию в другую.
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи:
 закреплять умение выделять отличительные признаки предметов, объектов; составлять
загадки с опорой на эти признаки;
 совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов; составление рассказовописаний каждого из них;
 учить подбирать слова - рифмы, составлять пары, цепочки рифмующихся слов;
словосочетаний с рифмами;
 упражнять в конструировании предложений по опорным словам;
 формировать навыки составления повествовательного рассказа на основе событий
заданной последовательности. Учить анализировать причинно-следственные и временные
связи, существующие между частями сюжета;
 закреплять навыки составления рассказа по картине (с опорой на вопросительно ответный и наглядно-графические планы);
 заучивать потешки, стихотворения;

 учить составлять рассказы с элементами и совершенствовать навык пересказа сказок,
рассказов:
 - с распространением предложений;
 - с добавлением эпизодов;
 - с элементами рассуждений; с творческим введением новых частей сюжетной линии
(начала, кульминации, завершения сюжета).
Формирование навыков грамотного письма и чтения
 развивать произвольное внимание, слуховую память;
 закреплять понятия «звук», «слог», глухой», «звонкий», «твердый», «мягкий»;
 совершенствовать навыки различения звуков: речевых и неречевых, гласных —
согласных, твердых — мягких, звонких — глухих;
 учить производить анализ и синтез прямых слогов, например: са, па;
 знакомить с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам ([а], [о], [у],
[ы], [п], [т], [к], [л], [м]; учить анализировать их оптико-пространственные и графические
признаки;
 учить осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез слогов с использованием
наглядно-графических схем слов (например: вата, кот);
 формировать навыки преобразования слогов, слов с помощью замены букв, удаления
или добавления буквы (му — пу, мушка, пушка, кол — укол и т. д.).
В итоге логопедической работы к концу 4 класса дети должны уметь:
 владеть навыками творческого рассказывания;
 адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения,
усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;
 понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
 понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
 овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на
другой лексический материал;
 оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского
языка;
 овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.
Условия реализации программы
Виды и формы организации учебного процесса:
Для реализации данной программы используются разнообразные типы занятий, формы
и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Занятия: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного
материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного
материала).
Формы работы на занятии: индивидуальная работа, работа в группе.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии
обучения:
игровые;
здоровьесберегающие;
информационнокоммуникационные;
личностно-ориентированные;
технологии
разноуровневого
и
дифференцированного обучения, и т.д.
Виды и формы контроля:
При реализации данной программы используется три формы контроля: индивидуальный,
подгрупповой, групповой, который в свою очередь делится на типы: внешний контроль учителя
за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Контроль проводится
вводный (в начале изучения темы), текущий и итоговый.
Методы контроля: устный опрос, письменные работы.
Результаты проведенного контроля, диагностики заносятся в речевую карту, бланки
отчетов.
Ожидаемые результаты
Устранение нарушений речи у учащихся способствует развитию мыслительной
деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся с ОВЗ. У
большинства обучающихся происходит коррекция звукопроизношения, просодических
компонентов речи (ритм, темп), наблюдается положительная динамика в развитии словарного
запаса, развитии связной речи, но грамматические и смысловые уровни развития речи не
достигают нормы.
Личностные результаты освоения программы:
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
 овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
Предметные результаты освоения программы:
 формирование интереса к изучению русского языка;
 овладение основами грамотного письма;
 коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в
различных ситуациях общения;
 осознанно, правильно, плавно читать вслух целыми словами с использованием
некоторых средств устной выразительности речи;

 участие в обсуждении прочитанных произведений;
 использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения;
 осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных
задач;
 расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой
основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи;
 уместное использование этикетных речевых выражений; знание основных правил
культуры речевого общения.

№

Тематическое планирование для учащихся 1 –х классов (66 часов)
Наименование темы
Количест
во часов

1
2

Понятие о речи.
Понятие о предложении.Составление предложений.

2
2

3

Понятие о слове. Слова, называющие предметы.
Одушевленные не одушевленные.
Словоизменение. Род и число существительных.

2

Словообразование. Уменьшительно-ласкательные формы
существительных.
Слова, называющие действия. Согласование
существительных с глаголами мужского и женского рода
в прошедшем времени.
Слова, называющие действия. Согласование
существительного и глагола в числе.
Словообразование. Приставочные глаголы.

2

2

10

Слова, называющие признаки. Подбор признаков к
предметам.
Звук [а], буква А.

11

Звук [у], буква У.

2

12

Звук [о], буква О.

2

13

Звуки [о] , [у]; буквы О, У.

2

14

Звук [э] буква Э.

2

15

Звук [ы] буква Ы.

2

16

Звук [и], буква И.

2

17

Звук [ы] - [и], буквы И -Ы.

2

18

Проверочная работа.

2

4
5
6

7
8
9

2

2

2
2

2

19

Звуки [п] [п’], буква П

2

20

Звуки [б] [б’], буква Б

2

21

Дифференциация [п] [п’] – [б] [б’]; буквы П - Б

2

22

Звуки [т] [т’], буква Т

2

23

Звуки [д] [д’], буква Д

2

24

Дифференциация [т] [т’] – [д] [д’]; буквы Т - Д

2

25

Звуки [к] [к’], буква К

2

26

Звуки [г] [г’], буква Г

2

27

Дифференциация [к] [к’] – [г] [г’]; буквы К - Г

2

28

Звуки [c] [c’], буква С

2

29

Звуки [з] [з’], буква З

2

30

Дифференциация [с] [с’] – [з] [з’]; буквы С - З

2

31

Звуки [ф] [ф’], буква Ф

2

32

Звуки [в] [в’], буква В

2

33

Дифференциация [ф][ф’] – [в] [в’]; буквы В - Ф

2

1

Тематическое планирование по логопедической коррекции
для учащихся 1 –х классов
Всего 66 часов, количество часов в неделю – 2
Звук [ш], буква Ш
2

2

Звуки [ж], буква Ж

2

3

Дифференциация [ш] – [ж]; буквы Ш - Ж

2

4

Проверочная работа

2

5

Звуки [м] [м’], буква М

2

6

Звуки [н] [н’], буква Н

2

7

Дифференциация [м] [м’] – [н] [н’]; буквы М – Н.

2

8

Дифференциация [ш] – [с]; буквы Ш - С

2

9

Дифференциация [ж] – [з]; буквы Ж - З

2

10

Проверочная работа

2

11

Звук [ч’], буква Ч

2

12

Дифференциация [ч] – [т’]; буквы Ч - Т

2

13

Дифференциация [ч] – [с’]; буквы Ч - С

2

14

Звук [щ’], буква Щ

2

15

Дифференциация [щ] – [ч]; буквы Щ - Ч

2

16

Дифференциация [щ] – [с’]; буквы Щ - С

2

17

Звук [ц], буква Ц

2

18

Дифференциация [с] – [ц]; буквы С - Ц

2

19

Дифференциация [ц] – [ч]; буквы Ц - Ч

2

20

Звуки [р] [р’], буква Р

2

21

Звуки [л] [л’], буква Л

2

22

Дифференциация [р] – [л]; буквы Р - Л

2

23

Звук [й’], буква Й

2

24

Дифференциация [л’] -

25

Проверочная работа

2

26

Гласные 1 и 2 ряда

2

27

Буква Я

2

28

Дифференциация твердых и мягких согласных перед
гласными А-Я.
Буква Ё,Е

2

2

31

Дифференциация твердых и мягких согласных перед
гласными О-Ё.
Буква Ю

32

Списывание с рукописного текста.

2

33

Письмо под диктовку.

2

29
30

[й]; буквы Л - Й

2

2

2

Тематическое планирование для учащихся 2-х классов (66 часов)
№

1
2

3
4

5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18
19

20
21
22

Наименование темы

Письменная работа, включает в себя списывание и
диктант слогов, слов, предложений и текстов.
Обследование состояния лексико-грамматической
стороны речи, связной речи.
Развитие фонематического анализа и синтеза
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные, их различие.
Гласные звуки и буквы, различие звука и буквы.
Фонематический анализ слов различной
звуконаполняемости.
Согласные звуки и буквы. Упражнения на различение
согласных и гласных на слух и по артикуляции.
Шипящие согласные звуки « Ж, Ш, Щ, Ч».
Слова с сочетаниями жи, ши.
Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу.
Сочетание чк, чн. Фонетический анализ слов с этими
сочетаниями.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных.
Фонетический анализ слов с твёрдыми и мягкими
согласными.
Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я,
ю, и.
Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости
согласного звука.
Упражнения на правописание слов с мягким знаком на
конце.
Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в
середине слова.
Упражнения на перенос слов с мягким знаком в середине
слова. Звуко-буквенный анализ слов.
Деление слов на слоги. Перенос слов.
Смыслоразличительная роль ударения.
Ударные и безударные гласные. Единообразное
написание гласных в словах с безударной гласной.
Правописание слов с безударной гласной в корне.
Подбор проверочных слов к словам с проверяемой
безударной гласной.
Правописание слов с безударной гласной.
Звонкие и глухие согласные в конце слова.
Звонкие и глухие согласные в середине слова.

Количес
тво
часов
1
1

1
2

2
2
1
2
2
1

2
2
2
2
2
2
1
2
2

2
2
2

23
24
25
26
27

28
29
30
31
32
33
34

Единообразное написание звонких и глухих согласных в
середине слова.
Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е,
ё, я, ю.
Правописание разделительного мягкого знака перед
гласными е, ё, я, ю.
Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого
знака для обозначения мягкости согласных.
Деление слов с разделительным мягким знаком для
переноса.
Развитие анализа структуры предложения
Предложение. Общее представление.
Деление предложений на слова. Схема предложения.
Составление предложений из слов.
Большая буква в начале предложения. Знаки препинания
в конце предложения.
Большая буква в именах и фамилиях людей, в кличках
животных.
Проверка результативности коррекционной работы.
Работа над ошибками.

3
3
2
2
3

3
3
3
3
3
1
1

Тематическое планирование для учащихся 3-х классов (66 часов)
№
Наименование темы
Количес
тво
часов
1
Письменная работа, включает в себя списывание и
1
диктант слогов, слов, предложений и текстов.
2
Обследование состояния лексико-грамматической
1
стороны речи, связной речи.
Развитие фонематического анализа и синтеза

3
4
5
6
7
8
9
10
11

Гласные звуки
Ударение. Упражнения на выделение ударного слога в
словах разной длины.
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Гласные в приставках.
Твёрдый знак – после приставок перед гласными е, ё, ю,
я.
Разделительный мягкий знак.
Дифференциация Ъ и Ь знаков. Перенос слов Ъ и Ь
знаками.
Сложные слова. Соединительные гласные о – е.
Согласные звуки
Согласные в приставках.
Правописание непроизносимых согласных.

2
3
2
2
3
3
3
2
2

12
13
14
15
16
17

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Морфемика
Корень слова. Родственные слова.
Подбор однокоренных слов с корнями – омонимами
(вода, водяной, водопровод, завод, водитель, подвода).
Подбор слов с корнями – синонимами (вода, водный,
река, речной).
Подбор синонимов. Придумывание словосочетаний,
предложений с заданными словами.
Подбор антонимов. Придумывание словосочетаний,
предложений с заданными словами.
Приставка. Формирование понятия о
смыслоразличительной роли приставки в
словообразовании.
Выделение приставки. Одна приставка с разными
корнями.
Приставки пространственного значения.
Приставки временного значения.
Многозначные приставки.
Приставка в прилагательных и глаголах.
Дифференциация приставок и предлогов.
Дифференциация приставок и предлогов.
Одинаковые приставки и предлоги.
Различие приставок и предлогов.
Суффикс. Роль суффикса в словообразовании.
Уменьшительно ласкательные суффиксы.
Суффиксы профессий.
Суффиксы прилагательных.
Окончания существительных Р.п. мн.ч., Т.п. мн.ч.
Окончания существительных П.п. мн.ч.
Проверка результативности коррекционной работы.
Работа над ошибками.

2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1

Тематическое планирование для учащихся 4-х классов (66 часов)
№
Наименование темы
Количество
часов
1
Письменная работа, включает в себя списывание и
1
диктант слогов, слов, предложений и текстов.
2
Обследование состояния лексико-грамматической
1
стороны речи, связной речи.
Развитие фонематического анализа и синтеза.

3
4

Гласные звуки.
Ударение. Смыслоразличительная и
формообразующая роль ударения.
Безударные гласные в корне слова.

2
2

5
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

31

Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Правописание слов с безударными гласными в корне
слова
Согласные звуки
Звонкие и глухие согласные в корне слова.
Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах
со стечением согласных.
Непроизносимые согласные.
Непроизносимые согласные. Подбор проверочных
слов.
Двойные согласные.
Двойные согласные в корне.
Мягкий знак. Употребление мягкого знака для
обозначения мягкости согласных.
Мягкий знак. Употребление мягкого знака после
шипящих (средство выражения формы слова).
Разделительный мягкий знак.
Сопоставление разделительного Ь и мягкого знака –
показателя мягкости.
Дифференциация разделительного мягкого знака и Ь –
показателя мягкости.
Разделительный твёрдый знак.
Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого
знаков.
Работа на лексическом уровне
Морфемика и словообразование
Корень. Однокоренные слова.
Образование однокоренных слов префиксальным,
суффиксальным способами и изменением флексий.
Различение предлогов и приставок.
Дифференциация предлогов и приставок.
Дифференциация предлогов и приставок.
Расширение словарного запаса
«Слова-приятели» (синонимы). Сопоставление
родственных слов и синонимов.
Синонимы. Подбор синонимов существительных,
прилагательных, глаголов, наречий.
«Слова-неприятели» (антонимы). Подбор антонимов.
«Слова-близнецы» (омонимы).
Однозначные и многозначные слова.
Многозначность слова. Наблюдение за
изобразительной ролью многозначных слов.
Конструирование образных выражений.
Фразеологические обороты. Устойчивые

2
2

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2

2

32
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.

словосочетания.
Прямое и переносное значение слова.
Связь слов в словосочетаниях и предложениях
Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний.
Определение значения.
Составление предложений по картинкам.
Простые предложения. Составление предложений по
картинкам.
Сложные предложения. Распространение и
сокращение.
Восстановление деформированного текста.
Связная речь
Составление рассказа из предложений, данных
вразбивку.
Составление рассказа по его началу.
Составление рассказа по данному концу.
Составление вступления и заключения к рассказу.
Составление рассказа по данному плану.
Проверка результативности коррекционной работы.
Работа над ошибками.

2
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
1
1

Учебно – методический комплекс
Литература, используемая учителем - логопедом в работе над программой:
 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида подготовительный и 0-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 2-е издание - М.:
Просвещение, 2011.
 Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
 Каше Г.А., Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков
произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.
 З.Е.Агранович. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий
для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.
– СПб., 2005.
 Лалаева Л.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2001.
 Коррекция нарушений письменной речи под редакцией Н.Н.Яковлевой. - СПб,
Каро, 2007.
 Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов. – М.,1991.
 Лалаева Л.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и
письма у младших школьников. – СПб., Союз, 2003.
 Лалаева Л.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьков. –
Спб., 1998.
 Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших
школьников. – М.,1997.
 Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение,1991.

 Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического
строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.
 Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления
недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004
 Ткаченко Т.А. Формирование звукового анализа и синтеза. М., 2005.
 Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с
окружающим миром в специальных (коррекционных) школах VIII вида. М.,2003.
 Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с
нарушениями интеллектуального развития. М., 2005.
Учебные пособия для работы с детьми:
 О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003.
 И.А.Смирнова. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической
системы речи. – СПб., 2004.
 И.Д.Коненкова. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический
материал. – М., 2005.
 Н.И.Соколенко. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у
детей. – М., 1966.
 Л.Н.Ефименкова.
Коррекция
ошибок,
обусловленных
несформированностью
фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М., 2004.
 Л.Н.Ефименкова.
Коррекция
ошибок,
обусловленных
несформированностью
фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М., 2005.
 Т.А.Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для
логопеда. – М., 2005.
 С.Д.Дмитриев, В.С.Дмитриев. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник
упражнений. – М., 2005.
 Л.Н.Ефименкова, Н.Н.Садовникова. Формирование связной речи у детей-олигофренов. –
М.: «Просвещение», 1970.
 А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
 В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашние тетради для закрепления произношения
звуков Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.
 Н.В. Гальская Говорящий карандашик. Тетради для закрепления произношения звуков,
2003г
 И.В. Баскакина «Логопедические игры», 2007г
 Е.М. Косинова «Грамматические тетради», 2008г
 О.И. Лазаренко Логопедические альбомы, 2006г
 Ю.Б.Норкина Домашние тетради для логопедических занятий с детьми, 2003г
 Т.А. Ткаченко «Правильно произносим звуки», 2005г
 Т.А. Ткаченко «Фонетические рассказы с картинками», 2004г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».