Пояснительная записка Данная программа логопедической коррекции составлена на учащихся 1-4 классов, обучающихся по ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в соответствии с рекомендациями ТПМПК, согласно следующим нормативно-правовым актам: Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ и разработана с учетом нормативных правовых актов международного, федерального, регионального уровней: Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»); Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; Письмом МОиН РФ от 11.03.2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОСОВЗ»; Данная программа логопедической работы обеспечивает требования Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой, формирование элементарных представлений о русском языке как средстве общения и источнике получения знаний; осознание значения чтения для решения социально-значимых задач, развития познавательных интересов; формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов; формирование коммуникативных навыков в процессе чтения и литературных произведений; расширение представлений об окружающей действительности; обогащение лексической и грамматическо-синтаксической сторон речи; развитие навыков связной устной речи, навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения; ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета. В связи с изменением требований общества к обучению детей с ОВЗ, с введением ФГОС возникла необходимость создания специальной программы логопедической коррекции для учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью. Программа учитывает особенности психофизического развития детей, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Специфика речевых нарушений у детей с ОВЗ обусловлена комплексом причин органического, функционального и социального характера. Большая распространённость и особенности симптоматики речевых нарушений у детей с легкой интеллектуальной недостаточностью обусловлены наличием вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), что создает дополнительные затруднения в овладении речевыми навыками. Нарушение речи у данной категории детей носят стойкий системный характер и затрагивают все компоненты речевой системы: лексико-грамматическую сторону речи (словарный запас, связную монологическую, диалогическую и фразовую речь; грамматический строй речи); смысловую (не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать слово, ситуацию и сделать выводы); фонетико-фонематическую (звукопроизношение, звукоразличение). Нарушения устной речи отрицательно сказываются и, на развитие письменной речи. Полноценная речь ребенка – это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его, как личности, а в конечном итоге – способ достижения наилучшей социальной адаптации. Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, речь влияет и на формирование поведения ребенка, способствует более совершенному овладению профессионально-трудовыми навыками, что тоже содействует его жизненным успехам. Работая над исправлением различных речевых нарушений, формируя речевые умения и навыки логопед, тем самым, развивает у учащихся познавательные процессы и высшие психические функции. Таким образом, дети, имеющие системное недоразвитие речи, нуждаются в коррекционно-логопедической помощи и специальном коррекционно-развивающем обучении. Методологической и теоретической основой программы являются труды Р.Е.Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др. о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления, которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А.Леонтьева. Цель данной программы: коррекция дефектов устной и письменной речи детей с интеллектуальными нарушениями для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации. Основные задачи программы: формирование правильного звукопроизношения; коррекция и развития познавательной деятельности обучающихся (обще интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики. формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе; развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова; уточнение, обогащение и активизация лексического запаса; формирование грамматической стороны речи; предупреждение и коррекция дисграфии; развитие диалогической и монологической форм речи; формирование коммуникативных навыков; воспитание мотивации к учению, общению. Основные направления коррекционной работы на протяжении всего периода обучения: развитие фонетического слуха и восприятия; развитие артикуляционной и мелкой моторики; развитие навыков звукового анализа и синтеза; развитие лексико –грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие пространственно-временных представлений; развитие коммуникативной функции речевого общения; развитие внимания, памяти, мышления; развитие мелкой моторики. В процессе логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи наиболее значимыми являются следующие принципы: принцип комплексности – логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо); патогенетический принцип – коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций процесса чтения и письма; принцип максимальной опоры на различные анализаторы; принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции; принцип поэтапного формирования умственных действий – свёртывание, автоматизация внешних операций, перевод их во внутренний план; принцип учёта зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) – процесс развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учётом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога; принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала – логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением; принцип системности – методика профилактической работы представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание определённой функциональной системы. Использование каждого метода определяется основной целью и его местом в общей системе работы; принцип деятельностного подхода – воздействие на все этапы процесса письма как многоуровневой деятельности (ориентировочный, операциональный и этап контроля); онтогенетический принцип – учёт этапов и последовательности формирования функций, обеспечивающих процессы письма и чтения; общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности). Если говорить о методах логопедического воздействия, то в рамках программы коррекции основное место занимают практические методы. Это различные упражнения: конструктивные во время работы по уточнению оптико - пространственных дифференцировок (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую); творческие — во время работы по формированию звукобуквенного анализа и синтеза. Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В 5-9 классах лексический материал обогащается трудовой лексикой используемой на уроках трудового обучения. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза. Структура программы Программа состоит из раздела: Звуки и буквы Структура занятий В структуру занятия могут входить: упражнения для развития артикуляционной моторики; упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; дыхательная гимнастика; коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; работа со словами, звуко - слоговой анализ слов; работа над предложением; обогащение и активизация словарного запаса; развитие связной речи. Содержание программы Программа логопедического обучения: 1- 4 класс - «Звуки и буквы». Предполагает совершенствование произносительной стороны речи, совершенствование лексико-грамматической стороны речи, развитие самостоятельной развернутой фразовой речи, формирование навыков грамотного чтения и письма. Раздел первый: «Звуки и буквы» 1 – 4 класс Методологической основой служит программа Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, которая рекомендована Министерством образования и науки в детских дошкольных учреждениях, а также разработки Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Е.В. Мазановой, Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко. Расстройства речи у детей с умственной отсталостью проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У умственно отсталых детей отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. В большинстве случаев у обучающихся начальных классов вспомогательной школы наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи. У детей с интеллектуальной недостаточностью оказываются несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие целого ряда причин нарушаются реализация речевой программы и контроль за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом. Следовательно, бедность лексического запаса будет проявляться в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п. Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал. Также будет страдать и связность речи, что особенно ярко проявляется в самостоятельном рассказе или пересказе. Так возможно грубое нарушение причинно-следственной последовательности событий, упущение существенных деталей. Звукопроизношение сильно отстаёт от возрастной нормы и характеризуется большим количеством дефектов и замен. Направления коррекционно-развивающей работы: - совершенствование произносительной стороны речи; - совершенствование лексико-грамматической стороны речи; - развитие самостоятельной развернутой фразовой речи. - формирование навыков грамотного чтения и письма. Содержание логопедической работы в 1 классе: Развитие лексико-грамматических средств языка: учить детей вслушиваться в обращенную речь. Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов. Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи — спит, спят, спали, спала). Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи; учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия); учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы); уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений; учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания, различным материалам; учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного; закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе. Упражнять в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»); учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем»; учить использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ое-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян-); учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные («волчий», «лисий»); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- — -оньк-; учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами («добрый» — -«злой», «высокий» — «низкий» и т. п.); уточнять значения обобщающих слов. Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи: закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям: - существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение: «Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (компот, молоко)», «читает книгу (газету)». - существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом»; формировать навык составления короткого рассказа; совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). Расширять навык построения разных типов предложений. учить детей распространять предложения введением в него однородных членов; учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных сложноподчиненных предложений; и учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ. Лексические темы: «Одежда», «Продукты питания» (повторение), «Домашние, дикие животные», «Части тела», «Новый год», «Зима», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Весна»; закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т. п.); Формирование произносительной стороны речи: уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [т], [т'], [л], [л'], [ф], [ф'], [в], [в'], [б], [б']; вызывать отсутствующие звуки: [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'], [л'], [л], [ы], [с], [с'], [з], [з'], [р], [р'] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений; формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения: учить детей различать на слух гласные и согласные звуки; учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах (Аня, ухо и т. п.), анализировать звуковые сочетания, например: ш/, уа; лексические темы: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», « Осень », « Овощи-фрукты »; учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова; выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах. В результате логопедической работы обучающиеся 1 класса должны научиться: - соотносить предметы с их признаками и функциональным назначением; - узнавать по словесному описанию знакомые предметы; - сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам; - понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных; - фонетически правильно оформлять согласные звуки ( [ п], [б ], [м ], [ т], [ д], [н ], [ к], [х ], [г ]), гласные первого ряда ( [о ],[у ], [ы ], [и], [а]); - воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двухи трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков; - общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения. Характеристика речевого развития обучающихся 2- 4 класс Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция. Все это оставляет впечатление общей «смазанности» речи. Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у этих детей еще не завершен. Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера для этих детей характерны отдельные нарушения смысловой стороны речи. Так, при, казалось бы, достаточно разнообразном предметном словаре, дети могут неточно знать и понимать слова, редко встречающиеся в повседневной речевой практике: названия некоторых животных и птиц (павлин, пингвин, страус, кукушка), растений (малина, ежевика, кактус), профессий (пограничник, портниха, фотограф), частей тела человека и животных (веки, запястье, щиколотка, поясница; клыки, бивни, грива). В самостоятельных высказываниях могут смешиваться видовые и родовые понятия («креслы» - стулья, кресло, диван, тахта). Дети склонны использовать стереотипные формулировки, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова: нырнул — «купался». Недостаточность лексического строя языка проявляется и в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, эти дети по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких вариантов. Например,сложных слов (листопад— «листяной»). Отмеченное недоразвитие словообразовательных процессов препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что может оказать негативное воздействие на качество овладения русским языком в процессе школьного обучения. При обследовании связной речи выявляются затруднения в передаче логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз и т. д. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ с элементами творчества, дети используют преимущественно короткие малоинформативные предложения. При этом ребенку сложно переключиться на изложение истории от третьего лица, включать в известный сюжет новые элементы, изменять концовку рассказа и т. д. Направления коррекционно-развивающей работы: - совершенствование произносительной стороны речи; - совершенствование лексико-грамматической стороны речи; - развитие самостоятельной развернутой фразовой речи; - формирование навыков грамотного чтения и письма. Содержание логопедической работы во 2-4 классе: Совершенствование произносительной стороны речи: закреплять навыки четкого произношения звуков (гласных и согласных), имеющихся в речи детей. Формировать умение дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику. корригировать произношение нарушенных звуков ([л], [л'], Ш, Ы, [с'], [з], [а'], [ц], [ш], [ж], [р] и т. д.). развивать умение дифференцировать звуки по парным признакам (гласные — согласные, звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие и т. д.). закреплять произношение звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов. упражнять в произношении многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них. развивать умение анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности ее фонетического оформления. вводить в самостоятельные высказывания детей слова сложной слоговой структуры. воспитывать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи. Совершенствование лексико-грамматических средств языка: расширять лексический запас в процессе изучения новых текстов (дикобраз, изгородь, панцирь, музей, театр, суша, занавес, выставка); активизировать словообразовательные процессы: употребление наименований, образованных за счет словосложения: пчеловод, белоствольная берез; прилагательных с различными значениями соотнесенности: плетеная изгородь, камышовая, черепичная крыша и т.; учить употреблять существительные с увеличительным значением (домище); совершенствовать навыки подбора и употребления в речи антонимов — глаголов, прилагательных, существительных (вкатить — выкатить); объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру (футболист — спортсмен, который играет в футбол). Упражнять в подборе синонимов и практическом употреблении их в речи; учить дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги; учить образовывать сравнительную степень прилагательных (добрее, злее, слаще, гуще, дальше); сложные составные прилагательные (темно-зеленый); развивать понимание и объяснять переносное значение выражений: широкая душа, сгореть со стыда; совершенствовать умение преобразовывать названия профессий м. р. в профессию ж. р. (баскетболист — баскетболистка); учить детей преобразовывать одну грамматическую категорию в другую. Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи: закреплять умение выделять отличительные признаки предметов, объектов; составлять загадки с опорой на эти признаки; совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов; составление рассказовописаний каждого из них; учить подбирать слова - рифмы, составлять пары, цепочки рифмующихся слов; словосочетаний с рифмами; упражнять в конструировании предложений по опорным словам; формировать навыки составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности. Учить анализировать причинно-следственные и временные связи, существующие между частями сюжета; закреплять навыки составления рассказа по картине (с опорой на вопросительно ответный и наглядно-графические планы); заучивать потешки, стихотворения; учить составлять рассказы с элементами и совершенствовать навык пересказа сказок, рассказов: - с распространением предложений; - с добавлением эпизодов; - с элементами рассуждений; с творческим введением новых частей сюжетной линии (начала, кульминации, завершения сюжета). Формирование навыков грамотного письма и чтения развивать произвольное внимание, слуховую память; закреплять понятия «звук», «слог», глухой», «звонкий», «твердый», «мягкий»; совершенствовать навыки различения звуков: речевых и неречевых, гласных — согласных, твердых — мягких, звонких — глухих; учить производить анализ и синтез прямых слогов, например: са, па; знакомить с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам ([а], [о], [у], [ы], [п], [т], [к], [л], [м]; учить анализировать их оптико-пространственные и графические признаки; учить осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез слогов с использованием наглядно-графических схем слов (например: вата, кот); формировать навыки преобразования слогов, слов с помощью замены букв, удаления или добавления буквы (му — пу, мушка, пушка, кол — укол и т. д.). В итоге логопедической работы к концу 4 класса дети должны уметь: владеть навыками творческого рассказывания; адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.; понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги; понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов; овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал; оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка; овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи. Условия реализации программы Виды и формы организации учебного процесса: Для реализации данной программы используются разнообразные типы занятий, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии. Занятия: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала). Формы работы на занятии: индивидуальная работа, работа в группе. Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационнокоммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, и т.д. Виды и формы контроля: При реализации данной программы используется три формы контроля: индивидуальный, подгрупповой, групповой, который в свою очередь делится на типы: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Контроль проводится вводный (в начале изучения темы), текущий и итоговый. Методы контроля: устный опрос, письменные работы. Результаты проведенного контроля, диагностики заносятся в речевую карту, бланки отчетов. Ожидаемые результаты Устранение нарушений речи у учащихся способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся с ОВЗ. У большинства обучающихся происходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи (ритм, темп), наблюдается положительная динамика в развитии словарного запаса, развитии связной речи, но грамматические и смысловые уровни развития речи не достигают нормы. Личностные результаты освоения программы: развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; Предметные результаты освоения программы: формирование интереса к изучению русского языка; овладение основами грамотного письма; коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения; осознанно, правильно, плавно читать вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи; участие в обсуждении прочитанных произведений; использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения; осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач; расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи; уместное использование этикетных речевых выражений; знание основных правил культуры речевого общения. № Тематическое планирование для учащихся 1 –х классов (66 часов) Наименование темы Количест во часов 1 2 Понятие о речи. Понятие о предложении.Составление предложений. 2 2 3 Понятие о слове. Слова, называющие предметы. Одушевленные не одушевленные. Словоизменение. Род и число существительных. 2 Словообразование. Уменьшительно-ласкательные формы существительных. Слова, называющие действия. Согласование существительных с глаголами мужского и женского рода в прошедшем времени. Слова, называющие действия. Согласование существительного и глагола в числе. Словообразование. Приставочные глаголы. 2 2 10 Слова, называющие признаки. Подбор признаков к предметам. Звук [а], буква А. 11 Звук [у], буква У. 2 12 Звук [о], буква О. 2 13 Звуки [о] , [у]; буквы О, У. 2 14 Звук [э] буква Э. 2 15 Звук [ы] буква Ы. 2 16 Звук [и], буква И. 2 17 Звук [ы] - [и], буквы И -Ы. 2 18 Проверочная работа. 2 4 5 6 7 8 9 2 2 2 2 2 19 Звуки [п] [п’], буква П 2 20 Звуки [б] [б’], буква Б 2 21 Дифференциация [п] [п’] – [б] [б’]; буквы П - Б 2 22 Звуки [т] [т’], буква Т 2 23 Звуки [д] [д’], буква Д 2 24 Дифференциация [т] [т’] – [д] [д’]; буквы Т - Д 2 25 Звуки [к] [к’], буква К 2 26 Звуки [г] [г’], буква Г 2 27 Дифференциация [к] [к’] – [г] [г’]; буквы К - Г 2 28 Звуки [c] [c’], буква С 2 29 Звуки [з] [з’], буква З 2 30 Дифференциация [с] [с’] – [з] [з’]; буквы С - З 2 31 Звуки [ф] [ф’], буква Ф 2 32 Звуки [в] [в’], буква В 2 33 Дифференциация [ф][ф’] – [в] [в’]; буквы В - Ф 2 1 Тематическое планирование по логопедической коррекции для учащихся 1 –х классов Всего 66 часов, количество часов в неделю – 2 Звук [ш], буква Ш 2 2 Звуки [ж], буква Ж 2 3 Дифференциация [ш] – [ж]; буквы Ш - Ж 2 4 Проверочная работа 2 5 Звуки [м] [м’], буква М 2 6 Звуки [н] [н’], буква Н 2 7 Дифференциация [м] [м’] – [н] [н’]; буквы М – Н. 2 8 Дифференциация [ш] – [с]; буквы Ш - С 2 9 Дифференциация [ж] – [з]; буквы Ж - З 2 10 Проверочная работа 2 11 Звук [ч’], буква Ч 2 12 Дифференциация [ч] – [т’]; буквы Ч - Т 2 13 Дифференциация [ч] – [с’]; буквы Ч - С 2 14 Звук [щ’], буква Щ 2 15 Дифференциация [щ] – [ч]; буквы Щ - Ч 2 16 Дифференциация [щ] – [с’]; буквы Щ - С 2 17 Звук [ц], буква Ц 2 18 Дифференциация [с] – [ц]; буквы С - Ц 2 19 Дифференциация [ц] – [ч]; буквы Ц - Ч 2 20 Звуки [р] [р’], буква Р 2 21 Звуки [л] [л’], буква Л 2 22 Дифференциация [р] – [л]; буквы Р - Л 2 23 Звук [й’], буква Й 2 24 Дифференциация [л’] - 25 Проверочная работа 2 26 Гласные 1 и 2 ряда 2 27 Буква Я 2 28 Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными А-Я. Буква Ё,Е 2 2 31 Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными О-Ё. Буква Ю 32 Списывание с рукописного текста. 2 33 Письмо под диктовку. 2 29 30 [й]; буквы Л - Й 2 2 2 Тематическое планирование для учащихся 2-х классов (66 часов) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Наименование темы Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Развитие фонематического анализа и синтеза Звуки и буквы Звуки гласные и согласные, их различие. Гласные звуки и буквы, различие звука и буквы. Фонематический анализ слов различной звуконаполняемости. Согласные звуки и буквы. Упражнения на различение согласных и гласных на слух и по артикуляции. Шипящие согласные звуки « Ж, Ш, Щ, Ч». Слова с сочетаниями жи, ши. Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу. Сочетание чк, чн. Фонетический анализ слов с этими сочетаниями. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Фонетический анализ слов с твёрдыми и мягкими согласными. Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я, ю, и. Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука. Упражнения на правописание слов с мягким знаком на конце. Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в середине слова. Упражнения на перенос слов с мягким знаком в середине слова. Звуко-буквенный анализ слов. Деление слов на слоги. Перенос слов. Смыслоразличительная роль ударения. Ударные и безударные гласные. Единообразное написание гласных в словах с безударной гласной. Правописание слов с безударной гласной в корне. Подбор проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной. Правописание слов с безударной гласной. Звонкие и глухие согласные в конце слова. Звонкие и глухие согласные в середине слова. Количес тво часов 1 1 1 2 2 2 1 2 2 1 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Единообразное написание звонких и глухих согласных в середине слова. Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, я, ю. Правописание разделительного мягкого знака перед гласными е, ё, я, ю. Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Деление слов с разделительным мягким знаком для переноса. Развитие анализа структуры предложения Предложение. Общее представление. Деление предложений на слова. Схема предложения. Составление предложений из слов. Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения. Большая буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных. Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками. 3 3 2 2 3 3 3 3 3 3 1 1 Тематическое планирование для учащихся 3-х классов (66 часов) № Наименование темы Количес тво часов 1 Письменная работа, включает в себя списывание и 1 диктант слогов, слов, предложений и текстов. 2 Обследование состояния лексико-грамматической 1 стороны речи, связной речи. Развитие фонематического анализа и синтеза 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Гласные звуки Ударение. Упражнения на выделение ударного слога в словах разной длины. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Гласные в приставках. Твёрдый знак – после приставок перед гласными е, ё, ю, я. Разделительный мягкий знак. Дифференциация Ъ и Ь знаков. Перенос слов Ъ и Ь знаками. Сложные слова. Соединительные гласные о – е. Согласные звуки Согласные в приставках. Правописание непроизносимых согласных. 2 3 2 2 3 3 3 2 2 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Морфемика Корень слова. Родственные слова. Подбор однокоренных слов с корнями – омонимами (вода, водяной, водопровод, завод, водитель, подвода). Подбор слов с корнями – синонимами (вода, водный, река, речной). Подбор синонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами. Подбор антонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами. Приставка. Формирование понятия о смыслоразличительной роли приставки в словообразовании. Выделение приставки. Одна приставка с разными корнями. Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. Многозначные приставки. Приставка в прилагательных и глаголах. Дифференциация приставок и предлогов. Дифференциация приставок и предлогов. Одинаковые приставки и предлоги. Различие приставок и предлогов. Суффикс. Роль суффикса в словообразовании. Уменьшительно ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. Окончания существительных Р.п. мн.ч., Т.п. мн.ч. Окончания существительных П.п. мн.ч. Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 Тематическое планирование для учащихся 4-х классов (66 часов) № Наименование темы Количество часов 1 Письменная работа, включает в себя списывание и 1 диктант слогов, слов, предложений и текстов. 2 Обследование состояния лексико-грамматической 1 стороны речи, связной речи. Развитие фонематического анализа и синтеза. 3 4 Гласные звуки. Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения. Безударные гласные в корне слова. 2 2 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Проверяемые безударные гласные в корне слова. Правописание слов с безударными гласными в корне слова Согласные звуки Звонкие и глухие согласные в корне слова. Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных. Непроизносимые согласные. Непроизносимые согласные. Подбор проверочных слов. Двойные согласные. Двойные согласные в корне. Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих (средство выражения формы слова). Разделительный мягкий знак. Сопоставление разделительного Ь и мягкого знака – показателя мягкости. Дифференциация разделительного мягкого знака и Ь – показателя мягкости. Разделительный твёрдый знак. Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков. Работа на лексическом уровне Морфемика и словообразование Корень. Однокоренные слова. Образование однокоренных слов префиксальным, суффиксальным способами и изменением флексий. Различение предлогов и приставок. Дифференциация предлогов и приставок. Дифференциация предлогов и приставок. Расширение словарного запаса «Слова-приятели» (синонимы). Сопоставление родственных слов и синонимов. Синонимы. Подбор синонимов существительных, прилагательных, глаголов, наречий. «Слова-неприятели» (антонимы). Подбор антонимов. «Слова-близнецы» (омонимы). Однозначные и многозначные слова. Многозначность слова. Наблюдение за изобразительной ролью многозначных слов. Конструирование образных выражений. Фразеологические обороты. Устойчивые 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 32 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. словосочетания. Прямое и переносное значение слова. Связь слов в словосочетаниях и предложениях Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. Составление предложений по картинкам. Простые предложения. Составление предложений по картинкам. Сложные предложения. Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста. Связная речь Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. Составление рассказа по его началу. Составление рассказа по данному концу. Составление вступления и заключения к рассказу. Составление рассказа по данному плану. Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками. 2 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 1 1 Учебно – методический комплекс Литература, используемая учителем - логопедом в работе над программой: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 0-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 2-е издание - М.: Просвещение, 2011. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989. Каше Г.А., Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960. З.Е.Агранович. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2005. Лалаева Л.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2001. Коррекция нарушений письменной речи под редакцией Н.Н.Яковлевой. - СПб, Каро, 2007. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.,1991. Лалаева Л.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., Союз, 2003. Лалаева Л.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьков. – Спб., 1998. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,1997. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение,1991. Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г. Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004 Ткаченко Т.А. Формирование звукового анализа и синтеза. М., 2005. Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в специальных (коррекционных) школах VIII вида. М.,2003. Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005. Учебные пособия для работы с детьми: О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003. И.А.Смирнова. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. – СПб., 2004. И.Д.Коненкова. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал. – М., 2005. Н.И.Соколенко. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М., 1966. Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М., 2004. Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М., 2005. Т.А.Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. – М., 2005. С.Д.Дмитриев, В.С.Дмитриев. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М., 2005. Л.Н.Ефименкова, Н.Н.Садовникова. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: «Просвещение», 1970. А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашние тетради для закрепления произношения звуков Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000. Н.В. Гальская Говорящий карандашик. Тетради для закрепления произношения звуков, 2003г И.В. Баскакина «Логопедические игры», 2007г Е.М. Косинова «Грамматические тетради», 2008г О.И. Лазаренко Логопедические альбомы, 2006г Ю.Б.Норкина Домашние тетради для логопедических занятий с детьми, 2003г Т.А. Ткаченко «Правильно произносим звуки», 2005г Т.А. Ткаченко «Фонетические рассказы с картинками», 2004г