Мир природы и человека_1-4_УО_вариант1

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена
для обучающихся по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые находятся на индивидуальном обучении на дому,
на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
на основании учебно-методических документов:
-адаптированной образовательной программы МБОУ КГО «СОШ №3»;
В основу рабочей программы по предмету «Мир природы и человека» для 1 1-4
класса (5 лет обучения) положена Программа специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида.
Основной целью рабочей программы будет являться создание условий для формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у младших школьников
понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой природе. Реализовать
данную цель можно будет через решение следующих задач:
 Формировать у детей представления о живой и неживой природе, об основных ее
элементах;
 На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о
взаимосвязи неживой и живой природы, формах приспособленности живого мира к условиям
внешней среды.
 Формировать представления о Солнце как источнике света и тепла на Земле, уяснить
роль Солнца как причины, обуславливающей смену времен года, его значение в жизни живой
природы;
 Выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные
описания, использовать в речи итоги наблюдений;
 Сформировать знания обучающихся о природе своего края;
 Сформировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека,
научить учащихся бережному отношению к природе;
 Воспитание интереса и бережного отношения к природе.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Программа реализуется в течение 5 лет в связи с введением дополнительного класса.
На реализацию программы в учебном плане обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), находящегося на индивидуальном обучении на дому,
выделено: 11 класс – 1 ч в неделю (34 часа), 1 класс – 1 ч в неделю(34 часа), 2 класс – 1 ч в
неделю (34 часа), 3 класс – 1 ч в неделю (34 часа), 4 класс – 1 ч в неделю (34 часа). Всего 170
часов учебных занятий по курсу.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основной особенностью содержания предмета «Мир природы и человека» является его
интегративный характер. В нем объединяются знания о природе, человеке, обществе,
важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками
как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива
учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет
объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт
условия для формирования у обучающихся необходимых обществу нравственных и
мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту

уровне обществоведческие, физические, биологические, географические, астрономические,
экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса
для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.
Предмет «Мир природы и человека» даёт возможность воспринять окружающий мир как
единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира,
узнать разные способы взаимодействия с ним.
Предмет создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных
действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения мира
природы и человека обучающиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её
обработку; планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств,
последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом
выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование
действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов.
Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять
совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной
помощи партнёрам по общению.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию
представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в
природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность
учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и
неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и
самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая
природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».

Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 1 1-4 классах
1 (дополнительный) класс
11 (дополнительный) класс является диагностическим для изучения возможностей
обучающихся с учетом их психофизических возможностей, для изучения имеющихся у них
представлений об объектах и явлениях окружающего мира, социальной роли, опыте
взаимодействия. В 11 (дополнительном) классе на уроках по курсу «Мир природы и человека»
обучающиеся расширяют свой активный и пассивный словарь, обучаются взаимодействовать
со взрослыми и сверстниками в новой для них, учебной ситуации, овладевают навыками
правильного поведения на уроках, экскурсиях в различных формах групповой и
индивидуальной деятельности.
Первый год обучения должен заложить основу для формирования у обучающихся базовых
представлений о природе.
Порядок изучения тем, а также время и количество часов, отведенное для изучения
каждой из них, могут быть изменены учителем в зависимости от состава класса и
индивидуальных возможностей обучающихся.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи
между природными явлениями и жизнью человека.
Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением
объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью
видов работ по той или иной теме.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения»,
«Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).
Раздел «Безопасное поведение» в 11 (дополнительном) классе изучается в начале учебного года
отдельным блоком для формирования у обучающихся навыков общения, поведения в школе, во

вновь созданном социальном окружении. Отдельные темы безопасного поведения встречаются
и в других разделах.
11(дополнительный) класс
Безопасное поведение
Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, буфет или столовая, гардероб. Правила
поведения в школе.
Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф.
Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе. Обязанности
дежурного.
Учебные вещи.Их назначение. Обращение с ними.
Одежда, обувь – назначение (для дома, для улицы, для мальчиков, для девочек), уход.
Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры. Обязанности членов семьи.
Уважительное отношение к старшим.
Правила дорожного движения по дороге в школу (домой).
Название населенного пункта, в котором проживает.
Знакомство с распорядком дня, зачем он нужен. Польза утренней зарядки и физической
культуры.
Элементарные навыки гигиены (мытье рук). Безопасное поведение на водоеме зимой и летом.
Неживая природа
Знакомство с миром природы. Мы живем на планете Земля.
Элементарные представления о Солнце (согревает нашу планету, днем светит) и Луне (ночью
видна на небе, не греет).
Различия между днем и ночью, утром и вечером. Занятия людей в различное время (утром
просыпаемся, завтракаем, идем в школу; днем обедаем, гуляем и отдыхаем; вечером с семьей
читаем, ужинаем, готовимся ко сну; ночью спим).
Сезонные изменения в природе
Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег).
Погода сегодня, вчера.
Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад
(различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод,
снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление,
сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек; в летние месяцы: жарко, созревание
плодов, потомство у животных.
Национальные традиции в различные времена года.
Правила безопасного поведения в различное время года.
Живая природа
Растения
Овощи. Помидор, огурец. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим
признакам. Употребление в пищу.
Фрукты. Яблоко, груша. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим
признакам. Употребление в пищу.
Внешнее отличие деревьев, кустарников, трав. Узнавание и называние знакомых цветов, трав,
деревьев. Нахождение знакомых растений на пришкольном участке.
Животные
Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища.
Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек.
Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.
Птицы. Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую
пользу приносит человеку.
Насекомые – муха, пчела. Польза и вред
Человек
Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги, части лица). Рука правая и левая. Нога

правая и левая. Уход за руками (мытье рук). Органы зрения, слуха. Глазами мы видим. Ушами
мы слышим. Носом мы дышим и различаем запахи

1класс
Неживая природа
Неживая природа
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Объекты живой и неживой
природы. Земля и солнце. Значение солнца. Солнце и жизнь растений. День и ночь. Смена дня и
ночи. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их
признаки. Деятельность человека в течение суток.
Сезонные изменения (времена года)
Осень. Признаки осени. Звери (медведь, заяц) осенью. Листопад, перелёт птиц. Занятия и
одежда детей осенью.
Зима. Признаки зимы. Деятельность солнца. Морозы. Одежда и занятия детей зимой.
Весна. Признаки весны. Жизнь растений, птиц, зверей. Одежда и занятия детей весной.
Деятельность солнца весной.
Лето. Признаки лета. Растения, птицы, насекомые, звери летом. Погода. Наблюдения за
изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Живая природа
Растения
Различение растений: дерево, кустарник, цветы, травы. Строение и сходство растений. Различие
растений. Разнообразие цветов. Семена. Плоды растений. Наблюдения за жизнью растений в
своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен
года.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения
жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.
Животные
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы,
рыбы, насекомые (различия групп не разбираются). Детёныши животных. Элементарные
представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких
стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.
Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках,
приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).
Человек
Пол, возраст, имя, фамилия.
Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.
Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.
Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо –
орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.
2 класс
Неживая природа
Долгота дня

Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь
замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Долгота дня летом и зимой.
Времена года
Солнце летом и осенью. Знакомство с названиями месяцев каждого времени года.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в
разное время года: осень – похолодание, заморозки, пасмурно, листопад; зима – снег, снегопад,
мороз; весна – сосульки, оттепель, ручьи, капель; лето – тепло, жарко, туча, ливень, гроза.
Жизнь растений и животных в разное время года. Занятия людей осенью, зимой, весной, летом.
Вода
Свойства воды. Использование холодной и горячей воды. Температура воды. Вода в природе.
Значение воды.
Живая природа
Растения
Строение растений, их жизнь и польза. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые,
светолюбивые и тенелюбивые. Комнатные растения и уход за ними. Овощи и их значение в
питании человека. Огород. Сад. Фрукты и их значение в питании человека. Уход за растениями
сада и огорода.
Животные
Дикие обитатели леса: рысь, волк. Домашние животные: кошка, собака. Породы кошек, собак.
Рыбы.
Человек
Гигиена тела человека. Органы пищеварения. Значение пищи для жизни человека. Работа
повара. Подача пищи к столу. Правила питания. Профилактика пищевых отравлений.
3 класс
Сезонные изменения в природе
Времена года
Времена года. Осень. Осенние месяцы. Календарь.
Растения и животные осенью. Растения зимой и животные зимой.
Занятия людей зимой. Правила поведения в зимний период
(снежная буря, катание на коньках)
Весна. Признаки весны. Весенние месяцы. Растения и животные весной.
Признаки лета. Летние месяцы. Растения и животные летом.
Занятия людей весной и летом.
Неживая природа
Солнце в разные времена года. Восход и заход солнца.
Сон – лучшая профилактика усталости.
Календарь.
Воздух. Значение воздуха. Термометр.
Ветер. Направление ветра. Поведение во время урагана.

Живая природа
Растения
Сравнение растений. Части растений: корни, стебли.
Части растений: листья, цветы. Растения сада.
Лес. Растения леса. Травы. Плоды и семена. Лесные ягоды
Грибы. Съедобные и ядовитые. Профилактика отравлений.
Правила поведения в лесу.
Животные
Животные. Охрана животного мира.
Дикие и домашние животные.
Сравнение животных: свинья и кабан, кролик и заяц (по выбору).
Правила ухода за домашними животными
Птицы. Строение птиц. Перелетные, зимующие птицы.
Человек
Человек. Дыхание человека. Профилактика простудных заболеваний.
Кровь. Сердце. Пульс. Поведение во время болезни.
Вызов врача из поликлиники. Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека.
4 класс
Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в природе
Распознавание времен года по их признакам. Соотношение сезонных изменений в природе с
изменениями в жизни растений, животных, человека
Неживая природа
Почва, ее состав. Песок, камни, глина и их использование человеком. Рельеф.
Живая природа
Растения
Растения сада, огорода и леса. Культурные и дикорастущие растения. Лекарственные растения.
Красная книга. Полевые растения: рожь, пшеница, овес, гречиха.
Животные
Домашние животные и их польза для человека. Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Домашние
птицы: утка, гусь, куры. Насекомые: пчёлы.
Человек
Мозг человека. Режим дня и его значение. Чем мы дышим..охрана природы.
Безопасное поведение
Правила поведения в школе и дома. ПДД. Дорога, пешеходный переход. Транспорт.
Планируемые результаты освоения обучающимися умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) рабочей программы по предмету «Мир
природы и человека» 11-4 класс (5 лет обучения):
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Мир природы
и человека».
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик
– класс, учитель-класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с
людьми;
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- самостоятельно читать.
Предметные результаты:
Обучающийся получит возможность научиться
Класс /
год
обучения
1

Минимальный уровень

Достаточный уровень

 узнавать и называть изученные
объекты
на
иллюстрациях,
фотографиях с помощью учителя;

 узнавать и называть изученные
объекты в натуральном виде в
естественных условиях;

 относить изученные объекты к
определенным группам (корова домашнее животное) с помощью
учителя;
 называть сходные объекты,
отнесенные к одной и той же
изучаемой группе (фрукты; птицы;
зимняя одежда) с помощью учителя;
 знать основные правила личной
гигиены;
 иметь
представления
об
элементарных правилах безопасного
поведения в природе и обществе;
 выполнять
контролем учителя;

здания

под

 владеть
несложными
санитарно-гигиеническими навыками
(мыть
руки,
чистить
зубы,
расчесывать волосы и т. п.);
 составлять повествовательный
или описательный рассказ из 1-2
предложений об изученных объектах
по предложенному плану с помощью
учителя;

 знать правила гигиены;
 знать
некоторые
правила
безопасного поведения в природе и
обществе с учетом возрастных
особенностей;
 проявлять интерес, активность и
самостоятельность в работе на уроке;
 применять
сформированные
знания и умения при решении новых
учебных, учебно-бытовых и учебнотрудовых задач с помощью учителя.
 понимать замечания, адекватно
воспринимать похвалу;
 адекватно взаимодействовать с
объектами окружающего мира;
 совершать
действия
по
соблюдению
санитарногигиенических норм;
 выполнять
доступные
природоохранительные действия;
 быть
готовыми
к
использованию
сформированных
умений при решении учебных,

Класс /
год
обучения

2

Минимальный уровень

Достаточный уровень

 адекватно вести себя в классе, в
школе, на улице в условиях реальной
или
смоделированной
учителем
ситуации.

учебно-бытовых и учебно-трудовых
задач в объеме программы.

 узнавать и называть изученные
объекты
на
иллюстрациях,
фотографиях с помощью учителя;

 узнавать и называть изученные
объекты в натуральном виде в
естественных условиях

 относить изученные объекты к
определенным группам (корова домашнее животное) с помощью
учителя;
 называть сходные объекты,
отнесенные к одной и той же
изучаемой группе (фрукты; птицы;
зимняя одежда) с помощью учителя;
 знать основные правила личной
гигиены;
 иметь
представления
об
элементарных правилах безопасного
поведения в природе и обществе;
 выполнять
контролем учителя;

здания

под

 владеть
несложными
санитарно-гигиеническими навыками
(мыть
руки,
чистить
зубы,
расчесывать волосы и т. п.);
 составлять повествовательный
или описательный рассказ из 1-2
предложений об изученных объектах
по предложенному плану с помощью
учителя;
 адекватно вести себя в классе, в
школе, на улице в условиях реальной
или
смоделированной
учителем
ситуации.
3

 узнавать и называть изученные

 знать правила гигиены;
 знать
некоторые
правила
безопасного поведения в природе и
обществе с учетом возрастных
особенностей;
 проявлять интерес, активность и
самостоятельность в работе на уроке;
 применять
сформированные
знания и умения при решении новых
учебных, учебно-бытовых и учебнотрудовых задач с помощью учителя.
 понимать замечания, адекватно
воспринимать похвалу;
 адекватно взаимодействовать с
объектами окружающего мира;
 совершать
действия
по
соблюдению
санитарногигиенических норм;
 выполнять
доступные
природоохранительные действия;
 быть
готовыми
к
использованию
сформированных
умений при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых
задач в объеме программы.

 знать

некоторые

правила

Класс /
год
обучения

Минимальный уровень

Достаточный уровень

объекты
на
иллюстрациях,
фотографиях с помощью учителя;

безопасного поведения в природе и
обществе с учетом возрастных
особенностей;

 иметь
представления
назначении объектов изучения;

о

 относить изученные объекты к
определенным группам (корова домашнее животное);
 называть сходные объекты,
отнесенные к одной и той же
изучаемой группе (фрукты; птицы;
зимняя одежда) с помощью учителя;
 знать требования к режиму дня
школьника и понимать необходимость
его выполнения;

 быть готовыми использовать
полученные знания при решении
учебных, учебно-бытовых и учебнотрудовых задач с помощью учителя.
 понимать замечания, адекватно
воспринимать похвалу;
 проявлять
активность
в
организации совместной деятельности
и ситуативного общения с детьми;
адекватно
взаимодействовать
с
объектами окружающего мира;

 знать основные правила личной
гигиены;

 совершать
действия
по
соблюдению
санитарногигиенических норм;

 иметь
представления
об
элементарных правилах безопасного
поведения в природе и обществе;

 выполнять
доступные
природоохранительные действия;

 выполнять
здания
под
контролем учителя, понимать оценку
педагога;
 знакомиться
с
детьми,
предлагать совместную игру и
отвечать на приглашение (давать
согласие или отказываться);
 владеть
несложными
санитарно-гигиеническими навыками
(мыть
руки,
чистить
зубы,
расчесывать волосы и т. п.);
 ухаживать
за
комнатными
растениями; подкармливать птиц,
живущих около школы;
 составлять повествовательный
или описательный рассказ из 2-3
предложений об изученных объектах
по предложенному плану с помощью
учителя;
 адекватно вести себя в классе, в
школе, на улице в условиях реальной

 быть
готовыми
к
использованию
сформированных
умений при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых
задач в объеме программы.

Класс /
год
обучения

Минимальный уровень
или
смоделированной
ситуации.

4

Достаточный уровень

учителем

 узнавать и называть изученные
 узнавать и называть изученные
объекты
на
иллюстрациях, объекты в натуральном виде в
фотографиях;
естественных условиях;
 иметь
представления
назначении объектов изучения;

 знать
некоторые
правила
безопасного поведения в природе и
обществе
с
учетом
возрастных
 относить изученные объекты к особенностей;
определенным группам (корова домашнее животное);
 быть готовыми использовать
полученные знания при решении
 называть сходные объекты, учебных, учебно-бытовых и учебноотнесенные к одной и той же изучаемой трудовых задач с помощью учителя.
группе (фрукты; птицы; зимняя
одежда);
 применять
сформированные
знания и умения при решении новых
 знать требования к режиму дня учебных, учебно-бытовых и учебношкольника и понимать необходимость трудовых задач с помощью учителя.
его выполнения;
 отвечать и задавать вопросы
 знать основные правила личной учителю по содержанию изученного,
гигиены;
проявлять желание рассказать о
предмете изучения или наблюдения,
 иметь
представления
об заинтересовавшем объекте;
элементарных правилах безопасного
поведения в природе и обществе;
 понимать замечания, адекватно
воспринимать похвалу;
 выполнять
здания
под
контролем
учителя,
адекватно
 проявлять
активность
в
оценивать свою работу, проявлять к ней организации совместной деятельности
ценностное
отношение,
понимать и ситуативного общения с детьми;
оценку педагога;
адекватно
взаимодействовать
с
объектами окружающего мира;
 знакомиться
с
детьми,
предлагать совместную игру и отвечать
 совершать
действия
по
на приглашение (давать согласие или соблюдению санитарно-гигиенических
отказываться);
норм;
о

 владеть
несложными
 выполнять
доступные
санитарно-гигиеническими навыками природоохранительные действия;
(мыть руки, чистить зубы, расчесывать
волосы и т. п.);
 быть
готовыми
к
использованию
сформированных
 владеть
навыками умений при решении учебных, учебносамообслуживания (чистить одежду бытовых и учебно-трудовых задач в
щеткой, хранить ее на вешалке, чистить объеме программы.
кожаную обувь, мыть посуду после еды
и т. п.) с помощью учителя;

Класс /
год
обучения

Минимальный уровень

Достаточный уровень

 ухаживать
за
комнатными
растениями;
подкармливать
птиц,
живущих около школы;
 составлять повествовательный
или описательный рассказ из 3-5
предложений об изученных объектах по
предложенному плану с помощью
учителя;
 адекватно взаимодействовать с
изученными объектами окружающего
мира в учебных ситуациях; адекватно
вести себя в классе, в школе, на улице в
условиях
реальной
или
смоделированной учителем ситуации.
5

 узнавать и называть изученные
объекты
на
иллюстрациях,
фотографиях;

 узнавать и называть изученные
объекты в натуральном виде в
естественных условиях;

 иметь
представления
назначении объектов изучения;

 иметь
представления
о
взаимосвязях между изученными
объектами, их месте в окружающем
мире;

о

 относить изученные объекты к
определенным группам (корова домашнее животное);
 называть сходные объекты,
отнесенные к одной и той же
изучаемой группе (фрукты; птицы;
зимняя одежда);

 относить изученные объекты к
определенным группам с учетом
различных
оснований
для
классификации (волк ― дикое
животное, зверь (млекопитающее),
животное, санитар леса);

 знать требования к режиму дня
школьника и понимать необходимость
его выполнения;

 знать
существенные
объектов;

 знать основные правила личной
гигиены;

 знать правила гигиены органов
чувств;

 иметь
представления
об
элементарных правилах безопасного
поведения в природе и обществе;

 знать
некоторые
правила
безопасного поведения в природе и
обществе с учетом возрастных
особенностей;

 выполнять
здания
под
контролем
учителя,
адекватно
оценивать свою работу, проявлять к
ней ценностное отношение, понимать
оценку педагога;
 знакомиться

с

детьми,

отличительные
признаки
групп

 быть готовыми использовать
полученные знания при решении
учебных, учебно-бытовых и учебнотрудовых задач;
 проявлять интерес, активность и

Класс /
год
обучения

Минимальный уровень

Достаточный уровень

предлагать совместную игру и
отвечать на приглашение (давать
согласие или отказываться);

самостоятельность в работе на уроке;

 владеть
несложными
санитарно-гигиеническими навыками
(мыть
руки,
чистить
зубы,
расчесывать волосы и т. п.);
 владеть
навыками
самообслуживания (чистить одежду
щеткой, хранить ее на вешалке,
чистить кожаную обувь, мыть посуду
после еды и т. п.);
 ухаживать
за
комнатными
растениями; подкармливать птиц,
живущих около школы;
 составлять повествовательный
или описательный рассказ из 3-5
предложений об изученных объектах
по предложенному плану;
 адекватно взаимодействовать с
изученными объектами окружающего
мира в учебных ситуациях; адекватно
вести себя в классе, в школе, на улице
в
условиях
реальной
или
смоделированной учителем ситуации.

 применять
сформированные
знания и умения при решении новых
учебных, учебно-бытовых и учебнотрудовых задач;
 развернуто характеризовать свое
отношение к изученным объектам;
 отвечать и задавать вопросы
учителя по содержанию изученного,
проявлять желание рассказать о
предмете изучения или наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
 выполнять
задания
без
текущего контроля учителя (при
наличии предваряющего и итогового
контроля), качественно осмысленно
оценивать свою работу и работу
одноклассников, проявлять к ней
ценностное отношение, понимать
замечания, адекватно воспринимать
похвалу;
 проявлять
активность
в
организации совместной деятельности
и ситуативного общения с детьми;
адекватно
взаимодействовать
с
объектами окружающего мира;
 совершать
действия
по
соблюдению
санитарногигиенических норм;
 выполнять
доступные
природоохранительные действия;
 быть
готовыми
к
использованию
сформированных
умений при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых
задач в объеме программы.

Планируемые предметные результаты на конец обучения в младших классах
4 класс
Минимальный уровень:
- представления о назначении объектов изучения;
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и
обществе;
- знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его
выполнения;
- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
- ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
- составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об
изученных объектах по предложенному плану;
- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных
ситуациях;
- адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или
смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем
мире;
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации;
- развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
- знание отличительных существенных признаков групп объектов;
- знание правил гигиены органов чувств;
- знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;
- готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач.
- ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление
желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного
отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном
общении с детьми;
- адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
- выполнение доступных природоохранительных действий;
- готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
В программе учебного предмета «Мир природы и человека» выделены два уровня
овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех
учащихся с лёгкой УО для всех учащихся
Освоение предметных результатов зависит от
психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся с лёгкой УО

Отсутствие достижения этого уровня по предмету «Мир природы и человека» не является
препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Тематическое планирование
№
1.

2.

3

1 (дополнительный) класс
Наименование разделов и темы

Количество
часов
Безопасное поведение (из раздела Живая 2
природа (Человек)
Неживая природа
Неживая природа

7

Сезонные изменения (времена года)

8

Живая природа
Растения

6

Животные

6

Человек

4

Итого:

33

1 класс
№

Наименование разделов и темы

Количество
часов

1.

Неживая природа

15

Неживая природа

7

Сезонные изменения (времена года)

8

Живая природа

18

Растения

6

Животные

6

Человек

6

Итого:

33

2.

2 класс
№

1.

2.

Наименование разделов и темы

Количество

Неживая природа

часов
16

Долгота дня

3

Времена года

9

Вода

4

Живая природа

18

Растения

7

Животные

6

Человек

5

Итого:

34

3 класс
№

Наименование разделов и темы

Количество

1.

Времена года

часов
15

Сезонные изменения в неживой природе

11

Неживая природа

4

Живая природа

19

Растения

7

Животные

5

Человек

7

Итого:

34

2.

4 класс
№

Наименование разделов и темы

Количество
часов

1.

Сезонные изменения в природе

16

Сезонные изменения в природе

12

Неживая природа

4

Живая природа

18

Растения

5

Животные

5

Человек

4

Безопасное поведение

4

Итого:

34

2.

Критерии оценивания достижений обучающихся
Оценка «5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный ответ с
опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает
возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
Оценка «4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям,
установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении
фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в
применении знаний на практике.
Оценка «3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов
учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире,
ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять
самостоятельно знания на практике.
Учебно-методический комплект
1.

Мир природы и человека, 1-4 классы: учебники для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений / Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова Т.О.
Куртова. Разработанны й в соответствии с ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями – М.: Просвещение, 2018 г.

2. Технические средства обучения: компьютер экраннозвуковые пособия (презентации,
мультфильмы, тренажёры);


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».