русский язык5-9кл_УО_вариант1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов разработана для обучающихся по
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
которые находятся на индивидуальном обучении на дому на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- программы по русскому языку (5-9 классы). А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова, С.Ю.Ильина,
Э.В.Якубовская. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений под
редакцией И.М.Бгажноковой.
Учебники :
•
Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 5 кл.: Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы
•
Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 6 кл.: Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы
•
Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 7 кл.: Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы
•
Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 8 кл.: Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы
•
Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 9 кл.: Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы
Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с
интеллектуальными нарушениями (вариант 1).
Программа направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их
умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание.
Содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и
умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цель: Овладение детьми с ограниченными возможностями здоровья навыками
коммуникации и дальнейшая подготовка обучающихся к жизни.
Задачи:
1) Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение,
слушание);
2) Формирование орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений,
обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и
письменной форме;
3) Обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
4) Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
5) Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства
языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка»;
6) Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и
синтаксиса), лексики (словарный состав слова), морфемики (состав слова: корень, приставка,
суффикс, окончание);
7) Овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические
высказывания.
Особенности освоения детьми с ограниченными возможностями грамматики и
правописания заключаются в следующем:
1.
Механическое заучивание грамматических определений или орфографических
правил. В результате школьники, запоминая формулировку, совершенно не понимают ее сути.
Нередко можно наблюдать, как дети, четко запомнив грамматическое определение или

орфографическое правило, оказываются не в состоянии справиться с выполнением
практического задания, связанного с данным материалом;
2.
Фрагментарное усвоение правила. При определении грамматических категорий или
в процессе письма дети используют правило частично, не учитывая его многоплановости.
Например, они относят слово конь к существительным 3-го склонения, ориентируясь только на
мягкий согласный в конце слова и забывая определить род существительного. Или: проверяя
слова с глухим и звонким согласным, дети заботятся только об изменении этих слов, не
учитывая второго необходимого при этом условия — постановки гласной после проверяемой
согласной;
3.
Замена сложного правила более простым на основе случайных, несущественных
признаков. Так, выполнение упражнений, где в примерах подлежащее оказывается на первом
месте, вырабатывает косный стереотип в определении подлежащего как слова, которое стоит в
начале предложения. В результате сложное понятие об одном из главных членов предложения
оказывается упрощенным;
4. Смешение грамматических понятий и орфографических правил, которое происходит
или на основе неточного знания правила (что менее типично), или в силу свойственной
умственно отсталым учащимся тенденции к уподоблению сходных понятий. Эта. особенность
выступает в таких, например, случаях, когда безударную гласную они проверяют путем замены
слова другим, в котором после согласной стоит гласная, или когда глагол ученик определяет с
помощью вопроса что? И т.п.
Смешение правил может происходить и при их полном различии на основе случайных
сходных признаков. Так, в именах существительных 1-го склонения (типа Маша, Саша) в
предложном падеже школьники пишут окончание -и, мотивируя это тем, что после ж и ш
пишется и;
5.
Быстрое забывание грамматического и орфографического материала. Знания и
умения у умственно отсталых детей чаще всего очень непрочны и без постоянного повторения
или при изменении системы работы утрачиваются;
6.
Неумение применять полученные знания из области грамматики и орфографии на
практике. Эта особенность связана не только с теми факторами, о которых говорилось выше, но
и с недостаточной сформированностью умения переносить полученные знания из одних
условий в другие. В результате правило, применяемое учениками в процессе упражнений, не
используется ими в диктантах и тем более в самостоятельных творческих работах.
Несмотря на указанные трудности, изучение грамматики и правописания при надлежащем
отборе материала и правильной системе работы становится доступным для школьников. Оно
способствует коррекции недостатков мышления и речи детей, а также развитию их
познавательных возможностей.
Материал по грамматике и правописанию в 5- 9-м классах располагается
концентрически. Программа для 5-го класса предусматривает повторение темы о звуках и
буквах, обобщение знаний о предложении, расширение сведений о существительном, как части
речи. В 9-м классе вводятся для изучения новые грамматические категории — имя
числительное и наречие. Так же концентрически, с постепенным наращиванием сведений,
располагается материал и по теме «Предложение».
Сообщение обучающимся такого большого для них количества грамматического
материала направлено на достижение основных целей обучения — совершенствования речи
детей, подготовки их к жизни. Грамматические знания нужны этим школьникам постольку,
поскольку помогут им овладеть грамотным письмом и будут способствовать развитию речи и
мышления. Поэтому все, что ведет к излишнему теоретизированию, следует исключить из
процесса преподавания грамматики в специальной (коррекционной) школе.
Во время подготовки учитываются индивидуальные особенности и возможности каждого
ученика, предусмотрена вариативность практических заданий, время их выполнения, а так же
различные формы общения с ребёнком.
В процессе изучения русского языка на уроках ведётся коррекционная работа по
развитию психических функций обучающихся, такие как память, внимание, мышление и др.
На реализацию программы в учебном плане обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), находящегося на индивидуальном обучении на

дому,выделено: 5 класс – 2 ч в неделю (68 часов), 6 класс – 2, 5 ч в неделю(85 часов), 7 класс – 2,5
ч в неделю (85 часов), 8 класс – 2,5 ч в неделю (85 часов), 9 класс – 2,5 ч в неделю (85 часов).
Всего 408 часов учебных занятий по курсу.
Планируемые результаты обучения
Личностные
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные
Минимальный уровень:
•
знание отличительных грамматических признаков основных частей
слова;
•
разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы
учителя;
•
образование слов с новым значением с опорой на образец;
•
представления о грамматических разрядах слов;
•
различение изученных частей речи по вопросу и значению;
•
использование на письме орфографических правил после
предварительного разбора текста на основе готового или коллективного
составленного алгоритма;
•
составление различных конструкций предложений с опорой на
представленный образец;
•
установление смысловых связей в словосочетании по образцу,
вопросам учителя;
•
нахождение главных и второстепенных членов предложения без
деления на виды (с помощью учителя);
•
нахождение в тексте однородных членов предложения;
•
различение предложений, разных по интонации;
•
нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с
помощью учителя);
•
участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого
для раскрытия его темы и основной мысли;

•

выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме

текста;
•
оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный
образец;
•
письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и
повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного
обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
•
составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов)
повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений,
практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после
предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
•
знание значимых частей слова и их дифференцировка по
существенным признакам;
•
разбор слова по составу с использованием опорных схем;
•
образование слов с новым значением, относящихся к разным частям
речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
•
дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по
существенным признакам;
•
определение некоторых грамматических признаков изученных частей
(существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам
учителя;
•
нахождение орфографической трудности в слове и решение
орографической задачи (под руководством учителя);
•
пользование орфографическим словарем для уточнения написания
слова;
•
составление простых распространенных и сложных предложений по
схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
•
установление смысловых связей в несложных по содержанию и
структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
•
нахождение главных и второстепенных членов предложения с
использованием опорных схем;
•
составление предложений с однородными членами с опорой на
образец;
•
составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
•
различение предложений (с помощью учителя) различных по цели
высказывания;
•
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы
текста;
•
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной
мысли текста (с помощью учителя);
•
выбор
одного
заголовка
из
нескольких
предложенных,
соответствующих теме и основной мысли текста;
•
оформление всех видов изученных деловых бумаг;
•
письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами
описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
•
письмо сочинений-повествований с элементами описания после
предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры
высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов)
Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативноречевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой
основе грамматических знаний и умений;

― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения
практических (коммуникативно-речевых) задач;
― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов;
― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;
― развитие положительных качеств и свойств личности.
Класс

Количество часов в неделю

5 класс
6класс
7 класс
8 класс
9 класс

2 часа
2,5 часа
2,5 часа
2,5 часа
2,5 часа

Итого в год
68 часов
85 часов
85 часов
85 часов
85 часов
Итого: 408 часов

Содержание программы
Грамматика, правописание и развитие речи
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные
твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные
глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости.
Разделительный ь. Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных
гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Морфология
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с
помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные слова: образование сложных
слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях
слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и предлог.
Разделительный ъ.
Части речи
Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие,
предлог. Различение частей речи по вопросам и значению.
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные,
одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Написание мягкого знака (ь) после
шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена
существительные, употребляемые только в единственном или множественном числе. Понятие о 1,
2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен существительных в единственном и
множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам. Правописание падежных

окончаний имён существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена
существительные.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени
прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование имени
прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и
множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее).
Изменение глагола по лицам и числам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься.
Глаголы на –ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных
окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с –ться, -тся. Повелительная форма
глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения
единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений.
Правописание личных местоимений.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и
порядковые. Правописание числительных.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
Правописание наречий.
Синтаксис.
Словосочетание.
Предложение.
Простые
и
сложные
предложения.
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце
предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и
нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью
различных языковых средств (личных местоимений, наречий, повтора существительного,
синонимической замены и др.).
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки препинания
перед союзами. Обращение, знаки препинания при обращении. Прямая речь. Знаки препинания
при прямой речи.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами И. А, НО.
Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений. Сложные
предложения с союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА, КОТОРЫЙ.
Развитие речи, работа с текстом
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание, повествование,
рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту. Работа с деформированным
текстом. Распространение текста.
Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и
художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный стилистический анализ текстов.

Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам
наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно
составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений
из практической деятельности, книг.
Деловое письмо
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и деловые.
Объявление, заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка и др.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ
Повторение.
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь
слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение
предложений по интонации.
Звуки и буквы.
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие.
Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие.
Правописание парных согласных на конце слов. Буквы е, ё, я на конце слова и после гласных.
Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения
формы слова. Алфавит.
Слово.
Состав слова.
Корень и однокоренные слова. Части слова. Упражнения в образовании слов.
Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова.
Правописание приставок. Приставка и предлог.
Разделительный Ъ.
Части речи.
Общее понятие о частях речи: существительное, прилагательное, глагол. Умение
различать их по вопросам и значению.
Имя существительное.
Понятие об имени существительном. Собственные и нарицательные, одушевленные и
неодушевленные имена существительные.
Изменение существительных по числам.
Род имен существительных, умение его различать.
Мягкий знак после шипящих в конце существительных женского рода и его
отсутствие у существительных мужского рода.
Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.
Понятие о склонении имен существительных.
Падежные окончания имен существительных. Упражнения в одновременном
склонении существительных, относящихся к разным склонениям.
Предложение.
Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и
нераспространенные предложения.
Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом И.
Знаки препинания при однородных членах.
Связная речь.
Упражнения в связной речи даются в процессе изучения всего программного материала.
Заполнение дневника учащимися.
Работа с деформированным текстом.

Изложение по предложенному учителем плану.
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, по серии картин,
по материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем.
Деловое письмо: адрес на открытке и на конверте, поздравительная открытка.
5 класс
№п/п

Разделы и темы

Работы по развитию письменной
связной речи

Повторение 6 часов
1
2
3
4

Предложение. Упражнения в составлении и
распространении предложений
Связь слов в предложении. Главные и
второстепенные члены предложения.
Сказуемое. Подлежащее. Второстепенные
члены предложения
Повествовательные, вопросительные, и
восклицательные предложения

5

Обобщающие упражнения по теме
«Предложение»

6

Входной контрольный диктант
Звуки и буквы 5 часов

7

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные

8

Согласные твёрдые и мягкие. Разделительный
мягкий знак
Согласные звонкие и глухие. Правописание
звонких и глухих согласных конце слова.
Правописание безударных гласные в корне
слов.

9
10

11

12
13

14
15
16

17

Упражнения на правописание гласных и
согласных в корне слов.
Состав слова 11 часов
Состав слова. Слово. Корень и однокоренные
слова.
Окончание. Окончание – изменяемая часть
слова.
Приставка. Приставка – словообразовательная
часть слова.
Суффикс – словообразовательная часть слова.
Правописание проверяемых двух безударных
гласных в корне слова. Способы проверки.

Непроверяемые безударные гласные в корне

Работа с деформированным текстом.
Подбор подписи к рисункам.
Составление предложений из данных
в разбивку слов.
Составление рассказа по серии
картинок, по вопросам. Составление
устного связного высказывания

Составление предложение на тему
«На пришкольном участке»
Составление предложений из данных
в разбивку слов.
Составление предложений на тему
«Поздняя осень» закончить
предложения словами по смыслу.
Составление устного диалога на
тему «Осень» (разговор осени с
детьми).

Составление предложений из данных
в разбивку слов по сказке «Золотые
руки»
Составления рассказа по серии
картинок. Озаглавливание.
Составление рассказа из
деформированных предложений.
Подбор заглавия к тексту. Ответить
на вопросы к сказке, использую
иллюстрацию

18

19
20
21
22

23

24

25
26

27
28
29
30

31

32
33
34

35
36
37
38

слова.
Правописание звонких и глухих согласных.
Упражнение в подборе слов для проверки
сомнительных согласных
Приставка и предлог. Дифференциация
приставок и предлогов
Правописание разделительного твердого знака
после приставок.
Правописание сомнительных согласных в
корне.
Тренировочные упражнения по разбору слова
по составу
Части речи.
Имя существительное 31 час
Общие понятия о частях речи.
Слово как название предмета, его признака или
действия. Упражнения в различии слов,
относящимся к различным частям речи по
значению и вопросам.
Имя существительное. Понятия об имени
существительном. Роль имен существительных
в речи.
Контрольный диктант
Работа над ошибками. Собственные и
нарицательные имена существительные.
Правописание имен собственных.
Одушевленные и неодушевленные имена
существительные
Изменение имен существительных по числам
(единственное и множественное
Различие мужского и женского рода, их
различие. Существительные среднего рода.
Мягкий знак после шипящих в конце слов у
существительных женского рода и его
отсутствие у существительных мужского рода
Понятие об изменении существительных по
падежам (склонение существительных).
Упражнения в определении падежей
существительных по вопросам.
Контрольный диктант
Работа над ошибками. Именительный падеж
существительного.
Родительный падеж
существительного. Вопросы родительного
падежа.
Дательный падеж существительного.
Винительный падеж.
Вопросы винительного падежа.
Творительный падеж.
Вопросы творительного падежа.
Предложный падеж.
Вопросы предложного падежа.

Составление предложений на тему
«Мои обязанности по дому»

Составление предложений на тему
«Как нужно переходить дорогу?»
Ответить на вопросы, используя
рисунки

Составление предложений на тему
«Зима стучится»
Работа с иллюстрацией. Составление
небольшого текста, используя
собственные и нарицательные
имена существительные.
Адрес на конверте.
Составление предложений на
данную тему «Птицы». Тема текста.

Составление открытки по данному
образцу.

39

40
41
42

43

44

45
46

47
48

49

50

51

52

53

54

55
56

Наблюдение за склонением имен
существительных, относящихся к 1, 2, 3
склонению. Начальная форма имен
существительных
Имена существительные второго склонения
Третье склонение имен существительных
Первое склонение имен существительных в
единственном числе. Именительный падеж
имен существительных 1 склонения
Родительный падеж имен существительных 1ого склонения. Единообразное написание
ударного и безударного окончания «-е» в
дательном падеже 1-ого склонения
Существительные 2-ого склонения.
Единообразное написание ударных и
безударных окончаний существительных
ед.числа 2-ого склонения
Контрольный диктант
Практические упражнения в правописании
безударных окончаний существительных 1 и 2
склонения
Обобщение по теме «Падежные окончания
существительных»
Практические упражнения в правописании
безударных окончаний существительных 2
склонения
Существительные третьего склонения.
Наблюдения за окончаниями существительных
ед.числа 3-го склонения
Сравнение окончаний существительных 3-го
склонения в родительном, дательном,
предложном падежах
Окончание существительных 3-го склонения
ед.числа в винительном падеже. Единообразие
написания существительных 3-го склонения в
творительном падеж
Упражнения в определении склонения имён
существительных. Мягкий знак на конце
существительных после шипящих.
Обобщающий урок «Склонение
существительных единственного числа и
правописание безударных окончаний
существительных единственного в косвенных
падежах»
Контрольное списывание «Правописание
падежных окончаний существительных
ед.числа»
Предложение 11 часов
Предложение. Главные члены предложения –
подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложение, их роль в
предложении. Практические упражнения в
установлении связи слов в предложении

Составление предложений на тему
«Зимние каникулы»

Составление рассказа «Как
обращаться с книгой»

Письмо другу (подруге)
Использую данные слова и
словосочетания описать куст
шиповника
Составление рассказа по сюжетной
картинке, данным словам «Первые
приметы весны».

Восстановление текста по опорным
словосочетаниям.

Объяснительный диктант
Словарный диктант.

57

58

59
60

61

62

63
64

65
66
67
68

Нераспространенные и распространенные
предложения. Практические упражнения в
распространение предложений по вопросам.
Обобщающий урок по теме «Главные и
второстепенные члены предложения.
Распространенные и нераспространенные
предложения»
Наблюдение за однородными членами
предложения, интонацией перечисления.
Практические упражнения в распространении
предложений рядами однородных членов,
связанных интонацией перечисления, без
союзов.

Восстановление текста опираясь на
сделанную запись.

Предложения с однородными
подлежащими. Предложения с однородными
сказуемыми. Перечисление без союзов.
Однородные члены предложения, связанные
интонацией перечисления и одиночным союзом
«И». Знаки препинания при одиночном союзе
«И»
Знаки препинания при однородных членах
предложения
Обобщающий урок по теме «Предложение»
Проверочный диктант на тему «Предложение.
Главные и второстепенные члены предложения.
Предложения с однородными членами»
Повторение за год 4 часа
Работа над ошибками проверочного диктанта
Контрольный диктант за 3 триместр
Работа над ошибками контрольного диктанта
Повторение в конце года
Итого: 68 часов

Контрольное списывание.

Составление рассказа по серии
картинок.

Восстановление предложения по
рядам однородных членов.

Составление предложений с
данными рядами однородных
членов на тему «Мой школьный
день»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
Повторение.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и
нераспространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с
одиночным союзом И. Знаки препинания при однородных членах.
Звуки и буквы.
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных
гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным Ь. Двойные и
непроизносимые согласные.
Слово.
Состав слова.
Однокоренные слова. Части слова. Образование слов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в
корне слов.
Непроверяемые написания в корне слова.
Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный Ъ.

Правописание приставок с О и А, приставка ПЕРЕ-, единообразное написание
приставок на согласные (С-,В-,НАД-,ПОД-,ОТ-)
Имя существительное.
Значение имени существительного и его основные грамматические категории : род,
число, падеж.
Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе.
Склонение имен существительных во множественном числе. Падежные окончания.
Правописание родительного падежа сущ. Женского и среднего рода с основой на шипящий.
Знакомство с существительными, употребляемыми только в единственном или
только во множественном числе.
Имя прилагательное.
Понятие об имени прилагательном. Значение прилагательного в речи.
Умение различать род, число и падеж прилагательного по соответствующим
признакам существительного и согласовывать эти части речи.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и
множественном числе.
Предложение.
Простое предложение. Простые предложения с однородными членами.
Члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов и с одиночным
союзом И, с союзами А,НО. Знаки препинания при однородных членах.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами И,А,НО. Знаки препинания
перед союзами.
Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Связная речь.
Упражнения в связной речи даются в процессе изучения всего программного материала.
Работа с деформированным текстом.
Распространение текста путем включения в него прилагательных.
Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен
прилагательных.
Составление рассказа по опорным словам и данному плану.
Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес»,
«Летом на реке», «Лес осенью», «Катание на лыжах» и др.)
Деловое письмо: письмо товарищу, объявление.
6 класс
№ п/п Разделы и темы
Повторение. (13 часов )
Звуки и буквы. Текст. 6 часов
1

Гласные и согласные. Их различение. Алфавит .

2
3
4
5
6

Безударные гласные в словах.
Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах.
Текст. Части текста. Красная строка.
Непроверяемые гласные и согласные в словах
Повторение и закрепление. Составление рассказа по вопросам
Предложение. Текст 7 часов
Деление текста на предложения. Предложение и текст. Главные и второстепенные
члены предложения
Распространённые и нераспространённые предложения.
Текст. Отличие текста от набора предложений.

7
8
9

10
11
12
13
14/1
15/2
16/3
17/4
18/5
19/6
20/7
21/8
22/9
23/10
24/11
25/12
26/13
27/14
28/15
29/16
30/17
31/18
32/19
33/1
34/2
35/3
36/4
37/5
38/6
39/7
40/8
41/9
42/10
43/11
44/12
45/13
46/14
47/15
48/16
49/17
50/18
51/19
52/20

Распространение предложений с помощью рисунков и вопросов
Однородные члены предложения.
Повторение и закрепление темы «Предложение».
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Состав слова. Текст (19 часов)
Корень и однокоренные слова.
Окончание. Приставка
Суффикс. Выделение суффикса. Значение суффиксов.
Значение суффиксов. Образование слов с помощью суффиксов
Разбор слова по составу
Правописание безударных гласных в корне слова 3 часа
Написание гласных в корне однокоренных слов
Проверяемые и проверочные слова
Проверка безударных гласных в корне
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова 4 часа
Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова.
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне
Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне
Повторение и обобщение темы «Части слова».
Приставки и предлоги 7 часов
Приставка и предлог. Различение приставки и предлога
Правописание гласных в приставках
Правописание безударных гласных в корне и приставках
Наблюдение за правописанием согласных в приставках Правописание приставок на
согласную
Разделительный Ъ в словах с приставками
Состав слова .Закрепление знаний.
Контрольный диктант
Части речи. Текст (44 часа)
Части речи: существительное, прилагательное, глагол
Имя существительное 12 часов
Существительные, обозначающие явления природы
Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному
Существительные, противоположные по значению
Род имён существительных
Число имён существительных
Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах
собственных.
Кавычки в именах собственных. Повторение изученного об имени существительном.
Практическая работа по теме «Определение падежей существительных по
вопросам»
Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами
Начальная форма имён существительных
Изменение существительных по падежам. Закрепление.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Имя прилагательное 23 часа
Значение прилагательных в речи
Описание явлений природы с помощью прилагательных
Описание человека, животных с помощью прилагательных
Прилагательные, противоположные по значению
Окончания прилагательных мужского рода
Окончания прилагательных женского рода
Окончания прилагательных среднего рода

77/1
78/2
79/3
80/4
81/5
82/6
83/7

Изменение имён прилагательных по числам
Повторение изученного об имени прилагательном
Склонение имён прилагательных в единственном числе
Именительный и винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего
рода
Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода
Винительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода
Творительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода
Предложный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода
Повторение изученного об имени прилагательном
Склонение имён прилагательных женского рода
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода
Практическая работа по теме «Склонение имён прилагательных в единственном
числе»
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»
Контрольный диктант
Глагол 8 часов
Значение глаголов в речи
Глаголы, противоположные по значению
Изменение глаголов по временам
Изменение глаголов по числам
Единственное и множественное число глаголов будущего времени
Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени
Глагол. Закрепление знаний
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Предложение. Текст 7 часов
Различение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений
Однородные члены предложения
Однородные члены предложения с союзом и
Однородные члены предложения без союзов и с союзом и
Обращение
Предложение. Закрепление изученного
Практическая работа по теме «Предложение. Текст»

84/1
85/2

Закрепление изученного за год
Контрольный диктант за год

53/21
54/22
55/23
56/24
57/25
58/26
59/27
60/28
61/29
62/30
63/31
64/32
65/33
66/34
67/35
68/36
69/37
70/38
71/39
72/40
73/41
74/42
75/43
76/44

Повторение 2 часа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ :
Повторение.
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Простые
предложения. Однородные члены предложения. Связь слов в предложении. Главные и
второстепенные члены предложения.
Звуки и буквы.
Слово.
Правописание безударных окончаний имен существительных, имен прилагательных.
Глагол как часть речи, грамматические признаки и правописание глаголов. Местоимение
как часть речи. Склонение личных местоимений.

Предложение.
Простые и сложные предложения. Однородные члены предложения. Связь слов в
предложении. Главные и второстепенные члены предложения.
Связная речь.
Упражнения в связной речи даются в процессе изучения всего программного материала.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по коллективно составленному плану.
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, по серии картин,
по материалам наблюдений.
Деловое письмо: объяснительная записка, заявление.
Повторение пройденного за год.
7 класс
№ п/п Разделы и темы
Звуки и буквы. Текст. (6 часов)
1

Звуковая сторона языка; гласные и согласные, ударные и безударные гласный.

2
3
4
5
6

Соотношения произношения и написания в корне слова.
Общий способ решения орфографических задач
Подбор проверочных слов
Подбор проверочных слов
Употребление разделительных ъ ь в словах.
Предложение. Текст (7 часов)
Простое предложение
Простое предложение с однородными членами.
Главные и второстепенные члены предложения
Использование грамматических категорий в качестве однородных членов
Выделение в отрывке литературного произведения части текста.
Выделение в тексте средств связи предложения.
Диктант.
Состав слова. (15 часов)
Образование разных частей речи с помощью суффиксов и приставок.
Подбор однокоренных слов.
Единообразное написание гласных и согласных в корне слова.
Зависимость способа проверки орфограмм от её места в слове.
Способы проверки орфограмм
Способы проверки орфограмм
Слова с непроверяемыми безударными гласными.
Непроизносимые согласные в корне
Слова с двойными согласными.
Правописание приставок на –а, -о
Правописание приставки переПравописание приставок
Разделительный ъ после приставок
Диктант
Повторение по теме «Состав слова»
Части речи. Текст (47 часов)
Имя существительное (13 часов)
Имя существительное. Роль в речи.
Существительные близкие и противоположные по значению.
Определение грамматических признаков существительного.
Правописание падежных окончаний существительных.

7/1
8/2
9/3
10/4
11/5
12/6
13/7
14/1
15/2
16/3
17/4
18/5
19/6
20/7
21/8
22/9
23/10
24/11
25/12
26/13
27/14
28/15

29/1
30/2
31/3
32/4

33/5
34/6
35/7
36/8
37/9
38/10
39/11
40/12
41/13
42/1
43/2
44/3
45/4
46/5
47/6
48/7
49/8
50/9
51/10
52/11
53/12
54/1
55/2
56/3
57/4
58/5
59/6
60/1
61/2
62/3
63/4
64/5
65/6
66/7
67/8
68/9
69/10
70/11
71/12
72/13
73/14
74/15
75/16
76/1
77/2
78/3
79/4

Склонение имён существительных во мн. числе
Правописание безударных падежных окончаний.
Правописание существительных в родительном падеже в ед. числе с шипящей на конце.
Выделение опорных слов из короткого текста.
Анализ готового текста.
Построение текста по аналогии.
Имя существительное. Выделение слов, называющих предметы.
Диктант. Анализ диктанта. Работа над ошибками.
Имя существительное. Повторение .Обобщение
Имя прилагательное (12 часов )
Имя прилагательное.
Расширение круга имён прилагательных.
Правописание родовых окончаний имён прилагательных.
Согласование имени прилагательного с существительным
Склонение имён прилагательных.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
Правописание падежных имён прилагательных в единственном числе.
Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопросов
Правописание имён прилагательных.
Составление словосочетаний имён прилагательных с существительными в косвенных
падежах.
Составление текста по опорным словосочетаниям.
Диктант.
Местоимение (6 часов)
Значение в речи личных местоимений.
Упражнения в правильном соотношении местоимений с существительными.
Личные местоимения.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Диктант
Упражнения в правильном использовании местоимений в речи.
Глагол (16 часов)
Глагол. Роль в предложении. Семантические группы
Глаголы близкие и противоположные по значению.
Начальная форма глагола.
Изменение глагола по временам
Изменение глагола по числам
Лицо глагола в настоящем и будущем времени. глаголов
Дифференциация глаголов 3-го лица ед. числа и неопределённой формы глагола
Диктант.
Изменение глаголов.
Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам (спряжение)
Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам (спряжение)
Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам (спряжение)
Правописание частицы не с глаголами.
Выделение из текста глагольной лексики для предполагаемого текста.
Использование слов, указывающих на последовательность событий, действий (сначала,
потом, затем, наконец).
Диктант.
Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.
Сравнение сложного предложения с простым.
Наблюдение за простым предложением с однородными членами с союзами и, а, но и
сложным предложением с теми же союзами.
Знаки препинания в сложном предложении.

80/5
81/6
82/7
83/8
84/1
85/2

Выделение простых предложений из текста.
Редактирование текста.
Редактирование текста.
Диктант.
Повторение (2 часа)
Закрепление изученного за год
Контрольный диктант за год
Итого: 85 часов

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ:
Повторение.
Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простои м сложном
предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами
И, А, НО и без союзов.
Слово.
Состав слова. Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к
различным частям речи, разбор их по составу.
Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в
корнях слов.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание приставок с «о» и «а», приставка пере-, единообразное написание
приставок на согласные вне зависимости от произношения.
Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без
соединительных гласных.
Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного.
Склонение имен существительных.
Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного
числа. Несклоняемые существительные.
Имя прилагательное. Согласование имени существительного с именем прилагательным
в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в
единственном и множественном числе. Имена прилагательные на -ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, их склонение и
правописание.
Личные местоимения. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений.
Правописание личных местоимений.
Род местоимений 3 лица единственного числа.
Глагол. Значение глагола.
Неопределенная форма глагола на -ТЬ, -ЧЬ, -ТИ.
Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам
(спряжение). Различение окончаний I и II спряжений (на материале наиболее
употребительных слов).
Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с -ТЬСЯ, ТСЯ.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Предложение.
Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные.
Главные и второстепенные члены предложения. Простое предложение с однородными
членами. Знаки препинания при однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.

Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами И, А, НО и без союзов.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами
И, А, НО со сложными предложениями теми же союзами.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Постановка знаков препинания перед этими словами.
Связная речь.
Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.
Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с
прочитанными произведениями).
Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической
деятельности, основе имеющихся знаний.
Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня
школа»).
Отзыв о прочитанной книге.
Деловое письмо: заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о
материальной помощи и др.), анкета, расписка.
Повторение пройденного за год.
8 класс
№
урока

№
урока
по
теме

1
2
3
4
5
6

1
2
3
4
5
6

7

1

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

19
20
21

1
2
3

22

1

Разделы и темы

Повторение 6 часов
Предложение Главные члены предложения. Предложение простое и сложное
Составление сложных предложений
Составление схемы предложений
Однородные члены предложения.
Знаки препинания при обращении
Написание объяснительной записки.
Состав слова 12 часов
Состав слова. Условные знаки обозначающие различные составные части
слова.
Корень. Однокоренные слова.
Приставка, суффикс, окончание. Составление однокоренных слов
Проверка орфограмм в корне.
Нахождение орфограмм в корне и их проверка.
Правописание приставок.
Орфограмма в корне и приставке
Написание автобиографии.
Сложные слова.
Диктант
Сложные слова с соединительной гласной и без неё
Состав слова. Обобщающий урок
Части речи 3 часа
Части речи.
Различение частей речи
Написание сочинения о лесе.
Имя существительное 11часов
Значение существительных в речи.

23
24
25

2
3
4

26
27

5
6

28
29
30
31
32

7
8
9
10
11

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

44
45
46
47
48
49

1
2
3
4
5
6

50
51
52
53
54
55
56
57
58
60
61
62
63
64
65
66

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

67
68

1
2

69

3

Существительные, близкие по значению.
Род, число и падеж существительных.
Склонение имен существительных в единственном числе. Определение
склонения существительных.
Ударные и безударные окончания существительных.
Правописание падежных окончаний существительных 1 склонения и 2
склонения
Правописание падежных окончаний существительных 3 склонения
Правописание падежных окончаний существительных во мн.числе.
Правописание падежных окончаний существительных во мн.числе.
Обобщающий урок. Разбор контрольных вопросов и заданий.
Диктант. Имя существительное
Имя прилагательное 11часов
Значение прилагательных в речи. Прилагательные ,близкие по значению.
Словосочетания с прилагательными.
Проверка правописания безударных окончаний прилагательных.
Род и число прилагательных
Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе.
Текст. Подбор примеров для подкрепления основной мысли текста
Изменение прилагательных во множественном числе по падежам.
Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном числе.
Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном числе.
Прилагательное .Закрепление знаний.
Диктант. Имя прилагательное
Личные местоимения 6 часов
Значение местоимений в речи. Различение местоимений по лицам и числам.
Склонение местоимений 1 лица единственного и множественного числа.
Склонение местоимений 2 лица единственного и множественного числа
Склонение местоимений 3 лица единственного и множественного числа.
Местоимение. Закрепление знаний.
Диктант.
Глагол 16 часов
Значение глаголов в речи. Глаголы , близкие по значению
Частица НЕ с глаголами
Неопределенная форма глагола.
Изменение глаголов по временам и числам.
Употребление глаголов в 1 лице единственного и множественного числа.
Употребление глаголов в 1 лице единственного и множественного числа.
Правописание глаголов 2 лица ед. числа.
Употребление глаголов во 2 лице единственного и множественного числа.
Употребление глаголов во 2 лице единственного и множественного числа.
Употребление глаголов в 3 лице единственного и множественного числа.
Употребление глаголов в 3 лице единственного и множественного числа.
Правописание глагола с -ться и -тся
Различение глаголов по лицам и числам.
Различение глаголов по лицам и числам.
Глагол. Закрепление знаний.
Диктант.
Наречие 6 часов
Наречие как часть речи. Значение наречий в речи.
Образование наречий от прилагательных. Наречия, противоположные и
близкие по значению.
Наречия, отвечающие на вопросы как? где?

70
71
72

4
5
6

73
74
75
76
77
78

1
2
3
4
5
6

79
80
81
82

1
2
3
4

83
84
85

1
2
3

Наречия, отвечающие на вопрос когда?
Наречия, отвечающие на вопросы куда? откуда?
Наречие. Закрепление знаний.
Предложение. Текст 6 часов
Простое предложение с однородными членами.
Сложное предложение без союзов.
Сложные предложения с союзами И, А, НО.
Составление сложных предложений с союзами И, А, НО
Предложение. Закрепление знаний.
Диктант
Повторение 4 часа
Состав слова. Существительное.
Прилагательное.
Глагол.
Личные местоимения. Наречие.
Связная речь 4 часа
Сочинение по личным наблюдениям во время экскурсий
Письмо заявления о материальной помощи, приеме на работу.
Контрольный диктант. Предложение
Итого: 85 часов

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ:
Повторение.
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение..
Сложное предложение с союзами И, А, НО, со словами который, когда, где, что, чтобы,
потому что.
Звуки и буквы.
Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой Ь. Обозначение
звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ё, я, ю в начале слова. Разделительные Ь
и Ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.

Слово.
Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и
безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание
ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих конечную согласную в зависимости от
произношения: без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас-).
Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и
без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические
категории существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных.
Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени
прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен
прилагательных.
Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных
местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов.

Повелительная форма глагола. Правописание
глаголов повелительной формы
единственного и множественного числа.
Частица НЕ с глаголами.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные
и порядковые.
Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 от 80, от 500 до 900; 4; 200,
300, 400; 40, 90, 100.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
Правописание наречий с О и А на конце.
Части
речи. Существительное, прилагательное, глагол, числительное, наречие,
предлог. Употребление в речи.
Предложение.
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения
распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.
Сложное предложение.
Предложения с союзами И, А, НО и без союзов,
предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в
предложении. Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие
перед ней; большая буква в прямой речи.
Связная речь.
Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу
на конкретное предприятие; автобтография, доверенность, расписка.

№п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

9 класс
Разделы и темы
Повторение
Предложение 6 часов
Предложение.
Однородные члены предложения
Обращение
Сложные предложения
Сложные предложения
Обобщающие упражнения
Звуки и буквы 7 часов
Звуки и буквы.
Алфавит.
Разделительный ъ и ь
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова
Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова
Обобщающие упражнения
Деловое письмо: объявление
Состав слова 12 часов
Состав слова. Разбор слова по составу
Разбор слова по составу
Правописание корня
Правописание приставок
Правописание приставок
Сложные слова.
Сложные слова
Сложносокращенные слова
Сложносокращенные слова
Обобщающие упражнения. Подготовка к контрольному диктанту
Контрольный диктант
Деловое письмо: расписка

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75

Имя существительное 10 часов
Значение предметности.
Грамматические признаки существительных
Грамматические признаки существительных
Склонение существительных
Склонение существительных
Существительные с шипящими на конце
Существительные с шипящими на конце
Обобщающие упражнения. Подготовка к контрольному диктанту.
Контрольный диктант
Деловое письмо: заметка
Имя прилагательное 7 часов
Признаки, свойства, качества предмета
Признаки, свойства, качества предмета
Окончания имен прилагательных
Окончания имен прилагательных
Окончания имен прилагательных
Обобщающие упражнения. Подготовка к контрольному диктанту.
Контрольный диктант
Личные местоимения 9 часов
Деловое письмо: объяснительная записка
Личные местоимения
Лицо и число местоимений
Склонение личных местоимений
Личные местоимения с предлогами
Правописание личных местоимений 3 лица
Обобщающие упражнения. Подготовка к контрольному диктанту.
Контрольный диктант
Деловое письмо: письмо
Глагол 10 часов
Различие глаголов по значению.
Грамматические признаки глагола
Изменение глагола по лицам и числам
Спряжение глаголов
Спряжение глаголов
Спряжение глаголов
Ь в глаголах.
Обобщающие упражнения. Подготовка к контрольному диктанту
Контрольный диктант
Деловое письмо: анкета
Наречие 6 часов
Грамматические признаки наречия.
Группы наречий
Группы наречий
Правописание наречий с А и О на конце
Обобщающие упражнения. Подготовка к контрольному диктанту
Контрольный диктант
Числительное 7 часов
Грамматические признаки числительного
Правописание числительных 5-20, 30, 50-80, 500-900
Правописание числительных 5-20, 30, 50-80, 500-900
Правописание числительных 90, 200, 300. 400
Правописание числительных 90,200,300,400
Обобщающие упражнения. Подготовка к контрольному диктанту
Контрольный диктант
Предложение 8 часов
Простое предложение

76
77
78
79
80
81
82
83
84
85

Простое предложение
Сложное предложение
Сложное предложение
Прямая речь
Прямая речь
Обобщающие упражнения. Подготовка к контрольному диктанту
Контрольный диктант №8
Повторение изученного в 9 классе 3часа
Обобщающие упражнения
Подготовка к итоговому контрольному диктанту
Итоговый контрольный диктант
Итого:85 часов

Критерии оценивания
Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся детей с
умственной отсталостью.
Оценка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью
учителя сформулировать, обосновать самостоятельный ответ, привести необходимые примеры,
допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5»,
но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в речи.
Оценка «3» ставится, если ученик частично понимает тему, излагает материал недостаточно
полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применить
знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» может выставляется в устной форме как метод воспитательного воздействия.
При оценке письменных работ по предмету русский язык следует руководствоваться нормами:
-оценка «5» ставиться за работу без ошибок;
-оценка «4» ставиться за работу с 1-3 ошибками;
-оценка «3» ставиться за работу с 4-6 ошибками;
-оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, в которой
допущены 7 и более ошибок, как метод воспитательного воздействия.
В письменных работах не учитываются 1-2 исправления. Наличие трех исправлений на изученное
правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила не
учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается: повторение ошибок в одном и том же слове. Если же
подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
Две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не дописывание слов; пропуск
одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать
индивидуально для каждого ученика. При выставлении оценки все однотипные специфические
ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в
начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связанно с
нарушением моторики у детей.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в
классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов обучающихся.

При грамматическом разборе следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий,
правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2
исправления;
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала,
умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки;
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала,
затрудняет в практическом применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок, или не справляется с
одним из заданий;
Оценка «2» не ставится.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм,
определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов в
предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим
признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматикоорфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта,
грамматического разбора и комбинированного вида работ. Основные виды контрольных работ во
5 - 9-х классах – списывание и диктанты.
Текст диктанта может быть связанным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать
включению в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если
такие слова включаются, их надо записать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По
содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятны обучающимся.
Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемое правило.
Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста. Учету подлежат все
слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
Примерный объем текстов контрольных работ:
5 класс – 45-49 слов;
6-7 класс – 65-69 слов;
8-9 класс – 75-79 слов.
При оценивании письменных работ не следует учитывать ошибки, обусловленные дисграфией.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».