физическая культура_1-4_УО_вариант1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по предмету «Физическая культура» составлена
для обучающихся по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые находятся на индивидуальном обучении на
дому, на основе:
-ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями),
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
- Учебного плана МБОУ КГО «СОШ №3».
Реализует Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой.
Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в
тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает
одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной
жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности,
способствует социальной интеграции школьников в общество.
Программа направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными
возможностями здоровья, реабилитацию двигательных функций организма.
Учебная дисциплина «Физическая культура» включает в себя 4 раздела: гимнастика,
лёгкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры.
Целью программы является всестороннее развитие личности обучающихся с
легкой степенью умственной отсталости в процессе приобщения их к физической
культуре, коррекции недостатков психического развития, расширении индивидуальных
двигательных возможностей, социальной адаптации.
Задачи физического воспитания:
— коррекция нарушений физического развития;
— формирование двигательных умений и навыков;
— развитие двигательных способностей в процессе обучения;
— укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной
осанки;
— раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для
освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
— формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении
физических упражнений;
— формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни;
— поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом
уровне;
— формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических
сведений по физической культуре;
— воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
— воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости,
смелости), навыков культурного поведения;
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных
особенностей обучающихся, предусматривает:
— обогащение чувственного опыта;
— коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
— формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной
деятельности.

Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционновоспитательной направленности каждого урока. К ним применяется индивидуальный
подход. Занятия по физкультуре проводятся в спортивном зале, а также на свежем воздухе
при соблюдении санитарно-гигиенических требований.
На изучение учебной дисциплины «Физическая культура» в 1-4 классе отводится 1
час в неделю и 34 часа в год. Всего 168 часов за учебный курс.
Результаты освоения учебного предмета «Физическая культура».
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы
отнесены:
Личностные результаты:
 формирование представлений о собственных возможностях;
 формирование представления о себе;
 формирование навыков коммуникации и знакомство с принятыми нормами
социального взаимодействия;
 формирование социально-значимых мотивов учебной деятельности;
 формирование эстетических потребностей, чувств;
 формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных
социальных ситуациях;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
 формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Предметные результаты по курсу «Физическая культура» включают освоение
обучающимися с легкой степенью умственной отсталости специфические умения, знания
и навыки для данной предметной области, готовность их применения.
Предметные результаты.
Обучающиеся должны уметь:
Акробатические упражнения:
Выполнять равнение по разметке;
Лёгкая атлетика:
Выполнять прыжки в длину с места;
Выполнять медленный бег с сохранением осанки в колонне за учителем;
Выполнять броски и ловля мяча;
Выполнять метание мяча с места правой и левой рукой.
Лыжная подготовка:
Выполнять ходьбу на месте с подниманием носков лыж;
Выполнять ходьбу приставным шагом;
Выполнять ходьбу ступающим шагом.
Подвижные игры:
«Отгадай по голосу», «Что изменилось?», «Повторяй за мной», «Веревочный круг»,
«Часовые и разведчики», «Кто быстрее?», «Охотники и утки», «Кто дальше бросит?»,
«Лучшие стрелки».
Промежуточная аттестация осуществляется в форме тестового контроля (в форме
выполнения физических упражнении).
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии
решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.
Данная программа предполагает 2 уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для
большинства
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями). Основным критерием предметных результатов является изменение
результатов двигательных действий при сдаче тестов в конце учебного года.

Минимальный уровень
Теоретические сведения:
 Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры
для укрепления здоровья человека;
 Формирование навыка наблюдения за своим физическим состоянием;
 Элементарные представления об основных физических качествах (сила, быстрота,
выносливость, координация, гибкость).
Практический материал:
 Уметь выполнять простые инструкции учителя;
 Иметь представление о видах двигательной деятельности;
 Уметь выполнять комплекс упражнений с помощью учителя;
 Овладение начальными двигательными навыками бега, прыжков и метания.
Достаточный уровень
Теоретические сведения:
 Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры
для укрепления здоровья человека;
 Формирование навыка наблюдения за своим физическим состоянием;
 Иметь представление о показателях развития основных физических качеств (силы,
быстроты, выносливости, координации, гибкости);
 Правила повеления и техники безопасности на уроке;
 Знания о важности выполнения разминки;
Практический материал:
 Уметь выполнять команды учителя по словесной инструкции;
 Уметь выполнять комплекс упражнений самостоятельно;
 Уметь: выполнять упражнения для разминки; сочетать дыхание с движение во
время бега; держать постоянный темп в беге; пробежать от 300 до 500 м без
остановки
Содержание программы по предмету «Физическая культура»
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Знания о физической культуре»,
«Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Подвижные гры». Каждый из
перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для
практической подготовки обучающихся.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
―
беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения
качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
―
выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
―
выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения,
под словесную инструкцию учителя;
―
самостоятельное выполнение упражнений;
―
занятия в тренирующем режиме;
―
развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики,
легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных
игр.
Знания о физической культуре
Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека.
Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала,
снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование
понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие.
Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах.

Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания.
Понятия: физическая культура, физическое воспитание.
Гимнастика
Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о
гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики.
Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке,
равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных
усилий. Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств
гимнастики.
Практический материал.
Упражнения без предметов (коррегирующие и общеразвивающие упражнения):
основные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для
расслабления мышц; мышц шеи; укрепления мышц спины и живота; развития мышц рук и
плечевого пояса; мышц ног; на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев;
формирования правильной осанки; укрепления мышц туловища.
Упражнения с предметами:
с гимнастическими палками; флажками; малыми обручами; малыми мячами;
большим мячом; набивными мячами (вес 2 кг); упражнения на равновесие; лазанье и
перелезание; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и
точности движений; переноска грузов и передача предметов; прыжки.
Легкая атлетика
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и
метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега;
ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление
учащихся с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков,
метаний. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и
физических качеств средствами легкой атлетики.
Практический материал:
Ходьба. Обычная ходьба в умеренном темпе в обход зала за учителем. Ходьба
попрямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы.
Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с
изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью,
за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Ходьба с
перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра. Ходьба в медленном,
среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с
другими движениями; со сменой положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т. д. Ходьба
шеренгой с открытыми и с закрытыми глазами.
Бег. Перебежки 15—20 м. Медленный бег с сохранением правильной осанки, бег в
колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Бег
на носках. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра и
захлестыванием голени назад. Бег с преодолением простейших препятствий (канавки,
подлезание под сетку, обегание стойки и т. д.). Быстрый бег на скорость. Медленный бег.
Чередование бега и ходьбы. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой
стоп. Повторный бег на скорость. Низкий старт. Специальные беговые упражнения: бег с
подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий бег. Челночный бег.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо,
влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на
ногу на отрезках до. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего
предмета (мяча). Прыжки в длину с места. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением
вперед, в стороны. Прыжки с высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину и высоту с
шага. Прыжки с небольшого разбега в длину. Прыжки с прямого разбега в длину. Прыжки в
длину с разбега без учета места отталкивания. Прыжки в высоту с прямого разбега способом

«согнув ноги». Прыжки в высоту способом
«перешагивание».
Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и
двумя руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне.
Произвольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных
мячей. Метание колец на шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой
рукой. Метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Броски
набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. Метание теннисного мяча с места
одной рукой в стену и на дальность. Метание мяча с места в цель. Метание мячей с места в
цель левой и правой руками. Метание теннисного мяча на дальность отскока от
баскетбольного щита. Метание теннисного мяча на дальность с места. Броски набивного
мяча (вес до 1 кг) различными способами двумя руками.
Лыжная подготовка
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе и передвижении на
лыжах. Одежда и обувь лыжника. Подготовка к занятиям на лыжах. Правила поведения на
уроках лыжной подготовки. Лыжный инвентарь; выбор лыж и палок. Одежда и обувь
лыжника. Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Правильное техническое
выполнение попеременного двухшажного хода. Виды подъемов и спусков.
Предупреждение травм и обморожений.
Практический материал. Выполнение строевых команд.
Передвижение на лыжах. Спуски, повороты, торможение.
Подвижные и спортивные игры
Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во
время игр. Правила игр. Элементарные игровые технико- тактические взаимодействия
(выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные
сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу
Практический материал. Подвижные игры:
Коррекционные игры;
Игры с элементами общеразвивающих упражнений:
игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча (в том числе пионербол
в IV-м классе) бросанием, ловлей, метанием.
Учебно-тематический план.
Распределение учебных часов по разделам программы для индивидуального
обучения с региональным компонентом (1 час в неделю)

Тема
1(д)

Количество часов
Классы
2
3
1
класс
класс
в процессе уроков

1

Знания о физической культуре

2

Гимнастика

8

8

10

3

Легкая атлетика

8

8

8

4

Подвижные и спортивные игры

9

9

5

Лыжная подготовка

8

Общее количество часов

33

4
класс

10

10

8

8

8

8

8

8

8

8

8

33

34

34

34

4
4

Критерии оценивания
Учащийся оцениваются на уроках физической культуры
- 2 (неудовлетворительно) в зависимости от следующих конкретных условий:
-Учащийся не имеет с собой спортивной формы в соответствии с погодными условиями,
видом спортивного занятия или урока.
-Учащийся не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках
физической культуры.
-Учащийся не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков,
умений в развитии физических или морально-волевых качеств.
-Учащийся не выполняет теоретические или иные задания учителя, не овладел
доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или
корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в
области физической культуры.
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры - 3 (удовлетворительно) в
зависимости от следующих конкретных условий:
-Учащийся имеет с собой спортивную форму в неполном соответствии с погодными -условиями, видом спортивного занятия или урока.
-Учащийся выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в
спортивных залах и на стадионе.
-Учащийся соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении
спортивных упражнений на занятии.
-Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом
старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные,
но положительные изменения в физических возможностях обучающегося, которые могут
быть замечены учителем физической культуры.
-Учащийся продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений
в развитии физических или морально-волевых качеств в течение полугодия.
-Учащийся частично выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел
доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или
корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в
области физической культуры.
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 4 (хорошо) в зависимости
от следующих конкретных условий:
-Учащийся имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными
условиями, видом спортивного занятия или урока.
-Учащийся выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в
спортивных залах и на стадионе.
-Учащийся соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении
спортивных упражнений на занятии.
-Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом
мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в
физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем.
-Учащийся постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании
навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение
четверти или полугодия, успешно сдаёт или подтверждает 80% всех требуемых на уроках
нормативов по физической культуре для своего возраста.
-Учащийся выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными
ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей

гимнастики, оказания посильной помощи в судействе или организации урока, а также
необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической
культуры.
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 5 (отлично) в зависимости
от следующих конкретных условий:
-Учащийся имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными
условиями, видом спортивного занятия или урока.
-Учащийся выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в
спортивных залах и на стадионе.
-Учащийся соблюдает гигиенические правила и охрану труда при выполнении
спортивных упражнений занятий.
-Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко
мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные
изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем.
-Учащийся постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании
навыков, умений в развитии физических или морально-волевых качеств в течение
четверти или полугодия.
-Учащийся успешно сдаёт или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по
физической культуре для своего возраста.
-Учащийся выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными
ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей
гимнастики, оказания посильной помощи в судействе школьных соревнований между
классами или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми
навыками и теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.
-Учащийся нашей школы принимает активное участие в школьных, районных, городских
соревнованиях за школу имеет право на дополнительные баллы в оценивании его
результатов учебной деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».