ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по предмету «Физическая культура» составлена для обучающихся по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые находятся на индивидуальном обучении на дому, на основе: -ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), - Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), - Учебного плана МБОУ КГО «СОШ №3». Реализует Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество. Программа направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию двигательных функций организма. Учебная дисциплина «Физическая культура» включает в себя 4 раздела: гимнастика, лёгкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры. Целью программы является всестороннее развитие личности обучающихся с легкой степенью умственной отсталости в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации. Задачи физического воспитания: — коррекция нарушений физического развития; — формирование двигательных умений и навыков; — развитие двигательных способностей в процессе обучения; — укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки; — раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности; — формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений; — формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; — поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне; — формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре; — воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями; — воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения; Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает: — обогащение чувственного опыта; — коррекцию и развитие сенсомоторной сферы; — формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности. Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционновоспитательной направленности каждого урока. К ним применяется индивидуальный подход. Занятия по физкультуре проводятся в спортивном зале, а также на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований. На изучение учебной дисциплины «Физическая культура» в 1-4 классе отводится 1 час в неделю и 34 часа в год. Всего 168 часов за учебный курс. Результаты освоения учебного предмета «Физическая культура». К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: Личностные результаты: формирование представлений о собственных возможностях; формирование представления о себе; формирование навыков коммуникации и знакомство с принятыми нормами социального взаимодействия; формирование социально-значимых мотивов учебной деятельности; формирование эстетических потребностей, чувств; формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Предметные результаты по курсу «Физическая культура» включают освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости специфические умения, знания и навыки для данной предметной области, готовность их применения. Предметные результаты. Обучающиеся должны уметь: Акробатические упражнения: Выполнять равнение по разметке; Лёгкая атлетика: Выполнять прыжки в длину с места; Выполнять медленный бег с сохранением осанки в колонне за учителем; Выполнять броски и ловля мяча; Выполнять метание мяча с места правой и левой рукой. Лыжная подготовка: Выполнять ходьбу на месте с подниманием носков лыж; Выполнять ходьбу приставным шагом; Выполнять ходьбу ступающим шагом. Подвижные игры: «Отгадай по голосу», «Что изменилось?», «Повторяй за мной», «Веревочный круг», «Часовые и разведчики», «Кто быстрее?», «Охотники и утки», «Кто дальше бросит?», «Лучшие стрелки». Промежуточная аттестация осуществляется в форме тестового контроля (в форме выполнения физических упражнении). Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Данная программа предполагает 2 уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основным критерием предметных результатов является изменение результатов двигательных действий при сдаче тестов в конце учебного года. Минимальный уровень Теоретические сведения: Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека; Формирование навыка наблюдения за своим физическим состоянием; Элементарные представления об основных физических качествах (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость). Практический материал: Уметь выполнять простые инструкции учителя; Иметь представление о видах двигательной деятельности; Уметь выполнять комплекс упражнений с помощью учителя; Овладение начальными двигательными навыками бега, прыжков и метания. Достаточный уровень Теоретические сведения: Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека; Формирование навыка наблюдения за своим физическим состоянием; Иметь представление о показателях развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); Правила повеления и техники безопасности на уроке; Знания о важности выполнения разминки; Практический материал: Уметь выполнять команды учителя по словесной инструкции; Уметь выполнять комплекс упражнений самостоятельно; Уметь: выполнять упражнения для разминки; сочетать дыхание с движение во время бега; держать постоянный темп в беге; пробежать от 300 до 500 м без остановки Содержание программы по предмету «Физическая культура» Содержание программы отражено в пяти разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Подвижные гры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся. Программой предусмотрены следующие виды работы: ― беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций; ― выполнение физических упражнений на основе показа учителя; ― выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя; ― самостоятельное выполнение упражнений; ― занятия в тренирующем режиме; ― развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр. Знания о физической культуре Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания. Понятия: физическая культура, физическое воспитание. Гимнастика Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики. Практический материал. Упражнения без предметов (коррегирующие и общеразвивающие упражнения): основные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для расслабления мышц; мышц шеи; укрепления мышц спины и живота; развития мышц рук и плечевого пояса; мышц ног; на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; формирования правильной осанки; укрепления мышц туловища. Упражнения с предметами: с гимнастическими палками; флажками; малыми обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами (вес 2 кг); упражнения на равновесие; лазанье и перелезание; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений; переноска грузов и передача предметов; прыжки. Легкая атлетика Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических качеств средствами легкой атлетики. Практический материал: Ходьба. Обычная ходьба в умеренном темпе в обход зала за учителем. Ходьба попрямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями; со сменой положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т. д. Ходьба шеренгой с открытыми и с закрытыми глазами. Бег. Перебежки 15—20 м. Медленный бег с сохранением правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Бег на носках. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад. Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание под сетку, обегание стойки и т. д.). Быстрый бег на скорость. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. Повторный бег на скорость. Низкий старт. Специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий бег. Челночный бег. Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках до. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета (мяча). Прыжки в длину с места. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. Прыжки с высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину и высоту с шага. Прыжки с небольшого разбега в длину. Прыжки с прямого разбега в длину. Прыжки в длину с разбега без учета места отталкивания. Прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги». Прыжки в высоту способом «перешагивание». Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Произвольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность. Метание мяча с места в цель. Метание мячей с места в цель левой и правой руками. Метание теннисного мяча на дальность отскока от баскетбольного щита. Метание теннисного мяча на дальность с места. Броски набивного мяча (вес до 1 кг) различными способами двумя руками. Лыжная подготовка Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе и передвижении на лыжах. Одежда и обувь лыжника. Подготовка к занятиям на лыжах. Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Лыжный инвентарь; выбор лыж и палок. Одежда и обувь лыжника. Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Правильное техническое выполнение попеременного двухшажного хода. Виды подъемов и спусков. Предупреждение травм и обморожений. Практический материал. Выполнение строевых команд. Передвижение на лыжах. Спуски, повороты, торможение. Подвижные и спортивные игры Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время игр. Правила игр. Элементарные игровые технико- тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу Практический материал. Подвижные игры: Коррекционные игры; Игры с элементами общеразвивающих упражнений: игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча (в том числе пионербол в IV-м классе) бросанием, ловлей, метанием. Учебно-тематический план. Распределение учебных часов по разделам программы для индивидуального обучения с региональным компонентом (1 час в неделю) Тема 1(д) Количество часов Классы 2 3 1 класс класс в процессе уроков 1 Знания о физической культуре 2 Гимнастика 8 8 10 3 Легкая атлетика 8 8 8 4 Подвижные и спортивные игры 9 9 5 Лыжная подготовка 8 Общее количество часов 33 4 класс 10 10 8 8 8 8 8 8 8 8 8 33 34 34 34 4 4 Критерии оценивания Учащийся оцениваются на уроках физической культуры - 2 (неудовлетворительно) в зависимости от следующих конкретных условий: -Учащийся не имеет с собой спортивной формы в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока. -Учащийся не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках физической культуры. -Учащийся не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений в развитии физических или морально-волевых качеств. -Учащийся не выполняет теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры. Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры - 3 (удовлетворительно) в зависимости от следующих конкретных условий: -Учащийся имеет с собой спортивную форму в неполном соответствии с погодными -условиями, видом спортивного занятия или урока. -Учащийся выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. -Учащийся соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений на занятии. -Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные изменения в физических возможностях обучающегося, которые могут быть замечены учителем физической культуры. -Учащийся продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений в развитии физических или морально-волевых качеств в течение полугодия. -Учащийся частично выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры. Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 4 (хорошо) в зависимости от следующих конкретных условий: -Учащийся имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока. -Учащийся выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. -Учащийся соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений на занятии. -Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем. -Учащийся постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия, успешно сдаёт или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре для своего возраста. -Учащийся выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказания посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры. Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 5 (отлично) в зависимости от следующих конкретных условий: -Учащийся имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока. -Учащийся выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. -Учащийся соблюдает гигиенические правила и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий. -Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем. -Учащийся постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. -Учащийся успешно сдаёт или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре для своего возраста. -Учащийся выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказания посильной помощи в судействе школьных соревнований между классами или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми навыками и теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры. -Учащийся нашей школы принимает активное участие в школьных, районных, городских соревнованиях за школу имеет право на дополнительные баллы в оценивании его результатов учебной деятельности.