Чтение_5-9_УО_вариант1

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Чтение(литературное чтение) для 5-9 класса составлена
разработана для обучающихся по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые находятся на индивидуальном обучении на дому на
основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-программы используется линия УМК «Чтение» для 5–9 классов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений по программе И.М. Бгажноковой:
-Учебникам:
1. Чтение. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы/ авт.-сост. З.Ф. Малышева.
2. Чтение. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адапт.
Основные общеобраоват. программы/ авт.-сост. И.М, Бгажнокова, Е.С. Погостина.
3. Чтение. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы/ авт.-сост. А.К. Аксёнова.
4. Чтение. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы/ авт.-сост. З.Ф. Малышева.
5. Чтение. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы/ авт.-сост. А.К. Аксёнова, М.И. Шишкова
Рабочая программа по чтению для 5-9 классов учитывает особенности познавательной
деятельности детей с ОВЗ.
Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их
умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание.
Программа
содержит
материал,
помогающий
учащимся
достичь
того
уровня
общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Программа предусматривает освоение ее содержания согласно интересам, потребностям и
способностям детей.
На уроках чтения совершенствуется техника чтения у учащихся и понимание содержания
художественных произведений, развивается речь и мышление. Школьники учатся отвечать на
поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание
прочитанного; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно
оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и
отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Обучение чтению и развитию речи носит практическую направленность и тесно связано с
другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в
условиях современного общества
Цели и задачи обучения:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования школьников; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов
речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического
отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и
научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта школьников средствами художественного текста;
формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной
России и других стран.
Место курса в учебном плане
На реализацию программы в учебном плане обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), находящегося на индивидуальном обучении на дому,
выделено: 5 класс – 2 ч в неделю (68 часов), 6 класс – 1 ч в неделю (34 часа), 7 класс – 1 ч в неделю

(34 часа), 8 класс – 1 ч в неделю (34 часа), 9 класс – 1 ч в неделю (34 часа). Всего 204 часа учебных
занятий по курсу.
Класс
Количество часов в неделю
Итого в год
5 класс
6класс
7 класс
8 класс
9 класс

2 часа
1 час
1час
1час
1час

68 часов
34 часа
34 часа
34 часа
34 часа
Всего 204 часа

Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
• правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по
содержанию текстов (после предварительной подготовки);
• определение темы произведения (под руководством учителя);
• ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами;
• участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и
разобранного под руководством учителя текста;
• пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью
учителя);
• выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
• установление последовательности событий в произведении;
• определение главных героев текста;
• составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по
вопросам учителя;
• нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью
учителя;
• заучивание стихотворений наизусть (7-9);
Достаточный уровень:

• правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм
орфоэпии;
• ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);
• определение темы художественного произведения;
• определение основной мысли произведения (с помощью учителя);
• самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
• формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);
• различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;
• определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение собственного
отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с
помощью учителя);
• пересказ текста по коллективно составленному плану;
• нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с
опорой на контекст;
• ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с помощью
взрослого); самостоятельное чтение художественной литературы;
• знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.

Содержание курса
Чтение и развитие речи
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка,
былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и
зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и
научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники,
детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во
имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их
дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть,
жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы,
рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:

литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ,
басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.

присказка, зачин, диалог, произведение.

герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.

стихотворение, рифма, строка, строфа.

средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).

элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление,
предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из
произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения
самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной
мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков
персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам.
Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и
подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с
помощью учителя.

Тематическое планирование
№ п/п

5 класс
Наименование тем
Устное народное творчество ( 2 часа)

1

Считалки. Заклички-приговорки. Потешки.

2

Пословицы и поговорки. Загадки.

Сказки (7 часов)
3

«Никита Кожемяка» (Русская сказка)

4

«Золотые руки» (Башкирская сказка)

5

«Морозко» (Русская сказка)

6

«Два Мороза» (Русская сказка)

7

«Три дочери» (Татарская сказка)

8

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях»
По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка»

9

11
12

Картины родной природы (8 часов)
Лето. Г. Скребицкий «Июнь» И.Суриков «Ярко
солнце светит…»
А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки)
Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь»

13

По И. Соколову-Микитову «Золотая осень»

14

К. Бальмонт «Осень»

15
16

По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!»
По В. Астафьеву «Осенние грусти…»

17

И. Бунин «Первый снег»

10

О друзьях-товарищах (5 часов)
18
19
20
21
22

Ю. Яковлев «Колючка»
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»
В. Медведев «Фосфорический» мальчик»
Л. Воронкова «Дорогой подарок»
Я. Аким «Твой друг»
Басни И. Крылова (3 часа)

Виды учебной
деятельности
Чтение осознанное,
правильное, выразительное.
Пересказ текста по плану
полно и выборочно. Беседа по
прочитанным считалкам,
пословицам и поговоркам.
Развитие диалогической речи.
Составление плана. Пересказ по
плану.
Чтение сказок. Ответы на
вопросы. Рассказывание сказок.
Деление текста на части,
составление плана, пересказ,
работа над выражениями.
Составление характеристики
главных героев сказок.

Работа с текстом. Ответы на
вопросы. Выразительное чтение
и разучивание стихотворений.
Рассматривание и разбор
картинок о лете, осени.

Работа с текстом. Ответы на
вопросы. Выразительное чтение
Рассматривание и разбор
иллюстраций к произведениям.

Работа с текстом. Ответы на

23
24
25

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41

И. Крылов «Ворона и Лисица»
И. Крылов «Щука и Кот»
И. Крылов «Квартет»

вопросы. Выразительное чтение
Рассматривание и разбор
иллюстраций к произведениям.

Спешите делать добро (6 часов)
Н. Хмелик «Будущий олимпиец»
О. Бондарчук «Слепой домик»
В. Осеева «Бабка»
А. Платонов «Сухой хлеб»
В. Распутин «Люся» (отрывок из повести
«Последний срок»
В. Брюсов «Труд»
Картины родной природы (16 часов)
Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
Г. Скребицкий «Декабрь» К. Бальмонт «К зиме»
Г. Скребицкий «Всяк по-своему»
С. Есенин «Поёт зима – аукает…» С. Есенин
«Берёза»
А. Пушкин «Зимняя дорога»
Весна. Г. Скребицкий «Март»

Работа с текстом. Ответы на
вопросы. Выразительное чтение
Рассматривание и разбор
иллюстраций к произведениям.

А. Толстой «Вот уж снег последний в поле
тает…»
Г. Скребицкий «От первых проталин до первой
грозы» (отрывки)
Г. Скребицкий «Весна - красна»
Г. Скребицкий «Грачи прилетели»

42
43

Г. Скребицкий «Заветный кораблик»
А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из
повести «Детство Никиты»)

44
45
46

А. Блок «Ворона» Е. Серова «Подснежник»
И. Соколов – Микитов «Весна»
И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…»

47
48

С. Есенин «Черёмуха»
Я. Аким «Весна, Весною, о весне»
О животных (8 часов)

49

Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка»
(отрывки из повести «Детство Тёмы»)

50

А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести
«Детство Никиты»)
К. Паустовский «Кот Ворюга»
Б. Житков «Про обезьянку»

51
52
53
54
55
56

Работа с текстом. Ответы на
вопросы. Выразительное чтение
и разучивание стихотворений.
Рассматривание и разбор
картинок о зиме и весне

Э. Асадов «Дачники»
Э. Асадов «Дачники»
Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны»
С. Михалков «Будь человеком»
Из прошлого нашего народа (8 часов)

Работа с текстом. Ответы на
вопросы. Выразительное чтение
Рассматривание и разбор
иллюстраций к произведениям
о животных.

Чтение произведений о

57

По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва
собирает войско»

58

По О. Тихомирову «На поле Куликовом.
Куликовская битва»
По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава
героям»
По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года.
Бородино. Ключи Конец похода»

59
60
61
62

Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…»
(отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)
А. Куприн «Белый пудель» (отрывок)

64

По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь
метелью!»
Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата»

65

Из произведений зарубежных писателей ( 4
часа)
В.Гюго «Гаврош» (отрывки)

66

М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки)

67

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с
дикими гусями»
Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки)

63

68

прошлом нашего народа,
выборочное чтение; работа с
иллюстрациями, краткий
пересказ содержания.

Чтение произведений.
Пересказывает содержание,
составление портрета по плану.
Отвечает на вопросы, работает
с иллюстрациями.

Итого: 68 часов

6 класс
№п/п

1
2
3
4
5
6
7
8

Наименование тем

Виды учебной деятельности

Картины родной природы

Работа с текстом. Ответы на
вопросы. Выразительное чтение и
разучивание стихотворений.
Рассматривание и разбор картинок
о лете, осени.

Лето. Осень. (14 часов)
Отечество. По В. Пескову Россия. М. Ножкин
Моя Родина. М. Пришвин
Сентябрь. В. Бианки
«Лес точно терем расписной…» И. Бунин
Грабитель. Ю. Качаев
Белый домик. Б. Житков
Звонкие ключи. А. Белорусец
Заячьи лапы. К. Паустовский Осенний день в
берёзовой роще. И. Тургенев
Хитрюга. Е. Носов Октябрь. В. Бианки
Будь человеком. С. Михалков
Петя мечтает. Б. Заходер
Слон и муравей. Кузнечик Денди. По Д. Биссету

9

Как один мальчик играл с палкой. Пуговкин домик.
Дж. Родари

10

Илья Муромец и Соловей-разбойник

11
12
13
14

15
16
17
18
19
20

Москва. Ф. Глинка Ноябрь. В. Бианки
Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву
Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой
Как Незнайка сочинял стихи. По Н. Носову
Тайна цены. Е. Пермяк
Здравствуйте! Перевод с польского Д. Гальпериной
Зима (9 часов)
Декабрь. В. Бианки Новогодние загадки. Е
Благинина Встреча зимы. А. Никитин
Тёплый снег. А. Дорохов«Вот север, тучи нагоняя»
А. Пушкин Пушкин. Д.Хармс
Январь. В. Бианки Ель. Х.-К. Андерсен
Ванька. А. Чехов «Весело сияет месяц над селом…»
И. Никитин
«Белый снег пушистый весело кружится…» И.
Суриков
Лёля и Минька. М. Зощенко
Пурга. Ю. Рытхэу Таинственный ночной гость. Ю.
Дмитриев

21

Февраль. В. Бианки

22

Двенадцать месяцев. С. Маршак

23

Снежная королева. По Х.-К. Андерсену
Весна (6 часов)

24

Первые приметы. С.Смирнов

25

Март. В. Бианки

26

Весна идёт. По В. Пескову
Жаркий час. М. Пришвин Весенняя песня. Г.
Скребицкий Жаворонок. В. Жуковский
Детство Никиты. А. Толстой
«Как после мартовских метелей…» А. Твардовский
«И вот шатёр свой голубой опять раскинула
весна…» А. Плещеев
Апрель. В. Бианки

27
28
29

30
31
32
33
34

Работа с текстом. Ответы на
вопросы. Выразительное чтение и
разучивание стихотворений.
Рассматривание и разбор картинок
о зиме.

О животных ( 5 часов)
Злодейка. По В. Астафьеву Кот в сапогах. В.
Драгунский
Рикки-Тикки-Тави. По Р. Киплингу
«Дождь пролетел и сгорел на лету…» В. Набоков
Май. В. Бианки
Наши песни спеты на войне. М. Дудин
Звездолёт «Брунька». В. Медведев.
Зорькина песня. В. Астафьев. «Нынче ветер, как
мальчишка, весел…» Н. Рыленков
Итого:34 часа

Работа с текстом. Ответы на
вопросы. Выразительное чтение и
разучивание стихотворений.
Рассматривание и разбор картинок
о весне.

Работа с текстом. Ответы на
вопросы. Выразительное чтение
Рассматривание и разбор
иллюстраций к произведениям о
животных.

7 класс
№ п/п

Наименование тем

Виды учебной деятельности

Устное народное творчество (4 часа)

Чтение осознанное, правильное,
выразительное. Пересказ сказок по
плану полно и выборочно. Беседа по
прочитанной сказке. Развитие
диалогической речи. Составление
плана. Пересказ по плану

1

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

2

Русская народная сказка «Журавль и Цапля».

3

Русская народная сказка «Умный мужик».

4

Былина «Три поездки Ильи Муромца».
Из произведений русской литературы XIX
века (15 часов)

5/1

A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном …»

6/2

A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном …»

7/3

А.С. Пушкин «У Лукоморья».

8/4

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

9/5

И.А. Крылов «Кукушка и Петух».

10/6

И.А. Крылов «Волк и Журавль».

11/7

И.А. Крылов «Слон и Моська».

12/8

НА. Некрасов «Несжатая полоса».

13/9

Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин».

14/10

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».

15/11

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».

16/12

А.П. Чехов «Хамелеон».

17/13

В.Г. Короленко «Дети подземелья».

18/14

В.Г. Короленко «Дети подземелья».

19/15

В.Г. Короленко «Дети подземелья».
Из произведений русской литературы XX
века (15 часов)

20/1

М. Горький «Детство».

21/2

М. Горький «Детство».

22/3

М. Горький «Детство».

23/4

М. Горький «В людях».

Чтение произведений. Пересказывает
содержание, составление портрета по
плану. Отвечает на вопросы, работает
с иллюстрациями.

Чтение произведений. Пересказывает
содержание, составление портрета по
плану. Отвечает на вопросы, работает
с иллюстрациями.

24/5

М. Горький «В людях».

25/6

М. Горький «В людях».

26/7

М.В. Исаковский «Детство», «Ветер».

27/8

К.Г. Паустовский «Последний черт».

28/9

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

29/10

В.П. Катаев «Флаг».

30/11

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин».

31/12

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин».

32/13

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин».

33/14

А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля».

34/15

К.Я. Ваншенкин «Мальчишки», «Снежки».
Итого: 34 часа

8 класс
№ п/п

Наименование тем

Устное народное творчество (4 часа)
1

Сказки. «Волшебное кольцо» (Русская народная
сказка)

2

Баллады. В.А.Жуковский «Перчатка»

3

И.З.Сурков «Нашла коса на камень»

4

Былины. Садко.

5

Произведения русских писателей XIX века
(16 часов)
Жизнь и творчество А.С.Пушкина. М.Я.Басина
«Публичное испытание»

6

И.И.Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок)

7

А.С.Пушкин «И.И.Пущину» ,«Зимнее утро»,
«Няне»

8

А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его
Балде»

Виды учебной деятельности

Чтение осознанное, правильное,
выразительное. Пересказ сказок,
баллад, былин по плану полно и
выборочно. Беседа по прочитанной
сказке. Развитие диалогической речи.
Составление плана. Пересказ по плану

Чтение рассказов. Ответы на вопросы.
Деление текста на части, составление
плана, пересказ. Составление
характеристики главных героев.

9

Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова.
М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»

10

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова»

11

Жизнь и творчество И.А.Крылова. И.А.Крылов
«Волк на псарне»

12

И.А.Крылов «Осел и Соловей»

13

Жизнь и творчество Н.А.Некрасова.
Н.А.Некрасов «Размышления у парадного
подъезда»

14

Н.А.Некрасов «Русские женщины»

15

Жизнь и творчество И.С.Никитина.
И.С.Никитин «Русь»

16

Жизнь и творчество И.С.Тургенева.
И.С.Тургенев «Муму»

17

И.С.Тургенев «Муму»

18

Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой
«После бала»

19

Л.Н.Толстой «После бала»

20

Итоговый урок по теме «Произведения русских
писателей XIX века»
Произведения русских писателей 1-й
половины XX века (7часов)

21

Жизнь и творчество А.П.Чехова. А.П.Чехов
«Лошадиная фамилия»

22

Жизнь и творчество В.Г.Короленко.
В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

23

В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

24

Жизнь и творчество М.Горького. М.Горький
«Макар Чудра»

25

М.Горький «Макар Чудра»

26

Жизнь и творчество С.А.Есенина. С.А.Есенин
«Спит ковыль»

Чтение рассказов. Ответы на вопросы.
Деление текста на части, составление
плана, пересказ, работа над
выражениями. Составление
характеристики главных героев.

27

Жизнь и творчество А.П.Платонова.
А.П.Платонов «Разноцветная бабочка»
Произведения русских писателей 2-й
половины XX века
( 7 часов)

28

К.Г.Паустовский «Телеграмма»

29

Творчество Л.А.Кассиль. Л.А.Кассиль «Пекины
бутсы»

30

Жизнь и творчество А.Т.Твардовского.
А.Т.Твардовский «Василий Теркин»

31

Творчество В.П.Астафьева. В.П.Астафьев
«Далекая и близкая сказка»

32

В.П.Астафьев «Далекая и близкая сказка»

33

Жизнь и творчество Р.П.Погодина. Р.П.Погодин
«Алфред»

34

А.А.Сурков «Родина».
Итого:34 часа

Чтение рассказов. Ответы на вопросы.
Деление текста на части, составление
плана, пересказ. Составление
характеристики главных героев.

9 класс
№п/п

1

Наименование тем

Виды учебной деятельности

Устное народное творчество 4 часа

Чтение осознанное, правильное,

Русские народные песни. Колыбельная. За выразительное. Пересказ сказок, былин по
плану полно и выборочно. Беседа по

морем синичка не пышно жила.
2

Былины.

На

заставе

богатырской

(в

сокращении).
3

прочитанному. Составление плана.
Пересказ по плану.

Сказки. Сказка про Василису премудрую.
Русская народная сказка (В сокращении).

4

Сказки. Лиса и тетерев. Русская народная
сказка.
Из произведений русской литературы Чтение произведений. Ответы на вопросы.
Деление текста на части, составление плана,

XIX века 12 часов
5

Василий Андреевич Жуковский. Три пояса пересказ. Составление характеристики
главных героев.

(В сокращении).
6

Иван Андреевич Крылов.. Кот и повар (В
сокращении).

7

Александр Сергеевич Пушкин.

Руслан и

Людмила. Поэма (В сокращении).
8

А.С.Пушкин.Руслан и Людмила. Поэма (В
сокращении).

9

А.С.

Пушкин

Барышня-крестьянка

(В

Барышня-крестьянка

(В

сокращении).
10

А.С.

Пушкин

сокращении).
11

Михаил

Юрьевич

Лермонтов

Тучи.

Баллада.
12

Николай Васильевич Гоголь.Майская ночь,
или Утопленница.

13

Майская ночь, или Утопленница (Отрывки
в сокращении).

14

Николай Алексеевич Некрасов. Рыцарь на
час (Отрывки) Саша (Отрывок).

15

Афанасий Афанасьевич Фет. На заре ты её
не буди Помню я: старушка няня…

16

Антон Павлович Чехов.Злоумышленник

(В сокращении).
Из произведений русской литературы Чтение рассказов. Ответы на вопросы.
Деление текста на части, составление плана,

XX века 12 часов
17

Песня о Соколе (В пересказ.

Максим Горький.

главных героев.

сокращении).
18

В.В.

Составление характеристики

Маяковский

приключение,

бывшее

Маяковским

летом

Необычайное
с

Владимиром

на

даче.

(В

сокращении).
19

Марина

Ивановна

Цветаева

Красною

кистью. Вчера ещё в глаза глядел,.
20

Константин

Георгиевич

Паустовский.

Стекольный мастер
21

Сергей Александрович Есенин

Нивы

сжаты, рощи голы, … Собаке Качалова.
22

Михаил Александрович Шолохов Судьба
человека (Отрывки в сокращении).

23

Евгений Иванович Носов Трудный хлеб.

24

Николай Михайлович Рубцов Тихая моя
родина (В сокращении).

25

Н.М.

Рубцов

Русский

огонёк

(В

сокращении). Зимняя песня
26

Юрий Иосифович Коваль Приключения
Васи

Куролесова (Отрывок).В деревне

Сычи. Тёртый калач.
27

Приключения Васи Куролесова (Отрывок).
Глава третья. Парочка поросят.

Тёмная

ночь.
28

Приключения Васи Куролесова (Отрывок).
Рыжий. Обыкновенный мешок. Вася бьёт
черноусого.
Из

произведений

зарубежной Чтение рассказов. Ответы на вопросы.

литературы 6 часов
29

Роберт Луис Стивенсон Вересковый мёд (В пересказ.
сокращении).

30

Деление текста на части, составление плана,

Эрнест Сетон-Томпсон. Снап. История
бультерьера (Отрывок в сокращении)

Составление

главных героев.

характеристики

31

Снап. История бультерьера

(Отрывок в

сокращении) II.
32

Снап. История бультерьера

(Отрывок в

сокращении) III.
33

Джеральд Даррелл Живописный жираф
(Отрывок в сокращении).

34

Джеральд Даррелл Живописный жираф
(Отрывок в сокращении).
Итого: 34 часа
Материально-технического обеспечения образовательной деятельности

1. Демонстрационные таблицы.
2. Экранно-звуковые средства: видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основ
темы курса «Чтение (литературное чтение)»
3. Электронно-программное обеспечение:
- Компьютер
- Презентационное оборудование.

Критерии оценивания
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и
пониманием прочитанного по текстам учебника.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения
(правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли,
ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году
обучения.
Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или
комбинированного опроса.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления
отдельных умений и навыков по чтению.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты
примерно следующего объема (на конец года): V класс – 45-60 слов; VI – 70-80 слов; VII – IX –
90-100 слов.
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых
соответствует объему текстов предыдущего года.
Задача проверки техники чтения заключается, прежде всего, в выявлении продвижения
каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной
коррекционной помощи.
«5» ставится ученику, если он:
- читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного
произношения;
- выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью
учителя;
- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя (с VIII класса – легкие
тексты самостоятельно);
- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;
- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно,
последовательно;
- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
«4» ставится ученику, если он:
- читает в основном правильно, бегло;

- допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении и смысловых пауз, знаков препинания,
передающих интонации, логических ударений;
- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа,
исправляет их с помощью учителя;
- допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с
помощью учителя;
- допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их
самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
- допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает
наизусть недостаточно выразительно.
«3» ставится ученику, если он:
- читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;
- допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 в
соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;
- выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;
- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;
- затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их
поступки;
- отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения
основного смысла произведения;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
«2» ставится ученику, если он;
- читает по слогам;
- допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдении даже синтаксических пауз;
- не выделяет основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя;
- не делит текст на части;
- не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая
основной смысл; не использует помощь учителя;
- не знает большей части текста, который должен знать наизусть.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты
примерно следующего объема (на конец года):
5 класс – 45 - 60 слов; 6 класс – 70 - 80 слов; 7 – 9 классы– 90 - 100 слов.
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых
соответствует объему текстов предыдущего года.
Задача проверки техники чтения заключается, прежде всего, в выявлении продвижения
каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной
коррекционной помощи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».