Чтение1-4_УО_вариант1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Чтение» разработана для обучающихся по АООП
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые
находятся на индивидуальном обучении на дому, в соответствии:
 Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273 -ФЗ от 29.12.2012 г.;
 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (Зарегистрировано в Минюсте
России 03.02.2015 N 35850).
 Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ КГО «СОШ №3»;
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) учебного предмета «Чтение».
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
АООП в предметной области «Язык и речевая практика» предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных. Рабочая программа по предмету «Чтение» обеспечивает
достижение планируемых личностных и предметных результатов освоения АООП в соответствии с
требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) к результатам (возможным результатам) освоения АООП.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам,
поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций,
необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими
социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося,
социально значимые ценностные установки. Определенные рабочей программой для 1-4 класса
планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности
их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению
предмета.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и
умениями по предмету и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и
достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Язык и речевая
практика» является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в АООП (вариант 1),
отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к
получению ими образования по этому варианту программы.
Предметные результаты
1класс
Планируемые предметные результаты на конец добукварного периода
Достаточный уровень:
понимать и рассказывать, кто такой ученик, чем он отличается от дошкольника;
знать правила поведения учащихся в школе;
понимать и выполнять правила посадки за партой;
называть письменные принадлежности, необходимые для учёбы, с опорой на
иллюстрации;
знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;
знать основные цвета, называть их и правильно использовать;

различать звуки окружающей действительности, называть их, соотносить с
предметами;
исключать лишний предмет по цвету, форме, величине;
иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово, часть
слова (слог), звук;
делить предложения (из двух-трех слов) на слова, с опорой на схему;
делить двусложные слова на слоги, с опорой на схему;
выделять звуки А, У, О, М, С, Н в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;
составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;
пользоваться карандашом, ручкой;
рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и
геометрические фигуры;
рисовать несложные орнаменты, рисунки;
выполнять штриховку;
рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка;
рисовать элементы, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.
Минимальный уровень:
знать правила поведения учащихся в школе;
знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;
знать основные цвета;
различать звуки окружающей действительности;
находить лишний предмет по цвету, форме, величине;
иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово;
выделять звуки А, У, О в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;
составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;
пользоваться карандашом, ручкой;
рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и
геометрические фигуры;
рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка.
Планируемые предметные результаты на конец периода обучения грамоте
Достаточный уровень:
различать звуки на слух и в собственном произношении;
читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
писать строчные и прописные буквы;
списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и
предложения;
писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с
произношением (последние - после звуко-слогового проговаривания).
Минимальный уровень:
различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;
слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по
содержанию, опираясь на наглядные средства.
2 класс
Достаточный уровень:
- слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ;
- соотносить прочитанный текст с иллюстрацией;
- читать плавно по слогам короткие тексты с переходом на чтение целым словом двусложных
слов, простых по семантике и структуре;
- пересказывать по вопросам, картинно-символическому плану, прочитанный или
прослушанный текст;
- выразительно читать наизусть 3-5 коротких стихотворений перед учащимися класса.

Минимальный уровень:
- слушать небольшие по объему тексты и отвечать на вопросы с помощью учителя или с опорой
на картинку;
- читать по слогам короткие тексты;
- соотносить прочитанный текст с иллюстрацией;
- читать наизусть 2-3 небольших стихотворения.
3 класс
Достаточный уровень:
- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под
руководством учителя;
- трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
- пересказывать содержание прочитанного;
-устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся;
- отличать монолог от диалога;
- читать наизусть 5—7 стихотворений.
Минимальный уровень:
- читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном
темпе);
- читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору;
- понимать содержание прочитанного;
- пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя;
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- пересказывать небольшие по объему тексты;
- оценивать литературного героя произведения по его поступкам.
- читать наизусть 3—5 стихотворений.

-

Планируемые личностные результаты на конец обучения
в младших классах
положительное отношение к школе, к урокам чтения;
проявление интереса к языковой и речевой деятельности;
расширение представлений о многообразии окружающего мира;
доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и

др.;
- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения
совместной учебной деятельности на уроке;
- умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на
вопросы учителя;
- оценка результатов своих действий и действий одноклассников, производимая совместно с
учителем;
- слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
уметь работать со всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац);
- понимать с помощью учителя знаки, символы, схемы, приведённые в учебных пособиях,
учебных материалах;
- под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст,
рисунок, таблица, схема);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
- принимать участие в диалоге;

- принимать участие в работе парами и группами;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила
вежливости.
Планируемые предметные результаты на конец обучения в младших классах
4 класс
Минимальный уровень:
осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и
структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после
предварительного разбора);
пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» учебного плана
МБОУ КГО «СОШ №3». На изучение предмета «Чтение » отводится:
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

33 ч
51ч
51ч
68ч

1ч в неделю
1,5ч в неделю
1,5 ч в неделю
2 ч в неделю

Содержание учебного предмета «Чтение»
1класс 33ч.(1час в неделю)
Добукварный период 7ч.
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа
Добукварный период
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука
(«Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы
звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных
детских инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш —
шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит свисток и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые
сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов,
соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние
окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической
схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым,
удочка — уточка, бабушка — бабочка и др.

Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и
схемой. «Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия:
Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение»
предложения.
Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их условнографической схемой. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим
выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У
Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся). Фиксация
части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого
прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, са — за, да — та и т.д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре:
«Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе —
два Егорки, потом — три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких
стихотворений, чистоговорок и т.д.
Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з], [с] — [ш] и
т.д. (с учетом произносительных навыков учащихся).
Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение
звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков
учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с
опорой на натуральные предметы или картинки.
Развитие зрительных и пространственных восприятий
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый,
черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2—3) по
образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок.
Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и
др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных
знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное
введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2—3) разного цвета. Составление из
геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.).
Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху — внизу, справа — слева.
Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: елочка — три
треугольника, дом — треугольник и квадрат.
Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева
направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи.
Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4—6) картинки по образцу,
составление картинки из пазлов (2—4).
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной характеристике —
цвету, форме или величине.
Развитие моторных умений.
Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание
пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков
друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких
стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.
Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом
на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных,
вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом,

шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от
трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в
пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением
внизу — крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива,
полуовал — месяц и др.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.
Букварный период (чтение)
1-й этап 8ч.
Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии.
Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять
первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого
звука, с опорой на картинки или задание учителя («Назовите имена детей, которые начинаются со
звука [а]» и др.).
Соотнесение звука и буквы.
Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв.
Наблюдение в зеркале за наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных
букв соответствующим цветом.
Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам,
ум, ах, ох) и открытых двубуквенных(ма, му, ха, хи) слогов.
Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц. Запоминание слогов.
Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: [м] — [н], ма — на.
Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.) с последующим их
повторением целым словом. Соотнесение прочитанного слова с предметом или с картинкой.
Составление и чтение слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д.
Чтение предложений из 1—2 слов и предметной картинки. Чтение предложений из 3 слов, с
последующим их устным воспроизведением.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.
2-й этап8ч
Повторение пройденных звуков и букв.
Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь.
Правильное и четкое произнесение звуков.
Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный (с
опорой на зеркало), звонкий или глухой (с опорой на дрожание гортани).
Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы.
Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах ([с] — [з], [х] — [к], [р] — [л],
[п] — [б]; са — за, ша — жа, коза — коса и др.); слогов с мягкими и твердыми согласными (мы —
ми, лы — ли, ны — ни, мыл — мил и т.д.); а также с и — й, (мои — мой). Образование и чтение
открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трехчетырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д.
Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слогов.
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.
Четкое проговаривание каждого слога в слове.
Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет.
Соотнесение слова с иллюстративным материалом.
Работа со звуко-буквенной схемой.
Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).
Чтение предложений из 2—4 слов с последующим воспроизведением прочитанного («Какое
предложение ты прочитал?Повтори»).
Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником.
Чтение небольших текстов из 2—4 предложений. Ответы на вопросы.
Выборочное чтение по заданию учителя («Найди ответ на вопрос или подпись к картинке»).
Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки.
Чтение загадок и стихотворений (из 2 строчек). Разучивание их с голоса учителя.

3-й этап 10
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ,
ъ. Четкое и правильное артикулирование звуков.
Практическое различение гласных и согласных звуков, правильное обозначение их в схеме.
Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких согласных,
свистящих и шипящих в слогах и словах: [ф] — [в], [с] — [ц], [ч] — [щ]; ма — мя, му — мю, су — цу,
ша — ща; цвет — свет, плач — плащ и др.
Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур.
Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и
чтение по слогам слов, состоящих из 1—3 слогов.
Чтение предложений из 2—5 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации
учителя или самостоятельно при выполнении задания: «Как сердятся гуси?» И т.д.
Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений, текста с
иллюстративным материалом; выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации.
Выборочное чтение слов, предложений по вопросам, картинке, заданию.
Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.
2 класс 51ч.
(1,5 часа в неделю)
№
Тема
Осень пришла – в школу пора (6 ч)

1
1

Все куда-нибудь идут. По В. Голявкину
Первый урок.

2

Мы рисуем.
Грибной лес. Я. Аким

3

Слон Бэби. По В. Дурову
Птичья школа. Б. Заходер

4

Осенние подарки. По Н. Сладкову
В парке.
Падают, падают листья. М. Ивенсен

5

Осенний лес. По В. Карабельникову
Всякой вещи свое место. По К. Ушинскому

6

Хозяин в доме. Д. Летнева
Зачем дети ходят в школу? По В. Голявкину
Серый вечер. По А. Тумбасову
Почитаем – поиграем (2ч)

2
7

Одна буква. По А. Шибаеву
Слоги. А. Усачев
Дразнилка. По С. Иванову

8

Черепаха. К. Чуковский
Шумный Ба-Бах. Дж. Ривз

В гостях у сказки(4ч)

3
9

Лиса и волк (Русская народная сказка)
Гуси и лиса (Русская народная сказка)
Лиса и козел (Русская народная сказка)
Мышка вышла гулять. По Л. Толстому

10

Волк и баран (Литовская сказка)
Сказка о том, как зайцы испугали серого волка.По С. Прокофьевой
Рак и ворона (Литовская сказка)
Заяц и черепаха(Казахская сказка)

11

Благодарный медведь (Мордовская сказка)
Как белка и заяц друг друга не узнали (Якутская сказка)

12

Волк и ягненок (Армянская сказка)
Умей обождать (Русская народная сказка)
Животные рядом с нами» (4ч)

4
13

Умная собака (Индийская сказка)
Я домой пришла! По Э. Шиму
Лошадка (Русская народная присказка)
Кролики. По Е. Чарушину

14

Баран. В. Лифшиц
Храбрый утенок. По Б. Житкову
Всё умеют сами. По Э. Шиму

15

Котёнок. М. Бородицкая
Три котёнка. По В. Сутееву

16

Петушок с семьей. По К. Ушинскому
Упрямые козлята
Пёс (в сокращении). В. Лифшиц
Ой ты, зимушка – зима! (10ч)

5
17

Первый снег (в сокращении). Я. Аким
Большой Снег. По Э. Киселёвой
18

Снежный колобок. По Н. Калининой
Снеговик-новосёл. По С. Вангели

19

Воробышкин домик. По Е. Шведеру
Зимние картинки (в сокращении) Г. Галина

20

Миша и Шура. Е. Самойлова
Купили снег. Ш. Галиев

21

Буратиний нос. По Г. Юдину
Живи, ёлочка! (в сокращении). И. Токмакова

22

Про ёлки. По В. Сутееву
Коньки купили не напрасно. По В. Голявкину

23

Ромашки в январе. По М. Пляцковскому

24

Мороз и Заяц (Русская народная сказка

25

Вьюга (Литовская народная сказка)

26
На лесной полянке. По Г. Скребицкому
Что такое хорошо и что такое плохо (8ч )

6
27

Коля заболел. По А. Митту
Подружки рассорились. По В. Голявкину

28

Самокат. Г. Ладонщиков
Скамейка, прыгуны – гвоздики и Алик. По Э. Киселевой

29

Торопливый ножик. По Е. Пермяку
Вьюга. По В. Сухомлинскому

30

Трус. По И. Бутмину
Как я под партой сидел. По В. Голявкину

31

Петя мечтает (в сокращении). Б. Заходер
Мёд в кармане. По В. Витка

32

Канавка. По В. Донниковой
Назло Солнцу (Узбекская сказка)

33

Мостки. А. Барто
Песенка обо всем. По М. Дружининой

34

Лемеле хозяйничает. Л. Квитко
Неряха .По И. Туричину
Весна идёт! (9ч)

7
35

Март. Я. Аким
Невидимка. По Ю. Ковалю

36

Праздник мая. В. Берестов
Подарок к празднику (По рассказу В. Драгунского «Рыцари»)
Снег и заяц (Бурятская сказка)

37

Помощники весны. Г. Ладонщиков
Лягушонок. По М. Пришвину

38

Весна. Г. Ладонщиков
Барсук. По Е. Чарушину
Весенняя песенка. С. Маршак

39

На краю леса. По И. Соколову-Микитову
Подходящая вещь. По В. Голявкину

40

Деньки стоят погожие… (в сокращении) М. Пляцковский
Ручей и камень. По С. Козлову

41
Как птицы лису проучили (Русская народная сказка)
Вкусный урок. По Т. Шарыгиной
42

Почему скворец веселый ? С. Косенко
Храбрый птенец. Э. Шим

43

Кому пригодилась старая Митина шапка. По М. Быкову
Чудесное рядом (6ч)

8
44

Лосёнок. По Г. Цыферову
Игра (в сокращении). О. Дриз

45

Удивление первое. Г. Цыферов
Осьминожек. По Г. Снегирёву

46

Друзья. По С. Козлову
Необыкновенная весна. По С. Козлову

47

Не понимаю. Э. Мошковская
Кот Иваныч. По Г. Скребицкому

48

Золотой луг. По М. Пришвину
Неродной сын (по рассказу В. Бианки «Кошкин выкормыш»)

49

Подарок. Ю. Кушак
Всё здесь. По В. Бианки
Лето красное (2ч)

9
50

Светляки. По И. Соколову-Микитову
Петушок и солнышко. По Г. Цыферову
Прошлым летом. И. Гамазкова

51

Поход. С. Махотин
Раки. По Е. Пермяку
В гости к лету. В. Викторов
Отчего так много света? И. Мазнин

Произведения для заучивания наизусть (2 – 5)
Живи, ёлочка! (в сокращении). И. Токмакова
Самокат. Г. Ладонщиков
Зимние картинки (в сокращении) Г. Галина
Март. Я. Аким
Поход. С. Махотин

3 класс 51ч.
(1.5 часа в неделю)

№
1

Тема
Здравствуй, школа! (3ч)

1

Сентябрь. М. Садовский
Веселая улица. По В. Воскобойникову
Первое сентября. Б. Берестов

2

Завтра в школу (По рассказу В. Драгунского «Первый день»)
Пятёрки. По Э. Шиму
Смешинка. Котенок хочет в школу. Б. Берестов

3

Кто лучшим будет. В. Бирюков
Обида. По В. Хоменко
Наша учительница. А. Аксёнов
Осень наступила (6 ч)

4

Осень. О. Высотская
Последний лист. По Ю. Ковалю
«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» (в сокращении). А.
Толстой

5

Сентябрь на дворе (По рассказу Н. Сладкова «Кто куда»)
Воробей. В. Степанов
Лето на верёвочке. По А. Баркову

6

Улетают, улетели… Е. Благинина
Смешинка. Ворона и синица. По Э. Шиму

7

За кормом для птиц (По рассказу Л. Воронковой «Танины дела»)
В октябре. Г. Ладонщиков

8

Страшный невидимка. По Н. Сладкову
Осень наступила… А. Плещеев

9

Сказка об осеннем ветре. По Н. Абрамцевой
Доскажи словечко (Осенние загадки). Н. Майданик
Учимся трудиться (4 ч)

10

Всё для всех. Ю. Тувим
Работа. По Д. Габе
Мои помощники. В. Орлов
Смешинка. С. Васильев
Бабушка и внучка (По рассказу А. Потаповой «Бабушкина наука»)

11

Повара. Б. Заходер
Сюрприз. По М. Дружининой
Маргаритка. О Высотская
Пуговица. По В. Жомченко

12

Портниха. Г. Ладонщиков
Пуговица. В. Осеева
Смешинка. А. Усачев

13

Как я помогал маме мыть пол. По В. Голявкину
Как Алёшке учиться надоело. По С. Баруздину
Чем пахнут ремёсла (в сокращении). Дж. Родари
Ребятам о зверятах (4 ч)

14

Лисята (По рассказу Е. Чарушина «Путешественники»)
Смешинка. Лисица и Ёж. По Н. Сладкову
Заяц. Е. Тараховская
Ёж. По м. Пришвину

15

Смешинка. А. Богданова
Материнская забота. По А. Баркову
Белёк. По Г. Снегирёву
Пин и Гвин. В. Приходько
Галка. По Б. Житкову

16

Куриный воспитанник. По В. Гаранжину
Добрый волк. По М. Тарловскому
Живая шляпа. По Н. Носову

17

Смешинка. По Л. Вершинину
Котята. По Н. Павловой
Кошкин щенок (в сокращении). В. Берестов
Сердитый дог Буль. По М. Пляцковскому
Чудесный мир сказок (3ч)

18

Лиса и журавль (Русская народная сказка)
Храбрый баран (Русская народная сказка)
Лиса и тетерев (Русская народная сказка)

19

Овечка и волк (Украинская народная сказка)
Медведь и пчёлы (Башкирская народная сказка)
Тигр и лиса (Таджикская народная сказка)

20

Лиса и куропатка (Французская народная сказка)
Куцый Хвост (Абхазская народная сказка)
Глупый котёнок (Удмуртская народная сказка)
Зимушка – зима (7 ч)

21

Ой ты, зимушка-зима! (Русская народная песня)

Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз. По В. Бианки
Декабрь. М. Садовский
Как ёлку наряжали. По Л. Воронковой
22

Смешинка. О. Григорьев
В новогоднюю ночь. С. Попов
Смешинка. По В. Ячменёвой
Как Дед Мороз сделал себе помощников. По А. Усачёву
Такой вот герой. По А. Потаповой

23

Зима (отрывок). С. Есенин
Подарок. С. Суворова
У Ники новые лыжи. По В. Голявкину

24

С прогулки. И. Шевчук
Неудачная находка. По М. Быковой
Детство (в сокращении). И. Суриков

25

Смешинка. О. Григорьев
Что за зверь? По Е. Чарушину

26

Не стучать – все спят! По Э. Шиму
Зайка. В. Степанов
Еловая шишка. По Н. Сладкову

27

Снежок (в сокращении). З. Александрова
Коллективная печка. По С. Баруздину
Доскажи словечко (Зимние загадки). В. Аникин, Н. Майданик
Так нельзя, а так можно (4ч)

28

Снегирь и Синичка. По А. Ягофаровой
Птица-синица. По В. Хоменко
Дельный совет. Г. Ладонщиков

29

Смешинка. Положили на подушки. Г. Лагздынь
Косточка. По Л. Толстому
Праздничный стол. По С. Георгиеву

30

За игрой. В. Берестов
Бревно С. Баруздин
Как Артёмка котёнка спас. А. Седугин
Подвиг (По рассказу В. Осеевой «Мечтатель»)
Смешинка. Девочка-копуша. И. Демьянов
Лесные доктора. По В. Бирюкову
Весна в окно стучится(9ч)

32

«Зима недаром злится…» Ф. Тютчев
Весенняя песня. По В. Бирюкову
Веснянка (Украинская народная песня)

33

Сосулька. По Э. Шиму
Выгляни, Солнышко… (Русская народная песня)

34

Мамин портрет. С. Вербова
Разноцветный подарок. П. Синявский

35

Тихо-тихо. А. Седугин
Лицом к весне. Р. Сеф

36

Ледоход. С. Вербова
Сон Медвежонка. По Р. Фархади

37

Медведь проснулся. Г Ладонщиков
Заяц на дереве. По В. Бианки

38

Наши гости. С. Погореловский
Скворушка. По Г Скребицкому

39

Весенняя гостья. И. Белоусов
Пчёлки на разведках. По К. Ушинскому

40

Тюльпаны. По А. Баркову
Доскажи словечко (Весенние загадки). Е. Савельева
Веселые истории (3ч)

41

Перепутаница. Р. Фархади
Эхо. По Г. Остеру

42

Кто кем становится (в сокращении). А. Шибаев
Волшебный барабан. А. Усачёв

43

Шишки. М. Пляцковский
Портрет. По Ю. Степанову
Булочная песенка. М. Бородицкая
Родина любимая (5 ч)

44

Скворец на чужбине. Г. Ладонщиков
Наше Отечество (отрывок). По К. Ушинскому

45

Флаг России. По Т. Кудрявцевой
Главный город страны. М. Ильин

46

Песня. В. Степанов

47

День Победы. А. Усачёв

48

Страшный клад. По С. Баруздину
Тульские пряники. По С. Алексееву
Здравствуй, лето! (3 ч)

49

Что такое лето? А. Усачёв
Что сказала бы мама? По Л. Воронковой

Земляника. М. Дружинина
50

Смешинка. С. Васильев
Куда исчез гриб? По В. Хомченко
Ёж-спаситель. По В. Бианки

51
Жарко. Р. Фархади
Верное время. По Э. Шиму
Смешинка. Почему лето короткое? По В. Орлову
Доскажи словечко (Летние загадки). Е. Савельева

Произведения для заучивания наизусть (5 – 7)
Осень. О. Высотская
Улетают, улетели… Е. Благинина
Декабрь. М. Садовский
Детство (в сокращении). И. Суриков
«Зима недаром злится…» Ф. Тютчев
Медведь проснулся. Г Ладонщиков
Жарко. Р. Фархади
4 класс 68ч.
(2 часа в неделю)
№
1

Тема
Школьная жизнь

(6ч)

1

Снова в школу (По повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»
Жил-был Учитель. Э. Мошковская

2

Чему учат в школе (в сокращении). М. Пляцковский
Поздравление (по рассказу Ю. Ермолаева «Сами не ожидали»)

3

Как Маруся дежурила (По повести Е. Шварца «Первоклассница»)
Шум и Шумок. По Е. Ильиной

4

Почему сороконожки опоздали на урок. В. Орлов
Три желания Вити (По рассказу Л. Каминского «Три желания
второклассника Вити»)

5

Читалочка. В. Берестов
Зарубите на носу. По М. Бартеневу

6
2

Загадки. Обобщающий урок.
Время листьям опадать (9ч)

7

Желтой краской кто-то… Н. Антонова
Осенняя сказка. По Н. Абрамцевой

8

Подарки осени. Е. Благинина
Лесные подарки (Из повести Л. Воронковой «Подружки идут в
школу»)

3

9

Лес осенью. А. Твардовский
В осеннем лесу (По рассказу В. Путилиной «Вишнёвая ветка»)

10

Славная осень (Отрывок из поэмы Н. Некрасова «Железная дорога)
Отчего осень грустна. По Ю. Шиму

11

Осень. К. Бальмонт
Три сойки. По Ю. Ковалю

12

Холодная зимовка (По рассказу Н. Сладкова «Курорт «Сосулька»)
Скучная картина!.. (Отрывок) А. Плещеев

13

Сказка про маленького жучка (По рассказу О. Иваненко «Спокойной
ночи»)
Пчёлы и мухи. По К. Ушинскому

14

Время листьям опадать… (По рассказу Г. Граубина «Почему осенью
листопад»)

15

Обобщающий урок
Делу – время, потехе – час (3ч)

16

Пекла кошка пирожки… (Русская потешка)

17
18

Сенокос (Чешская потешка)
Карусели По Л. Пантелееву
Прятки. По Н. Носову
Жмурки. По М. Булатову
В мире животных (7ч)

4

19

Бодливая корова. По К. Ушинскому
Упрямый котёнок. По В. Бирюкову

20

Пушок. По В. Гаранжину
Томка. По Е. Чарушину

21

Охотник и собаки. По Б. Житкову
Чук заболел (По рассказу Л. Матвеевой «Меня курица клюнула в
нос»)

22

Хитрый бурундук. Г. Снегирёв
Барсучья кладовая. По А. Баркову

23

Гостья. По А. Дорохову
Игрушки лисят. Г. Корольков

24

Лиса (Из книги Ю. Дмитриева «Календарь зелёных чисел»)

25

Обобщающий урок
Жизнь дана на добрые дела (4 ч)

5

26

Миша-мастер. Г. Ладонщиков
Пичугин мост. По Е. Пермяку

27

Михаськин сад. В. Хомченко
Когда люди радуются (по повести С. Баруздина «Алёшка из нашего
дома»)

28
Про каникулы и полезные дела. По Ю. Ермолаеву
Котенок. Е. Благинина
29

Птичка. В. Голявкин
Обобщающий урок
Зима наступила (12 ч)

6

30
Снег идёт. По Л. Воронковой
Зима (Отрывок) И. Суриков
31

Снегурочка. А. Слащёв

32

Декабрь (Отрывок) С. Маршак
Вечер под рождество. По Л. Клавдиной

33

Ёлка. По В. Сутееву

34
Где лежало «спасибо»? М. Садовский
35

На горке. По Н. Носову

36

Лисичка-сестричка и волк (Русская народная сказка)
Как Солнце с Морозом поссорились. А. Бродский

37
38

7

Зимняя сказка. П. Головкин
Снежная шапка. В. Бирюков
Митины друзья. Г. Скребицкий

39

В шубах и шапках. По А. Тумбасову
Не ветер бушует над бором… (Отрывок из поэмы Н. Некрасова
«Мороз Красный нос»)

40

Находчивый медведь (По рассказу В. Бианки «Приспособился»)
Зимние приметы. По А. Спирину
Загадки. Е. Благинина, А. Рождественская, Е. Тараховская

41

Обобщающий урок
Весёлые истории ( 5ч)

42

Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову

43

Одни неприятности. Г. Остер
Однажды утром. М. Пляцковский

44

Почему комары кусаются. В. Бирюков
Вот какой рассеянный (Отрывок) С. Маршак

45

Две лишние коробки. По О. Кургузову

46

Отвечайте, правда ли? (Отрывок) г. Чичинадзе
Обобщающий урок
Полюбуйся, весна наступает ( 7 ч )

8

47

Март. В. Алфёров

48

Восьмое марта. По М. Фроловой
Забота. Е. Благинина

49

Бабушкина вешалка. По А. Соколовскому
Последняя льдина. По В. Бианки

50

Весна. А. Плещеев
Скворцы прилетели. По А. Баркову

51

Всему свой срок. По Э. Шиму
Полюбуйся, весна наступает… И. Никитин

52

Весенний вечер. По Ю. Ковалю
Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву

53

Загадки. Обобщающий урок
В мире волшебной сказки ( 5 ч)

9

54

Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении)

55

Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная
сказка) (В сокращении)

56

У лукоморья дуб зелёный… (Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
А. Пушкина)

57

Подарки феи. По Ш. Перро

58

Горшочек каши. Братья Гримм
Наши сказки. По В. Порудоминскому
Родная земля (5 ч)

10

59

Царь-колокол. М. Ильин

Город на Неве. С. Васильева
60

Где всего прекрасней на земле. Д. павлычко
Сочинение на тему. С. Вербова

61

Какое это слово? (По рассказу Л. Кассиля «Как пишется это слово»)
Главное Дело (По рассказу Б. Никольского «О самом главном»)

62

Защита. А. Усачёв

63

Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю
День Победы. Т. Белозёров
Лето пришло (5 ч)

11

64

Ливень. С. Козлов
Тучка. Г. Граубин

65

Хитрый одуванчик. Н. Павлова

66

Одуванчик. Е. Благинина
Встреча со змеёй. По А. Дорохову

67

Летний снег. А. Бродский
После зимы будет лето. В. Голявкин

68

Хозяюшка. О. Тарнопольская
Летние приметы. По А. Спирину

Произведения для заучивания наизусть (5 – 8)
Чему учат в школе (в сокращении). М. Пляцковский
Лес осенью. А. Твардовский
Пекла кошка пирожки… (Русская потешка)
Декабрь (Отрывок) С. Маршак
Не ветер бушует над бором… (Отрывок из поэмы Н. Некрасова «Мороз Красный нос»)
Весна. А. Плещеев
У лукоморья дуб зелёный… (Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
А. Пушкина)
День Победы. Т. Белозёров

Критерии оценок
Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка
выставляется в классный журнал по следующим критериям:
- беглость, правильность, осознанность, выразительность
Оценка «5» - ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка «4» - ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой
четверти разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка «3» - ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других
требования.
Оценка «2» - ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три
требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны.
В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное,
но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная
отметка.
Чтение наизусть
Оценка «5» - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка «4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов,
самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.
Оценка «2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1.Правильная постановка логического ударения.
2.Соблюдение пауз.
3. Правильный выбор темпа.
4.Соблюдение нужной интонации.
5. Безошибочное чтение.
Оценка «5» - выполнены правильно все требования.
Оценка «4» - не соблюдены 1-2 требования.
Оценка «3» - допущены ошибки по трём требованиям.
Оценка «2»- допущены ошибки более, чем по трём требованиям.
Учебно-методическое обеспечение:






Чтение.2 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций реализующих адапт. основные
общеобразовательные программы. В 2 частях .Составитель С.Ю.Ильина и др.-8 изд.-М:
Просвещение 2019г.
Чтение.3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций реализующих адапт. основные
общеобразовательные программы. В 2 частях .Составитель С.Ю.Ильина и др.-8 изд.-М:
Просвещение 2019г.
Чтение.4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций реализующих адапт. основные
общеобразовательные программы. В 2 частях .Составитель С.Ю.Ильина и др.-8 изд.-М:
Просвещение 2019г.

печатные пособия:
 наборы картинной азбуки;
 наборы предметных картинок;
 картинное лото;
 наборы сюжетных картинок по отдельным темам;
 различные виды словарей;
 репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ;
учебно-практическое оборудование:
 комплекты для обучения грамоте
(наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и
индивидуальная, образцы начертания рукописных букв);
 опорные таблицы по отдельным изучаемым темам;
 схемы (звукобуквенного разбора слова; разбора слов по составу);
 дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
 наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам;
 наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.);
 технические средства обучения:





классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц;
магнитная доска;
экран.

198


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».