ВД От истоков к современности

MynuqnnaJrbrroe 6roAxernoe odrqeoopa3oBaTeJrbHoe yqpexAeHue
KocroruynlucKoro ropAcKoro oKpyra
(CpeAHnq o6uleodpa3oBareJrbHan rurco.na J\b 3
c yr.ny6.nenHblM u3yqeHl{eM MareMaruKrD)

Yrnepxgaro:
29.08.2022r.

Cornaconauo:
3aMecrurenb ALIpeKTOpa

Jlanxoscxas H.A.

Hepo6ona M.C.

llpuu.xro Ha lreAaforuqecKoM coBere
IIp.J''lb 1 ot 29.08.2A22r.

PAEOIIA-g TIPOIPAMMA

KYPCA BHEYPOqHOfr AE.fl TEJIbHOCTII
(OT IICTOKOB K COBPEMEHHOCTil)

Anr fralqnxcs 6 rnaccoe

Cocrasureru:
Aaruencxas A.B.
V.{urenr pyccKoro t3brKa }I Jlureparypbl

Kocrouyxura,2022 r.

,r

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Костомукшского городского
округа
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Рассмотрено
на заседании педсовета
_________/_____________/
Протокол № ________ от
«_____» __________ 2022г.

Согласовано
Зам. директора по УВР
__________/
Н.А.Лапковская/
«_____» _________2022г.

Утверждаю
Директор школы
__________ /Неробова
М.С./
«_____» _________2022г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
(духовно-нравственное воспитание)
«От истоков к современности»
Программа рассчитана на 1 год, 34 часа, для учащихся 6 «Г» класса

Автор-составитель:
Дашевская А.В.,
учитель русского языка
литературы
МБОУ КГО СОШ №3

г.Костомукша
2022 год

и

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общекультурного
направления «От истоков к современности» разработана на основании нормативных
документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 в редакции на основе изменений, внесенных Федеральным законом от
26.07.2019 N 232-ФЗ;
2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее
– СанПиН 2.4.2.2821-10);
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
Место курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности
На изучение курса в 6 классе отведено 34 часа (1 час в неделю, 34 недели).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла
народов России» для 6 класса составлена на основе авторской образовательной
программы Н.Ф. Виноградовой (Сборник программ внеурочной деятельности – М., 2011).
Программа «От истоков к современности» раскрывает перед учащимися яркий
спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и
восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети
принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников,
знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные
ремесла русского народа.

Актуальность программы. Мы живѐм в сложном и многообразном мире, в котором
человеческие сообщества всѐ более стремятся к универсализации, но универсализм
реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовнонравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать
гражданина и патриота.
Особое, от сердца и души идущее принятие традиций, ценностей, форм культурноисторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой родины наполняется
конкретным, чувственным, образным содержанием через семью, родственников, друзей,
школу, природу. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия «отчий дом», «родная
земля», «моя семья и род», «Отечество» войдут в сознание человека с малых лет, и тогда
постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут
яркую конкретику. Российскую культуру можно сравнить со стволом могучего дерева,
корни которого образуют культуры народов России. Знание этнокультурных традиций, к
которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в
его духовно-нравственном развитии и воспитании.
Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России.
Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того,
сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное
творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее.
Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное
искусство — это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с
понятием «совесть».
Как воспитать подрастающее; поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто
была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого
человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой,
образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный,
системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического
воспитания,
У России великая, светлая душа. Она отразилась в еѐ природе, в искусстве: в
песнях, танцах, музыке и слове.
Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства — творчеству,
созданному гением парода. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и
самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество,
развивать его традиции - святая обязанность учителей, деятелей искусства.
Народные танцы, песня, как и другие жанры фольклора, произведения народных
умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле
забыты в наше время, с его стремительностью, хаотичностью, напором, вторжением в
жизнь того, что чуждо нашему менталитету. А это то, что живѐт, но скрыто в глубине
души: тонкость восприятия мира, лиризм, скромность, а также коллективизм,
взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия,
оптимизм, открытость миру и людям.
Цель направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у
них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих
в окружающем мире. Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется
в процессе изучения учебных предметов «Литература», «Основы духовно-нравственной
культуры народов России», а также программы внеурочной деятельности школьников
«Праздники, традиции и ремѐсла народов России», Особое внимание при этом обращается
на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовнонравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие
художественного вкуса.









Основными задачами данного курса можно назвать:
изучение отечественной культуры во всем ее многообразии.
создание полноценной нравственно-эстетической среды общения.
развитие творческого креативного мышления.
увеличение диапазона выбора творческой деятельности.
формирование представления об общечеловеческих ценностях, свойственное
каждой культуре.
создание мотивации к дальнейшему формированию культурно-исторической
памяти.
изучение названного курса, как посыл для активизации познавательной
деятельности.

Общая характеристика программы
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к
духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые
— первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого
поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память
поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые
свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев.
Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического
вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не
вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками
создавали фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера:
уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в
частности, целомудрие, скромность, врождѐнное чувство прекрасного, стремление к
гармонии - всѐ это являют нам творения народных умельцев.
Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и
дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а
на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать
народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура
богатейшая, сильная своим духом. У Росси и великое прошлое, и будущее еѐ тоже должно
быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру,
трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа.
Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на еѐ долю, Россия выдержала
с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закалѐнная,
благородная и прекрасная страна. И сердце еѐ великодушное, отзывчивое на добро и
красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны
осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра,
Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования
направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей
модели массовой начальной школы и призван обеспечить достижение основных целей:
1. Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению;
формирование желания и умения учиться;
2. Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного
позитивного отношения к себе и окружающему миру;
3. Освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления

разнообразных видов деятельности;
4. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Планируемые результаты курса
Личностные результаты:
- принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и
духовной жизни своей страны;
- формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов
России;
- формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий,
происходящих в окружающем мире.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- принимать и сохранять задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
реализации, в том числе и во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
Познавательные:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- основам смыслового восприятия художественных текстов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
Коммуникативные:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач; учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов.
Формы занятий, используемые при обучении:
-Беседа
-Круглый стол
- Консультации по проектной деятельности
- Практические занятия
- Игры

Содержание курса
Старинный русский быт
Одежда. Традиционный костюм крестьян
Функциональный характер одежды в старину. Рубашка, сарафан — у женщин. Рубаха,
порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки - у крестьян (мужская одежда).Роль
орнамента-оберега (вышивка).Особое значение пояса (кушака).Головные уборы девушек
и женщин, украшения. Лапти, баретки, онучи,
Одежда. Традиционный костюм бояр
Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки. Летники, душегреи на
меху, шубы, крытые парчой, шѐлком у боярынь и боярышень.
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем
Русская изба. Элементы избы. Крестьянская утварь. Красный угол. Иконы.
Боярские палаты. Терема. Светѐлки. Крытые галереи.
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания
Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.
Мясные и постные кушанья. Пироги. Мѐд. Пиво. Взвары. Варенья. Соления.
Семейные праздники. Семейные обряды. Именины
Быт крестьянской и городской семьи. Распорядок дня.
Игры и забавы детей
Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»).
Глиняные и деревянные игрушки. Знакомство с понятиями «народная
игрушка» и «народная кукла». История возникновения куклы. Изготовление
куклы на палочке. Изготовление куклы на ложке. Катание зимой на санях с
ледяных гор. Девичьи посиделки. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели;
карусели.
Учѐба. Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные
принадлежности. Береста и бумага.
Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы. Учебные книги. Учитель.
Новый русский быт (со времѐн Петра I).
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт.
Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду. «Заморское»
(европейское) платье. Принудительное бритьѐ бород. Петровские ассамблеи.
Наряды дам. Одежда. Украшения. Сложные причѐски. Атрибуты придворных.
Нарядные туфли. Косметика дам XVIII века. Наряды девушек и дам XIX века.
Одежда дворян-мужчин, цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты.
Одежда купчих, мещанок, крестьянок, особые головные уборы.
Одежда мужчин и мальчиков из крестьянских и мещанских семей. Русские
пословицы и поговорки об одежде.
Усадьба. Дворянские особняки
Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура. Интерьер. Зимние сады. Атрибуты и
аксессуары барского дома. Картинные галереи. Домашний театр.
Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные
салоны
Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Домашнее обучение детей
Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Альбомы со стихами и
пожеланиями. Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета. Балы и
праздники. Посещение театров. Маскарады. Домашние театры.
Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона.
Обсуждение политических новостей, произведений искусства. Знакомство с деятелями
культуры и искусства. Институты благородных девиц.
Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков.
Юнкерские училища. Пансионы и гимназии. Смольный институт благородных девиц.

Русские народные праздники.
Будни и праздники на Руси. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных
славян. Сочетание языческих и христианских праздников.
Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды. Роль традиций.
Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение.
Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Святки.
Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка —
символ «райского дерева». Традиционные кушанья. Крещение Господне (Благовещение).
Освещение воды. Праздничный крещенский стол.
Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха
Масленица — весенний праздник проводов зимы. Традиции и обряды. Прощѐное
воскресенье и Чистый понедельник.
Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное
воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты.).
Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа.
Традиции празднования Пасхи на Руси. Раздача верующим просфор и общего хлеба —
Артоса. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка.
Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день.
Ильин день. Егорьев день — 6 мая.
День Святой Троицы («Зелѐные Святки»): разделение зимы и лета. Духов день —
именины Земли, поилицы и кормилицы.
Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День летнего
солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнѐм и водой. Иван-да-марья —
праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь.
День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников
Христа (его называют ещѐ Петры и Павлы, Петровки). Традиции и обряды.
Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень. Традиции и
обряды. Приметы, пословицы, поговорки.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров
Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Преображение;
день Нерукотворного образа.
Успение Богородицы (Первые Осенины). Спожинки —окончание жатвы.
Покров Богородицы. Девичьи гадания и посиделки. Окончание работ по найму.
Русские народные промыслы.
Керамика Гжели. История и стиль гжели. Продукция Гжели — это вазы,
статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы.
Хохлома. История и стиль. Орнамент деревянной расписной посуды.
Жостово. Стиль и содержание росписи металлические подносов.
Павлово-Посадскиешали. Народный промысел в Павловском Посаде под
Москвой.
Вятская игрушка. Вятскую игрушку называют ещѐ дымковской (по названию
села Дымково близ города Кирова (Вятка)). Забавные звери, сказочные образы. Вятские
матрѐшки. Бытовой жанр игрушки и скульптуры малых форм.
Богородская деревянная игрушка из окрестности Сергиева Посада (Загорск),
села Богородское. Забавные фигурки людей, животных и птиц.
Русские народные игры.
Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины,
отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек.
Командные игры. Игры с пасхальными яйцами.

Фольклор
Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки,
няни. Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей. Народные танцы.
Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Слияние в хороводе
танца, игры и песни. Тема труда, красоты природы, любви. Пляски — наиболее
распространѐнный жанр народного танца. Виды пляски: одиночная, парная, перепляс,
массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица». Кадриль распространилась в народе в
начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.

Материально-техническое обеспечение
Дидактический материал: серия презентаций: «Как жили на Руси»;
«Художественные промыслы России»; «Православные праздники»; «Русские народные
праздники»;
Техническое оснащение учебных занятий: видео- и аудио- техника: проектор,
интерактивная доска, компьютер. Акварель, гуашь, цветная бумага, пластилин,
природный материал. Музыка и музылькальные клипы для релаксации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Л. Михеева. Русские традиции и праздники. – М.: «Дрофа», 2007.
2. Григорьев Д.В.
Внеурочная деятельность школьников: метод. конструктор:
пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
3. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания
личности гражданина России /Вестник образования. – 2009. - №17.
4. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
5. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников – М.:
Просвещение, 2009.
6. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / сост.
Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
7. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими
школьниками/ сост. О.В. Ворошилова. – Волгоград: Учитель, 2007.
8. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на
ступени начального общего образования / авт. – сост. Е.В.Богданова,
Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010.
9. Народные праздники на Руси /сост.С.А.Михайлов – М., 2004.
10. Собрание пословиц и поговорок русского народа. – М, 1996.
11. Петров В.М., Гришина Г.Н. Весенние праздники, игры и забавы для детей. – М:
«Сфера», 1999.
12. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное
искусство. Дизайн.: Учебное пособие для студентов высших педагогических
учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. 368 с.

Тематическое планирование
№
темы
1
2-3
4-5
6-7
8-9
10
11
12-13
14-15
16-18
19-20
21-23
24-26
27-30
31-32
33-34
Итого:

Наименование раздела,
темы
Вводное занятие
Старинный русский быт
Одежда
Жилище
Кухня
Семейные праздники
Выбор творческого проекта
Именины
Учеба. Школа
Новый русский быт со времен Петра Первого
Усадьба. Дворянские особняки
Быт дворянской семьи
Русские народные праздники
Русские народные промыслы
Фольклор
Работа над проектами. Защита проектов

Количество
часов
1
2
2
2
2
1
1
2
2
3
2
3
3
4
2
2
34 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».