Математика_5-6_вариант7.2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для обучающихся с задержкой психического развития
(далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), Адаптированной
основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы основного
общего образования по предмету «Математика», Программы воспитания, с учетом
распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной
основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития
математического образования в Российской Федерации.
Общая характеристика учебного предмета «Математика»
Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика и
информатика». Он способствует развитию вычислительной культуры и логического мышления,
формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков,
необходимых в повседневной жизни обучающихся с ЗПР. Учебный предмет развивает мышление,
пространственное воображение, функциональную грамотность, умения воспринимать и
критически анализировать информацию, представленную в различных формах.
Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся с ЗПР точную,
рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые,
символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.
Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее
знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах
математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях
применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом,
математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.
Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию
красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению
идеи симметрии.
Программа отражает содержание обучения предмету «Математика» с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом
«Математика» представляет определенную сложность для учащихся с ЗПР. У обучающихся с ЗПР
наиболее выражены отставания в развитии словесно-логических форм мышления, поэтому
абстрактные и отвлеченные категории им труднодоступны. В тоже время при специальном
обучении обучающиеся могут выполнять задания по алгоритму. Они восприимчивы к помощи,
могут выполнить перенос на аналогичное задание усвоенного способа решения. Снижение
развития мыслительных операций и замедленное становление логических действий приводят к
недостаточной осмысленности совершаемых учебных действий. У обучающихся затруднены
счетные вычисления, производимые в уме. В письменных вычислениях они могут пропускать
один из промежуточных шагов. При работе с числовыми выражениями, вычислением их значения
могут не удерживать правильный порядок действий. При упрощении, преобразовании выражений
учащиеся с ЗПР не могут самостоятельно принять решение о последовательности выполнения
действий. Конкретность мышления осложняет усвоения навыка решения уравнений, неравенств,
системы уравнений. Им малодоступно совершение обратимых операций.
Низкий уровень развития логических операций, недостаточная обобщенность мышления
затрудняют изучение темы «Функции»: при определении функциональной зависимости, при
описании графической ситуации, используя геометрический, алгебраический, функциональный
языки. Нередко учащиеся не видят разницы между областью определения функции и областью
значений.
Решение задач сопряжено с трудностями оформления краткой записи, проведения анализа
условия задачи, выделения существенного. Обучающиеся с ЗПР затрудняются сделать
умозаключение от общего к частному, нередко выбирают нерациональные способы решения,
иногда ограничиваются манипуляциями с числами.

При изучении геометрического материала обучающиеся с ЗПР сталкиваются с трудностью
делать логические выводы, строить последовательные рассуждения. Непрочные знания основных
теорем геометрии приводит к ошибкам в решении геометрических задач. Обучающиеся могут
подменить формулу, неправильно применить теорему. К серьезным ошибкам в решении задач
приводят недостаточно развитые пространственные представления. Им сложно выполнить чертеж
к условию, в письменных работах они не могут привести объяснение к чертежу.
Точность запоминания и воспроизведения учебного материала снижены по причине
слабости мнестической деятельности, сужения объема памяти. Обучающимся с ЗПР требуется
больше времени на закрепление материала, актуализация знаний по опоре при воспроизведении.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Математика» необходима
адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся с
ЗПР. Следует учебный материал преподносить небольшими порциями, усложняя его постепенно,
изыскивать способы адаптации трудных заданий, некоторые темы давать как ознакомительные;
исключать отдельные трудные доказательства; теоретический материал рекомендуется изучать в
процессе практической деятельности по решению задач. Органическое единство практической и
умственной деятельности учащихся на уроках математики способствуют прочному и
сознательному усвоению базисных математических знаний и умений.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Математика»
Приоритетными целями обучения математике в 5–6 классах являются:
 формирование
центральных
математических
понятий
(число,
величина,),
обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся
с ЗПР;
 подведение обучающихся с ЗПР на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи
математики и окружающего мира, понимание математики как части общей культуры человечества;
 развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с ЗПР,
познавательной активности, исследовательских умений, критичности мышления, интереса к
изучению математики;
 формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать
проявления математических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных
ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и
закономерностей, формулировать их на языке математики и создавать математические модели,
применять освоенный математический аппарат для решения практико-ориентированных задач,
интерпретировать и оценивать полученные результаты.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
 формировать у обучающихся с ЗПР навыки учебно-познавательной деятельности:
планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществления самоконтроля;
 способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества, необходимые
человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической
деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, пространственных представлений,
способности к преодолению трудностей;
 формировать ключевые компетенции учащихся в рамках предметной области
«Математика»;
 развивать понятийное мышления обучающихся с ЗПР;
 осуществлять коррекцию познавательных процессов обучающихся с ЗПР, необходимых
для освоения программного материала по учебному предмету;
 предусматривать возможность компенсации образовательных дефицитов в освоении
предшествующего программного материала у обучающихся с ЗПР и недостатков в их
математическом развитии;
 сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
 выявлять и развивать математические и творческие способности.
Математика в 5 и 6 классах
В ознакомительном плане рекомендуется изучать следующие темы: «Римская нумерация»,
«Равные фигуры», «Цилиндр, конус, шар», «Куб», «Прямоугольный параллелепипед»,
«Перемещение по координатной прямой», «Модуль числа», «Числовые промежутки»; «Масштаб»

(изучается в курсе «География»); «Изображение геометрических фигур на нелинованной бумаге с
использованием циркуля, линейки, угольника, транспортира», «Длина окружности», «Площадь
круга», «Параллельные прямые», «Перпендикулярные прямые», «Осевая и центральная
симметрии» (изучается в курсе геометрии); «Бесконечные периодические десятичные дроби.
Десятичное приближение обыкновенной дроби» (изучается в курсе алгебры).
Следует уменьшить количество часов на следующие темы: «Решение логический задач»,
«Длина отрезка», «Шкалы», «Распределительный закон умножения», «Запись произведения с
буквенными множителями», «Построение конфигураций из частей прямой, окружности на
нелинованной и клетчатой бумаге», «Делители и кратные. Признаки делимости», «Наибольший
общий делитель и наименьшее общее кратное. Делимость суммы и произведения». «Приведение
дроби к новому знаменателю», «Нахождение части целого и целого по его части». «Округление
десятичных дробей». «Решение задач перебором всех возможных вариантов». «Составление
буквенных выражений по условию задачи». Высвободившиеся часы можно использовать на
повторение (в начале и конце учебного года), на изучение наиболее трудных и значимых тем: в V
классе – на решение уравнений, приведение дроби к новому знаменателю, умножение и деление
десятичных дробей, измерение углов; в VI классе – действия с положительными и
отрицательными числами, решение уравнений, сложение и вычитание чисел, содержащих целую и
дробную часть, на умножение и деление обыкновенных дробей.
Цели изучения учебного курса
Приоритетными целями обучения математике в 5–6 классах являются:
 продолжение формирования основных математических понятий (число, величина,
геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического
образования обучающихся;
 развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся c ЗПР,
познавательной активности, исследовательских умений, интереса к изучению математики;
 подведение обучающихся с ЗПР на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи
математики и окружающего мира;
 формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать
математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для
решения практико-ориентированных задач, интерпретировать полученные результаты и оценивать
их на соответствие практической ситуации.
Основные линии содержания курса математики в 5–6 классах – арифметическая и
геометрическая, которые развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой,
однако, не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Также в курсе
происходит знакомство с элементами алгебры и описательной статистики.
Изучение арифметического материала начинается со систематизации и развития знаний о
натуральных числах, полученных в начальной школе. При этом совершенствование
вычислительной техники и формирование новых теоретических знаний сочетается с развитием
вычислительной культуры, в частности с обучением простейшим приёмам прикидки и оценки
результатов вычислений. Изучение натуральных чисел продолжается в 6 классе знакомством с
начальными понятиями теории делимости.
Другой крупный блок в содержании арифметической линии – это дроби. Начало изучения
обыкновенных и десятичных дробей отнесено к 5 классу. Это первый этап в освоении дробей,
когда происходит знакомство с основными идеями, понятиями темы. При этом рассмотрение
обыкновенных дробей в полном объёме предшествует изучению десятичных дробей, что
целесообразно с точки зрения логики изложения числовой линии, когда правила действий с
десятичными дробями можно обосновать уже известными алгоритмами выполнения действий с
обыкновенными дробями. Знакомство с десятичными дробями расширит возможности для
понимания обучающимися прикладного применения новой записи при изучении других
предметов и при практическом использовании. К 6 классу отнесён второй этап в изучении дробей,
где происходит совершенствование навыков сравнения и преобразования дробей, освоение новых
вычислительных алгоритмов, оттачивание техники вычислений, в том числе значений выражений,
содержащих и обыкновенные, и десятичные дроби, установление связей между ними,
рассмотрение приёмов решения задач на дроби. В начале 6 класса происходит знакомство с
понятием процента.

Особенностью изучения положительных и отрицательных чисел является то, что они также
могут рассматриваться в несколько этапов. В 6 классе в начале изучения темы «Положительные и
отрицательные числа» выделяется подтема «Целые числа», в рамках которой знакомство с
отрицательными числами и действиями с положительными и отрицательными числами
происходит на основе содержательного подхода. Это позволяет на доступном уровне познакомить
учащихся практически со всеми основными понятиями темы, в том числе и с правилами знаков
при выполнении арифметических действий. Изучение рациональных чисел на этом не закончится,
а будет продолжено в курсе алгебры 7 класса, что станет следующим проходом всех
принципиальных вопросов, тем самым разделение трудностей облегчает восприятие материала, а
распределение во времени способствует прочности приобретаемых навыков.
При обучении решению текстовых задач в 5—6 классах используются арифметические
приёмы решения. Текстовые задачи, решаемые при отработке вычислительных навыков в 5—6
классах, рассматриваются задачи следующих видов: задачи на движение, на части, на покупки, на
работу и производительность, на проценты, на отношения и пропорции. Кроме того, обучающиеся
знакомятся с приёмами решения задач перебором возможных вариантов, учатся работать с
информацией, представленной в форме таблиц или диаграмм.
В рабочей программе предусмотрено формирование пропедевтических алгебраических
представлений. Буква как символ некоторого числа в зависимости от математического контекста
вводится постепенно. Буквенная символика широко используется прежде всего для записи общих
утверждений и предложений, формул, в частности для вычисления геометрических величин, в
качестве «заместителя» числа.
В курсе «Математики» 5–6 классов представлена наглядная геометрия, направленная на
развитие образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Это
важный этап в изучении геометрии, который осуществляется на наглядно-практическом уровне,
опирается на наглядно-образное мышление обучающихся. Большая роль отводится практической
деятельности,
опыту,
эксперименту,
моделированию.
Обучающиеся
знакомятся с
геометрическими фигурами на плоскости и в пространстве, с их простейшими конфигурациями,
учатся изображать их на нелинованной и клетчатой бумаге, рассматривают их простейшие
свойства. В процессе изучения наглядной геометрии знания, полученные обучающимися в
начальной школе, систематизируются и расширяются.
Место учебного курса в учебном плане
Согласно учебному плану в 5–6 классах изучается интегрированный предмет «Математика»,
который включает арифметический материал и наглядную геометрию, а также пропедевтические
сведения из алгебры, элементы логики и начала описательной статистики.
Учебный план на изучение математики в 5 и 6 классах отводит 5 учебных часов в неделю,
170 часов в год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

5 КЛАСС
Натуральные числа и нуль
- Натуральное число. Ряд натуральных чисел. Число 0. Изображение натуральных чисел
точками на координатной (числовой) прямой.
- Позиционная система счисления. Римская нумерация как пример непозиционной системы
счисления. Десятичная система счисления.
- Сравнение натуральных чисел, сравнение натуральных чисел с нулём. Способы сравнения.
Округление натуральных чисел.
- Сложение натуральных чисел; свойство нуля при сложении. Вычитание как действие,
обратное сложению. Умножение натуральных чисел; свойства нуля и единицы при умножении.
Деление как действие, обратное умножению. Компоненты действий, связь между ними. Проверка
результата арифметического действия. Переместительное и сочетательное свойства (законы)
сложения и умножения, распределительное свойство (закон) умножения.
- Использование букв для обозначения неизвестного компонента и записи свойств
арифметических действий.

- Степень с натуральным показателем. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых.
- Числовое выражение. Вычисление значений числовых выражений; порядок выполнения
действий. Использование при вычислениях переместительного и сочетательного свойств (законов)
сложения и умножения, распределительного свойства умножения.
Дроби
- Представление о дроби как способе записи части величины. Обыкновенные дроби.
Правильные и неправильные дроби. Смешанная дробь; представление смешанной дроби в виде
неправильной дроби и выделение целой части числа из неправильной дроби. Изображение дробей
точками на числовой прямой. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к
новому знаменателю. Сравнение дробей.
- Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей; взаимно-обратные дроби.
Нахождение части целого и целого по его части.
- Десятичная запись дробей. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной.
Изображение десятичных дробей точками на числовой прямой. Сравнение десятичных дробей.
- Арифметические действия с десятичными дробями. Округление десятичных дробей.
Решение текстовых задач
- Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение логических задач. Решение
задач перебором всех возможных вариантов. Использование при решении задач таблиц и схем.
- Решение задач, содержащих зависимости, связывающие величины: скорость, время,
расстояние; цена, количество, стоимость. Единицы измерения: массы, объёма, цены; расстояния,
времени, скорости. Связь между единицами измерения каждой величины.
- Решение основных задач на дроби.
- Представление данных в виде таблиц, столбчатых диаграмм.
Наглядная геометрия
- Наглядные представления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол,
ломаная, многоугольник, окружность, круг. Угол. Прямой, острый, тупой и развёрнутые углы.
- Длина отрезка, метрические единицы длины. Длина ломаной, периметр многоугольника.
Измерение и построение углов с помощью транспортира.
- Наглядные представления о фигурах на плоскости: многоугольник; прямоугольник,
квадрат; треугольник, о равенстве фигур.
- Изображение фигур, в том числе на клетчатой бумаге. Построение конфигураций из частей
прямой, окружности на нелинованной и клетчатой бумаге. Использование свойств сторон и углов
прямоугольника, квадрата.
- Площадь прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников, в том
числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге. Единицы измерения площади.
- Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед,
куб, многогранники. Изображение простейших многогранников. Развёртки куба и
параллелепипеда. Создание моделей многогранников (из бумаги, проволоки, пластилина и др.).
- Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Единицы измерения объёма.
6 КЛАСС
Натуральные числа
- Арифметические действия с многозначными натуральными числами. Числовые выражения,
порядок действий, использование скобок. Использование при вычислениях переместительного и
сочетательного свойств сложения и умножения, распределительного свойства умножения.
Округление натуральных чисел.
- Делители и кратные числа; наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное.
Делимость суммы и произведения. Деление с остатком.
Дроби
- Обыкновенная дробь, основное свойство дроби, сокращение дробей. Сравнение и
упорядочивание дробей. Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части.
Дробное число как результат деления. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной
дроби и возможность представления обыкновенной дроби в виде десятичной. Десятичные дроби и
метрическая система мер. Арифметические действия и числовые выражения с обыкновенными и
десятичными дробями.
- Отношение. Деление в данном отношении. Масштаб, пропорция. Применение пропорций

при решении задач.
- Понятие процента. Вычисление процента от величины и величины по её проценту.
Выражение процентов десятичными дробями. Решение задач на проценты. Выражение отношения
величин в процентах.
Положительные и отрицательные числа
- Положительные и отрицательные числа. Целые числа. Модуль числа, геометрическая
интерпретация модуля числа. Изображение чисел на координатной прямой. Числовые
промежутки.
- Сравнение чисел. Арифметические действия с положительными и отрицательными
числами.
- Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты точки на плоскости, абсцисса
и ордината. Построение точек и фигур на координатной плоскости.
Буквенные выражения
- Применение букв для записи математических выражений и предложений. Свойства
арифметических действий. Буквенные выражения и числовые подстановки. Буквенные равенства,
нахождение неизвестного компонента. Формулы; формулы периметра и площади прямоугольника,
квадрата, объёма параллелепипеда и куба.
Решение текстовых задач
- Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение логических задач. Решение
задач перебором всех возможных вариантов.
- Решение задач, содержащих зависимости, связывающих величины: скорость, время,
расстояние; цена, количество, стоимость; производительность, время, объём работы. Единицы
измерения: массы, стоимости; расстояния, времени, скорости. Связь между единицами измерения
каждой величины.
- Решение задач, связанных с отношением, пропорциональностью величин, процентами;
решение основных задач на дроби и проценты.
- Оценка и прикидка, округление результата.
- Составление буквенных выражений по условию задачи.
- Представление данных с помощью таблиц и диаграмм. Столбчатые диаграммы: чтение и
построение. Чтение круговых диаграмм.
Наглядная геометрия
- Наглядные представления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол,
ломаная, многоугольник, четырёхугольник, треугольник, окружность, круг.
- Взаимное расположение двух прямых на плоскости, параллельные прямые,
перпендикулярные прямые. Измерение расстояний: между двумя точками, от точки до прямой;
длина маршрута на квадратной сетке.
- Измерение и построение углов с помощью транспортира. Виды треугольников:
остроугольный,
прямоугольный,
тупоугольный;
равнобедренный,
равносторонний.
Четырёхугольник, примеры четырёхугольников. Прямоугольник, квадрат: использование свойств
сторон, углов, диагоналей. Изображение геометрических фигур на нелинованной бумаге с
использованием циркуля, линейки, угольника, транспортира. Построения на клетчатой бумаге.
- Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади.
Приближённое измерение площади фигур, в том числе на квадратной сетке. Приближённое
измерение длины окружности, площади круга.
- Симметрия: центральная, осевая и зеркальная симметрии. Построение симметричных
фигур.
- Наглядные представления о пространственных фигурах: параллелепипед, куб, призма,
пирамида, конус, цилиндр, шар и сфера. Изображение пространственных фигур. Примеры
развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Создание моделей пространственных фигур (из
бумаги, проволоки, пластилина и др.).
- Понятие объёма; единицы измерения объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда,
куба.

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
«МАТЕМАТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- мотивация к обучению математике и целенаправленной познавательной деятельности;
- повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, требующую
математических знаний, в том числе умение учиться у других людей;
- способность осознавать стрессовую ситуацию, быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха;
- способность обучающихся с ЗПР к осознанию своих дефицитов и проявление стремления к
их преодолению;
- способность к саморазвитию, умение ставить достижимые цели;
- умение различать учебные ситуации, в которых можно действовать самостоятельно, и
ситуации, где следует воспользоваться справочной информацией или другими вспомогательными
средствами;
- способность переносить полученные в ходе обучения знания в актуальную ситуацию (при
решении житейских задач, требующих математических знаний);
- способность ориентироваться в требованиях и правилах проведения промежуточной и
итоговой аттестации;
- овладение основами финансовой грамотности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- устанавливать причинно-следственные связи в ходе усвоения математического материала;
- выявлять дефицит данных, необходимых для решения поставленной задачи;
с помощью учителя выбирать способ решения математической задачи (сравнивать
возможные варианты решения);
- применять и преобразовывать знаки и символы в ходе решения математических задач;
- устанавливать искомое и данное при решении математической задачи;
- понимать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- иллюстрировать решаемые задачи графическими схемами;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
- понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы,
таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты освоения учебного предмета «Математика», распределенные по годам обучения,
формулируются по принципу добавления новых результатов от года к году, уже названные в
предыдущих годах позиции, как правило, дословно не повторяются, но учитываются (результаты
очередного года по умолчанию включают результаты предыдущих лет).
ПЛАНИРУЕМЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ КУРСА «МАТЕМАТИКА»
Освоение учебного курса «Математика» в 5–6 классах основной школы должно
обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов:

5 КЛАСС
Числа и вычисления
- Ориентироваться в понятиях и оперировать на базовом уровне терминами, связанными с
натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями.
- Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, сравнивать в простейших случаях
обыкновенные дроби, десятичные дроби.
- Соотносить точку на координатной (числовой) прямой с соответствующим ей числом и
изображать натуральные числа точками на координатной (числовой) прямой.
- Выполнять арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями
в простейших случаях.
- Выполнять проверку, прикидку результата вычислений.
- Округлять натуральные числа.

Решение текстовых задач
- Решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью организованного
конечного перебора всех возможных вариантов (при необходимости с направляющей помощью).
- Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время,
расстояние; цена, количество, стоимость (при необходимости с использованием справочной
информации).
- Использовать краткие записи, схемы, таблицы, обозначения при решении задач.
- Пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени,
скорости; выражать одни единицы величины через другие (при необходимости с опорой на
справочную информацию).
- Извлекать информацию, представленную в таблице, на столбчатой диаграмме,
интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач.
Наглядная геометрия
- Пользоваться геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, луч, угол,
многоугольник, окружность, круг.
- Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных
геометрических фигур.
- Использовать терминологию, при необходимости по визуальной опоре, связанную с
углами: вершина, сторона; с многоугольниками: угол, вершина, сторона, диагональ; с
окружностью: радиус, диаметр, центр.
- Изображать изученные геометрические фигуры на нелинованной и клетчатой бумаге с
помощью циркуля и линейки (после совместного анализа).
- Находить длины отрезков непосредственным измерением с помощью линейки, строить
отрезки заданной длины; строить окружность заданного радиуса.
- Использовать свойства сторон и углов прямоугольника, квадрата для их построения,
вычисления площади и периметра.
- Вычислять периметр и площадь квадрата, прямоугольника, фигур, составленных из
прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге.
- Пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади; выражать
одни единицы величины через другие (при необходимости с опорой на справочную информацию).
- Распознавать параллелепипед, куб, использовать терминологию: вершина, ребро грань,
измерения; находить измерения параллелепипеда, куба.
- Вычислять объём куба, параллелепипеда по заданным измерениям (с опорой на алгоритм
учебных действий), пользоваться единицами измерения объёма.
- Решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях
(при необходимости с визуальной опорой).

6 КЛАСС
Числа и вычисления
- Ориентироваться в понятиях и оперировать на базовом уровне терминами, связанными с
различными видами чисел и способами их записи, переходить (если это возможно) от одной
формы записи числа к другой.
- Сравнивать и упорядочивать целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, сравнивать
числа одного и разных знаков.
- Выполнять арифметические действия с натуральными и целыми числами, обыкновенными
и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами.
- Вычислять значения числовых выражений, выполнять прикидку и оценку результата
вычислений; выполнять преобразования числовых выражений на основе свойств арифметических
действий.
- Соотносить точку на координатной прямой с соответствующим ей числом и изображать
числа точками на координатной прямой, находить модуль числа.
- Соотносить точки в прямоугольной системе координат с координатами этой точки.
- Округлять целые числа и десятичные дроби (по образцу), находить приближения чисел.
Числовые и буквенные выражения
- Ориентироваться в понятиях и оперировать на базовом уровне терминами, связанными с
записью степени числа, находить квадрат и куб числа, вычислять значения простейших числовых

выражений, содержащих степени.
- Пользоваться признаками делимости (при необходимости с опорой на алгоритм правила),
раскладывать натуральные числа на простые множители.
- Пользоваться масштабом, составлять пропорции и отношения.
- Использовать буквы для обозначения чисел при записи математических выражений,
находить значения буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и
преобразования (с опорой на алгоритм учебных действий).
- Находить неизвестный компонент равенства.
Решение текстовых задач
- Решать многошаговые текстовые задачи арифметическим способом с опорой на вопросный
план.
- Решать простейшие задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин,
процентами; решать три основные задачи на дроби и проценты.
- Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время,
расстояние, цена, количество, стоимость; производительность, время, объёма работы, используя
арифметические
действия, оценку,
прикидку;
пользоваться
единицами
измерения
соответствующих величин.
- Составлять буквенные выражения по условию задачи после совместного анализа.
- Извлекать информацию, представленную в таблицах, на линейной, столбчатой или
круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные; использовать данные при
решении задач.
- Представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм.
Наглядная геометрия
- Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных
геометрических плоских и пространственных фигур, примеры равных и симметричных фигур.
- Изображать с помощью циркуля, линейки, транспортира на нелинованной и клетчатой
бумаге изученные плоские геометрические фигуры и конфигурации, симметричные фигуры.
- Иметь представление о геометрических понятиях: равенство фигур, симметрия, ось
симметрии, центр симметрии.
- Находить величины углов измерением с помощью транспортира, строить углы заданной
величины, пользоваться при решении задач градусной мерой углов; распознавать на чертежах
острый, прямой, развёрнутый и тупой углы.
- Вычислять длину ломаной, периметр многоугольника, пользоваться единицами измерения
длины, выражать одни единицы измерения длины через другие.
- Находить, используя чертёжные инструменты, расстояния: между двумя точками, от точки
до прямой, длину пути на квадратной сетке.
- Вычислять площадь фигур, составленных из прямоугольников, использовать разбиение на
прямоугольники, на равные фигуры, достраивание до прямоугольника; пользоваться основными
единицами измерения площади; выражать одни единицы измерения площади через другие (при
необходимости с опорой на справочную информацию).
- Распознавать на моделях и изображениях пирамиду, конус, цилиндр, использовать
терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развёртка.
- Изображать на клетчатой бумаге прямоугольный параллелепипед.
- Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда, куба, пользоваться основными
единицами измерения объёма; выражать одни единицы измерения объёма через другие (с опорой
на справочную информацию).
- Решать несложные задачи на нахождение геометрических величин в практических
ситуациях (при необходимости с визуальной опорой).

Таблица
тематического распределения количества часов (5 класс)
№
п/п
1.

Натуральные числа и шкалы.

Количество
часов
18

2.

Сложение и вычитание натуральных чисел

25

3.

Умножение и деление натуральных чисел

25

4.

Площади и объемы

10

5.

Обыкновенные дроби

23

6.

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

13

7.

Умножение и деление десятичных дробей

25

8.

Инструменты для вычислений и измерений.

17

9.

Множества.

3

10.

Повторение. Решение задач

11

Содержание (разделы, темы)

ИТОГО

170 часов

Таблица
тематического распределения количества часов (6 класс)
№
п/п
1.

Количество
часов

Повторение

5

2.

Делимость чисел.

17

3.

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

21

4.

Умножение и деление обыкновенных дробей.

31

5.

Отношения и пропорции.

19

6.

Положительные и отрицательные числа.

13

7.

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

11

8.

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.

12

9.

Решение уравнений.

15

10.

Координаты на плоскости.

13

11.

Повторение за курс 6 класса

13

Содержание (разделы, темы)

ИТОГО

170 часов

Система оценки достижений обучающихся с ОВЗ планируемых результатов
освоения
Виды контроля: входной, тематический, промежуточный.
Формы организации контроля: устный опрос, письменный опрос (контрольная работа, тестовая
работа, самостоятельная работа и проверочные работы на 15 – 20 минут с дифференцированным
оцениванием).
Входной контроль осуществляется в начале года. Он позволяет оценить знания и умения
учащихся, с которыми они пришли в класс и определить зону ближайшего и актуального
развития.
Тематический контроль осуществляется по завершению темы. Он позволяет оценить знания и
умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
Промежуточный контроль осуществляется по завершению учебного года.
Оценка письменных работ учащихся
Отметка «5» ставится в следующих случаях:




работа выполнена полностью.
в рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся
следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:



работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения
обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти
виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в
выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой
теме.
Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не
владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
Оценка устных работ учащихся
При проверке качества знаний при устном опросе можно выделить следующие критерии оценок:
«5» - материал полностью усвоен. Ученик отвечает на все предложенные вопросы, приводит
собственные примеры, высказывает свою точку зрения на предложенную тему.
«4» - материал полностью усвоен. Ученик отвечает на все предложенные вопросы, приводит
примеры из учебника, но может допускать негрубые ошибки.
«3» - материал усвоен частично. Ученик отвечает на большую часть предложенных вопросов с
помощью учителя или одноклассников, допускает ошибки.

«2» - материал не усвоен. Ученик либо вообще не отвечает ни на один из предложенных вопросов,
либо отвечает на часть вопросов, но с помощью учителя или одноклассник, допускает грубые
ошибки.
При проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с
ОВЗ нужно придерживаться специальных условий:















особую форму организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей
обучающихся;
присутствие мотивационного этапа, способствующего психологическому настрою на
работу;
организующую помощь педагога в рационализации распределения времени, отводимого на
выполнение работы;
предоставление возможности использования справочной информации, разного рода
визуальной поддержки (опорные схемы, алгоритмы учебных действий, смысловые опоры в
виде ключевых слов, плана, образца) при самостоятельном применении;
гибкость подхода к выбору формы и вида диагностического инструментария и контрольноизмерительных материалов с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей обучающегося;
адаптацию инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
трудностей обучающихся (в частности, упрощение формулировок, особое построение
инструкции, отражающей этапность выполнения задания);
отслеживание действий обучающегося для оценки понимания им инструкции и, при
необходимости, ее уточнение;
увеличение времени на выполнение заданий;
возможность организации короткого перерыва при нарастании в поведении подростка
проявлений утомления, истощения;
исключение ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию обучающегося (в
частности, негативных реакций со стороны педагога).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».