ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по обществознанию для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ КГО «СОШ №3», рабочей программы основного общего образования по предмету «Обществознание», в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.) и программой воспитания (2020 г.), с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Включён региональный компонент в количестве 9 часов:6кл - 2ч, 7кл - 2ч, 8кл - 2 ч, 9кл- 3ч. Общая характеристика учебного предмета «Обществознание» Рабочая программа по обществознанию составлена на основе содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получающих образование на основе АООП ООО. Учебный предмет «Обществознание» входит в предметную область «Общественно-научные предметы». Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, обеспечивающих формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений. Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения, акцентируя внимание на современных реалиях жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем. В этой связи учебный предмет играет большую роль в формировании сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР, обеспечивая возможность применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и правовыми нормами, для содействия правовыми способами и средствами поддержанию правопорядка в обществе и противодействия противоправному поведению, что способствует адаптации обучающихся с ЗПР подросткового возраста к условиям динамично развивающегося современного общества в целом. Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «География», «Биология» и другие, что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам. Курс построен по линейно-концентрическому принципу. Программа отражает содержание обучения предмету «Обществознание» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «Обществознание», осмысление и усвоение информации морально-нравственного и гражданско-правового характера представляет определенную сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями их эмоционально-волевой сферы, мыслительной деятельности, недостаточностью общего запаса знаний, пониженному познавательному интересу к предметному и социальному миру, низким уровнем речевого развития. Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Обществознание» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет особенностей их развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и межпредметных связей, использование примеров, понятных и близких подростку с ЗПР; постепенное усложнение изучаемого материала и закрепление изученного на разнообразном учебном и неучебном материале; изучение некоторых тем в ознакомительном плане. Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового уровня. Цели и задачи изучения учебного предмета «Обществознание» Общие цели изучения учебного предмета «Обществознание» представлены в соответствующей рабочей программе основного общего образования. Основной целью изучения данного предмета обучающимися с ЗПР является достижение ими планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов, а также формирование предпосылок для успешной социализации личности. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач: формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ц енностям, закрепленным в Конституции РФ; понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации; осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире; приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений. Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Обществознание», направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности в разных социальных условиях. Особенности отбора и адаптации учебного материала по обществознанию Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Обществознание», направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной активности и самостоятельности суждений, создание условий для осмысленного выполнения учебной работы, формирование умения работать с текстом учебника и самостоятельно пополнять свои знания, в том числе из источников внеурочной информации. Обучающиеся с ЗПР испытывают серьезные трудности при изучении данного учебного предмета, это прежде всего связано с особенностями их познавательной деятельности. Для обучающихся характерны недостаточный уровень развития логического мышления, затруднения в установлении причинно-следственных связей, сниженная память, отставания в развитии речи, слабость саморегуляции. В связи с этим обучающиеся замедленно овладевают необходимыми обобщенными представлениями и понятиями, испытывают трудности при анализе текста учебника. На уроках обществознания обучающиеся с ЗПР нуждаются в специально организованной помощи, направленной на то, чтобы облегчить им усвоение учебного материала. Для преодоления этих трудностей основное внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового уровня. Он должен по содержанию и объему быть адаптированным для обучающихся с ЗПР в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Следует облегчить овладение материалом обучающимися с ЗПР посредством его детального объяснения с систематическим повтором, использования приемов актуализации (визуальная опора, памятка, алгоритм, схема, карта). Рабочая программа предусматривает внесение некоторых изменений: уменьшение объема теоретических сведений, исключение излишней детализации, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения. Объём основного содержания по предмету сокращается несущественно за счёт устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Обществознание» Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их особыми образовательными потребностями. Необходимо усилить виды деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР: опора на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы, опорные таблицы). Для развития умения делать выводы обучающимися с ЗПР необходимо использовать опорные слова и клише. Необходимо обучать подростков составлению тезисов и конспектов. При закреплении изученных тем полезно использовать такие виды деятельности как моделирование ситуаций социального взаимодействия, разбор фрагментов фильмов, обсуждение новостной информации в СМИ, подготовка сообщения на заданную тему с поиском необходимой информации, коллективные проектные работы. Тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО. В учебнике по обществознанию имеется словарь терминов, которые изучаются в данном курсе. При работе над лексикой, в том числе научной терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных лексических единиц) необходимо включение слова в контекст. Каждое новое слово закрепляется в речевой практике обучающихся. Обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии. Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Обществознание» входит в общественно-научную предметную область и является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «Обществознание», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, основной образовательной программе основного общего образования, адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 136 академических часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. Контрольно-измерительные материалы Для организации проверки, учета и контроля знаний обучающихся с ЗПР по предмету «Обществознание» предусмотрен контроль в виде: контрольных и самостоятельных работ, зачетов, практических работ, письменного ответа по индивидуальным карточкам-заданиям, тестирование. Для обучающихся с ЗПР возможно изменение формулировки заданий на «пошаговую», адаптация предлагаемого обучающемуся тестового (контрольно-оценочного) материала: использование устных и письменных инструкций, упрощение длинных сложных формулировок инструкций, решение с опорой на алгоритм, образец, использование справочной информации. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся с ЗПР руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе: личностные основы российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; способность к осознанию своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений, готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней); формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; продуктивная коммуникация со сверстниками и взрослыми в ходе образовательной деятельности; чувство ответственности и долга перед своей семьей, малой и большой Родиной; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к меняющимся социальным и информационным условиям; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; способность принимать решение в жизненной ситуации на основе переноса полученных в ходе обучения предмету знаний в актуальную ситуацию, восполнять дефицит информации; умение находить, отбирать и использовать нужную информацию в соответствии с контекстом жизненной ситуации; воспитание стремления ориентироваться в актуальных социальных реалиях (ложная реклама, недостоверная информация, опасные интернет-сайты; качество товаров и продуктов питания и т.п.); способность критически оценивать полученную информацию; умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; развитие активной личностной позиции во взаимодействии с миром; способность принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей, исключая асоциальные проявления; формирование адекватности поведения, обучающегося с точки зрения опасности или безопасности для себя или для окружающих; овладение основами финансовой и правовой грамотности; соблюдение адекватной социальной дистанции в разных коммуникативных ситуациях; умение корректно устанавливать и ограничивать контакт в зависимости от социальной ситуации; способность распознавать и противостоять социально неблагоприятному воздействию. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными учебными познавательными действиями: выявлять и характеризовать с опорой на источник информации существенные признаки социальных явлений; использовать понятия, обобщать, устанавливать аналогии, логически рассуждать, и делать общие выводы; устанавливать после предварительного анализа причинно-следственные связи при изучении общественных явлений и процессов; применять с опорой на алгоритм учебных действий схемы для решения учебных и познавательных задач; использовать смысловое чтение; использовать вопросы как инструмент познания; аргументировать с опорой на источник информации свою позицию, мнение; с помощью педагога формулировать обобщения и делать выводы; с помощью педагога прогнозировать возможное развитие общественных процессов, событий и их последствия. пользоваться словарями и другими поисковыми системами; запоминать и систематизировать информацию. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; воспринимать и выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; распознавать невербальные средства общения, прогнозировать конфликтные ситуации, смягчая конфликты; с помощью педагога составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов для выступления перед аудиторией; принимать участие в совместной деятельности с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; отстаивать свое мнение. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: определять с помощью педагога цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и познавательной деятельности; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления выбора в учебной и познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; осознавать невозможность контролировать все вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, программы воспитания, а также с учётом особенностей познавательного и личностного развития, обучающихся с ЗПР. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Предметные результаты освоения рабочей программы по предмету «Обществознание» (6–9 классы): освоение и применение с опорой на алгоритм учебных действий системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового законодательства); процессах и явлениях в экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни общества; основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); системе образования в Российской Федерации; основах государственной бюджетной и денежно- кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; умение характеризовать по алгоритму, с использованием ключевых слов традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины); государство как социальный институт; умение с использованием различных источников приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определенного типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, в том числе связанных с правонарушениями и наступлением юридической ответственности; связи политических потрясений и социально-экономического кризиса в государстве; умение по образцу классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции; умение после предварительного анализа сравнивать деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; умение после предварительного анализа и/или по образцу, по алгоритму устанавливать взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; умение использовать полученные знания для объяснения сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; роли информации и информационных технологий в современном мире; социальной и личной значимости здорового образа жизни, роли непрерывного образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества; необходимости правомерного налогового поведения, противодействия коррупции; проведения в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей; умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм свое отношение к явлениям, процессам социальной действительности; умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе процессы формирования, накопления и инвестирования сбережений; овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач, в том числе извлечений из Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов; умение составлять на их основе план, преобразовывать под руководством учителя текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст; овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (далее – СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в сети Интернет; умение по образцу, по алгоритму анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и оценивать социальную информацию, включая экономико- статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами и предпринимательской деятельностью, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик); осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности, в повседневной жизни для решения бытовых задач, реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; для опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом; приобретение опыта самостоятельного и под руководством учителя заполнения формы (в том числе электронной) и составления простейших документов (заявления, обращения, декларации, доверенности, личного финансового плана, резюме); приобретение опыта осуществления совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 6 класс (34 ч) Введение (1 ч.) Знакомство с курсом «Обществознание. 6 класс». Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания учебника Раздел I. «Загадка человека» (9 часов) Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Человек познает мир. Познание мира и себя. Самопознание и самооценка. Способности человека. Потребности человека. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Раздел II. «Человек и его деятельность» (9 часов) Что такое деятельность. Виды деятельности. Познавательная деятельность. Трудовая деятельность. Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Раздел III. «Человек среди людей» (9 часов) Человек в ближайшем социальном окружении. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт. Практикумы - (3 часа) Повторительно-обобщающие уроки (3 часа) Тематическое планирование Название раздела Введение Кол-во часов 1 Раздел I. «Загадка человека» 9 Раздел II. «Человек и его деятельность» 9 Раздел III. «Человек среди людей» 9 Практикумы 3 Содержание воспитательного потенциала урока Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (учащимися). Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения. Проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Повторительно-обобщающие уроки 3 Итого: 34 Применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат детей командной работе и взаимодействию с другими учениками. 7 класс (34 часа) Введение (1 час) Раздел I. Мы живём в обществе (22 ч) Как устроена общественная жизнь. Общество как форма жизнедеятельности людей. Общественные отношения. Что значит «жить по правилам». Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Экономика и её основные участники. Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производственная деятельность человека. Производство — основа экономики. Натуральное и товарное хозяйство. Материальные (экономические) блага. Затраты производства. Обмен, торговля, реклама. Обмен. Торговля и её формы. Реклама —двигатель торговли. Домашнее хозяйство. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Бедность и богатство. Богатство материальное и духовное. Прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Человек в обществе: труд и социальная лестница. Значение интересов в продвижении человека по социальной лестнице. Положение человека в обществе в зависимости от группы, в которую он входит. Профессиональный успех и положение в обществе. Зачем людям государство. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Почему важны законы. Закон устанавливает порядок в обществе. Закон стремится установить справедливость. Закон устанавливает границы свободы поведения. Культура и её достижения. Культура вокруг нас. Культурный человек. Раздел II. Наша Родина — Россия (8 ч) Наша страна на карте мира. Наше государство — Российская Федерация. Русский язык как государственный. Патриотизм. Государственные символы России. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. История государственных символов России. Конституция Российской Федерации. Конституция как основной закон страны. Конституция РФ как юридический документ. Гражданин России. Гражданственность. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Мы — многонациональный народ. Россия — многонациональное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. Защита Отечества. Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия. Военная служба. Готовить себя к исполнению воинского долга. Практикумы – 2 ч Повторительно-обобщающий урок – 1 ч Тематическое планирование Наименование Раздела Введение Кол-во часов 1 Содержание воспитательного потенциала урока Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по Раздел I. обществе Мы в 22 Раздел II. Наша Родина — Россия 8 Практикум 2 Повторительно-обобщающий урок 1 Итого: живём ее поводу, выработки своего к ней отношения. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (учащимися). Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения. Проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. 34 ч 8 класс (34 часа) Введение (1ч) Раздел I. Личность и общество (5 ч) Что делает человека человеком. Что такое человек. Человек, его личность и деятельность. Его психобиосоциальная сущность. Теории происхождения человека. Человек, общество, природа. Общество как форма жизнедеятельности людей. Деятельность. Виды деятельности. Структура деятельности. Поведение. Потребности и способности человека. Развитие общества. Основные сферы жизнедеятельности людей: экономическая, социальная, политическая, духовная. Их характеристика. Взаимосвязь сфер жизни общества. Исторические типы общества. Доиндустриальное (традиционное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество, его особенности и отличия. Информационное общество. Роль науки, образования, сферы услуг в постиндустриальном обществе. СМИ, их функции. Роль малых предприятий. Что такое личность. Как стать личностью. Свобода — это ответственность. Понятие свободы. Что такое ответственность? Как воспитать в себе ответственность? Чувство долга. Человек культурный. Происхождение слова «культура». Понятие культуры. Виды культуры. Классификация видов культуры. Искусство. Диалог культур. Кого мы называем культурным человеком? Как связаны внутренняя и внешняя культура? Культура и ее наследники. Уважение к прошлому народа, страны. Культурное наследие. Почему нужно беречь культуру? Культура тела. Спорт и здоровье человека. Здоровый образ жизни. Выбор жизненного пути. Что такое жизненный путь? Роль труда в жизни человека, в достижении успеха. Воспитание уважения к труду, чувства человеческого достоинства, любви к людям. Раздел II. Сфера духовной культуры (7 ч) Духовная сфера жизни общества. Духовные ценности. Формы общественного сознания. Наука. Функции науки в обществе. Система наук. Смысл научной деятельности. Положение науки в России. Перспективы развития науки. Религия. Исторические формы развития религии. Мировые религии. Религиозные формы. Веротерпимость и толерантность. Свобода вероисповедания в России. Влияние религии на развитие духовной культуры. Образование. Понятие образования. Функции образования в обществе. Системы образования. Роль самообразования в развитие личности. Образование в современном мире. Непрерывное Гражданское общество. Его независимость от государства. Самоорганизация. Признаки гражданского общества. Причины, препятствующие обществу стать гражданским. Раздел III. Социальная сфера (5 ч) Социальная структура общества. Социальная стратификация. Социальные статусы и роли. Человек в группе. Что такое группа? Воздействие группы на ее членов. Групповые ожидания. Социальная психология. Большие и малые группы. Межличностные конфликты. Группы с отрицательной направленностью. Референтные группы. Лидерство в группе. Нации и межнациональные отношения. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Отклоняющееся поведение. Административное право. Что оно регулирует? Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения, их виды и признаки. Административные наказания, их виды. Уголовное право. Уголовный кодекс РФ. Что такое преступление? Признаки преступления. Виды преступлений, их характеристика. Ответственность по уголовному праву. Уголовное наказание. Виды наказаний. Амнистия. Помилование. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления. Правовая ответственность несовершеннолетних. Наказания несовершеннолетних. Раздел IV. Экономика (11 ч.) Экономика и ее роль в жизни общества. Что такое экономика. Роль экономики в жизни общества. Общественные потребности. Экономические ресурсы, воспроизводимые и невоспроизводимые, их ограниченность. Основные факторы производства. Спрос и предложение. Товар. Цена товара. Услуги. Прибыль. Экономика семьи. Семейный бюджет. Семейные доходы и расходы. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Потребительская корзина. Типы экономических систем. Понятие экономической системы. Традиционная экономическая система. Натуральное хозяйство. Командная экономическая система. Советская командная экономика. Дефицит. Что такое рыночная экономическая система? Понятие рынка. Рыночные отношения, их участники. Особенности рыночной экономики. Конкуренция. Экономические циклы. Виды рынков. Смешанный тип экономической системы. Роль государства в управлении экономикой. Экономические законы. Особенности экономического развития России в условиях рыночной экономики. «Средний класс» собственников. Собственность и ее формы. Понятие собственности. Формы собственности: частная, государственная, муниципальная, иные виды собственности. Общая собственность. Предпринимательство. Понятие предпринимательской деятельности. Предприниматель. Российское законодательство и предпринимательская деятельность. Регистрация предпринимательства. Этика предпринимательства. Формы предприятий. Понятие предприятия. Организационно-правовые формы предприятия. Хозяйственное товарищество. Хозяйственное общество. Акционерное общество. Производственный кооператив. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Деньги и банки. Что такое деньги? История появления денег. Функции денег. Денежная масса. Инфляция. Банки. Государственный бюджет. Государственный долг. Финансовый кризис, его причины и последствия. Налоги. Виды налогов. Налоговый кодекс РФ. Налогоплательщики. Налог на доходы физических лиц. Порядок его уплаты. Налоговая декларация. Налоговые льготы. Роль налогов в условиях рыночной экономики. Ответственность в налоговом праве. Административная и уголовная ответственность. Штраф (пеня). Дисциплинарная ответственность. Труд. Отношение к труду. Понятие труда. Рынок рабочей силы. Трудовой договор. Занятость. Экономически активное население. Безработица, ее виды. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Государственная служба занятости. Заработная плата, ее формы. Индексация доходов. МРОТ. Труд в современной экономике. Профессионализм. Изменения на современном рынке труда, их причины. Глобализация, ее характеристика. Транснациональные корпорации (ТНК). Международный валютный фонд (МВФ). Всемирный банк (ВБ). Всемирная торговая организация (ВТО). Глобальная экономика. Международная интеграция. Что нужно, чтобы войти в глобальную экономику? Россия в глобализирующемся мире. Практикумы – 4 часа Повторительно-обобщающий урок – 1. Тематическое планирование Наименование раздела Кол-во часов Введение Раздел I. общество 1 и 5 Раздел II. Сфера духовной культуры Раздел III. Социальная сфера 7 Раздел IV. Экономика 11 Повторительно-обобщающие уроки 1 Практикумы 4 Итого: Личность 5 34 ч Содержание воспитательного потенциала урока Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (учащимися). Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (учащимися). Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения. Проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат детей командной работе и взаимодействию с другими учениками. 9 класс (34 часа) Раздел I. Политика (12 ч) Что такое государство? Признаки государства, основные и дополнительные. Функции государства, внутренние и внешние. Может ли общество обойтись без государства? Правовое государство. Идея правового государства. Основные признаки правового государства. Верховенство закона. Конституция Российской Федерации. Что такое конституция? Конституционное (государственное) право. Основы конституционного строя России, его элементы. Формы государственного устройства. Конфедерация. Федерация. Россия как федеративное государство. Органы государственной власти. Сущность разделения властей. Государственная власть в Российской Федерации. Президент Российской Федерации. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Правительство Российской Федерации. Судебная власть, ее структура. Конституционный Суд РФ. Верховный Суд РФ. Высший Арбитражный Суд РФ. Прокуратура РФ. Генеральный прокурор РФ. Местное самоуправление. Государственные символы России: герб, гимн, флаг. Зачем государству символы? История государственных символов России. Правовая культура, ее составные части. Правовая культура общества. Правовая культура человека — основной результат правового образования. Антикультура. Правовое образование. Правовой нигилизм. Правовой цинизм. Как обрести правовую культуру. Гражданин и государство. Понятие государства. Государственные органы. Ответственность государства перед гражданином. Ответственность гражданина перед государством. Обязанности граждан по Конституции РФ. Власть в обществе. Сущность власти. Виды власти. Властные отношения. Авторитет. Политическая власть, ее структура. Власть и право (власть закона). Что такое политика? Происхождение политики. Нравственность и безнравственность политики. Макиавеллизм. Связь политики с другими сферами жизни общества. Функции политики. Политическая система общества, ее признаки, профессиональные и непрофессиональные субъекты политики. Формы государственного правления. Государства по форме правления. Что такое монархия? Виды монархии. Абсолютная монархия и самодержавие. Ограниченная (парламентарная) монархия. Что такое республика? Признаки республики. Республики в составе СССР. Достоинства и недостатки избирательной системы формирования власти. Формы республики. Президентская республика. Парламентская республика. Смешанная республика. Российская Федерация как республика. Политические режимы: демократия. Понятие демократического режима. Виды демократических режимов. Ценности демократии. Основные признаки демократии. Либерализм как общественно-политическое учение. Либеральная демократия. Особенности современной российской демократии. Политические режимы: авторитаризм, тоталитаризм. Антидемократические режимы, их виды. Что такое тоталитаризм? Тотальный контроль над обществом и человеком. Авторитарный режим, его отличия от тоталитаризма. Политические партии. Их признаки. История политических партий. Мног опартийность. Политический плюрализм. Типы политических партий: кадровые (парламентские) и массовые. Политическая направленность партий. Левые и правые партии. Партии политического центра. Федеральный закон «О политических партиях». Выборы в демократическом обществе. Выборы и демократия. Избирательное право. Избирательные права граждан. Правовой статус избирателя. Избиратель. Гражданская ответственность избирателей. Избирательные системы. Процедура выборов. Избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная, их характеристика. Избирательный процесс. Подготовка к выборам. Избирательные участки. Избирательные комиссии, их система. Референдум. День голосования. Человек и политика. Необходимость политических знаний. Способность самостоятельно принимать политические решения. Гражданская активность. «Средний избиратель». Электорат. Политическая культура общества и человека. Зачем человеку участвовать в политике? Раздел II. Право (18 ч.) Что такое гражданин? Понятие гражданина. История возникновения понятия. Человек и гражданин: общее и особенное. Политико-правовое и нравственное содержание гражданственности. Гражданство. Основания приобретения гражданства. «Принцип крови» и «принцип почвы». Двойное гражданство. Лишение гражданства. Что такое право? Значения этого понятия. Нормы права, их особенности. Что такое закон? Какие бывают законы? Источники права, их виды. Зачем надо знать нормы права? Система и отрасли права. Что такое система права? Вертикальное строение права: отрасль права, институт права, норма права. Горизонтальное строение права — классификация по отраслям. Система отраслей российского права. Регулятивные и охранительные отрасли права, их характеристика. Права человека. Понятия прав и свобод человека. Международные документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Структура прав человека. Современное понимание прав человека. Правовой статус человека. Конституционный статус человека: конституционные свободы человека; конституционные права человека; конституционные обязанности человека. Соотношение прав и обязанностей человека. Права человека в Конституции Российской Федерации. Гражданские права. Право на свободу совести и вероисповедания. Свобода мысли и слова. Право на жизнь. Проблема отмены смертной казни. Политические права. Право на объединение. Право собираться мирно. Процедурные гражданские права. Право на участие в управлении делами государства. Экономические права. Право на экономическую деятельность. Право частной собственности, в том числе на землю. Социальные права. Право на свободный труд и отдых; на защиту от безработицы. Право на социальное обеспечение, охрану материнства и детства. Право на образование. Культурные права. Право на свободу творчества, преподавания; доступ граждан к духовным и материальным ценностям. Защита прав человека. Нарушения прав человека: геноцид, апартеид, расизм, национализм. Дискриминация меньшинств. Нарушения прав в экономической и социальной сферах. Международное гуманитарное право. Международные организации в области защиты прав человека. Средства защиты прав человека на внутригосударственном уровне в России. Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) при Президенте РФ. Правоохранительные органы. Адвокаты. Прокуроры. Судьи. Органы внутренних дел. Полиция. Нотариусы. Правовая культура, ее составные части. Правовая культура общества. Правовая культура человека — основной результат правового образования. Антикультура. Правовое образование. Правовой нигилизм. Правовой цинизм. Как обрести правовую культуру. Гражданское право. Гражданские правоотношения и их участники. Что регулирует гражданское право? Гражданский кодекс РФ. Имущественные и личные неимущественные отношения. Понятие имущества. Субъекты гражданских отношений. Юридические лица. Физические лица. Правоспособность. Дееспособность. Деликтоспособность. Ответственность по гражданскому праву. Право собственности. Понятие «собственность». Право владения. Право пользования. Право распоряжения. Виды собственности. Юридические гарантии прав собственности. Виндикационный иск. Национализация. Приватизация, порядок ее осуществления. Обязательственное право. Понятия сделки и договора. Виды договоров. Стороны договора. Что регулирует обязательственное право? Обязательство. Гражданско-правовые споры. Гражданское процессуальное право. Судебное разбирательство. Гражданский иск. Жилище и закон. Квартирный вопрос. Наем жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения. Приобретение жилья в собственность. Приватизация жилья. Налог на недвижимость. Права потребителей. Потребитель. Изготовитель и продавец. Какие права потребителя и как защищает закон? Трудовое право. Трудовые правоотношения, их участники. Трудовой кодекс РФ. Трудовое право. Трудовой договор. Дисциплина труда. Дисциплинарный проступок. Ответственность по трудовому праву. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Семейное право. Семейный кодекс РФ. Семья и брак. Понятие брака. Условия вступления в брак. Личные и имущественные права и обязанности супругов. Расторжение брака. Права и обязанности родителей. Ответственность родителей в случае неисполнения родительских обязанностей. Алименты. Права и обязанности детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Усыновление (удочерение). Опека и попечительство. Приемная семья. Практикумы - 2 Повторительно-обобщающие уроки - 2 Тематическое планирование Наименование раздела Кол-во часов Содержание воспитательного потенциала урока Раздел I. Политика 12 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (учащимися). Раздел II. Право 18 Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Практикумы Организация их работы с получаемой на 2 уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Повторительно-обобщающие уроки 2 Итого: 34 Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения. Проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Результаты – требования к уровню подготовки в конце 6-го класса (интеллектуально-познавательные действия): Добывать и критически оценивать поступающую информацию об особенностях личности разных людей, особенностях человеческого общения, экономики и политики. Систематизировать и представлять в разных формах (текст, схему, модель и т.д.) информацию об особенностях личности и поведения разных людей, взаимоотношений людей в социальной сфере, экономике и политике. Понимать и объяснять характер взаимоотношений между людьми. Анализировать простые системы фактов, явлений, понятий. (нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия): Определять и объяснять своё отношение к нравственным нормам и ценностям, к правилам и нормам человеческого общения, основам экономического и политического устройства общества. Делать свой выбор в учебных ситуациях отношения к личности и поведению разных людей и отвечать за свой выбор, а также моделирующих основы общественных отношений в социальной сфере, экономике и политике. Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций). (нравственно-оценочные, личностные действия). Решать учебно-жизненные задачи в моделях межличностного общения в соответствии с моральными нормами. Результаты – требования к уровню подготовки в конце 7-го класса (интеллектуально-познавательные действия) Понимать связи между людьми в обществе, чтобы правильно ориентироваться в нём. Добывать и критически оценивать информацию: о способах познания мира; об особенностях разных мировоззрений; о проблеме поиска смысла жизни; об этических понятиях «долг», «совесть» и др.; о структуре и правилах социальных отношений; о структуре общества (различать деление по возрасту, профессиональной принадлежности, национальному признаку, принадлежности к различным социальным институтам и др.); о правилах социальных отношений внутри и между частями общества; о разных типах экономических систем; о значении денег, банков; о роли мировой экономики; о нормах, регулирующих гражданские экономические правоотношения; об элементах политической системы и её устройстве в Российской Федерации; о структуре прав человека и о защите их с помощью законов, о правах и ответственности несовершеннолетних; о способах изменения политической системы. Систематизировать всю получаемую информацию (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать) и представлять её в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д. (нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия) Занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных взглядов и ценностей. Определять и корректно формулировать своё отношение к различным типам мировоззрения, иным способам доказательства истины, общепринятым нравственным нормам и ценностям, выражаемым в понятиях «долг», «совесть», «милосердие»; отстаивать свою точку зрения при обсуждении проблем свободы совести, нравственного выбора между долгом и эгоизмом и т.д. Определять и выражать своё отношение к делению общества на группы и слои, к сложившимся правилам социальных взаимоотношений, к справедливости устройства разных экономических систем. Формулировать и обосновывать свою точку зрения при обсуждении проблем поиска смысла жизни, отношений между поколениями. Определять и выражать своё отношение к идее прав человека, в возможности граждан влиять на власть, к революциям и реформам как способам изменения общества. Отстаивать свою точку зрения при обсуждении экономических прав подростков. Формулировать и обосновывать свою точку зрения о возможности защиты прав ребёнка и прав человека в условиях существующей политической системы. (нравственно-оценочные, личностные действия) Действовать в пределах норм нравственности и права. Определять свою линию поведения в ситуациях, моделирующих нравственный выбор между желаемым и необходимым (должным); договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты, в основе которых столкновение различных типов мировоззрения. Выстраивать линию своего поведения в ситуациях: моделирующих межличностные отношения в различных общественных группах и слоях; договариваться с людьми, предотвращать или преодолевать конфликты, связанных с межличностными, межнациональными, классовыми и другими взаимоотношениями; моделирующих экономические отношения между подростками и взрослыми. нарушения прав человека, отношения граждан и органов власти. Результаты – требования к уровню подготовки в конце 8-го класса (интеллектуально-познавательные действия) Добывать и критически оценивать информацию: о разных типах мировоззрений; об общечеловеческих ценностях, об отличительных особенностях научного познания, научных критериях истинности, о значении самопознания в становлении личности (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать); о самореализации личности, средствах и функциях общения, особенностях семьи и брака, стилях разрешения личностных, социальных и межнациональных конфликтов, толерантности, гендерном делении общества (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать). о видах семейного бюджета, рыночных законах спроса и предложения, задачах Гражданского, Трудового и Налогового кодексов РФ, предпринимательстве, трудовом договоре, прожиточном минимуме, безработице, профсоюзах, функциях государства в рыночной экономике (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать); о правовом государстве, гражданском обществе, демократии, партийных системах, правоохранительной системе, механизмах защиты прав человека, гражданской, административной и уголовной ответственности (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать). Представлять информацию в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д. (нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия) Определять и объяснять своё отношение: к многообразию мнений и представлений, существующих в обществе по самым разным вопросам; к существующему в обществе социальному неравенству, проблеме толерантности, проблеме семьи и брака; к проблеме взаимоотношений работодателей и работников (профсоюзы, зарплаты, забастовки, безработица и т.п.); к проблемам формирования правового государства и гражданского общества, к возможности осуществления демократии; Формулировать и обосновывать свою точку зрения на проблему существования общечеловеческих ценностей, критерии истинности знания, самосов ершенствования личности. (нравственно-оценочные, личностные действия) Договариваться с людьми, преодолевая конфликты, связанные: с этикой научной дискуссии, столкновением людей с разным мировоззрением, с неприятием общечеловеческих ценностей; с недостатком толерантности в социальных, национальных, семейных отношениях; с трудовыми конфликтами, имущественными спорами в семье и т.п. с недостатком правовой культуры, неуважением к правам человека и демократическим свободам. Результаты – требования к уровню подготовки в конце 9-го класса (интеллектуально-познавательные действия) Добывать и критически оценивать информацию: о правилах рационального спора, СМИ, глобализации и глобальных проблемах, теории исторического развития: формационной, цивилизационной, модернизационной (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать); о типах, стадиях и способах разрешения конфликтов, опасностях национальных конфликтов, особенностях юношеского возраста, принципах социального государства (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать); о смешанной экономике, валютном курсе, международном разделении труда, ВВП, фазах экономического цикла, инфляции, фондовом рынке, рынке труда, прибыли, затратах, формах частного предпринимательства, структуре государственного бюджета (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать); о стадиях политического процесса, тоталитаризме, суверенитете, легитимности, структуре публичной власти в Российской Федерации, политических идеологиях, партийных и избирательных системах, политических конфликтах и экстремизме (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать). Представлять информацию в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д. (нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия) Определять и объяснять своё отношение к проблемам: манипуляции общественным сознанием, глобализации и её противникам; социализации молодёжи, существующим социальным конфликтам, трудностям построения социального государства; «теневой экономики», справедливой и честной конкуренции на разных видах рынках; тоталитаризма, политического экстремизма, борьбы политических партий и идеологий, гражданского выбора. Формулировать и обосновывать свою точку зрения на проблему существования общечеловеческих ценностей, критерии истинности знания, самосовершенствования личности. (нравственно-оценочные, личностные действия) Договариваться с людьми, преодолевая конфликты, связанные: с разными критериями истинности в споре, с разной оценкой информации, поставляемой СМИ, с разным отношением к процессам исторического развития человечества; с национальными отношениями, проблемами поиска молодыми людьми своего места в обществе; с рыночной конкуренцией, налогообложением и т.п.; с борьбой разных политических партий и идеологий, проявлениями экстремизма или авторитарных действий государственной власти. Формы контроля знаний Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются текущий и промежуточный контроль знаний, которые позволяют: - определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана); - установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования; - осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов. 1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, работа с карточками. Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку. Формы и средства контроля Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками (в форме тестирования, работы с документами). 2.Промежуточный контроль знаний обучающихся Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком. Критерии оценивания учащихся по обществознанию Критерии оценки устного ответа Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком. Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2 -3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя. Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный. Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя. Критерии оценивания письменного ответа При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы: 1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы. 2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа. 3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. Оценка «2» ставится, если информация (факты общественной жизни или личного опыта) даны не в контексте задания, не представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) по поднятой проблеме. Проблема не раскрыта, обществоведческие термины небыли использованы. Собственная позиция представлена на бытовом уровне без аргументации. Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию % Отметка 50-65 «3» 65-84 «4» 86-100 «5» Содержание учебного предмета для индивидуального обучения на дому ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Название раздела Введение Раздел I. «Загадка человека» Раздел II. «Человек и его деятельность» 6 класс Кол-во часов Содержание воспитательного потенциала урока 1 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (учащимися). 5 Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. 5 Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Раздел III. «Человек среди людей» 4 Практикумы 1 Повторительно-обобщающие уроки 1 Итого: 17 Наименование раздела Раздел I. Регулирование поведения людей в обществе Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения. Проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат детей командной работе и взаимодействию с другими учениками. 7 класс Кол-во часов Содержание воспитательного потенциала урока 7 Раздел II. Человек в экономических отношениях Раздел III. Человек и природа 6 Практикум 1 2 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (учащимися). Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров Повторительно-обобщающие уроки Итого: ответственного, гражданского поведения. Проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. 1 Применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат детей командной работе и взаимодействию с другими учениками. 17 ч 8 класс Наименование раздела Кол-во часов Содержание воспитательного потенциала урока Раздел I. Личность и общество 3 Раздел II. Сфера духовной культуры Раздел III. Социальная сфера 3 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (учащимися). Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Раздел IV. Экономика 6 Повторительно-обобщающие уроки 1 Практикумы 2 Итого: 2 Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения. Проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат детей командной работе и взаимодействию с другими учениками. 17 ч 9 класс Наименование раздела Раздел I. Политика Раздел II. Право Кол-во часов Содержание воспитательного потенциала урока 3 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (учащимися). 12 Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Практикумы 1 Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Повторительно-обобщающие уроки 1 Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения. Итого: 17