ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по технологии для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ КГО «СОШ №3», рабочей программы основного общего образования по предмету «Технология», Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, Программы воспитания МБОУ КГО «СОШ №3», с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Общая характеристика учебного предмета «Технология» Рабочая программа по технологии составлена на основе содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получающих образование на основе АООП ООО. Образовательная организация призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие обучающимся с ЗПР получить качественное образование по технологии, подготовить разносторонне развитую личность, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности. Адаптация содержания учебного материала для обучающихся с ЗПР происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. По некоторым темам учащиеся получают только общее представление на уровне ознакомления. На основании требований федерального государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности обучающихся с ЗПР. Цели и задачи изучения учебного предмета «Технология» Основной целью освоения предметной области «Технология», заявленной в рабочей программе основного общего образования по предмету «Технология», является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации. Целью освоения учебного предмета «Технология» обучающимися с задержкой психического развития является формирование самостоятельности, расширение сферы жизненной компетенции, формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности. Задачи: обеспечение понимания обучающимися с ЗПР сущности современных материальных, информационных и социальных технологий и перспектив их развития; освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности; формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми безопасными приёмами использования распространёнными инструментами, механизмами и машинами, способами управления, широко применяемыми в жизни современных людей видами бытовой техники; овладение распространёнными общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда; развитие у обучающихся познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности на примерах отечественных достижений в сфере технологий производства и социальной сфере; формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности. Особенности отбора и адаптации учебного материала по технологии Основными принципами, лежащими в основе реализации содержания данного предмета и позволяющими достичь планируемых результатов обучения, являются: учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с ЗПР; усиление практической направленности изучаемого материала; выделение сущностных признаков изучаемых явлений; опора на жизненный опыт ребенка; ориентация на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами; необходимость и достаточность в определении объема изучаемого материала; введения в содержание учебной программы по технологии коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, формирование у обучающихся деятельностных функций, необходимых для решения учебных задач. Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования обучающихся с ЗПР. Его содержание предоставляет возможность молодым людям успешно социализироваться, бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. При проведении учебных занятий по технологии, с целью максимальной практической составляющей урока и реализации возможности педагога осуществить индивидуальный подход к обучающемуся с ЗПР, осуществляется деление классов на подгруппы. При наличии необходимых условий и средств возможно деление и на мини-группы. Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Технология» Учебная мотивация обучающихся с ЗПР существенно снижена. Для формирования положительного отношения к учению необходимо заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, создавать ситуацию успеха в учебной деятельности, целенаправленно стимулировать обучающихся во время занятий. Необходимо усилить виды деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР: опора на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы, опорные таблицы). Основную часть содержания урока технологии составляет практическая деятельность обучающихся, направленная на изучение, создание и преобразование материальных, информационных и социальных объектов, что является крайне важным аспектом их обучения, развития, формирования сферы жизненной компетенции. Ряд сведений усваивается обучающимися с ЗПР в результате практической деятельности. Новые элементарные навыки вырабатываются у таких обучающихся крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися. Программой предусматривается помимо урочной и значительная внеурочная активность обучающихся с ЗПР. Такое решение обусловлено задачами формирования учебной самостоятельности, высокой степенью ориентации на индивидуальные запросы и интересы обучающегося с ЗПР, на особенность подросткового возраста. Организация внеурочной деятельности в рамках предметной области «Технология» предполагает такие формы, как проектная деятельность обучающихся, экскурсии, домашние задания и краткосрочные курсы дополнительного образования, позволяющие освоить конкретную материальную или информационную технологию, необходимую для изготовления продукта труда в проекте обучающегося, субъективно актуального на момент прохождения курса. Общая характеристика учебного предмета «Технология» Современный курс технологии построен по модульному принципу. Структура модульного курса технологии такова. Место учебного предмета «Технология» в учебном плане В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Технология» входит в предметную область «Технология». Содержание учебного предмета «Технология», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, основной образовательной программе основного общего образования, адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Освоение предметной области «Технология» в основной школе осуществляется в 5–9 классах из расчёта: в 5–8 классах – 2 часа в неделю, в 9 классах – 1 час. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» Модуль «Производство и технология» 5–6 КЛАССЫ Раздел 1. Преобразовательная деятельность человека Технологии вокруг нас. Алгоритмы и начала технологии. Возможность формального исполнения алгоритма. Робот как исполнитель алгоритма. Робот как механизм. Раздел 2. Простейшие машины и механизмы Двигатели машин. Виды двигателей. Передаточные механизмы. Виды и характеристики передаточных механизмов. Механические передачи. Обратная связь. Механические конструкторы. Робототехнические конструкторы. Простые механические модели. Простые управляемые модели. Раздел 3. Задачи и технологии их решения Технология решения производственных задач в информационной среде как важнейшая технология 4-й промышленной революции. Чтение описаний, чертежей, технологических карт. Обозначения: знаки и символы. Интерпретация знаков и знаковых систем. Формулировка задачи с использованием знаков и символов. Информационное обеспечение решения задачи. Работа с «большими данными». Извлечение информации из массива данных. Исследование задачи и её решений. Представление полученных результатов. Раздел 4. Основы проектной деятельности Понятие проекта. Проект и алгоритм. Проект и технология. Виды проектов. Творческие проекты. Исследовательские проекты. Паспорт проекта. Этапы проектной деятельности. Инструменты работы над проектом. Компьютерная поддержка проектной деятельности. Раздел 5. Технология домашнего хозяйства Порядок и хаос как фундаментальные характеристики окружающего мира. Порядок в доме. Порядок на рабочем месте. Создание интерьера квартиры с помощью компьютерных программ. Электропроводка. Бытовые электрические приборы. Техника безопасности при работе с электричеством. Кухня. Мебель и бытовая техника, которая используется на кухне. Кулинария. Основы здорового питания. Основы безопасности при работе на кухне. Швейное производство. Текстильное производство. Оборудование, инструменты, приспособления. Технологии изготовления изделий из текстильных материалов. Декоративноприкладное творчество. Технологии художественной обработки текстильных материалов. Раздел 6. Мир профессий Какие бывают профессии. Как выбрать профессию. 7–9 КЛАССЫ Раздел 7. Технологии и искусство Эстетическая ценность результатов труда. Промышленная эстетика. Примеры промышленных изделий с высокими эстетическими свойствами. Понятие дизайна. Эстетика в быту. Эстетика и экология жилища. Народные ремёсла. Народные ремёсла и промыслы России. Раздел 8. Технологии и мир. Современная техносфера Материя, энергия, информация — основные составляющие современной научной картины мира и объекты преобразовательной деятельности. Создание технологий как основная задача современной науки. История развития технологий. Понятие высокотехнологичных отраслей. «Высокие технологии» двойного назначения. Рециклинг-технологии. Разработка и внедрение технологий многократного использования материалов, создание новых материалов из промышленных отходов, а также технологий безотходного производства. Ресурсы, технологии и общество. Глобальные технологические проекты. Современная техносфера. Проблема взаимодействия природы и техносферы. Современный транспорт и перспективы его развития. Раздел 9. Современные технологии Биотехнологии. Лазерные технологии. Космические технологии. Представления о нанотехнологиях. Технологии 4-й промышленной революции: интернет вещей, дополненная реальность, интеллектуальные технологии, облачные технологии, большие данные, аддитивные технологии и др. Биотехнологии в решении экологических проблем. Очистка сточных вод. Биоэнергетика. Биометаногенез. Проект «Геном человека» и его значение для анализа и предотвращения наследственных болезней. Генеалогический метод изучения наследственности человека. Человек и мир микробов. Болезнетворные микробы и прививки. Биодатчики. Микробиологическая технология. Сферы применения современных технологий. Раздел 10. Основы информационно-когнитивных технологий Знание как фундаментальная производственная и экономическая категория. Информационно-когнитивные технологии как технологии формирования знаний. Данные, информация, знание как объекты информационно-когнитивных технологий. Формализация и моделирование — основные инструменты познания окружающего мира. Раздел 11. Элементы управления Общие принципы управления. Общая схема управления. Условия реализации общей схемы управления. Начала кибернетики. Самоуправляемые системы. Устойчивость систем управления. Виды равновесия. Устойчивость технических систем. Раздел 12. Мир профессий Профессии предметной области «Природа». Профессии предметной области «Техника». Профессии предметной области «Знак». Профессии предметной области «Человек». Профессии предметной области «Художественный образ». Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов» 5–6 КЛАССЫ Раздел 1. Структура технологии: от материала к изделию Основные элементы структуры технологии: действия, операции, этапы. Технологическая карта. Проектирование, моделирование, конструирование – основные составляющие технологии. Технологии и алгоритмы. Раздел 2. Материалы и их свойства Сырьё и материалы как основы производства. Натуральное, искусственное, синтетическое сырьё и материалы. Конструкционные материалы. Физические и технологические свойства конструкционных материалов. Бумага и её свойства. Различные изделия из бумаги. Потребность человека в бумаге. Ткань и её свойства. Изделия из ткани. Виды тканей. Древесина и её свойства. Древесные материалы и их применение. Изделия из древесины. Потребность человечества в древесине. Сохранение лесов. Металлы и их свойства. Металлические части машин и механизмов. Тонколистовая сталь и проволока. Пластические массы (пластмассы) и их свойства. Работа с пластмассами. Наноструктуры и их использование в различных технологиях. Природные и синтетические наноструктуры. Композиты и нанокомпозиты, их применение. Умные материалы и их применение. Аллотропные соединения углерода. Раздел 3. Основные ручные инструменты Инструменты для работы с бумагой. Инструменты для работы с тканью. Инструменты для работы с древесиной. Инструменты для работы с металлом. Компьютерные инструменты. Раздел 4. Трудовые действия как основные слагаемые технологии Измерение и счёт как универсальные трудовые действия. Точность и погрешность измерений. Действия при работе с бумагой. Действия при работе с тканью. Действия при работе с древесиной. Действия при работе с тонколистовым металлом. Приготовление пищи. Общность и различие действий с различными материалами и пищевыми продуктами. Раздел 5. Технологии обработки конструкционных материалов Разметка заготовок из древесины, металла, пластмасс. Приёмы ручной правки заготовок из проволоки и тонколистового металла. Резание заготовок. Строгание заготовок из древесины. Гибка, заготовок из тонколистового металла и проволоки. Получение отверстий в заготовках из конструкционных материалов. Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов, клея. Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Зачистка и отделка поверхностей деталей из конструкционных материалов. Изготовление цилиндрических и конических деталей из древесины ручным инструментом. Отделка изделий из конструкционных материалов. Правила безопасной работы. Раздел 6. Технология обработки текстильных материалов Организация работы в швейной мастерской. Основное швейное оборудование, инструменты, приспособления. Основные приёмы работы на бытовой швейной машине. Приёмы выполнения основных утюжильных операций. Основные профессии швейного производства. Оборудование текстильного производства. Прядение и ткачество. Основы материаловедения. Сырьё и процесс получения натуральных волокон животного происхождения. Основы технологии изготовления изделий из текстильных материалов. Последовательность изготовления швейного изделия. Ручные стежки и строчки. Классификация машинных швов. Обработка деталей кроя. Контроль качества готового изделия. Способы настила ткани. Раскладка выкройки на ткани. Раскрой ткани из натуральных волокон животного происхождения. Технология выполнения соединительных швов. Обработка срезов. Обработка вытачки. Технология обработки застёжек. Понятие о декоративно-прикладном творчестве. Технологии художественной обработки текстильных материалов: лоскутное шитьё, вышивка Раздел 7. Технологии обработки пищевых продуктов Организация и оборудование кухни. Санитарные и гигиенические требования к помещению кухни и столовой, посуде, к обработке пищевых продуктов. Безопасные приёмы работы. Сервировка стола. Правила этикета за столом. Условия хранения продуктов питания. Утилизация бытовых и пищевых отходов. Профессии, связанные с производством и обработкой пищевых продуктов. Приготовление пищи в походных условиях. Утилизация бытовых и пищевых отходов в походных условиях. Основы здорового питания. Основные приёмы и способы обработки продуктов. Технология приготовления основных блюд. Основы здорового питания в походных условиях. 7–9 КЛАССЫ Раздел 8. Моделирование как основа познания и практической деятельности Понятие модели. Свойства и параметры моделей. Общая схема построения модели. Адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования. Применение модели. Модели человеческой деятельности. Алгоритмы и технологии как модели. Раздел 9. Машины и их модели Как устроены машины. Конструирование машин. Действия при сборке модели машины при помощи деталей конструктора. Простейшие механизмы как базовые элементы многообразия механизмов. Физические законы, реализованные в простейших механизмах. Модели механизмов и эксперименты с этими механизмами. Раздел 10. Традиционные производства и технологии Обработка древесины. Технология шипового соединения деталей из древесины. Технология соединения деталей из древесины шкантами и шурупами в нагель. Технологии механической обработки конструкционных материалов. Технология обработки наружных и внутренних фасонных поверхностей деталей из древесины. Отделка изделий из древесины. Изготовление изделий из древесины на токарном станке. Обработка металлов. Технологии обработки металлов. Конструкционная сталь. Токарновинторезный станок. Изделия из металлопроката. Резьба и резьбовые соединения. Нарезание резьбы. Соединение металлических деталей клеем. Отделка деталей. Тенденции развития оборудования текстильного и швейного производства. Вязальные машины. Основные приёмы работы на вязальной машине. Использование компьютерных программ и робототехники в процессе обработки текстильных материалов. Профессии будущего в текстильной и швейной промышленности. Текстильные химические волокна. Экологические проблемы сырьевого обеспечения и утилизации отходов процесса производства химического волокна и материалов из него. Нетканые материалы из химических волокон. Влияние свойств тканей из химических волокон на здоровье человека. Технология изготовления плечевого и поясного изделий из текстильных материалов. Применение приспособлений швейной машины. Швы при обработке трикотажа. Профессии швейного предприятия массового производства. Технологии художественной обработки текстильных материалов. Вязание как одна из технологий художественной обработки текстильных материалов Отрасли и перспективы развития пищевой промышленности. Организация производства пищевых продуктов. Меню праздничного стола и здоровое питание человека. Основные способы и приёмы обработки продуктов на предприятиях общественного питания. Современные технологии обработки пищевых продуктов, тенденции их развития. Влияние развития производства на изменение трудовых функций работников. Раздел 11. Технологии в когнитивной сфере Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и поиск новых технологических решений. Основные принципы развития технических систем: полнота компонентов системы, энергетическая проводимость, опережающее развитие рабочего органа и др. Решение производственных задач и задач из сферы услуг с использованием методологии ТРИЗ. Востребованность системных и когнитивных навыков в современной профессиональной деятельности. Интеллект-карты как инструмент систематизации информации. Использование интеллект-карт в проектной деятельности. Программные инструменты построения интеллекткарт. Понятие «больших данных» (объём, скорость, разнообразие). Работа с «большими данными» как компонент современной профессиональной деятельности. Анализ больших данных при разработке проектов. Приёмы визуализации данных. Компьютерные инструменты визуализации. Раздел 12. Технологии и человек Роль технологий в человеческой культуре. Технологии и знания. Знание как фундаментальная категория для современной профессиональной деятельности. Виды знаний. Метазнания, их роль в применении и создании современных технологий. Примерные контрольно-измерительные материалы При проведении на уроках технологии текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, следует помнить о практическом характере обучения и остановить свой выбор на 2 видах контроля: текущий контроль осуществляется с помощью практических работ; тематический контроль осуществляется по завершении темы в форме защиты творческого проекта, тестирования, самостоятельной работы. При оценке практической работы учитываются следующие составляющие: организация труда; приемы труда: качество изделия (работы). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ценностное отношение к технологиям, трудовым достижениям народа; чувство ответственности и долга перед своей семьей, малой и большой Родиной через трудовую деятельность; установка на активное участие в решении практических задач в области предметной технологической деятельности; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; готовность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; повышение уровня своей компетентности через практическое овладение элементами организации умственного и физического труда; способность обучающихся с ЗПР к осознанию своих дефицитов (в речевом, двигательном, коммуникативном, волевом развитии) и проявление стремления к их преодолению; способность к самоопределению в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, умение ставить реальные достижимые планы; готовность брать на себя инициативу в повседневных бытовых делах и нести ответственность за результат своей работы; способность выбирать адекватную форму поведения, с точки зрения опасности или безопасности для себя и окружающих, при выполнении трудовых функций; способность регулировать свое поведение и эмоциональные реакции в различных трудовых ситуациях, при коммуникации с людьми разного статуса. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными учебными познавательными действиями: выявлять и характеризовать различные признаки объектов; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной технологической задачи; создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач; смысловое чтение информации, представленной в различных формах (схемы, чертежи, инструкции); прогнозировать возможное развитие процессов и последствий технологического развития в различных отраслях; навыки использования поисковых систем для решения учебных задач; искать и отбирать информацию и данные из различных источников в соответствии с заданными параметрами и критериями. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: самостоятельно или с помощью педагога составлять устные сообщения для выступления перед аудиторией; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива; работать индивидуально и в группе над созданием условно нового продукта; выполнять свою часть работы, достигать качественного результата, координировать свою деятельность с другими членами команды в познавательно-трудовой деятельности; оценивать качество своего вклада в общий продукт, в решение общих задач коллектива; принимать и разделять ответственность при моделировании и изготовлении объектов, продуктов и технологических процессов. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: самостоятельно или с помощью учителя определять цели технологического обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; самостоятельно или после предварительного анализа планировать процесс познавательно-трудовой деятельности, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; владеть способами самооценки правильности выполнения учебной задачи; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности на основе заданных алгоритмов, корректировать действия в зависимости от меняющейся ситуации; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебно-технологической задачи; понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат деятельности, определять позитивные изменения и направления, требующие дальнейшей работы; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; осознавать невозможность контролировать все вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ По завершении обучения учащийся с ЗПР должен образовательные результаты, соотнесённые с каждым из модулей. иметь сформированные Модуль «Производство и технология» 5–6 КЛАССЫ: иметь представление о роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; иметь представление о роли техники и технологий в цифровом социуме; выявлять при помощи учителя причины и последствия развития техники и технологий; характеризовать по опорному плану, схеме виды современных технологий; уметь строить по алгоритму учебную и практическую деятельность в соответствии со структурой технологии: этапами, операциями, действиями; научиться на базовом уровне конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической деятельности; организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности; соблюдать правила безопасности; иметь опыт использования различных материалов (древесина, металлы и сплавы, полимеры, текстиль, сельскохозяйственная продукция); уметь создавать, применять и преобразовывать с помощью учителя знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и производственных задач; иметь опыт коллективного решения задачи с использованием облачных сервисов; иметь представление о понятии «биотехнология»; классифицировать по опорной схеме методы очистки воды, использовать фильтрование воды; иметь представление о понятиях «биоэнергетика», «биометаногенез». 7–9 КЛАССЫ: иметь представление о видах современных технологий; иметь опыт применения технологии для решения возникающих задач; иметь опыт использования методов учебной, исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, проектирования, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; с помощью учителя приводить примеры не только функциональных, но и эстетичных промышленных изделий; иметь опыт использования информационно-когнитивных технологий преобразования данных в информацию и информации в знание; перечислять инструменты и оборудование, используемое при обработке различных материалов (древесины, металлов и сплавов, полимеров, текстиля, сельскохозяйственной продукции, продуктов питания); иметь представления об области применения технологий, их возможностях и ограничениях; получить возможность научиться модернизировать и создавать технологии обработки известных материалов; анализировать на базовом уровне значимые для конкретного человека потребности; перечислять и характеризовать продукты питания; перечислять виды и названия народных промыслов и ремёсел; иметь представления об использовании нанотехнологий в различных областях; иметь представления о экологических проблемах; иметь представления о роли прививок. Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов» 5–6 КЛАССЫ: иметь представления о познавательной и преобразовательной деятельности человека; соблюдать правила безопасности; организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности; классифицировать и характеризовать с помощью учителя инструменты, приспособления и технологическое оборудование; иметь опыт использования знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий; использовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование под контролем учителя; выполнять под контролем учителя технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, технологического оборудования; получить возможность научиться использовать цифровые инструменты при изготовлении предметов из различных материалов; иметь представления о технологических операциях ручной обработки конструкционных материалов; применять ручные технологии обработки конструкционных материалов; правильно хранить пищевые продукты; осуществлять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов, сохраняя их пищевую ценность; выбирать продукты, инструменты и оборудование для приготовления блюда; осуществлять доступными средствами контроль качества блюда; иметь опыт проектирования интерьера помещения с использованием программных сервисов; составлять по опорной схеме последовательность выполнения технологических операций для изготовления швейных изделий; строить при помощи учителя чертежи простых швейных изделий; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ; выполнять художественное оформление швейных изделий; иметь представления о свойствах наноструктур, их использовании в технологиях; получить возможность познакомиться с физическими основами нанотехнологий и их использованием для конструирования новых материалов. 7–9 КЛАССЫ: иметь представление о основных этапах создания проектов от идеи до презентации и использовании полученных результатов; иметь опыт использования программных сервисов для поддержки проектной деятельности; проводить под руководством учителя и по опорной схеме необходимые опыты по исследованию свойств материалов; выбирать инструменты и оборудование, необходимые для изготовления выбранного изделия по данной технологии; применять технологии механической обработки конструкционных материалов; осуществлять доступными средствами под руководством учителя контроль качества изготавливаемого изделия, находить и устранять допущенные дефекты; иметь представления о видах и назначении методов получения и преобразования конструкционных и текстильных материалов; иметь опыт конструирования моделей различных объектов и использования их в практической деятельности; конструировать при помощи учителя и по опорной схеме модели машин и механизмов; изготавливать при помощи учителя и по опорной схеме изделие из конструкционных или поделочных материалов; готовить кулинарные блюда в соответствии с известными технологиями; выполнять декоративно-прикладную обработку материалов; выполнять художественное оформление изделий; иметь опыт создания художественного образа и воплощения его в продукте; строить при помощи учителя чертежи швейных изделий; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ; иметь опыт применения основных приёмов и навыков решения изобретательских задач; получить возможность научиться применять принципы ТРИЗ для решения технических задач; презентовать изделие (продукт); иметь представление о современных и перспективных технологиях производства и обработки материалов; получить возможность узнать о современных цифровых технологиях, их возможностях и ограничениях; иметь представления о понятиях «композиты», «нанокомпозиты», примерах использования нанокомпозитов в технологиях, механических свойствах композитов; иметь представления о аллотропных соединениях углерода, примерах использования аллотропных соединений углерода; иметь представление о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; иметь опыт изготовления субъективно нового продукта, опираясь на общую технологическую схему. 7–8 КЛАССЫ: иметь опыт конструирования и моделирования робототехнических систем; уметь использовать визуальный язык программирования роботов (с учетом актуального уровня развития обучающихся с ЗПР); иметь опыт реализации полного цикла создания робота; иметь опыт программирования действия учебного робота-манипулятора со сменными модулями для обучения работе с производственным оборудованием; иметь опыт программирования работы модели роботизированной производственной линии; иметь опыт управления движущимися моделями в компьютерно-управляемых средах; получить возможность научиться управлять системой учебных роботов-манипуляторов; иметь опыт осуществления робототехнических проектов; презентовать изделие; иметь представление о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда. Модуль «ЗD-моделирование, прототипирование и макетирование» 7–9 КЛАССЫ: соблюдать правила безопасности; организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности; иметь опыт разработки оригинальных конструкций с использованием 3D-моделей, проводить их испытание, анализ, способы модернизации в зависимости от результатов испытания под руководством учителя; создавать по опорной схеме и под руководством учителя 3D-модели, используя программное обеспечение; устанавливать при помощи учителя адекватность модели объекту и целям моделирования; проводить анализ и модернизацию компьютерной модели под руководством учителя; иметь опыт изготовления прототипов с использованием ЗD-принтера; получить возможность изготавливать изделия с помощью лазерного гравера; модернизировать с помощью учителя прототип в соответствии с поставленной задачей; презентовать изделие; иметь представление о видах макетов и их назначение; иметь опыт создания макетов различных видов; выполнять с помощью учителя развёртку и соединения фрагментов макета; выполнять с помощью учителя сборку деталей макета; получить возможность освоить программные сервисы создания макетов; иметь опыт разработки графической документации; иметь представления о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда. Модуль «Компьютерная графика, черчение» 8–9 КЛАССЫ: соблюдать правила безопасности; организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности; иметь представление о смысле условных графических обозначений, иметь опыт создания с их помощью графических текстов; иметь опыт ручного способа вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков деталей; иметь опыт автоматизированного способа вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков; уметь на простейшем уровне читать чертежи деталей и осуществлять при помощи учителя расчёты по чертежам; иметь опыт выполнения эскизов, схем, чертежей с использованием чертёжных инструментов и приспособлений и/или в системе автоматизированного проектирования (САПР); иметь представление о средствах и формах графического отображения объектов или процессов, правилах выполнения графической документации; получить возможность научиться использовать технологию формообразования для конструирования 3D-модели; иметь представление об оформлении конструкторской документации, в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования (САПР); презентовать изделие; иметь представление о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда. Тематическое планирование (девочки) 5 – 8 классы Тема программы / класс 5кл. Инд\о 6 кл. Инд/о. 7 кл. Инд /о. 8 кл. Инд./о. Содержание воспитательного № /количество часов 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. потенциала урока 1 2 3 Количество часов Вводное занятие. Технология в жизни человека и общества. Основы проектирования Создание изделий текстильных материалов из 68 2 34 1 68 1 34 1 68 2 34 1 68 1 17 1 10 5 1 1 6 3 40 7 34 16 32 14 28 14 2 1 2 4 2 2 1 2 1 2 1 16 4 3.1 3.2 3.3 Материаловедение Ручные стежки и строчки Машиноведение 4 2 4 3.4 Индивидуальный проект 4 3.5 Конструирование моделирование одежды и 3.6 Изготовление изделия 4 Технология традиционных видов рукоделия и декоративноприкладного творчества швейного 8 5 8 4 8 4 12 6 18 9 16 8 6 6 12 6 10 5 Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту учебного материала, вырабатывать личное отношение учащихся к образованию как ценности. Согласование педагогического процесса с индивидуальными особенностями учащихся. Развитие мотивации к творческой деятельности. Воспитание дисциплинированности, трудолюбия, аккуратности, организованности, прилежности, самостоятельности и работоспособности. Развитие умений самообразования и самовоспитания. Развитие познавательной мотивации школьников, опыт ведения конструктивного диалога. Формирование художественного и эстетического вкуса, познавательного интереса учащихся к темам предмета, воспитания аккуратности, усидчивости и терпения. Развитие творческих способностей учащихся, эстетического вкуса, самостоятельности, воспитывать чувство меры и красоты. 5 7 8 Кулинария 14 5 Технология ведения домашнего хозяйства. Интерьер жилых помещений. Электротехника 12 6 12 6 6 3 4 2 2 1 2 1 9 Современное производство и профессиональное образование 2 1 10 Проектирование и выполнение некоторых видов ремонтных работ в квартире 4 1 11 Сферы современного производства и их составляющие 2 1 2 1 1 1 12 13 Основы предпринимательства Обобщающий урок по курсу «Технология» 1 2 1 2 1 1 1 Способствовать формированию опыта совместного и индивидуального творчества при выполнении командных заданий. Воспитание трудолюбивого и творческого человека, способствует становлению нравственных, трудовых, эстетических, экологических качеств личности учащегося. Способствовать формированию положительной мотивации к трудовой деятельности. Создание ситуаций, что способствует воспитанию культуры общения, внимательности и уважения к другим. Повышение внимания школьников к обсуждаемой информации и познавательная деятельность учеников. Воспитание чувства патриотизма, гражданственности, гордости за отечественные достижения в промышленном дизайне. Способствовать формированию готовности к самостоятельным действиям, воспитание трудолюбия. Самооценка умственных и творческих способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации. Тематическое планирование (мальчики) 5 – 9 классы Тема программы / класс 5кл. Инд./о 6 кл. Инд./о. 7 кл. Инд./о 8 кл. Инд./о. 9кл. Инд./о. № /количество часов 1 Количество часов Вводное занятие. Технология в жизни человека и общества. 68 2 34 1 68 1 34 1 68 2 34 1 68 1 17 1 34 1 17 1 2 Основы проектирования 10 5 1 1 6 3 40 7 2 2 Создание изделий из древесины и подручных материалов 3.1 Механическая обработка древесины 34 16 32 14 28 14 (4) (2) (4) (2) (2) (1) 2 3.2 Отделочные работы (2) (1) 3.3 Машиноведение (4) (2) (2) 1 (2) (1) 2 3 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9кл. Содержание воспитательного потенциала урока Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту учебного материала, вырабатывать личное отношение учащихся к образованию как ценности Согласование педагогического процесса с индивидуальными особенностями учащихся Развитие мотивации к творческой деятельности. Воспитание дисциплинированности, трудолюбия, аккуратности, организованности, прилежности, самостоятельности и работоспособности. Развитие творческих способностей учащихся, эстетического вкуса, самостоятельности, воспитание чувства красоты Воспитание дисциплинированности, трудолюбия, аккуратности, организованности, прилежности, самостоятельности и 3.4 Индивидуальный проект (4) (0) 3.5 Графическое изображение предметов (8) (5) (8) 4 (8) (4) 3.6 Изготовление изделия из древесины (12) (6) (18) 9 (16) (8) 12 6 10 5 4 Технология традиционных видов рукоделия и декоративноприкладного творчества 5 Резьба по дереву 6 6 6 Металлообработка 14 5 7 8 10 6 4 6 7 10 6 6 2 12 6 12 6 Технология ведения домашнего хозяйства. Интерьер жилых помещений. 6 3 4 2 Электротехника 2 1 2 1 работоспособности. Развитие умений самообразования и самовоспитания. Развитие способностей учащихся, эстетического вкуса, самостоятельности, воспитание чувства меры Воспитание трудолюбивого и творческого человека, способствует становлению нравственных, трудовых, эстетических, качеств личности учащегося. Развитие творческих способностей учащихся, эстетического вкуса, самостоятельности, воспитывать чувство меры и красоты Воспитание трудолюбивого и творческого человека. Воспитание дисциплинированности, трудолюбия, аккуратности, организованности, прилежности, самостоятельности и работоспособности. Воспитание трудолюбивого и творческого человека, способствует становлению нравственных, трудовых, эстетических, экологических качеств личности учащегося. Способствовать формированию положительной мотивации к трудовой Современное производство и профессиональное образование Проектирование и выполнение некоторых видов ремонтных работ в квартире Сферы современного производства и их составляющие 2 1 1 4 1 1 2 1 12 Основы предпринимательства 2 1 13 Обобщающий урок по курсу «Технология» 1 1 9 10 11 2 1 2 1 2 1 1 деятельности. Создание ситуаций, что способствует воспитанию культуры общения, внимательности и уважения к другим Повышение внимания школьников к обсуждаемой информации и познавательная деятельность учеников. 1 Воспитание чувства патриотизма, гражданственности, гордости за отечественные достижения в промышленном дизайне. Способствовать формированию готовности к самостоятельным действиям, воспитание трудолюбия. Самооценка умственных и творческих способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации. Тематическое планирование (девочки) 9 классы Разделы и темы программы Введение. Робототехника: основы, области применения, виды. 1. Социальные технологии 1.1. Специфика социальных технологий 1.2. Социальная работа. Сфера услуг 1.3. 1.3. Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология 1.4. Технологии в сфере средств массовой информации 1.5. Семинар «Социальные технологии» 2. Медицинские технологии 2.1. Актуальные и перспективные медицинские технологии 2.2. Генетика и генная инженерия Технологии в области электроники 3.1. Нанотехнологии 3.2. Электроника 3.3. Фотоника 3.4. Обобщающий урок по разделам программы 4. Закономерности технологического развития цивилизации 4.1. Управление в современном производстве. Инновационные предприятия. Трансфер технологий 4.2. Современные технологии обработки материалов 4.3. Роль метрологии в современном производстве. Техническое регулирование 3. Кол-во часов 2 5 1 1 1 1 1 2 1 1 4 1 1 1 1 3 1 1 1