РП по обществознанию баз. СОО 2023-2024 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Рабочая программа по общественному знанию на уровне среднего общего
образования (базовый уровень) составлена на основе уверенности и уверенности в
результатах освоения основной образовательной программы, представленной в
Федеральном государственном образовательном стандарте общего среднего образования, в
соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г. ),
а также с учетом федеральной рабочей программы воспитания. Рабочая программа по
общественному знанию на уровне среднего общего образования реализует принцип
преемственности примерных рабочих образовательных программ общего и среднего
общего образования.
Учебный предмет «Обществознание» играет ведущую роль в выполнении функций
системы образования высокой молодежи в избирательном обществе и требует условий для
формирования российской гражданской принадлежности, допуска к участию
многонационального народа, готовности обучающихся к саморазвитию и жесткому
режиму, труду и творческому самовыражению, взаимодействию с отдельными людьми на
благо человека и общества.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ
УРОВЕНЬ)
Целями общественного образования в средней школе являются:












воспитания общероссийской идентичности, гражданской среды, основанной на идее
патриотизма, гордости за достижения страны в различных сферах жизни, применяемой к
потребностям и культуре России, приспособления и свободы человека и гражданина,
закрепленным в Конституции Федерации;
развитие личности в период ранней юности, становление ее духовно-нравственных позиций
и приоритетов, выработка правового сознания, политическая культура, мотивации к
предстоящему самоопределению в различных формах жизни: семейной, трудовой,
профессиональной;
развитие способностей, обучающихся к личному самоопределению, самореализации,
самоконтролю;
развитие интереса обучающихся к освоению социальных и гуманитарных дисциплин;
освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной картины
общества, адекватной высокой степени развития научных знаний и возможность
реализации требований к личностным, метапредметным и предметным результатам
освоения образовательной программы, представленным в Федеральном государственном
образовательном центре общего образования;
овладение
полученными
результатами,
анализировать,
интерпретировать
и
систематизировать оценку результатов различных источников, преобразовывать ее и
использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных, и исследовательских
задач, а также в проектной деятельности;
с опытом профессионального использования в сфере заработка (включая социальные
нормы) и умеющего узнавать в различных социальных сферах жизни: в общественной и
общественной деятельности, волонтерской, в общеличностных отношениях, между людьми
различных национальностей и вероисповеданий, в противодействии становлению, в
семейно- бытовая сфера, жизнь также для анализа и оценки опасных ситуаций, социальных
факторов, поведения людей и возможных поступков.
С учетом преемственности с повышением общего школьного образования предмет
«Обществознание» раскрывает теоретические знания, факты социальные; ценности и
нормы, регулирование общественных отношений; общественные должности человека,
права, его свободы и обязанности как члена общества и гражданина Российской

Федерации; особенности современного российского общества в единстве социальных сфер
и институтов и роли России в динамично изменяющемся мире; различные аспекты
межличностного и других видов социальных связей
Освоение содержания обществоведческого образования осуществляется в согласии с
ориентирами, отражающими специфику учебных предметов на уровне общего среднего
образования:










определение содержания научной и практической области охвата, включаемой в его состав
и педагогическими целями, образовательными предметами с учетом познавательных
способностей учащихся старшего подросткового возраста;
представление в содержании текущего предмета основных сфер жизни общества, типичных
видов деятельности в информационном обществе, экономических условий экономического
развития на особую особенность, особенности финансового поведения, перспективы и
прогнозы общественного развития, пути решения актуальных социальных проблем;
обеспечение применения требований, формируемых действующим компонентом
социально-гуманитарного образования (выявление проблем, принятие решений, работа с
информацией), а также наличие универсальных значений для различных видов
деятельности и при выборе профессии;
включение в содержание предмета захвата материала об особом российском обществе, об
основах конституционного строительства Российской Федерации, закрепления в
Конституции Российской Федерации, о правах и свободах человека и гражданина, развитии
России, ее роли в мире и противодействии вызовам глобализации;
расширение возможностей самопрезентации старшеклассников, мотивирующее
креативное мышление и участие в социальных практиках.
Отличительное содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне
общего среднего образования от содержания предшествующего уровня в правилах:







исследования нового теоретического содержания;
рассмотрение ряда ранее изученных социальных явлений и процессов в более сложных и
сложных связях и связях;
освоении этнических групп познания;
большей опорой на самостоятельную деятельность и особенно познавательными
интересами обучающихся, в том числе связанными с профессией;
расширении и совершенствовании познавательных, исследовательских, проектных умений,
которые осваивают обучающиеся, и возможности их применения при использовании
отдельных представителей, типичных для старшего подросткового возраста.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом предмет «Обществознание» на базовом уровне
оценивается в 10 и 11 классах. Общее количество учебного времени на два года обучения
составляет 136 часов (68 часов в год). Общая недельная нагрузка в каждом году обучения
составляет 2 часа.
Содержание воспитательного потенциала уроков:
Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений.
Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией:
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения.
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения.

Проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе
Применение на уроке интерактивных форм работы с учениками: интеллектуальных
игр, дидактического театра для стимулирования познавательной мотивации школьников.
Применение на уроке дискуссий, содействующие учащимся в обретении опыта
ведения конструктивного диалога;
Применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат детей
командной работе и взаимодействию с другими учениками
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической
проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к
чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающихся среднего общего образования по
предмету «Обществознание» (базовый уровень) позитивно отражать готовность и
обучающиеся способности руководствоваться внутренней ориентацией личности, система
ценностных ориентаций, индивидуальных убеждений, наличие соответствующих
программ профессионального общества, расширение пищевого опыта и опыта
деятельности в процесс реализации основной направленной воспитательной деятельности,
включая в части:
Гражданского воспитания:














сформированность гражданской позиции в качестве активного и ответственного члена
российского общества;
осознание своих конституционных прав и всякий раз, уважение законов и правопорядка;
принятие уникальных, общечеловеческих гуманистических и демократических
представлений; уважение соблюдения иных культур, конфессий;
склонность к ожирению, экстремизму, национализму, ксенофии, конференции по
конгрессу, религиозным, расовым, массовым проявлениям;
готовность вести совместную деятельность в оставшихся обществах, участвовать в
самоуправлении школ и детско-юношеских организаций;
умение сочетается с институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.
Патриотического воспитания:
сформированная российская гражданская приверженность, патриотизм, склонность к
самосознанию, сознанию перед чувствами Родиной, гордости за свой край, Родину, свой
язык и культуру, прошлое настоящего и многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, природе и природному наследию,
памятникам, традициям народов России; достижения России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, труде;
идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защита, ответственность за
предательство.
Духовно-нравственного воспитания:







осознание духовных масс населения;
сформированность психического сознания, этического поведения;
оценка ситуации и принятие осознанных решений, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в формирование устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим проблемам, семьям на основе реализации воплощения
семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
Эстетическое воспитание:






эстетическое отношение к миру, эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, труда, деловых отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своих и
разных народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в восприятии личности и общества отечественного и международного
искусства, национально-культурных традиций и народного творчества;
стремление объединить качество личности.
Физического воспитания:




сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к
здоровью, потребности жизни в дальнейшем совершенствовании;
активное неприятие вредных привычек и иных форм, вызывающих вреда, вызывающего
привыкание и психическое здоровье.
Трудового воспитания:







готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность;
интерес к сферам профессиональной деятельности, умение осуществлять осознанный
выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация к
свободному труду и постоянному профессиональному росту, учету требований к
предстоящему выбору сферы деятельности;
готовность и способность к устойчивости и самообразованию на протяжении всей жизни.
Экологическое воспитание:








сформированность экологической культуры, исследование социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, осознание естественного характера
экологических проблем;
Планирование распространения среди населения на основе осознания целей широкого
распространения человечества;
активное неприятие действий, перевозящих вредные привычки;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:








сформированная мировоззрения, высокая степень высокого уровня развития, включая
научную науку и общественную практику, основанного на диалоге культуры,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства общения между
людьми и познания мира; языковое и речевое развитие человека, включая язык социальноэкономической и политической коммуникации;
осознание ценностей научной деятельности, готовность к развитию проектной и
исследовательской деятельности индивидуально и в группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни,
интерес к широким социальным и гуманитарным дисциплинам.
В процессе достижения личностных результатов освоения образовательных программ
среднего образования (на базовом уровне) у них совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:










самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть
направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в
межличностном диапазоне и при определенных решениях;
саморегулирования, включающего самоконтроль, способность принимать ответственность
за свое поведение, вероятность принятия к эмоциональным изменениям и исламской
гибкости, возможность выбора;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеха, оптимизма,
инициативности, умения действовать, опираясь на свои возможности;
готовность и способность овладевать обязательными практиками, осваивать типичные
социальные профессии;
эмпатии, включающей понимание эмоциональной способности к состоянию других,
принимая во внимание его склонность к сочувствию и сопереживанию;
социальные навыки, включающие способность выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться, встречать интерес и разрешать конфликты.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные освоения программы среднего
«Обществознание» (базовый уровень) должны отражать:

образования

по

предмету

1. Владение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые эффекты действия:







самостоятельно формулировать и актуализировать измерения проблемы, формируя ее
всесторонне;
появление существенного признака или основания для сравнения, выделения и обобщения
социальных объектов, свойств и процессов;
определить цели познавательной деятельности, задавать параметры и критерии их
достижений;
выявлять наблюдения и противоречия в рассмотрении явлений и процессов;
вносить коррективы в деятельность (с учетом различных видов деятельности), проводить
оценку последствий, оценивать риски воздействия деятельности;
координировать и осуществлять работу в условиях реального, вещного и
комбинированного взаимодействия;



развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе учебнопознавательных.
Базовые исследовательские действия:















развить навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения
проблем;
возможность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применение различных методов исследования познания;
деятельность по получению новых знаний, использование, преобразование и применение в
различных исследованиях, в том числе при разработке научных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые
понятия и специальные методы наук;
поставить и сформулировать собственную задачу в образовательной деятельности и
жизненных привычках;
выявлять причинно-следственные социальные связи явлений и процессов и
актуализировать познавательную модель, выдвигать гипотезу ее решений, находить
аргументы для достоверности своих достоверностей, задавать параметры и оценочные
решения;
анализировать результаты, полученные в ходе выполнения задач, оценивать их
необходимость, прогнозировать изменения в новых условиях;
давать повторяющиеся ситуации, возникающие в процессе познания социальных объектов,
в социальных отношениях; оцененный приобретенный опыт;
уметь перенимать знания об объектах, явлениях и процессах в познавательной и
практической области деятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметов экономики;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:










владеть навыками получения социальной информации из разнообразных типов,
самостоятельно разрабатывать поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию различных
видов и форм представлений;
создают тексты в различных форматах с учетом назначения информации и собраний,
выбирая оптимальную форму представления и выявления;
оценка достоверности, легитимности различных видов и форм представлений (в том числе
полученных из интернет-источников), ее подробность правовым и морально-этическим
нормам;
использование информационных и коммуникационных технологий для решения
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками обнаружения и защиты информации, раскрытой информации о
безопасности.
2. Владение универсальными коммуникативными действиями
Общение:



развивающая коммуникация во всех сферах жизни;





распознавать невербальные средства общения, воспринимать значения социальных
показателей, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными видами общения и развлечениями; аргументированно вести диалог,
уметь смягчать конфликтные ситуации;
логически и логично изложить свою точку зрения с использованием языковых средств.
Совместная деятельность:









понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбор тематики и методов участия в мероприятиях с учетом особых интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
цель принять совместную деятельность, организовать и координировать действия по ее
проведению: составить план действий, привлечь участников, обсудить результаты
совместной работы;
оценка качества своего вклада и вклада каждой команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые исследовательские и научные проекты, оценивать идеи с позиции
новизны, оригинальности, практической сенсорики;
развивающееся стратегическое поведение в различных проявлениях, массовое творчество
и воображение, инициативным.
3. Владение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:










самостоятельно развивать познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных
проявлениях;
самостоятельно составить план решения проблем с учетом имеющихся ресурсов,
возможностей возможностей и предпочтений;
выдавать новые случаи, возникающие в познавательной и практической деятельности, в
межличностных отношениях;
расширить рамки учебного предмета в зависимости от личных предпочтений;
делать осознанный выбор поведения, принимать решения при наличии альтернативы,
аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение;
оцененный приобретенный опыт;
глобальное формирование и распространение широкой эрудиции в различных знаниях,
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль:







давать отчеты о новых ситуациях, вносить коррективы в деятельность, подсчитывать
результаты результатов;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии
для оценки ситуации, выбор верного решения;
уметь оценивать риски и принимать решения по их показаниям;
мотивы и выводы других при анализе результатов деятельности.
Принятие себя и других:



принимать себя, принимать свои достоинства;





мотивы и выводы других при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
1) Владеть землёй об обществе как целостной развивающейся сфере в единстве и на
территории основных и социальных институтов; потребительские отношения и
отношения; социальная динамика и ее форма; особенности цифровых процессов и
исследование массовых коммуникаций на все сферы жизни общества; острых проблем и
вызовов современности; перспективы развития современного общества, перспективы
развития Российской Федерации; человек как субъект частных отношений и проявлений
деятельности; особенности социализации личности и ее особенности в современных
условиях; деятельность и ее исключения; тщательности, самосознания и общественного
внимания; познание
мира; истинность
и
ее
критерии; формах
и
методах
мышления; особенности профессиональной деятельности в области науки;
об истинности и этническом многообразии культуры, связи духовной и материальной
культуры, особенностях профессиональной деятельности в области науки и культуры;
об экономике как науке и сельском хозяйстве, о роли государства в экономике, в том
числе о государственной поддержке малого бизнеса и предпринимательства, конкуренции
и импортозамещении, особенностях рыночных отношений в современной экономике; роль
государственного бюджета в реализации органов государственной власти, механизм
принятия бюджетных решений; особенности профессиональной деятельности в
экономической и финансовой сферах.
2) Характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том числе
ценности достойной жизни, патриотизма и служения Отечеству, семье, созидательного
труда, нормы морали и нравственности, права и свободы человека, гуманизма, Миссии,
справедливости, коллективизма, исторического единства народов России, преемственности
истории нашей Родины, осознания ценностей культуры России и народов России,
устойчивости и устойчивости государства на примерах разделов «Человек в обществе»,
«Духовная культура», «Экономическая жизнь общества».
3)
Обладать
значительными
определенными
смыслами,
выдающимися
особенностями научных понятий и использовать понятийный аппарат при анализе и особом
социальном развитии, в том числе достижений Российской науки и Российской Федерации,
направленных на научно-технологическое развитие Федерации, при изложении
предположений и построении устных и письменных высказываний, включает: общество и
его типы, общественный институт, общественный прогресс, деятельность, социальные
интересы, мировоззрение, личность, социализация, истина, понятие мышления, духовная
культура, духовные ценности, народная культура, массовая культура, элитарная культура,
ценности и идеалы; образование, наука, искусство, религия, мораль, мировоззрение,
экономическая система, экономический рост, экономический цикл, ограниченность
ресурсов, общественные блага, валовой внутренний продукт, факторы долгосрочного
экономического роста; механизмы регулирования экономики, всеобщего разрешения
труда;

определять различные смыслы многозначных понятий, в том числе: общество,
личность, свобода, культура, экономика, собственность;
классифицировать и типологизировать на предложенных использованиях в социальных
науках понятия и термины, отражающие явления и процессы социальной основы, в том
числе: виды и формы деятельности; формы познания, культуры; виды знаний, науки,
религии; виды и уровни образования в Российской Федерации; виды налоговых систем,
издержек производства, расчеты, финансовые услуги; типы и виды рыночных
структур; факторы производства; источники финансирования предприятий.
4) Владеть наблюдаемыми эффектами, выявлять, объяснять и представлять
конкретные примеры причинно-следственных, функциональных, иерархических и других
связей подсистем и элементов общества; материальной и духовной культуры; уровни и
методы научного познания; мышление и деятельность; общественного и индивидуального
сознания; чувственного и душевного познания; народной, массовой и элитарной
культуры; экономическая
деятельность
и
проблемы
мирового
развития; макроэкономических показателей и качества жизни; спрос и предложение;
характеризовать причины и последствия преобразований в духовной, экономической
жизни
российского
общества; противоречивого
характера
общественного
прогресса; глобализации; культурного многообразия современного общества; возрастания
роли науки в общественном обществе; предположение, предположение; функции
образования, науки, религии как социальных институтов; морали; искусство; экспорт
функции государства; Центральный банк Российской Федерации; налоговой системы
Российской Федерации; предпринимательства;
отражать связи социальных объектов и объектов с различными знаковыми системами,
в том числе в таблицах, схемах, диаграммах, графиках.
5) Иметь метод представления о методах изучения функций и процессов в социальных
науках, универсальные методы науки, а также специальные методы исследования познания,
в том числе социологические опросы, биографический метод, социальное прогнозирование,
моделирование и рассмотрение-исторический метод.
6) Принимать знания, полученные при изучении разделов «Человек в обществе»,
«Духовная культура», «Экономическая жизнь общества», для анализа социальной
информации о многообразии путей и форм общественного развития, российском обществе,
об угрозах и вызовах развития в XXI в. , о развитии духовной культуры, о проблемах
современных тенденций, направлениях и механизмах экономического развития,
полученной из источников разного типа, включая официальные публикации в интернетгосударственных органах, нормативные источники правовых актов, исключительные
документы о характере, в СМИ;
распространение поиска социальной информации, представленной в различных
источниках, извлечение из неадаптированных источников, включение общественного
поиска в использование для восполнения недостающих источников, обоснованные
выборки, выбор конкретных компонентов в информационном обмене, выделение фактов,
выявление, оценочные суждения, рассмотрение при рассмотрении разделов «Человек в
обществе», «Духовная культура», «Экономическая жизнь общества».
7) Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность с опорой на
осведомленность об обществе, о его духовной культуре и экономической жизни, о человеке,

его познавательной деятельности и активности, исследовать ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной
направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы,
сочинения) по исследованию тем, составлять сложный и тезисный план ответов,
анализировать неадаптированные тексты.
8) использовать обществоведческие знания для восприятия с другими сферами
национальной и культурной жизни в целях достижения успеха типичных социальных
ассоциаций, ориентации на актуальные события различных определений, личной
гражданской позиции, осознания восприятия здорового образа жизни, степени
окружающего образования; средства использования информационно-коммуникационных
технологий в решении различных задач при рассмотрении разделов «Человек в обществе»,
«Духовная культура», «Экономическая жизнь общества».
9) сформулировать, о принадлежности к общественным качествам и приобретенным
знаниям о человеке в обществе, духовной культуре, об экономической жизни общества,
собственных суждениях и аргументах по анализу проблем социокультурных ценностей на
формирование личности; противоречивых последствий глобализации; рассмотрение
свободы и необходимости в деятельности человека; значения культурных помещений и
норм в жизни общества, в духовном развитии личности; роль государства в
экономике; пути достижения экономического роста; взаимосвязи экономической свободы
и социальной жизни;
конкретизировать теоретические положения, в том
числе о
типах
обществ; многообразия путей и форм общественного развития; человек как результат
биологической и социокультурной эволюции; многообразия видов деятельности и ее
мотивации; социализации; особенности научного познания в социально-гуманитарных
науках; духовных ценностей; субкультура и контркультура; культура диалога; категории
морали; возможности
самовоспитания; особенности
образования
и
науки
в
обществе; свобода совести; жесткость межконфессионального мира в Российской
Федерации; многообразия функций искусства; достижения современного российского
искусства; Собрание государственных мер поддержки крупных и средних предприятий в
Российской Федерации; выбор нейтрального экономического поведения людей,
10) Применять знания о финансах и бюджетном регулировании при использовании
финансовых услуг и инструментов, в том числе находить, анализировать и использовать
информацию для ответственных решений по обоснованию финансовых целей и
управлению личными финансами при реализации прав и отдельных пользователей
финансовых услуг с учетом основных последствий выявления риски, и личные правила
финансовой безопасности.
11) Оценивать оценку значимости проблемы развития современного общества,
общественного и индивидуального сознания, потребности и интересов личности, научного
познания в социально-гуманитарных науках, духовной культуры, экономической жизни
общества, в том числе оценивая влияние на социальные связи коммуникаций, определение
степени опасности информации; соотносятся различные оценки социальных объектов,
содержащиеся в источниках информации; давать действие отзывам людей в типичных
(модельных) наблюдениях с точки зрения социальных норм.
12). определять стратегии отдельных и межличностных признаков; оценка поведения
людей и владение поведением с точки зрения взглядов, социальные нормы включают

нормы морали и права, экономической ценности; обнаруживать неприемлемость
антиобщественного поведения, опасность алкоголизма и наркомании.
11 КЛАСС
1) Владеть группами о социальной ограниченности общества, критериями социальной
стратификации; формы и распространенности социальной мобильности в обществе, о семье
как социальном институте, возрастании роли семейных групп; направления социальной
политики в Российской Федерации, в том числе в области поддержки семьи;
о исключительных и функциональных возможностях политической системы
общества, государственной политики Российской Федерации; конституционном статусе и
полномочиях органов государственной власти;
о праве как социальном регуляторе, системе права и законодательстве Российской
Федерации, системе права, свободе и каждого человека, и гражданина в Российской
Федерации, правах ребенка и механизмах защиты права Российской Федерации; правовое
регулирование повышения, семейных, трудовых, налоговых, образовательных,
регулируемых, уголовных правовых отношений; экологическом законодательстве,
гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
2) Характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том числе
ценности достойной жизни, патриотизма и служения Отечеству, семье, созидательного
труда, нормы морали и нравственности, права и свободы человека, гуманизма, Миссии,
справедливости, коллективизма, исторического единства народов России, преемственности
истории нашей Родины, осознания ценностей культуры России и народов России,
устойчивости и устойчивости государства на примерах разделов «Социальная сфера»,
«Политическая сфера», «Правовое регулирование отношений в Российской Федерации».
3) Владеть выраженными определенными смыслами, особенно характерными
признаками использования научных понятий и понятийных аппаратов при анализе и оценке
социальных преимуществ при изложении возможно суждений и построении устных и
устных высказываний, включая понятия: социальные общности, социальные группы и
отношения между ними, социальная стратификация, социальное неравенство , социальный
статус, социальная роль, социальная мобильность, семья и брак, национальная общности,
нация, социальные нормы, социальный контроль и самоконтроль, социальный конфликт,
политическая власть, политический институт, политические отношения, политическая
система, государство, национальная безопасность, политическая культура, политическая
элита, политическое лидерство, политический процесс, право, источник права, система
права, норма права, управление права, институт права, правонарушение, юридическая
ответственность, нормативный правовой акт, закон, подзаконный акт, законодательный
процесс, правовой статус, гражданство Российской Федерации, налог;
определить различные смыслы многозначных понятий, в том числе: власть,
социальная справедливость, социальный институт;
классифицировать и типологизировать на основе предложенных использованных в
социальных науках понятий и терминов, отражающих социальные явления и процессы, в том
числе: социальные общности и группы; виды социальной мобильности; типы
семьи; социальные нормы; социальные конфликты; формы социальных девиаций; различные
процессы в глобальном масштабе; формы государства; политическая партия; виды событий
лидерства, избирательных и партийных систем, преступлений; правовые нормы; отрасли и

институты права; источники права; нормативные правовые акты; виды правовых
отношений; правонарушения; виды юридических объектов; права и свободы человека и
гражданина Российской Федерации; конституционные обязанности гражданина Российской
Федерации; защита прав, судебные органы; организационно-правовые формы юридических
лиц; права и обязанности родителей и детей; права и обязанности работников и
работодателей; дисциплинарные взыскания; налоги и сборы в РФ; права и обязанности
налогоплательщиков; виды
правонарушений
и
наказаний; экологические
правонарушения; обеспечение
защиты
прав
на
благоприятную
среду; виды
преступлений; виды наказаний в уголовном праве.
4) Владеть проявлениями симптомов, выявлять, объяснять причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи при описании социальной структуры,
формы, политической культуры личности и ее поведения, системы прав, нормативноправовых актов, права, свободы и всякий раз;
приводить примеры взаимосвязи социальной, политической и других сфер жизни
общества; права и морали; государство и права; действие правовых регуляторов и развитие
процессов;
характеризовать причины и последствия преобразования в социальную,
политическую, в правовом регулировании общественных отношений в Российской
Федерации; возрастания
социальной
мобильности; сохранить
социальные
неравенства; социальные
проявления; отклоняющегося
(девиантного)
поведения; правонарушения и судебные дела за него; абсентеизм; состояние;
характеризовать функции семьи, социальные нормы, нормы, включающие
права; социальный контроль; государства, субъектов и органов государственной власти в
Российской Федерации; террористические партии; средства массовой информации в
политической жизни общества; патологических органов;
отражать связи социальных объектов и объектов с различными знаковыми системами,
в том числе в таблицах, схемах, диаграммах, графиках.
5) Иметь представления о методах изучения сферы социальной жизни общества,
включая универсальные методы науки, а также специальные методы исследования
познания, включая социологические опросы, биографический, поиск-правовой метод,
политическое прогнозирование.
6) Применять знания, полученные при изучении разделов «Социальная сфера»,
«Политическая сфера», «Правовое регулирование отношений в Российской Федерации»,
для анализа социальной информации о социальном и политическом развитии российского
общества, государственной политики в Российской Федерации, правового регулирования
рассмотрение процессов в Российской Федерации, полученных из источников разного типа,
включая официальные публикации на интернет - ресурсах государственных органов,
нормативные правовые акты, исключения документов характера, публикации в СМИ;
развивающийся поиск африканской и предполагаемой информации, представленный
в различных источниках, извлекающий из неадаптированных источников, вбирающий в
себя объем потребления для восполнения недостающих звеньев, делающий обоснованными
выборки, выделяющий отдельные компоненты в информационных выборках, собирающих
факты, собирая, оценивая суждения, мнения при исследовании разделов «Социальная

сфера», «Политическая сфера», «Правовое регулирование отношений в Российской
Федерации».
7) Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность с опорой на
осведомленность об особых обществах, социальных отношениях, политической сфере,
правовом регулировании и законодательстве Российской Федерации, добиваться ее
результатов в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и
междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по исследованию тем, составлять сложный и тезисный
план ответов, анализировать неадаптированные тексты.
8). осознания непрерывного образования; средства использования информационнокоммуникационных технологий в решении различных задач при исследовании разделов
«Социальная сфера», «Политическая сфера», «Правовое регулирование отношений в
Российской Федерации».
9) сформулировать на общественных началах и приобретенных знаниях о широких
обществах и общественных объединениях, политической сфере и законодательстве
Российской Федерации в общих суждениях и на основе аргументов по проблемам
социальной мобильности, ее формы и охвата в массовом российском
обществе; инфекционные процессы; предполагается развитие семьи; участие субъектов
политики в политическом процессе; опасности восстановления и опасности сокращения с
ней; рассмотрение права и свободы человека с обязанностями и предъявлением
ответственности;
использование ключевых понятий, принципиальных положений, в том числе о
социальной свободе российского общества; роль семьи в жизни личности и в развитии
общества; особенности политической власти, политической системы; роль Интернета в
современной политической коммуникации; необходимость соблюдения законности и
правопорядка; Юридический смысл за совершение правонарушений; механизмов защиты
прав
человека; особенности
трудовых
правоотношений
несовершеннолетних
работников; особенностям уголовного преследования несовершеннолетних для
использования в социальной сфере;
конкретизировать основные положения о конституционных основаниях
национальной политики в Российской Федерации; социальных конфликтов, включая
этносоциальные и путях их решения; государственная поддержка социально
незащищенных слоев общества и мер социальной поддержки семьи в Российской
Федерации; федеративное общественное и политическое сообщество государственном
суверенитете; избирательная система в Российской Федерации; государственная служба и
статус государственного служащего; основы конституционного состава Российской
Федерации; рассмотрения спорных правоотношений; юридические тексты и ее
виды; правовом регулировании оказания образовательных услуг; порядок приема на
работу, прохождения и расторжения трудового договора, в том числе несовершеннолетних
граждан; защита трудовых прав работников; порядок и условия присутствия и расторжения
брака; правах и обязанностях налогоплательщика; выявление выявленных нарушений прав,
выявление процессов, выявление фактов возникновения социальных событий, модельных
наблюдений, примеров из личного опыта.
10) изменить знание о правах и обязанности абонентов финансовых услуг,
зафиксированных в законодательстве Российской Федерации; находить, анализировать и
использовать информацию, включающую в себя выделенную информацию, в том числе в

цифровом сообществе, в целях управления личными финансами и обеспечения личной
финансовой безопасности.
11) Оценивать оценку значимости проблем социальных отношений, политической
жизни общества, правового регулирования, в том числе поступающую по каналам
социальных коммуникаций, определять степень значимости информации; соотноситься с
различной оценкой возбуждения, событий, правовых отношений, содержащихся в
источниках информации; давать действие отзывам людей в типичных (модельных)
наблюдениях с точки зрения социальных норм, в том числе норм морали и прав.
12) Самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с использованием
самых популярных решений противодействия принятию решений; определять стратегии
отдельных и межличностных признаков; оценка поведения людей и поведение с точки
зрения рассмотрения социальных норм, включая нормы морали и права,
охват; обнаруживать неприемлемость антиобщественного поведения, опасность
алкоголизма и наркомании.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ
УРОВЕНЬ)
10 КЛАСС
Человек в обществе
Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и
благами общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и
функции социальных институтов. Типы обществ. Постиндустриальное (информационное)
общество и его особенности. Роль общественных сообществ. Многообразие путей и форм
общественного развития. Эволюция, социальная революция. Реформа. Общественный
прогресс, его характеристика. Противоречивый характер прогресса. Глобализация и ее
противоречивые последствия.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние
социокультурных
факторов
на
формирование
личности. Личность
в
обществе. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в
жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты)
социализации. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное
поведение.
Деятельность
и
ее
структура. Мотивация
деятельности. Потребности
и
интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и предложение в деятельности
человека. Познавательная деятельность.
Познание мира. Чувственное и душевное познание. Мышление, его формы и
методы. Знание как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, ее
критерий. Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и
социально-гуманитарные
науки. Особенности,
уровни
и
методы
научного
познания. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках.
Российское общество и человек перед угрозами и вызовами XXI в.

Духовная культура
Духовная
деятельность
человека. Духовные
ценности
российского
общества. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и
элитарная
культура. Молодежная
субкультура. Контркультура. Функции
культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад
современной российской культуры в размещение общества.
Мораль как общечеловеческая наследственность и социальный регулятор. Категории
морали. Гражданственность. Патриотизм.
Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в обществе. Направления научнотехнологического развития и научных достижений Российской Федерации.
Образование в обществе. Система российского образования. Основные направления
развития образования в Российской Федерации. Непрерывность образования в
информационном обществе. Значение самообразования. Цифровые образовательные
ресурсы.
Религия, ее роль в жизни общества и человека. Мировые и бедные религии. Значение
принятия межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода вести.
Искусство, основные его функции. Особенности искусства как формы духовной
культуры. Достижения современного российского искусства.
Особенности профессиональной деятельности в сфере науки, образования, искусства.
Экономическая жизнь общества
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество
жизни. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая
производственных функций. Типы экономических систем. Экономический рост и пути его
достижения. Факторы длительного экономического роста. Понятие экономического
цикла. Фазы экономического цикла. Включения экономических циклов.
Функционирование
рынков. Рыночный
спрос. Закон
спроса. Эластичность
спроса. Рыночное предложение. Закон предложения. Эластичность предложения. Рынки
труда, массы, земли, информации. Государственное регулирование рынков. Конкуренция и
монополия. Государственная
политика
защиты
соревнований. Антимонопольное
регулирование в Российской Федерации. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование
труда. Занятость и безработица. Сведения и виды результатов. Государственная политика
Российской Федерации в области занятости. Особенности труда молодежи. Деятельность
профсоюзов.
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная
ответственность. Экономическая активность и проблемы устойчивого развития
общества. Особенности профессиональной деятельности в экономической и финансовой
сферах.
Предприятие
в
экономике. Цели
предприятие. Факторы
производства. Альтернативная
стоимость,
финансирование
и
финансирование
предприятий. Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего

предпринимательства
в
Российской
импортозамещения в Российской Федерации.

Федерации. Государственная

политика

Финансовый
рынок. Финансовые
институты. Банки. Банковская
система. Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Цифровые
финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность. Денежные
агрегаты. Монетарная политика Банка России. Инфляция: причины, виды, последствия.
Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные
блага. Внешние
эффекты. Государственный
бюджет. Дефицит
и
профицит
государственного
бюджета. сбалансированности
бюджета Государственный
долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и
сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика
государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации.
Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт и импорт
товаров и услуг. Выгоды и потери от участия в международной торговле. Государственное
регулирование внешней торговли.
11 КЛАСС
Социальная сфера
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее
характеристика. Социальное
неравенство. Социальная
структура
российского
общества. Государственная поддержка социально незащищенных слоев общества в
Российской Федерации.
Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная
мобильность, ее формы и регулярное участие в российском обществе.
Семья брак. Функции и типы семей. Семья как персидский социальный
институт. Тенденции развития семьи в том мире. Меры социальной поддержки семьи в
Российской Федерации. Помощь государству многодетным семьям.
Миграционные процессы в этом мире. Этнические общности. Нации и
межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, предотвращение их
предотвращения и пути разрешения. Конституционные обоснования национальной
политики в Российской Федерации.
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формысоциальных
девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
Социальный конфликт. Виды особых событий, их причины. Способы разрешения
особых эффектов. Особенности профессиональной деятельности социолога, психолога,
социолога.
Политическая сфера
Политическая власть и субъекты политика в общественном обществе. Политические
институты. Политическая деятельность.

Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система
Российской Федерации на общественном уровне. Государство как основной институт
политической системы. Государственный суверенитет. Функции государства. Форма
государства: форма штата, форма государственного (территориального) устройства,
политический режим. Типология форм государства.
Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти
в
Российской
Федерации. Государственное
управление
в
Российской
Федерации. Государственная служба и статус государственного служащего. Опасность
ускорения, антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия
ускорению. Обеспечение
национальной
безопасности
в
Российской
Федерации. Государственная политика Российской Федерации по противодействию
экстремизму.
Политическая
культура
общества
и
личности. Политическое
поведение. Политическое участие. Условия абсентеизма. Политическая идеология, ее роль
в обществе. Основные идейно-политические течения современности.
Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия граждан
в проверке. Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы
партийных систем.
Избирательная
система. Типы
избирательных
систем:
мажоритарная,
пропорциональная, смешанная. Избирательная система в Российской Федерации.
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Интернет в
современной политической коммуникации.
Правовое регулирование отношений в Российской Федерации
Право в социальных системах норм. Источники права. Нормативные правовые акты,
их виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации. Система российских
прав. Правоотношения,
их
субъекты. Особенности
правового
статуса
несовершеннолетних. Правонарушение
и
юридическая
ответственность. Функции
печеночных органов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации. Основы конституции онного строения
Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские),
политические, социально-экономические и культурные права и свобода человека и
гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской
Федерации. Международная защита прав человека в условиях мирового и военного времени.
Гражданское
право. Гражданские
правоотношения. Субъекты
обратного
права. Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность
несовершеннолетних.
Семейное право. Порядок и условия существования и расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу, присутствия
и
расторжения
трудового
договора. Права
и
обязанности
работников
и
работодателей. Дисциплинарная
ответственность. Защита
трудовых
прав
работников. Особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних работников.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Участники отношений,
регулируемых за исключения о налогах и сборах. Права и обязанности
налогоплательщиков. Ответственность за налоговые правонарушения. Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации». Порядок приема на обучение в
образовательные
организации
среднего
профессионального
и
высшего
образования. Порядок предоставления платных образовательных услуг.
Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и
административная ответственность.
Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты
прав на окружающую среду.
Уголовное право. Основные доводы в пользу права. Понятие о случаях и случаях
преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном
праве. Особенности уголовного преследования несовершеннолетних.
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы обоснования
процесса. Участники изменчивого процесса.
Административный процесс. Судебное производство по делу об урегулировании
правонарушений.
Уголовный процесс, его обоснование и стадия. Субъекты рассмотрения процесса.
Конституционное судопроизводство. Арбитражное судопроизводство.
Юридическое образование, юристы как социально-профессиональная группа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
Название разделов и тем программы
п/п
1.1
1,2
1,3
1,4

Общество и общественные отношения
Информационное общество и массовые коммуникации
Развитие общества. Глобализация и ее противоречия
Становление личности в процессе социализации

1,5 Деятельность человека
1,6 Познавательная деятельность человека. Научное познание
1,7 Повторительно -обобщающий урок по разделу «Человек в обществе»
Итого по разделу
2.1 Культура и ее формы
2.2 Категории и обоснования морали в жизни человека и развития общества
2.3 Наука и образование
2,4 Религия
2,5 Искусство
2,6 Повторительно-обобщающий урок по разделу «Духовная культура»
Итого по разделу
3.1 Экономика — основа жизнедеятельности общества
3.2 Рыночные отношения в экономике
3.3 Экономическая деятельность
3.4 Экономика предприятия
3,5 Финансовый рынок и финансовые институты
3,6 Экономика и государство
3,7 Мировая экономика
3,8 Повторительно-обобщающий урок по разделу «Экономическая жизнь общества»
Итого по разделу
Итоговое представление результатов проектно-исследовательской деятельности
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Всего
3
2
3
3
2
3
2
18
3
3
4
2
2
2
16
6
6
2
4
3
3
2
2
28
6
68

11 КЛАСС
№
п/п

Название разделов и тем программы

1.1 Социальная структура общества

Всего
2

1,2 Социальное положение в обществе и пути его изменения

2

1,3 Семья и семейные ценности

2

1,4 Этнические общности и нации

2

1,5 Социальные нормы и социальный контроль

2

1,6 Социальный конфликт

2

1,7 Повторительно-обобщающий урок по разделу «Социальная сфера»

2

Итого по разделу
2.1 Политическая власть и политические отношения

14
2

2.2 Политическая система. Государство — основной институт политической системы

3

2.3 Государство Российская Федерация. Государственное управление в Российской
Федерации

4

2,4 Политическая культура общества и личности. Политическая идеология

2

2,5 Политический процесс и его участники

3

2,6 Избирательная система

2

2,7 Политические элиты и политическое лидерство

2

2,8 Повторительно-обобщающий урок по разделу «Политическая сфера»

2

Итого по разделу
3.1 Система прав. Правовые отношения. Правонарушения

20
4

3.2 Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в
Российской Федерации

4

3.3 Правовое регулирование высоких, семейных, трудовых правоотношений

6

3.4 Правовое регулирование налоговых, образовательных, расчетных, уголовных
правовых отношений, экологического законодательства

8

3,5 Основные обоснования конституционного, арбитражного, переносного,
административного, судебного разбирательства

4

3,6 Повторительно-обобщающий урок по разделу «Правовое регулирование
отношений в Российской Федерации»

2

Итого по разделу
Итоговое представление результатов проектно-исследовательской деятельности

28
6

№
п/п

Название разделов и тем программы
Всего

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
ЭОР

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418

Критерии и нормы оценивания устного и письменного ответов
по истории и обществознанию
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного
материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и
закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять
главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами,
фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы.
Устанавливает меж предметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутри
предметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал:
дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;
делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных
понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал
литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы
учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные
материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко
исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и
правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и
недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности
при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в
определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку
или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при
небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает
ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные
связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает
основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

68

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником,
первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые
нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала,
не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает
несистематизированное, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и
обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения
понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и
обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на
основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения
теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит
содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие
важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении
текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя,
допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в
пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и
не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может
исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
Критерии для оценивания письменных ответов на уроках истории и обществознания
Критерии оценки тестов
1. За каждое правильно решенное письменное задание присваивается по 1 баллу.
2. Перевод полученных за аттестационный тест баллов в пятибалльную шкалу оценок
проводится исходя из правил, размещенных в таблице.
Оцениваемый показатель
Кол-во баллов, обеспечивающих получение:
Зачета
Оценки за письменную работу
«3»
«4»
«5»
удовлетворит
хорошо
отлично
ельно
Процент набранных баллов из От 55% и
55% и более 70% и
85% и
100% возможных
выше
более
более
Количество тестовых
заданий:
15
8
От 8 до 11
От 11 до 13 13 и более
20
11
От 11 до 14 От 14 до 17 17 и более
25
13
От 13 до 18 От 18 до 21 21 и более

26
30
40

14
16
22

От 14 до 18
От 16 до 21
От 22 до 28

От 18 до 22
От 21 до 26
От 28 до 34

22 и более
26 и более
34 и более

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС
п/п
Название разделов и тем программы
1-2
3
4
5-6
7

Общество и общественные отношения
Информационное общество и массовые коммуникации
Развитие общества. Глобализация и ее противоречия
Становление личности в процессе социализации
Деятельность человека

8
Познавательная деятельность человека. Научное познание
9
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Человек в обществе»
10 Культура и ее формы
11- Категории и обоснования морали в жизни человека и развития общества
12
13- Наука и образование
14
15 Религия
16 Искусство
17 Повторно-обобщающий урок по разделу «Духовная культура»
18- Экономика — основа жизнедеятельности общества
20
21- Рыночные отношения в экономике
23
24 Экономическая деятельность
25- Экономика предприятия
26
27 Финансовый рынок и финансовые институты
28- Экономика и государство
29
30 Мировая экономика
31 Повторно-обобщающий урок по разделу «Экономическая жизнь общества»
32-34 Итоговое представление результатов проектно-исследовательской
деятельности
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

11 КЛАСС

Всего
2
1
1
2
1
1
1
1
2
2
1
1
1
3
3
1
2
1
2
1
1
3
34

Название разделов и тем программы

Всего

1 Социальная структура общества

1

2 Социальное положение в обществе и пути его изменения

1

3 Семья и семейные ценности

1

4 Этнические общности и нации

1

5 Социальные нормы и социальный контроль

1

6 Социальный конфликт

1

7 Политическая власть и политические отношения

2

8 Политическая система. Государство — основной институт политической системы

2

9 Государство Российская Федерация. Государственное управление в Российской
Федерации

2

10 Политическая культура общества и личности. Политическая идеология

1

11 Политический процесс и его участники

1

12 Избирательная система

2

13 Политические элиты и политическое лидерство

1

14 Система прав. Правовые отношения. Правонарушения

2

15 Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в
Российской Федерации

2

Название разделов и тем программы

Всего

16 Правовое регулирование высоких, семейных, трудовых правоотношений

3

17 Правовое регулирование налоговых, образовательных, расчетных, уголовных
правовых отношений, экологического законодательства

4

18 Основные обоснования конституционного, арбитражного, переносного,
административного, судебного разбирательства

2

19 Повторительно -обобщающий урок

1

Итоговое представление результатов проектно-исследовательской деятельности

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».