АООП НОО с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1) 2023-2024 уч.год

Оглавление
1. Целевой раздел ................................................................................................................................... 3

Пояснительная записка ...................................................................................................................... 3
Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного
аппарата адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования ........................................................................................................................................ 5
Система оценки достижения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата
планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования ........................................................................................................ 8
2. Содержательный раздел ..................................................................................................................... 10

Направление и содержание программы коррекционной работы ..................................................... 10
3. Организационный раздел .................................................................................................................. 11

Учебный план ....................................................................................................................................11
Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы начального
общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата……………11

2

1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа МБОУ КГО «СОШ №3» разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, предъявляемыми к структуре, условиям реализации,
планируемым результатам освоения АООП обучающихся ограниченными возможностями здоровья
и в соответствии с федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)
Пояснительная записка.
Цель реализации ФАОП НОО обучающихся с НОДА: обеспечение выполнения требований ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения
особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и
культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
а) формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья
обучающихся;
б) достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО, целевых установок, приобретение
знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося,
индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
в) становление и развитие личности обучающегося в ее индивидуальности, самобытности,
уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей
познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
г) создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся;
д) обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
е) обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
ж) выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся через организацию их
общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию
художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая
организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и
других соревнований;
з) использование в образовательном
деятельностного типа;

процессе

3

современных образовательных технологий

и) предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
к) участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и
общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
л) включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды
(населенного пункта, района, города).
Общая характеристика ФАОП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1).
Вариант 6.1 предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения.
Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка
коллектива педагогических работников, родителей (законных представителей), детского коллектива
и самого обучающегося.
Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с НОДА; коррекционная помощь в овладении базовым
содержанием обучения; медицинская коррекция и абилитация (лечебно-воспитательные
мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение); психологическая
коррекция познавательных процессов; психологическая коррекция эмоциональных нарушений;
психологическая коррекция социально-психологических проявлений; коррекция нарушений речи;
коррекция нарушений чтения и письма.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании и развитии
адекватных отношений между обучающимся, педагогическими работниками, одноклассниками и
другими обучающимися, родителями (законными представителями); работу по профилактике
внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально
комфортной обстановки; создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью
профилактики негативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом;
развитие стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых
ситуациях), к проявлению социальной активности; развитие адекватного использования речевых и
неречевых средств общения.
В структуру АООП НОО обязательно включается программа коррекционной работы,
направленная на осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической
помощи обучающимся с НОДА с учетом их особых образовательных потребностей; минимизацию
негативного влияния особенностей психофизического развития обучающихся с НОДА на освоение
ими АООП НОО; взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА
Категория обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по составу
группа. Она объединяет обучающихся со значительным разбросом первичных и вторичных
нарушений развития, которые отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени
выраженности. Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1: обучающиеся с нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся
самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое
развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих обучающихся часто
сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной
4

внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в
ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.

наивности

суждений,

слабой

Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА
В структуру особых образовательных потребностей входят, с одной стороны, образовательные
потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с
другой, характерные только для обучающихся с НОДА.
К общим потребностям относятся:
-получение специальной помощи средствами образования;
-психологическое
сопровождение,
оптимизирующее
педагогическими работниками и одноклассниками;

взаимодействие

обучающегося

с

-психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и
образовательной организации;
-индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья;
-особая пространственная и временная организация образовательной среды;
-максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных
контактов с широким социумом.
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с НОДА, относятся:
-обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через
содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
-введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе,
адресованной традиционно развивающимся сверстникам;
-использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе
специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию
"обходных путей" обучения;
-обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды.
Для этой группы обучающихся обучение в образовательной организации возможно при условии
создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и
индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого, обучающиеся с НОДА нуждаются
в различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что
обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий режим, психологическую и
коррекционно-педагогическую помощь.
Планируемые результаты освоения обучающимися
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
Самым общим результатом освоения обучающимися с НОДА содержания АООП НОО должно стать
полноценное начальное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с НОДА АООП
5

НОО соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения АООП НОО дополняются результатами освоения программы
коррекционной работы.
По каждому направлению коррекционной работы определяются планируемые результаты
реализации этой программы для каждого обучающегося.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению
"Медицинская коррекция и реабилитация":
1) умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической
нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации;
2) умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в разных ситуациях
(очки, специальное кресло, индивидуально адаптированное рабочее место, специализированные
клавиатуры компьютера, заменители традиционной мышки, памперсы);
3) умение удовлетворять биологические и социальные потребности, адаптироваться к окружающей
среде;
4) понимание обучающимся того, что попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении - это
нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно;
5) умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую
проблему, иметь достаточный запас фраз и определений;
6) умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей (законных представителей), и
объяснять педагогическому работнику (работнику школы) необходимость связаться с семьей для
принятия решения в области жизнеобеспечения;
7) прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту;
8) представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в разнообразные повседневные
дела, принимать посильное участие в них, адекватная оценка своих возможностей для выполнения
определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни; сформированность умения брать
на себя ответственность в этой деятельности;
9) представление об устройстве школьной жизни; умение ориентироваться в пространстве школы и
просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
10) умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное
участие в них, брать на себя ответственность (прогресс обучающегося в этом направлении);
11) стремление обучающегося активно участвовать в подготовке и проведении праздников и других
мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению:
"Психологическая коррекция познавательных процессов":
1) развитие у обучающегося любознательности, наблюдательности, способности замечать новое,
задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность;
2) умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и
метрические признаки предметов, использование словесного обозначения пространственных
отношений;
6

3) увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальности;
4) умение обучающегося выделить, осознать и принять цели действия;
5) умение планировать свою деятельность по времени и содержанию;
6) умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы;
7) умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о
специальной помощи.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению
"Психологическая коррекция эмоциональных нарушений":
1) смягчение эмоционального дискомфорта обучающегося, повышение активности и
самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными
нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность,
эмоциональная отгороженность;
2) модифицирование эмоциональных отношений и переживаний обучающегося, способов
реагирования на отношение к нему окружающих;
3) умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и управлять ими;
4) практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления вниманием,
регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению:
"Психологическая коррекция социально-психологических проявлений":
1) уменьшение ореола исключительности психологических проблем;
2) умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие проблемы и цели;
3) умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу,
пожелание, опасения, завершить разговор;
4) умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение получать и
уточнять информацию от собеседника.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению
"Коррекция нарушений речи":
1) умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную,
невербальную) как средство достижения цели;
2) формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим анализом;
3) нормализация проприоцептивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации;
4) формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи;
5) автоматизация поставленных звуков;
6) умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению
"Коррекция нарушений чтения и письма":
7

1) умение чтения разных слогов;
2) умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки;
3) умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических связей в русском
языке из слов, не имеющих семантической значимости;
4) умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне;
5) умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов;
6) умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом уровне;
7) умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне.
Система оценки достижения обучающимися
с нарушениями опорно-двигательного аппарата планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися с НОДА ФАОП
НОО (вариант 6.1).
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка
результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные
данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования.
Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО
призвана решать следующие задачи:
-закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание
оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления
результатов, условия и границы применения системы оценки;
-ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание
обучающихся с НОДА, на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных
предметов и программы коррекционной работы, формирование УУД;
-обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО, позволяющий вести
оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
-предусматривать оценку достижений обучающихся с НОДА (итоговая оценка обучающихся,
освоивших АООП НОО) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;
-позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с НОДА.
Результаты достижений обучающихся в овладении АООП НОО являются значимыми для оценки
качества образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает
комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения
обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и
предметных, в том числе итоговую оценку, обучающихся с НОДА, освоивших АООП НОО.
Оценка результатов освоения обучающимися с НОДА АООП НОО (кроме программы
8

коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения
АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с НОДА планируемых
результатов освоения программы коррекционной работы.
Оценка результатов освоения обучающимися с НОДА программы коррекционной работы,
составляющей неотъемлемую часть АООП НОО, осуществляется в соответствии с требованиями
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися с НОДА
программы коррекционной работы целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей
развития и особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и
социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания
АООП, что сможет обеспечить объективность оценки.
Оценка достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения программы
коррекционной работы.
Применительно к варианту 6.1 задачей экспертной группы, осуществляющей оценку достижения
обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения программы коррекционной работы,
является выработка согласованной оценки достижений обучающегося в сфере жизненной
компетенции. Основой служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни по
следующим позициям, соответствующим направлениям коррекционной работы в условиях
инклюзии:
1) адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
2) способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и
создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации
обучения;
3) владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
4) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (то есть
самой формой поведения, его социальным рисунком);
5) осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации;
6) осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей.
Результаты анализа изменений в повседневном поведении обучающегося должны быть
представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единиц (0 - 3
балла), характеризующих достигнутый уровень жизненной компетенции обучающегося в условиях
инклюзии.
Оценка результатов деятельности образовательной организации осуществляется в ходе
аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе
9

результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО с учетом:
-результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального,
муниципального);
-условий реализации АООП НОО;
-особенностей контингента обучающихся.

2. Содержательный раздел
Программа формирования универсальных учебных действий, программа отдельных
учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного
развития, воспитания обучающихся с ЗПР, программа формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни, программа внеурочной деятельности соответствуют ФГОС
НОО.
2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального
сопровождения, обучающегося с НОДА. Содержание программы коррекционной работы для
каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе
рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
Целью программы коррекционной работы выступает создание системы комплексной помощи
обучающимся с НОДА в освоении ФАОП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или)
психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Реализация программы коррекционной работы осуществляются в рамках внеурочной
деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических
требований).
Программа коррекционной работы АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1)
включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:
1. Мониторинг имеющихся в образовательной организации условий для удовлетворения особых
образовательных потребностей и условий обучения обучающихся с НОДА.
2. Перечень индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих
обучающимся с НОДА удовлетворение особых образовательных потребностей, их интеграцию и
(или) инклюзию в образовательной организации и освоение АООП НОО.
. Направление и содержание программы коррекционной работы.
Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи для всех категорий
обучающихся с НОДА, осваивающих вариант 6.1 ФАОП НОО:
1) медицинская коррекция и абилитация (лечебно-воспитательные мероприятия, медикаментозное
лечение, психотерапевтическое лечение);
2) психологическая коррекция познавательных процессов;
3) психологическая коррекция эмоциональных нарушений;
4) психологическая коррекция социально-психологических проявлений;
10

5) коррекция нарушений речи;
6) коррекция нарушений чтения и письма.

3. Организационный раздел
Учебный план
Обязательные предметные области и учебные предметы соответствуют положениям учебного плана
ООП НОО. Во внеурочную деятельность включаются коррекционно-развивающие занятия по
программе коррекционной работы в объеме не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося
(пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата.
Кадровые условия
При реализации АООП НОО должны быть созданы специальные условия, обеспечивающие
освоение обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их
особых образовательных потребностей и особенностей здоровья.
Специальные условия должны обеспечивать возможность:
-достижения планируемых результатов освоения АООП НОО всеми обучающимися с НОДА;
-выявления и развития способностей обучающихся через систему секций, студий и кружков, и через
использование возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
-расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся с НОДА, в том числе с
обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья;
-учета особых образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся с
НОДА;
-участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и
общественности в разработке АООП НОО, проектировании и развитии внутришкольной социальной
среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов
обучающихся;
-эффективного использования времени, отведенного на реализацию части АООП НОО,
формируемой участниками образовательного процесса, в соответствии с запросами обучающихся с
НОДА и их родителей (законных представителей), спецификой образовательной организации;
-использования в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа, технических средств обучения и средств обучения, соответствующих особым
образовательным потребностям обучающихся с НОДА;
-обновления содержания АООП НОО, методик и технологий ее реализации в соответствии с
динамикой развития системы образования, запросов обучающихся с НОДА и их родителей
(законных представителей);
-эффективного управления образовательной организацией с использованием информационнокоммуникационных технологий, современных механизмов финансирования;
11

-эффективной самостоятельной работы обучающихся с НОДА при поддержке педагогических
работников.
В штат специалистов МБОУ КГО «СОШ №3», реализующей АООП НОО для детей с НОДА,
входят учитель физической культуры, педагог-психолог, социальный педагог. При
необходимости в процессе реализации АООП НОО для детей с НОДА возможно временное или
постоянное участие тьютора, в том числе рекомендуемого ПМПК для конкретного обучающегося,
и (или) ассистента (помощника).
Календарный учебный график, календарный план воспитательной работы соответствуют
данным разделам ФОП НОО.
Финансовые условия
Стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного образования
детей с ОВЗ, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ. В соответствии с
конституционными правами детей с ОВЗ на образование должно быть предусмотрено
финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня
образования, варианта стандарта, степени интеграции ребёнка в общеобразовательную среду.
Нормативы определяются органами государственной власти субъектов Российской
Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Закона. Нормативные затраты
определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами по каждому виду образовательных программ с учетом форм
обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных
программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного
профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий
обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных, предусмотренных
Законом, особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для
различных категорий обучающихся) в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено
настоящей статьей.
Финансово-экономическое обеспечение образования лиц с ОВЗ опирается на п.2 ст. 99 ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
Финансовые условия реализации адаптированной общеобразовательной программы для
бучающихся с НОДА должны:
– обеспечивать образовательной организации возможность исполнения требований
стандарта;
– обеспечивать реализацию обязательной части адаптированной программы и части,
формируемой участниками образовательного процесса вне зависимости от количества учебных
дней в неделю;
– отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации адаптированной
программы и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования.
Финансирование реализации адаптированной общеобразовательной программы для

12

обучающихся с умственной отсталостью с НОДА должно осуществляться в объеме не ниже
установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения.
Структура расходов на образование включает:
– образование ребенка на основе адаптированной образовательной программы;
– сопровождение ребенка в период его нахождения в образовательной организации;
– консультирование родителей и членов семей по вопросам образования ребенка;
– обеспечение необходимым учебным, информационно-техническим оборудованием и
учебно-дидактическим материалом.
Согласно п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормативные затраты на
оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по
каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных
программ с учетом форм обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации
образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения
образования обучающимися с ОВЗ.
Материально-технические условия
Важным условием реализации основной образовательной программы НОО для
обучающихся с НОДА, является возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с
НОДА ко всем объектам инфраструктуры образовательной организации.
Все помещения школы, включая санузлы, должны позволять ребенку беспрепятственно
передвигаться. Это достигается с помощью установки пандусов, лифтов, подъемников, поручней,
широких дверных проемов. Все пространство класса должно быть доступно ребенку,
передвигающемуся как самостоятельно, так и с помощью приспособлений.
Ребенок с НОДА (особенно с ДЦП) в случае выраженных двигательных нарушений требует
от учителя больше внимания, чем традиционно развивающийся, поэтому наполняемость класса,
где обучается ребенок с НОДА, должна быть меньше. В случае необходимости (выраженные
двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графомоторных навыков) рабочее место обучающегося с НОДА должно быть специально организовано
в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Необходимо предусмотреть наличие
персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного
вида контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В этом случае
сопровождать работу ребенка во время урока должен тьютор.
При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные
технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Общеобразовательные программы реализуются образовательной организацией как
самостоятельно, так и посредством сетевых форм.

13

Для реализации несколькими организациями основной образовательной программы для
обучающихся с НОДА возможно использование сетевой формы взаимодействия. Такие
организации совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы, в том числе
программы, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также
определяют вид, уровень и (или) направленность образовательной программы.
В организациях, осуществляющих реализацию основной образовательной программы
начального общего образования и программы коррекционной работы для обучающихся с НОДА,
должны быть созданы условия для функционирования современной информационнообразовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные
образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных
технологий, соответствующих технических средств и технологий (в том числе, флеш-тренажеров,
инструментов Wiki, цифровых видео материалов и др.), обеспечивающих достижение каждым
обучающимся с НОДА максимально возможных для него результатов обучения.
Материально-технические условия реализации адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования должны обеспечивать возможность достижения
обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования детей с НОДА, а также соблюдение:
– санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению,
канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
– санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной
гигиены и т. д.);
– социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской,
комнаты психологической разгрузки и т.д.);
– пожарной и электробезопасности;
– требований охраны труда;
– своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
– возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к информации, объектам
инфраструктуры образовательного учреждения.
Материально-техническая база реализации адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования детей с НОДА должна соответствовать действующим
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных
учреждений, предъявляемым к:
– участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение,
размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной
деятельности образовательного учреждения и их оборудование);
– зданию образовательного учреждения (доступная архитектурная среда во всех

14

помещениях здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления
образовательного процесса на ступени начального общего образования, их площадь,
освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий
в учебных кабинетах образовательного учреждения, для активной деятельности, сна и отдыха,
структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной
учебной деятельности);
– помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала,
число читательских мест, медиатеки);
– помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи,
обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих
завтраков;
– помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством,
роботехникой,
моделированием,
техническим
творчеством,
естественнонаучными
исследованиями, иностранными языками,
– актовому залу;
– спортивным залам, бассейнам, игровому и спортивному оборудованию;
– помещениям для медицинского персонала;
– мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю;
– расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и
машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства,
технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой
информации).
Образовательные организации самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и
привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны
обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Материально-техническое обеспечение школьного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья должно отвечать не только общим, но и специфическим образовательным
потребностям каждой категории обучающихся с НОДА. В связи с этим в структуре материальнотехнического обеспечения процесса образования каждой категории обучающихся с НОДА должна
быть отражена специфика требований к:
– организации пространства, в котором обучается ребёнок с НОДА;
– организации рабочего места ребёнка с НОДА, в том числе для работы удаленно;
– техническим средствам комфортного доступа ребёнка с НОДА к образованию
(ассистивные средства и технологии).

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».