СОДЕРЖАНИЕ: 1. Общие положения 2. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1.) 2.1.Целевой раздел 2.1.1.Пояснительная записка 2.1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования 2.1.3.Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития результатов адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования 2.2. Содержательный раздел 2.2.1.Программа формирования универсальных учебных действий 2.2.2.Рабочие программы учебных предметов 2.2.3.Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ЗПР 2.2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 2.2.5.Программа коррекционной работы 2.2.6. Программа внеурочной деятельности 2.3. Организационный раздел 2.3.1. Календарный учебный график 2.3.2. Учебный план 2.3.3. План-график воспитательной работы Стр. 3 Стр. 5 Стр. 5 Стр. 5 Стр. 10 Стр. 12 Стр. 15 Стр. 15 Стр. 15 Стр. 15 Стр. 15 Стр. 15 Стр. 20 Стр. 20 Стр. 20 Стр. 20 2.3.4. План внеурочной деятельности Стр. 20 2.3.5 Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития Стр. 20 2 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (далее - АООП ООО) обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) - обеспечение выполнения требований ФГОС ООО для детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная образовательная программа разработана на основе: • Конвенции о правах ребенка; • Конституции Российской Федерации; • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273- Ф3; • Указа Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» от 01.06.2012г. № 761; • Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995г. № 181 - ФЗ; • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; • устава МБОУ КГО «СОШ №3» Структура адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития Структура АООП ООО обучающихся с ЗПР включает целевой, содержательный и организационный разделы. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР образовательной организацией, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: • пояснительную записку; • планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО; • систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО. Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов: • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР; • программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области; • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ЗПР; • программу формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни; • программу коррекционной работы; • программу внеурочной деятельности. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов АООП НОО. Организационный раздел включает: • учебный план основного общего образования; • систему специальных условий реализации АООП ООО в соответствии с требованиями Стандарта. В соответствии с требованиями ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ Организация может 3 создавать два варианта АООП ООО обучающихся с ЗПР ― варианты 7.1 и 7.2. Каждый вариант АООП ООО обучающихся с ЗПР содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с ЗПР, получение образования вне зависимости от выраженности задержки психического развития. АООП ООО для обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части создания специальных условий получения образования. Вариант АООП ООО обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития В основу разработки и реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к разработке и реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов АООП ООО обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП ООО обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ к: • структуре АООП ООО; • условиям реализации АООП ООО; • результатам освоения АООП ООО. Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП ООО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР среднего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. В контексте разработки АООП ООО обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает: - придание результатам образования социально и личностно значимого характера; - прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; 4 - существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; - обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу формирования АООП ООО обучающихся с ЗПР положены следующие принципы: • принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; • принцип коррекционной направленности образовательного процесса; • принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; • онтогенетический принцип; • принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития; • принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»; • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; • принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; • принцип сотрудничества с семьей. 2. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 7.1) 2.1 Целевой раздел 2.1.1. Пояснительная записка Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Цель реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих 5 усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией АООП ООО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач: • формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР; • достижение планируемых результатов освоения АООП ООО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья; • становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в еѐ индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития; • создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования; • обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; • выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований; • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; • предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы; • участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населѐнного пункта, района, города). Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1.) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (5 - 9 классы). АООП ООО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы основного общего образования (далее — ООП ООО). Требования к структуре АООП ООО (в том числе соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему) и результатам ее освоения соответствуют федеральному государственному стандарту основного общего образования (далее — ФГОС ООО). Адаптация программы предполагает введение 6 программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП ООО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП ООО. Обязательными условиями реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителей с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР. Определение варианта АООП ООО обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития поступающего в школу ребѐнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико- педагогической) коррекционной 7 помощи. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников. Дифференциация образовательных программ основного общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации обучения по АООП ООО (вариант 7.1) могут быть представлены следующим образом. АООП ООО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, имеющим физическое развитие близкое к возрастной норме, но у которых отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социальноэмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико- фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своѐ отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические. К общим потребностям относятся: - получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; - выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; - получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ; - обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы; - психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; - психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; 8 - постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации. Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП ООО (вариант 7.1), характерны следующие специфические образовательные потребности: - адаптация основной общеобразовательной программы основного общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития; - обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); - комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения; - организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); - учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР; - профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации; - постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития; - обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; - постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; - постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; - специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; - постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; - использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; - развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения; - специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; - обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, 9 нравственных и общекультурных ценностей). 2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования. Самым общим результатом освоения АООП ООО обучающихся с ЗПР должно стать полноценное основное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО соответствуют ФГОС ООО. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития программы коррекционной работы. Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах: - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся: в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для еѐ разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому; в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему. - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся: в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей; в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие; в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в какихто областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности; в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми; в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий; в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность; в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе. - овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся: в расширении знаний правил коммуникации; в расширении и обогащении опыта коммуникации ребѐнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели; в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как 10 средство достижения цели (вербальную, невербальную); в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.; в умении получать и уточнять информацию от собеседника; в освоении культурных форм выражения своих чувств. - способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации, проявляющаяся: в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности; в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды; в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других. в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребѐнка; в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе; в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку. в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы; в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности; в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий; в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей; в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами. - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся: в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми; в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие. в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения; в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт; в 11 умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи; в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. Результаты специальной поддержки освоения АООП ООО должны отражать: способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий; способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы; способность к наблюдательности, умение замечать новое; овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности; стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно- практической деятельности; умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности; сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП ООО предметные, метапредметные и личностные результаты; сформированные в соответствии АООП ООО универсальные учебные действия. Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями. 2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП ООО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо при завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна. Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП ООО в иных формах. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП ООО) аттестации обучающихся с ЗПР включают: - особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР; 12 - привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); - присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; - адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР: упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; - при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.); - при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); - увеличение времени на выполнение заданий; - возможность организации короткого перерыва (10-15 минут) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; - недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП ООО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы. Оценка достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения программы коррекционной работы. Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть АООП ООО, осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ. При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно опираться на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с ЗПР; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в 13 освоении содержания АООП ООО, что сможет обеспечить объективность оценки. Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения программы коррекционной работы. Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития. Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику. Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь. Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения обучающегося на начальном уровне образования. При использовании данной формы мониторинга можно использовать экспресс-диагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся с ЗПР в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные экспресс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив. Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на уровне основного общего образования), выступает оценка достижений обучающегося с ЗПР в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы. Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей. Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы используется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Данная группа экспертов объединяет всех участников образовательного процесса - тех, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует с обучающимся. Задачей такой экспертной группы является выработка общей 14 оценки достижений обучающегося в сфере социальной (жизненной) компетенции, которая обязательно включает мнение семьи, близких ребенка. Основой оценки продвижения ребенка в социальной (жизненной) компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни - в школе и дома. Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и повседневной жизни. В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы обучающегося в случае согласия родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы. Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку. 2.2. Содержательный раздел 2.2.1. Программа формирования универсальных учебных действий АООП ООО обучающихся с ЗПР соответствует ООП ООО МБОУ КГО «СОШ №3». 2.2.2. Рабочие программы отдельных учебных предметов соответствуют ООП ООО МБОУ КГО «СОШ №3». 2.2.3. Программа воспитания соответствует ООП ООО МБОУ КГО «СОШ №3» . 2.2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни соответствует ООП ООО МБОУ КГО «СОШ №3». 2.2.5. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы направлена на осуществление специальной поддержки (сопровождения) освоения АООП ООО обучающимися с ЗПР. Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями документов: • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ, • СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015), • СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26, • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее - ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015,31.12.2015), • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом 15 Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598, • Устав МБОУ КГО «СОШ №3». Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности. Программа коррекционной работы предусматривает различные варианты специального сопровождения детей с ЗПР: • обучение в общеобразовательном классе по АООП; • обучение по индивидуальным программам с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения; • организация коррекционно-развивающих занятий педагогами, специалистами сопровождения Школы. Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего процесса учебнообразовательной деятельность: • через содержание и организацию образовательной деятельности (индивидуальный и дифференцированный подход, поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению); • в рамках внеурочной деятельности, курсов коррекционно-развивающей области в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (психологическая коррекция познавательных процессов, эмоциональных нарушений, социальнопсихологических проявлений; коррекция устной речи, коррекции нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям); • в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся обязательна организация специальной поддержки коллектива педагогов, родителей, обучающихся, ребенка с ЗПР (помощь в формировании адекватных отношений между ребенком с ЗПР, одноклассниками, родителями, педагогами; работа по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/Школе); степень участия специалистов сопровождения Школы варьируется по необходимости. Целью программы коррекционной работы является создание условий для оказания комплексной помощи обучающимся с ОВЗ (далее ЗПР) в освоении ими ООП ООО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, социальной адаптации. Задачи программы: • своевременное выявление детей с ЗПР; • определение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом и речевом развитии; • определение особенностей организации образовательной деятельности для рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; • создание условий, способствующих освоению рассматриваемой категории обучающихся АООП ООО, их интеграции в Школе; • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи категории обучающихся с учётом особенностей их психического, речевого и (или) 16 физического развития, индивидуальных возможностей; • организация индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего воздействия (занятий) по преодолению недостатков психического, речевого и (или) физического развития, оказанию помощи в освоении АООП ООО; • разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости); • реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья; • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей указанной категории, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: • Принцип соблюдения интересов обучающегося - специалист призван решать проблему обучающегося с максимальной пользой и в его интересах. • Принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то есть единство диагностики, коррекции и развития, а также взаимодействие и согласованность действий специалистов в решении проблем обучающегося, участие в данном процессе всех участников образовательной деятельности. • Принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению. • Принцип вариативности - предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. • Принцип рекомендательного характера оказания помощи - обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации, осуществляющие образовательную деятельность (классы, группы). Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется в соответствии с рекомендациями ПМПК, ИПР. Помимо психологической коррекции познавательных процессов, эмоциональных нарушений, социально-психологических проявлений; коррекция устной речи, коррекции нарушений чтения и письма, необходимым направлением программы коррекционной работы является медицинская коррекция и абелитация (лечебно-воспитательные мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение). Этапы реализации программы коррекционной работы: 1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результат: оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определение специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы организации. 2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская 17 деятельность). Результат: организация образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности, а также процесса специального сопровождения детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей. 3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольнодиагностическая деятельность). Результат: констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционноразвивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка. 4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результат: внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы. Программа коррекционной работы Школы включает взаимосвязанные направления, которые отражают её содержание: - диагностическая работа; коррекционно-развивающая работа; консультативная работа; информационно-просветительская работа. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучающихся с ЗПР, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях Школы. Диагностическая работа включает: • раннюю (с первых дней пребывания, обучающегося в Школе) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; • комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от специалистов Школы; • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей; • изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, обучающихся; • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; • системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка; • анализ успешности коррекционно-развивающей работы. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания образования и коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям, способствует формированию универсальных учебных действий у указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (личностных, регулятивных, познавательных, 18 коммуникативных). Коррекционно-развивающая работа включает: • выбор оптимальных для развития указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; • организацию и проведение педагогами и специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения (согласно расписанию коррекционно-развивающих занятий специалистов); • системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; • коррекцию и развитие высших психических функций; • развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной категории, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и психокоррекцию его поведения; • социальную защиту указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психологопедагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. Консультативная работа включает: • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса; • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуальноориентированных методов и приёмов работы с обучающимся; • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории обучающихся, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Информационно-просветительская работа предусматривает: • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Реализация указанных направлений по системному сопровождению (специальной 19 поддержке) указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Школе обеспечивается наличием в Школе специалистов разного профиля (педагоговпсихологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, социального педагога) и школьного психолого-педагогического консилиума (далее - ППК), которые входят в его постоянный состав. Школьный ППК является основным механизмом взаимодействия специалистов. Персональный состав ППК утверждается приказом директора Школы. 2.2. 6. Программа внеурочной деятельности соответствует ООП НОО МБОУ КГО «СОШ №3». 2.3.1. 2.3. Организационный раздел Календарный учебный график соответствует ООП ООО МБОУ КГО «СОШ №3». 2.3.2. Учебный план Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС ООО. В соответствии с ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ на коррекционную работу отводится не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося в зависимости от его потребностей. 2.3.3. План-график воспитательной работы соответствует ООП ООО МБОУ КГО «СОШ 2.3.4. План внеурочной деятельности соответствует ООП ООО МБОУ КГО «СОШ №3». №3». 2.3.5. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР определяются ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ и представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР и достижения планируемых результатов этой категорией обучающихся. Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации АООП ООО, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ЗПР, построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся. Кадровые условия Описание кадровых условий реализации АООП ООО включает: • характеристику укомплектованности Организации: - В МБОУ КГО «СОШ №3» работают 54 педагога, из них имеют высшее образование – 52 (педагогическое - 51); - имеют квалификационную категорию: высшую – 28, первую – 12. - Для реализации АООП привлечены специалисты: 20 № п/ Специалисты Функции Количе ство п 1 Учитель предметник Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса 2 Педагог-психолог Помощь педагогу в выявлении условий, необходимых для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями 3 Учитель-логопед Осуществляет диагностику, коррекцию и развитие всех сторон речи (фонетикофонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации 4 Социальный педагог Создание условий для адаптации учащегося и его родителей к обучению по АООП ООО 47 5 Педагог-организатор Осуществляет диагностику, коррекцию психоэмоциональной сферы обучающихся. 1 6 Педагогбиблиотекарь 7 Преподаватель – организатор ОБЖ Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса в урочное и внеурочное время. Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса в урочное и внеурочное время. Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса в урочное и внеурочное время. 4 Административный Обеспечивает для специалистов ОУ условия персонал для эффективной работы, осуществляет контроль и текущую организационную работу 8 Педагог дополнительного образования 1 1 1 1 1 1 3 В штат специалистов образовательной организации, реализующей вариант 7.1 АООП ООО обучающихся с ЗПР входят: учителя, которые преподают учебные предметы, педагогпсихолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, учитель-логопед. Педагоги образовательной организации, которые реализуют программу коррекционной работы АООП ООО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1), должны иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога; б) по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки 21 олигофренопедагога; в) по специальности «Олигофренопедагогика» или по специальностям «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия» при прохождении переподготовки в области олигофренопедагогики; г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области олигофренопедагогики. Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: а) по специальности «Специальная психология»; б) по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ; в) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ; г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области специальной психологии. Учитель-логопед должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: а) по специальности «Логопедия»; б) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии; в) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области логопедии. Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы; либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Все специалисты должны обязательно пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме 72 и более часов) в области инклюзивного образования, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации установленного образца. Лица, имеющие высшее педагогическое профессиональное образование по другим специальностям и профилям подготовки, для реализации программы коррекционной работы должны пройти переподготовку либо получить образование в области олигофренопедагогики, подтвержденные документом соответствующего образца. При необходимости образовательная организация может использовать сетевые формы реализации программы коррекционной работы, которые позволят привлечь специалистов других организаций к работе с обучающимися с ЗПР для удовлетворения их особых образовательных потребностей. Педагоги, которые реализуют предметные области АООП ООО обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1), должны иметь высшее профессиональное образование, предусматривающее освоение одного из вариантов программ подготовки: 22 «Педагогическое образование» (соответствующего профиля подготовки); переподготовки или курсов повышения квалификации в области образования. Для этих категорий специалистов обязательным требованием является прохождение профессиональной переподготовки или курсов повышения квалификации в области инклюзивного образования, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации установленного образца. Руководящие работники (административный персонал) – наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием должны иметь удостоверение о повышении квалификации в области инклюзивного образования установленного образца. В системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия образовательных организаций, обеспечивающие возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации АООП ООО, использования инновационного опыта других образовательных организаций, проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций. Финансовые условия Финансовое обеспечение образования обучающихся с ЗПР осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение обучающимися с ЗПР общедоступного и бесплатного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных образовательных организациях осуществляется на основе нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию АООП ООО в соответствии с ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ. Материально-технические условия. Материально-техническое обеспечение основного общего образования обучающихся с ЗПР должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здание и помещения Школы, организацию их пребывания, обучения в Школе (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды Школы: • наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом(1) • наличие кабинета для логопедических занятий (1) Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В этом случае сопровождать работу ребенка во время урока должен тьютор. Требования к организации пространства. Под особой организацией образовательного пространства понимается создание комфортных условий во всех учебных и вне учебных помещениях. В МБОУ КГО «СОШ №3» для организации коррекционных занятий специалистами имеется: 23 - кабинет педагога-психолога; - кабинет учителя-логопеда; - кабинет социального педагога. Для снятия психо-эмоционального напряжения у обучающихся с ОВЗ используются: - кабинет БОС-здоровья; - тренажерный зал. Для обучающихся с задержкой психического развития создано доступное пространство, которое позволяет воспринимать максимальное количество сведений через аудио- визуализированные источники, а именно удобно расположены стенды с представленным на них наглядным материалом о внутри школьных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке /режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д.. Организация рабочего пространства, обучающегося с задержкой психического развития в классе предполагает выбор парты и партнера. При реализации АООП ООО необходимо обеспечение обучающемуся с ЗПР возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога. Требования к организации временного режима обучения Временной режим образования обучающихся с ЗПР (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации. Организация временного режима обучения детей с ЗПР должна соответствовать их особым образовательным потребностям и учитывать их индивидуальные возможности. Сроки освоения АООП ООО обучающимися с ЗПР для варианта 7.1 составляют 5 лет (5- 9 классы). Учебный день включает в себя специально организованные занятия / уроки, а также паузу, время прогулки. Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий / уроков, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня. Помещения и участки школы соответствуют государственным санитарноэпидемиологическим требованиям к устройству, правилам и нормативам работы общеобразовательных учреждений СанПиН 2.4.2.2821-10. Территория школы оборудована наружным освещением, пешеходными дорожками и подъездными путями, ограждением. Здания школы оснащены современными системами жизнеобеспечения: - централизованным горячим отоплением; - вентиляцией; - узлом учета и регулирования тепловой энергии; - холодным и горячим водоснабжением; - - системой противопожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре; - системой охранной сигнализации; - «тревожной» кнопкой вызова вневедомственной охраны. Образовательная организация подключена к сети Интернет. Общеобразовательное учреждение обеспечено современной информационной базой. Организация имеет адрес электронной почты, свой собственный сайт в сети Интернет. Ведется электронный журнал успеваемости. Для организации питания обучающихся в школе имеется столовая с обеденным залом на 24 230 посадочных мест. Столовая имеет необходимое количество специализированных помещений для организации технологического процесса. Технологическим оборудованием, посудой и инвентарем столовая оснащена на 100%. Материальная база столовой и четкая организация технологического процесса позволяют организовать для обучающихся и работников школы полноценное горячее питание. Результаты анализов воды, смывов и проб пищи позволяют сделать выводы о благополучном санитарно-эпидемиологическом состоянии пищеблока. При реализации программы: 1)предусмотрены специально организованные места, постоянно доступные школьникам и предназначенные для: —общения (классная комната, актовый зал, пришкольный участок, библиотека); —подвижных занятий (спортивный зал, спортивные площадки на пришкольном участке); —спокойной групповой работы (классная комната, помещение Школьной думы); — демонстрации своих достижений (выставки на первом и втором этаже, актовый зал). 2) В учебных кабинетах школы и в школьной библиотеке обеспечивается доступ педагогов и обучающихся к глобальной информационной среде; 3) Для организации всех видов деятельности в рамках ООП класс (группа) имеет доступ по расписанию в следующие помещения: —учебные кабинеты, кабинет информатики, актовый зал. Информационные условия Особенности организации учебного процесса в классах АООП ООО размещаются на сайте МБОУ КГО «СОШ №3»; являются обязательными вопросами на проводимых в течение года общешкольных родительских собраний, а также на классных родительских собраниях. 25