MynnqnnaJlbHoe 6roAxernoe o6Ueo6pa3oBaTeJlbnoe yqpefl(Aenne
KocrouyrcltrcKoro ropoAcKoro oKpyra
<>
AJrr yqarqr{xcs.
l-4
KJIaccoB
Cocrasurenu:
Macno6oesa O.A.,
vqrreJlf
Koctouyrma,2025 r.
HaqaJlbHbrx KnaccoB
ПОЯСНИТЕЛЬННАЯ ЗАПИСКА
Общеобразовательная
программа
«Логика»
имеет
социальнопедагогическую направленность.
Программа позволяет удовлетворять запросы детей, используя потенциал
их свободного времени. Занимаясь в творческих объединениях, обучающиеся, как
правило, приобретают знания и развивают умения и навыки в интересующем их
конкретном виде деятельности.
Программа является актуальной в наши дни, поскольку прослеживается
системный подход к формированию личности, развитию познавательных и
коммуникативных способностей личности обучающихся. Программа позволяет
развивать личностные качества, познавательные и коммуникативные
способности. Внутренняя логика программы построена на реализации принципа
системной дифференциации, являющегося ведущим механизмом психического
развития.
Для проведения занятий по программе предлагается учебно-методический
комплект:
а) две рабочие тетради на печатной основе для обучающихся на каждое
полугодие (для каждого года обучения);
б) методическое
пособие
для
педагога,
в
котором
излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещёнными в
тетради;
в) программы курса.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на
основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать
несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти,
внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно
излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения,
аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать
нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной
деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение
других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе
изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Описание ценностных ориентиров содержания курса:
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и
самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой
деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей
и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами
поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества,
народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить
Отечеству.
Особенности организации учебного процесса
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм
самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает
тревожность и необоснованное беспокойство обучающихся, исчезает боязнь
ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным
занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из
системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и
развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для
понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы,
кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников. Основное время
на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач.
Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать,
принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии
проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На
этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание
собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых
шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после
самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач.
Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у
всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты
мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет
отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение
самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном,
прилежанием и старательностью, В курсе используются задачи разной сложности,
поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в
своих силах (для таких обучающихся подбираются задачи, которые они могут
решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это
создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес,
желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким
образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы
подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать
работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий
реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же
заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут
быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые
темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением
материала и решаемых задач.
Возраст детей от 7 до 11 лет.
Срок реализации программы - 4 года.
Основная форма работы – групповая
Учебная нагрузка:
1 год - 33 часа, 1 час 1 раз в неделю
2 год – 34 часа, 1 час 1 раз в неделю
3 год – 34 часа, 1 час 1 раз в неделю
4 год - 34 часа, 1 час 1 раз в неделю
Общее количество часов – 135
Содержание программы
Программа состоит из 2 учебных тем: “Развитие коммуникативных
способностей” и “Развитие познавательных способностей”.
«Развитие коммуникативных способностей»
Развитые коммуникативные умения предполагают способность
человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую
деятельность, то есть уметь говорить и слушать других. Основа культуры
общения — соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). В
этой связи можно говорить о широком и узком понимании речевого этикета.
Правильное использование этикетных формул в речь помогает установлению
контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности
вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь,
облегчает взаимопонимания между людьми.
Речевое обучение детей предполагает:
Во-первых, введение в их активный словарь достаточного
количества этикетных стереотипов.
Во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с
учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).
Однако речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребенком
собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил
культурного поведения. Именно на такой подход ориентирован предлагаемая
методика.
В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны
осознавать свои ролевые позиции (старший — младший, знакомый —
незнакомый и др.) и соответственно строить свое речевое поведение, используя
необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы. Рекомендуемая
система обучения привязывает усвоение этикетных формул и других норм
поведения к типичным ситуациям общения, важным для детей (дом, школа,
общественный транспорт, театр и др.). Ролевые позиции общающихся в этих
ситуациях определены достаточно четко: мальчик — мальчик, мальчик —
девочка, девочка — девочка, брат — сестра, бабушка — внук, учитель — ученик,
ребенок — взрослый (знакомый или незнакомый). Речевое поведение в каждом
случае определено ролевой позицией участника общения, на осознание которой
направлены различные ролевые задания и упражнения, в том числе ролевые игры,
которым уделяется значительное место: ведь именно в игре коммуникативные
способности реализуются естественно и максимально разнообразно
«Развитие познавательных способностей»
Познавательными способностями называются психические процессы, с
помощью которых человек познает мир, себя и других людей. К таким
способностям относятся: ощущение, восприятие, память, мышление и
воображение. Познание невозможно без речи и внимания
Рекомендуемая модель занятия на первом году обучения такая:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является
важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают,
что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных
психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности:
увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется
решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные
процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение
знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно
легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на
сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они
же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В
ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ,
ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют
развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую
дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и
приемы познавательной деятельности, выполнять логически- поисковые и
творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности
увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только
развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения
выполнять несколько различных заданий одновременно.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они
нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными
геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур,
предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают
пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию
симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и
совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление,
моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами
небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом,
словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными
свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно
развивают устную речь.
Рекомендуемая модель занятий на втором году обучения такая:
1. «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты)
2. Разминка (3-5 минут)
3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе
познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (15 минут) 4.
Веселая переменка (3-5 минут)
5. Логически-поисковые и творческие задания (10-15 минут)
На втором году обучения предлагаются задачи логического характера с целью
совершенствования мыслительных операций: умения делать заключения из двух
суждений, умения сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности.
Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
6. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности
рассуждать. В занятия включаются задания «на группировку». Общий смысл
таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных
предметов.
Рекомендуемая модель занятий на третьем году обучения такая:
1. «Мозговая гимнастика» (2 минуты)
2. Разминка (3-5 минут)
3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе
познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут) 4.
Гимнастика для глаз (1-2 минуты)
5. Логически – поисковые задания (10 минут)
6. Веселая переменка (2-3 минуты)
7. Нестандартные задачи (10-15 минут) Задачи, предлагаемые на этом этапе,
различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии
обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
Рекомендуемая модель занятий на четвертом году обучения такая:
1. «Мозговая гимнастика» (2 минуты)
2. Разминка (3-5 минут)
3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе
познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут) 4.
Гимнастика для глаз (1-2 минуты)
5. Логически – поисковые задания (10 минут)
6. Веселая переменка (2-3 минуты)
7. Нестандартные задачи (10-15 минут) Задачи, предлагаемые на этом этапе,
различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии
обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса
является формирование
следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью
учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя.
Делать
предварительный
отбор
источников
информации:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства,
неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и
формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметными результатами изучения курса
являются формирование
следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Тематическое планирование
1 год обучения
№
п/п
Название раздела, темы
1
Вводное занятие
Выявление уровня
развития внимания,
восприятия, воображения,
памяти и мышления.
Графический диктант
Развитие концентрации
внимания
Тренировка памяти
Графический диктант
Тренировка внимания.
Развитие мышления.
Викторина по
окружающему миру.
Тренировка слуховой
памяти.
Развитие мышления.
Викторина.
Тренировка зрительной
памяти.
Развитие аналитических
способностей.
Совершенствование
2
3
4
5
Дата проведениия
Количество План
Факт
часов
1
4.09
Формы
аттестации/
контроля
Фронтальный
опрос
1
11.09
Самостоятельная
работа
1
18.09
Фронтальный
опрос
1
25.09
Фронтальный
опрос
1
2.10
Самостоятельная
работа
6
7
8
9
мыслительных
Операций.
Графический рисунок по
образцу.
Совершенствование
воображения.
Развитие мышления.
Викторина.
Развитие логического
мышления.
Совершенствование
воображения.
Графический диктант.
Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Викторина.
Развитие концентрации
внимания.
Тренировка внимания.
Развитие мышления.
Графический диктант.
10 Тренировка слуховой
памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант.
11 Тренировка зрительной
памяти.
Развитие аналитических
способностей.
Совершенствование
мыслительных операций.
«Своя игра» по
окружающему миру.
12 Развитие концентрации
внимания.
Разгадывание ребусов.
Развитие мышления.
Графический диктант.
13 Тренировка слуховой
памяти.
Тренировка слуховой
памяти
Совершенствование
1
9.10
Фронтальный
опрос
1
16.10
Самостоятельная
работа
1
23.10
Фронтальный
опрос
1
6.11
Математический
диктант
1
13.11
Самостоятельная
работа
1
20.11
Фронтальный
опрос
1
27.11
Самостоятельная
работа
1
4.12
Самостоятельная
работа
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
мыслительных операций.
Игра «Лабиринт».
Развитие логического
мышления.
Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие логического
мышления.
Совершенствование
воображения.
Графический диктант.
Совершенствование
воображения.
Задания по
перекладыванию спичек.
Рисуем по образцу.
Развитие логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций.
Графический диктант.
Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Игра «Лабиринт».
Совершенствование
мыслительных операций.
Задание «Найди отличия».
Развитие логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций.
Графический диктант.
Совершенствование
воображения.
Развитие мыслительных
операций.
Графический рисунок по
образцу.
Тренировка слуховой
памяти.
Развитие мышления.
Викторина.
Развитие логического
мышления.
1
11.12
Самостоятельная
работа
1
18.12
Математический
диктант
25.12
Самостоятельная
работа
1
15.01
Самостоятельная
работа
1
22.01
Тестирование
1
29.01
Математический
диктант
1
5.01
Самостоятельная
работа
1
12.01
Математический
диктант
1
26.01
Фронтальный
опрос
1
5.03
Самостоятельная
работа
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие концентрации
внимания.
Тренировка памяти.
Графический диктант.
Развитие аналитических
способностей.
Совершенствование
мыслительных операций.
Графический рисунок по
образцу.
Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Викторина
Совершенствование
воображения.
Развитие концентрации
внимания.
Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Игра «Лабиринт»
Развитие концентрации
внимания.
Тренировка памяти.
Развитие концентрации
внимания.
Графический диктант
Развитие аналитических
способностей.
Совершенствование
мыслительных операций.
Графический диктант.
Совершенствование
воображения.
Задания по
перекладыванию спичек.
Рисуем по образцу
Тренировка слуховой
памяти.
1
12.03
Тестирование
1
19.03
Математический
диктант
1
3.04
Фронтальный
опрос
1
10.04
Самостоятельная
работа
1
17.04
Самостоятельная
работа
1
24.04
Математический
диктант
8.05
Самостоятельная
работа
1
15.05
Самостоятельная
работа
1
22.05
Самостоятельная
работа
Развитие мышления.
Графический диктант.
33 Тренировка зрительной
памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант.
Всего
1
29.05
Самостоятельная
работа
33
Тематическое планирование
2 год обучения
№
п/п
Название раздела, темы
1
Выявление уровня
развития внимания,
восприятия, воображения,
памяти и мышления.
Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Тренировка зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Развитие логического
2
3
4
5
6
Дата проведения
Количество План
Факт
часов
1
Формы
аттестации/
контроля
Фронтальный
опрос
1
Самостоятельная
работа
1
Фронтальный
опрос
1
Фронтальный
опрос
1
Самостоятельная
работа
1
Фронтальный
мышления. Обучение
поиску закономерностей.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
7 Совершенствование
воображения.
Развитие нагляднообразного мышления.
Ребусы.
Задание по
перекладыванию спичек
8 Развитие быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
9 Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
10 Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
11 Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
12 Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
опрос
1
Самостоятельная
работа
1
Фронтальный
опрос
1
Математический
диктант
1
Самостоятельная
работа
1
Фронтальный
опрос
11
Самостоятельная
работа
13 Развитие логического
мышления. Обучение
поиску закономерностей.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
1
Самостоятельная
работа
14 Совершенствование
воображения. Развитие
наглядно-образного
мышления. Ребусы.
Задание по
перекладыванию спичек.
1
Самостоятельная
работа
15 Развитие быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
16 Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
17 Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
18 Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
19 Тренировка зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
1
Математический
диктант
1
Самостоятельная
работа
1
Самостоятельная
работа
1
Тестирование
1
Математический
диктант
20
21
22
23
24
25
26
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Развитие логического
мышления. Обучение
поиску закономерностей.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Совершенствование
воображения. Развитие
наглядно-образного
мышления. Ребусы.
Задание по
перекладыванию спичек
Развитие быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие способности
рассуждать
Тренировка слуховой
памяти
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие аналитических
способностей
Тренировка зрительной
памяти
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие способности
рассуждать
1
Самостоятельная
работа
1
Математический
диктант
1
Фронтальный
опрос
1
Самостоятельная
работа
1
Тестирование
1
Математический
диктант
1
Фронтальный
опрос
27 Развитие логического
мышления Обучение
поиску закономерностей
Развитие аналитических
способностей
28 Совершенствование
воображения Развитие
наглядно-образного
мышления. Ребусы.
Задания по
перекладыванию спичек
29 Развитие быстроты
реакции
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие способности
рассуждать
30 Развитие концентрации
внимания
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие аналитических
способностей
31 Тренировка внимания
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие способности
рассуждать
32 Тренировка слуховой
памяти
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие аналитических
способностей
33 Тренировка зрительной
памяти
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие способности
рассуждать
34 Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
1
Самостоятельная
работа
1
Самостоятельная
работа
1
Математический
диктант
1
Самостоятельная
работа
1
Самостоятельная
работа
1
Самостоятельная
работа
1
Самостоятельная
работа
1
Математический
диктант
способности рассуждать
Всего
34
Тематическое планирование
3 год обучения
№
п/п
Название раздела, темы
1
Выявление уровня
развития внимания,
восприятия, воображения,
памяти и мышления.
Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Тренировка зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Развитие логического
мышления. Обучение
поиску закономерностей.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
2
3
4
5
6
Дата проведения
Количество План
Факт
часов
1
Формы
аттестации/
контроля
Фронтальный
опрос
1
Самостоятельная
работа
1
Фронтальный
опрос
1
Фронтальный
опрос
1
Самостоятельная
работа
1
Фронтальный
опрос
7
Совершенствование
воображения. Развитие
наглядно-образного
мышления. Ребусы.
Задание по
перекладыванию спичек
1
Самостоятельная
работа
8
Развитие быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Развитие логического
мышления. Обучение
поиску закономерностей.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
1
Фронтальный
опрос
1
Математический
диктант
1
Самостоятельная
работа
1
Фронтальный
опрос
1
Самостоятельная
работа
1
Самостоятельная
работа
9
10
11
12
13
14 Совершенствование
воображения. Развитие
наглядно-образного
мышления. Ребусы.
Задание по
перекладыванию спичек.
15 Развитие быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
16 Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
17 Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
18 Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
19 Тренировка зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
20 Развитие логического
мышления. Обучение
поиску закономерностей.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
1
Самостоятельная
работа
1
Математический
диктант
1
Самостоятельная
работа
1
Самостоятельная
работа
1
Тестирование
1
Математический
диктант
1
Самостоятельная
работа
21 Совершенствование
воображения. Развитие
наглядно-образного
мышления. Ребусы.
Задание по
перекладыванию спичек
22 Развитие быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
23 Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
24 Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие способности
рассуждать
25 Тренировка слуховой
памяти
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие аналитических
способностей
26 Тренировка зрительной
памяти
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие способности
рассуждать
27 Развитие логического
мышления Обучение
поиску закономерностей
Развитие аналитических
способностей
28 Совершенствование
воображения Развитие
наглядно-образного
мышления. Ребусы.
1
Математический
диктант
1
Фронтальный
опрос
1
Самостоятельная
работа
1
Тестирование
1
Математический
диктант
1
Фронтальный
опрос
1
Самостоятельная
работа
1
Самостоятельная
работа
29
30
31
32
33
34
Задания по
перекладыванию спичек
Развитие быстроты
реакции
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие способности
рассуждать
Развитие концентрации
внимания
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие аналитических
способностей
Тренировка внимания
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие способности
рассуждать
Тренировка слуховой
памяти
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие аналитических
способностей
Тренировка зрительной
памяти
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие способности
рассуждать
Выявление уровня
развития внимания,
восприятия, воображения,
памяти и мышления на
конец учебного года
Всего
1
Математический
диктант
1
Самостоятельная
работа
1
Самостоятельная
работа
1
Самостоятельная
работа
1
Самостоятельная
работа
1
Олимпиада
34
Тематическое планирование
4 год обучения
№
п/п
1
Название раздела, темы
Выявление уровня
развития внимания,
Дата проведения
Количество План
Факт
часов
1
Формы
аттестации/
контроля
Фронтальный
опрос
2
3
4
5
6
7
8
восприятия, воображения,
памяти и мышления.
Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Тренировка зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Развитие логического
мышления.
Обучение поиску
закономерностей.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Совершенствование
воображения.
Развитие нагляднообразного мышления.
Ребусы. Задание по
перекладыванию спичек
Развитие быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
1
Самостоятельная
работа
1
Фронтальный
опрос
1
Фронтальный
опрос
1
Самостоятельная
работа
1
Фронтальный
опрос
1
Самостоятельная
работа
1
Фронтальный
опрос
9
10
11
12
13
14
15
Развитие аналитических
способностей
и способности рассуждать
Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Развитие логического
мышления.
Обучение поиску
закономерностей.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Совершенствование
воображения.
Развитие нагляднообразного мышления.
Ребусы.
Задание по
перекладыванию спичек.
Развитие быстроты
реакции.
Совершенствование
1
Математический
диктант
1
Самостоятельная
работа
1
Фронтальный
опрос
1
Самостоятельная
работа
1
Самостоятельная
работа
1
Самостоятельная
работа
1
Математический
диктант
16
17
18
19
20
21
22
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Тренировка зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Развитие логического
мышления.
Обучение поиску
закономерностей.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Совершенствование
воображения.
Развитие нагляднообразного мышления.
Ребусы. Задание по
перекладыванию спичек
Развитие быстроты
реакции.
1
Самостоятельная
работа
1
Самостоятельная
работа
1
Тестирование
1
Математический
диктант
1
Самостоятельная
работа
1
Математический
диктант
1
Фронтальный
опрос
23
24
25
26
27
28
29
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие способности
рассуждать
Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей.
Тренировка зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие способности
рассуждать
Развитие логического
мышления.
Обучение поиску
закономерностей.
Развитие аналитических
способностей.
Совершенствование
воображения.
Развитие нагляднообразного мышления.
Ребусы. Задания по
перекладыванию спичек.
Развитие быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие способности
1
Самостоятельная
работа
1
Тестирование
1
Математический
диктант
1
Фронтальный
опрос
1
Самостоятельная
работа
1
Самостоятельная
работа
1
Математический
диктант
30
31
32
33
34
рассуждать
Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие способности
рассуждать.
Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей
Тренировка зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие способности
рассуждать.
Проверка развития
памяти, внимания,
мышления, логики.
Всего
1
Самостоятельная
работа
1
Самостоятельная
работа
1
Самостоятельная
работа
1
Самостоятельная
работа
1
Олимпиада
34
Материально-техническое обеспечение курса
Дидактический материал
Папки с дидактическим, методическим и информационным материалами по всем
учебным темам:
- наглядные пособия
- подборка информационной и справочной литературы
- набор дидактического материала для проведения учебных занятий по каждому
разделу
- кассеты с записями детской музыки и т.д.
- треугольники
- разрезные картинки
- книги серии “Развивающие игры”
Техническое оснащение занятий
На занятиях используется следующие материалы:
- простой и цветные карандаши;
- тетради;
- линейки;
- краски;
- настольные игры;
- цветная и белая бумаги.
Оборудование:
- столы;
- стулья;
- магнитофон;
- учебная доска.
Контроль и оценка планируемых результатов
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение
которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные
результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных
знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых
и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своими учителями
как значимыми для него
носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек,
семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к
социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в
защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой
социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое
подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном
общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами
дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые
вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем,
гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного
общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку,
без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы
контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития
учащихся
по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты
фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до
начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план»
действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного
действия методом сравнения фактических результатов или выполненных
операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем,
которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка
результатов
учащихся
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты
проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной
системы, создание портфолио.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
степень помощи, которую оказывает педагог обучающимся при выполнении
заданий: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность детей
и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение
обучающихся
на
занятиях:
живость,
активность,
заинтересованность обеспечивают положительные результаты занятий;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
при выполнении которых выявляется, справляются ли обучающиеся с этими
заданиями самостоятельно.
Список литературы
1. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию
познавательных способностей. Методическое пособие 1-4 классы.- М.:
РОСТ книга
2. Холодова О. А. - Юным умникам и умницам. Развитие познавательных
способностей. Рабочая тетрадь. 1-4 классы. – М.: РОСТ книга.
3. Винокурова Н. К. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения,
задания. уч. I-V. - М.: РОСТ, 2008.
4. Волкова С. И., Столярова Н. Н. Тетрадь с математическими заданиями. 1
класс. - М.: Просвещение, 2006
5. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развитие
творческих способностей. - Киров, 2004.
6. Голубь В. Т. Графические диктанты. - М.: Вако, 2004.
7. Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9
лет. - М.: 2008.
8. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной
школе. - ТЦ Учитель, 2007.
9. Семенченко П. 399 задач для развития ребенка. - М.: Олма-Пресс, 1998.
10. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы,
головоломки. - М.: 2008.