Нестандартные задачи_Рабочая программа внеурочной деятельности

MynuqunaJrbHoe 6roAxernoe o6qeo6pa3oBaTeJlbH9e yqperl(AeHlle
Kocrouyrc[rcKoro ropoAcKoro oKpyra
<

VrnepxAaro:
27.08.2025 r.

Coruracosauo:

Jlauroscras H.A.

flp. Ns I or 27.08.2025r.

PAEOITAf, IIPOIPAMMA

BHE)TPOIIHOfr AN TEJIbHOCTTI

(HECTAIIIAPTHbIE SMArIII>

Anq

frail{uxcs l'4

KJIaccoB

Cocrasurerla:
KosuPena E.B.
VII}ITEJIb HAqAJIbHbX KJIACCOB

Kocroirryrma,2}2l r.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Нестандартные задачи» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования.
Общая характеристика курса.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно
познающего мир
младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и
поискового
характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится
внеурочной
работой. Это может быть объединение дополнительного образования детей
«Нестандартные задачи по математике», расширяющий математический кругозор и
эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных
учебных действий.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей
учащихся, для
формирования
элементов
логической
и
алгоритмической
грамотности,
коммуникативных умений
младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и
использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций
активного
поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с
оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками
исследовательской
деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести
уверенность в
своих силах.
Содержание курса «Нестандартные задачи» направлено на воспитание интереса к
предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения
анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу
творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей
применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью математической
ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить
самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию
сообразительности, любознательности.
1

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать
изменения,
выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы.
Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить
ученика
рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Курс
«Нестандартные задачи» учитывает возрастные особенности младших
школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности
учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные
математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником
«центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе
выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах
классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение
между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться
мыслями). При организации занятий целесообразно принцип свободного перемещения
по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах.
Некоторые математические
игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности
соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных
математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные
интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные
математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения,
анализом
ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие
закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
привлечение уч ащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на
занятиях.
Место курса в учебном плане.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана
на 4 года.
2

Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Во 2-4 классах 34 часа в год. В 1 классе 33 часа в год.
Содержание программы.
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчѐт числа точек на верхних
гранях
выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100.
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе
получилось
заданное число и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное
выполнение
арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.)
Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа
налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой.
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации занятий.
Математические игры.
«Веселый счѐт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма
больше?»,
«Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!»,
«Задумай
число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счѐтчик», «Не подведи друга», «День и ночь»,
«Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд
дружнее?»
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов
решения.
Геометрическая мозаика.
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Маршрут
3

передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие
направление
движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие
точки (на листе
в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну
и
несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки,
спички).
Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор
деталей в
соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных
вариантов
решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади
части. Поиск
заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих
геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание)
орнамента с
использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объѐмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из
проволоки. Создание
объѐмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная,
куб, конус, четырѐхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус,
усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Работа с конструкторами.
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
Нестандартные задачи по математике Нестандартные задачи. Использование знаковосимволических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы курса «Нестандартные задачи по математике»
формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие
требованиям ФГОС.
Личностные результаты:
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий
проблемного и эвристического характера.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать
трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
Воспитание чувства справедливости, ответственности.
4

Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приѐмы вычислений для работы с
числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение
и
аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос,
данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Содержание воспитательного потенциала урока
- Вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально
значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально
значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- Повышение познавательной мотивации школьников, развивается опыт ведения
конструктивного диалога, повышается внимание школьников к обсуждаемой
информации и познавательная деятельность учеников.
- Побуждение обучающихся соблюдать на внеурочной деятельности общепринятые
нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками
(учащимися), принципы внеурочной дисциплины и самоорганизации.
Календарно тематическое планирование 1 класс
№
1
2
3

Тема
Числа от 1 до 20
Десяток. Счёт десятками до 100
Однозначные числа.
5

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
24
28
29
30
31
32
33

Двузначные числа
Миллиметр
Метр
Рубль. Копейка
Рубль. Копейка
Повторение и закрепление
Обратные задачи
Час. Минута
Длина ломаной
Порядок действий. Скобки
Числовые выражения
Периметр многоугольника
Свойства сложения
Закрепление
Устные вычисления
Обобщение и закрепление
Буквенные выражения
Уравнения
Обобщение и закрепление
Письменные вычисления
Прямой угол
Прямоугольник
Повторение и закрепление
Квадрат
Умножение
Деление
Повторение и закрепление
Умножение и деление на 2.
Умножение и деление на 3.
Обобщение и закрепление
Календарно тематическое планирование 2 класс

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема
Числа от 1 до 20
Десяток. Счёт десятками до 100
Однозначные числа. Двузначные числа.
Миллиметр
Метр
Рубль. Копейка.
Повторение и закрепление.
Час. Минута.
Длина ломаной.
6

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
24
28
29
30
31
32
33
34

Порядок действий. Скобки.
Числовые выражения.
Периметр многоугольника.
Свойства сложения.
Закрепление.
Устные вычисления.
Обобщение и закрепление.
Буквенные выражения.
Уравнения.
Обобщение и закрепление.
Письменные вычисления.
Прямой угол.
Прямоугольник.
Прямоугольник.
Повторение и закрепление.
Квадрат.
Квадрат.
Умножение.
Умножение.
Деление.
Деление.
Повторение и закрепление.
Умножение и деление на 2 и на 3
Умножение и деление на 2 и на 3
Обобщение и закрепление

Календарно тематическое планирование 3 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Тема
Сложение и вычитание
Решение уравнений
Обозначение геометрических фигур буквами.
Повторение и закрепление
Умножение и деление на 4
Порядок выполнения действий
В .. больше. В … меньше.
Табличное умножение и деление на 5.
Табличное умножение и деление на 6.
Табличное умножение и деление на 7.
Табличное умножение и деление на 8 и на 9.
Квадратный дециметр и квадратный метр.
Случаи умножения и деления с 0 и 1.
7

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
24
28
29
30
31
32
33
34

Доли.
Круг. Окружность.
Единицы времени.
Внетабличное умножение и деление
Умножение суммы на число.
Деление суммы на число
Проверка деления умножением, нахождение частного способом
подбора.
Деление с остатком.
Проверка деления с остатком
Нумерация
Умножение и деление на 10, 100.
Сравнение трёхзначных чисел.
Римская нумерация.
Единицы массы.
Приёмы устных вычислений сложения и вычитания
Приёмы письменных вычислений сложения и вычитания
Виды треугольников.
Приёмы письменных вычислений умножения и деления.
Приёмы письменных вычислений умножения и деления
Приёмы письменных вычислений умножения и деления
Приёмы письменных вычислений умножения и деления

Календарно тематическое планирование 4 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Тема
Нумерация
Арифметические действия.
Числовые выражения.
Диагонали прямоугольника
Повторение и закрепление
Класс единиц
Класс единиц
Класс тысяч
Класс тысяч
Класс миллионов
Класс миллионов
Класс миллиардов
Луч.
Числовой луч
Угол.
8

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
24
28
29

Виды углов
Повторение и закрепление
Величины
Повторение и закрепление
Сложение и вычитание
Решение уравнений
Сложение и вычитание величин.
Повторение и закрепление.
Умножение на однозначное число.
Умножение на однозначное число.
Деление на однозначное число
Деление на однозначное число.
Повторение и закрепление.
Умножение и деление на однозначное число.

30
31

Виды треугольников
Умножение и деление на числа оканчивающимися
нулями
Умножение и деление на числа оканчивающимися
нулями
Умножение и деление на однозначные числа
Умножение и деление на трёхзначные числа

32
33
34

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы.
Занимательные материалы к урокам математики в 1-2 классах/ Л. В. Лазуренко. –
Волгоград: Учитель – АСТ, 2005
Занимательные материалы к урокам математики в 3-4 классах/ Л. В. Лазуренко. –
Волгоград: Учитель – АСТ, 2005
Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы/ Керова Г. В. – М.: ВАКО, 2011
Интеллектуальный марафон: 1-4 классы/ Максимова Т. Н. – М.: ВАКО, 2011
Нестандартные задачи по математике: 1 класс/ Т. П. Быкова. – М.: Экзамен, 2012
Нестандартные задачи по математике: 2 класс/ Т. П. Быкова. – М.: Экзамен, 2012
Нестандартные задачи по математике: 3 класс/ Т. П. Быкова. – М.: Экзамен, 2012
Нестандартные задачи по математике: 4 класс/ Т. П. Быкова. – М.: Экзамен, 2012
Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».