MynuqnnaJrbnoe broAxernoe o6qeo6pa3oBareJrbHoe yqpexAeHrre
Kocrorvryxurcnoro ropoAcKoro oKpyra
<
CorJracosaHo: /T)I
3aMecTlrrenb Ar.rpeKropa
Jlanroscran
H. A.
//
Yrnep4Aaro:
Ns 179 or 27.08.2025 r.
.
___J.H_
vr
T.H.Auapyma
flpunxro Ha rreAarorrqecKoM coBere
flp. Nr I or 27.08.2025r.
I-q^V
^.=VM6oy |i(
F;l
CO|LI
tipl,
\F5l
I @t
ll F !
% s^"w
A"SS
PAEOqA.f, IIPOIPAMMA
BHEyPOqHOfr AEfl TEJTbHOCTTT
Anr frarr{rrxcs 9 KJraccoB
Cocrasnrerrr:
rftaxosa f.IO.,
frlrreJrb ?rcropr.rrl
Kocrouyrma,2025 r.
r,r
o6qecrso3naHr{f,
Пояснительная записка
Программа предметного курса «Актуальные вопросы обществознания» во
внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 9 классов в качестве
предпрофильной подготовки и рассчитана на 34 часа.
Курс «Актуальные вопросы обществознания» — комплекс дисциплин,
объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.
Курс включает в себя основы общественных наук (философии, социологии,
социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и
сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного
решения наиболее типичных проблем в социальной, экономической,
политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью данного
курса является то, что общественные науки рассматриваются в нём не в
изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины,
составляющие единое целое.
Основной целью курса «Актуальные вопросы обществознания» является
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
уважения к социальным нормам, приверженности правовым принципам,
закрепленным в Конституции Российской Федерации.
Цель обществоведческого образования в 9 классе – содействие воспитанию
общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, а также
формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной
современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для
школьников младшего подросткового возраста.
Задачи курса «Актуальные вопросы обществознания»:
развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации;
развитие у обучающихся способности к самоопределению, самореализации и
самоконтролю;
формирование у обучающихся:
интереса к науке и повышение мотивации к высокопроизводительной и
инновационной трудовой деятельности;
целостной картины общества на основе современных научных знаний и
методик;
духовной культуры, основанной на нормах морали, принципах
толерантности и равенства, уважения к традиционным для России
религиям;
политической культуры, основанной на принципах демократизма и
плюрализма, повышение мотивации к участию в политической жизни
страны;
содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её
социализации в современных условиях.
В результате изучения курса «Актуальные вопросы обществознания»,
обучающиеся 9 класса должны уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные
признаки, закономерности развития;
•анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и
различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и
признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами
и понятиями;
•объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных
социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества,
важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и
культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных наук;
• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным
темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную
социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и
выводы;
•формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний
собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
•применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе
решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
На курс по внеурочной деятельности в 9 классе отводится 34 часа (1 час в
неделю).
Основные формы работы при проведении внеурочного курса в 9 классе:
лекции, практикум, индивидуальная практическая работа, дискуссии, работа с
видеоматериалами, семинары, практические занятия, работа с документами,
самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через
обсуждение.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,
наглядный, практический.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты;
решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля
Содержание воспитательного потенциала занятий:
Побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками
(учащимися).
Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на
занятиях явлений.
Организация их работы с получаемой во время занятий социально
значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения.
Применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат
детей командной работе и взаимодействию с другими учениками.
Использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного,
гражданского поведения.
Проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе.
Содержание программы
№
Тема
Содержание
1.
Введение
2.
Раздел
Человек
общество
1.
и
2
Раздел
Сфера
духовной
культуры
2.
4.
Раздел
3.
Экономическая
сфера жизни
общества
Кол-во
часов
Введение. Обществознание: как знание и 1
как наука. Различные виды источников.
Человек и его ближайшее окружение. 8
Человек в малой группе. Общение. Роли
человека в малой группе. Лидер. Свобода
личности и коллектив. Межличностные
отношения. Межличностные конфликты,
их конструктивное разрешение. Пути
достижения взаимопонимания.
Человечество в XXI веке, основные
вызовы и угрозы. Современные мир и его
проблемы. Глобализация. Причины и
опасность международного терроризма.
Понятие об обществе как форме
жизнедеятельности
людей.
Взаимодействие общества и природы.
Основные сферы общественной жизни и
их взаимосвязь. Общественные отношения
и их виды. Социальные изменения и его
формы. Эволюция и революция. Развитие
общества. Движущие силы общественного
развития. Традиционное, индустриальное,
информационное общества.
Понятие «культура»; духовная жизнь 3
общества; искусство, его виды, место в
жизни человека.
наука
в
современном
обществе;
образование и самообразование; религия,
её роль в обществе; Церковь как
общественный институт мораль, основные
ценности и нормы
Экономика и её роль в жизни 7
общества. Ресурсы
и
потребности.
Ограниченность
ресурсов.
Альтернативная стоимость
(цена выбора). Экономические основы
защиты прав потребителя. Международная
торговля.
Деньги. Функции и формы денег.
5
6
Инфляция. Экономические системы и
собственность.
Главные
вопросы
экономики.
Роль
собственности
и
государства в экономике. Производство и
труд. Факторы,
влияющие
на
производительность труда. Заработная
плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные
организационно-правовые
формы.
Издержки, выручка, прибыль. Малое
предпринимательство
и
фермерское
хозяйство. Предпринимательская этика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия
спроса
и
предложения.
Факторы,
влияющие
на
спрос
и
предложение. Формы сбережения граждан
(наличная валюта, банковские вклады,
ценные бумаги). Экономические цели и
функции государства. Безработица как
социальное явление. Экономические и
социальные последствия безработицы.
Налоги, уплачиваемые гражданами
Раздел
4. Социальная
структура
общества. 4
Социальные
Социальные
группы
и
отношения
общности.
Социальная
роль
и
социальный
статус.
Социальная
мобильность. Социальный конфликт. Пути
его разрешения. Социальная структура
общества.
Социальные
группы
и
общности.
Социальная
роль
и
социальный
статус.
Социальная
мобильность. Социальный конфликт. Пути
его разрешения. Значение конфликтов в
развитии общества. Социальные нормы.
Социальная
ответственность.
Отклоняющееся поведение. Опасность
наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Профилактика негативных форм
отклоняющегося поведения.
Раздел
5. Политика, её роль в жизни общества; 6
Политика
политическая власть; разделение властей;
государство,
формы
правления;
суверенитет;
национальногосударственное устройство,
политические режимы.
выборы, референдум; партии и движения;
многопартийность.
Конституция
–
основной закон государства; основы
7
Раздел
Право
9
Итоговое
занятие
конституционного строя РФ; федерация, её
субъекты;
законодательная,
исполнительная и судебная власть в РФ;
институт
президентства;
местное
самоуправление
6. Понятие «право»; отрасли права; права 4
человека; Всеобщая декларация прав
человека, права ребёнка. Гражданское
общество
и
правовое
государство;
преступление; уголовная ответственность;
административный
проступок;
правоохранительные органы
1
Учебно-методическое обеспечение преподавания предмета:
1. Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н.
Боголюбов [и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
«Просвещение». – М. : Просвещение, 2014.
2. Иванова, Л.Ф. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н.
Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова; Под ред. Л.Н. Боголюбов. - М.:
Дрофа, 2008. - 606 c.
3. Обществознание: Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ/Баранов
П.А. – 5-е изд., испр. – Москва: Издательство АСТ,2019. – 286 с.
4.
Обществознание. ОГЭ-2020. 9-й класс. Тематический тренинг: учебнометодическое пособие/О.А. Чернышева. – Ростов н/Д: Легион, 2019. – 560 с.
5.
ОГЭ 2021. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты/Котова
О.А., Лискова Т.Е.: Национальное образование, 2020 г. – 336