MynuqunaJrbnoe 6roAxernoe o6qeo6pa3oBareJrbuoe yqperqenue
KocroruyxrtrcKoro ropoAcKoro oKpyra
<
Cor.naconaHo: f
aMecrr.rreJrs Aup erc op{)
Jlanrcoscrar H.A.
/ 4
ffiffi
3
V
Yrrepxqqaro:
27.08.2025 r.
T.H.Anapyma
llpuuxro Ha rreAarorrrecroM coBere
flp. J',lb I or 27.08.2025r.
PAEOTIA.fl
IIPOIPAMMA
BHEyPOlrHOfr AEfl TEJTbHOCTTT
(TOIIKA POCTA: SKOIOTAqECKI,Ifr BYMEPAHI)>
Anr
rrailuxcr )
KJraccoB
Cocranrrenn:
Apxr'rnqera O.C.,
1^ rr,rreJrB
Kocrorryrur42025 r.
6nonorr,rra
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся
социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается
значение экологического образования в школе как ответственного этапа в
становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании»,
принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы
непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием
для поиска и разработки эффективных средств экологического образования
населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также
состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о
необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со
школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление
экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с
окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность
разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике
экологического образования в школе, рассчитанной на весь период обучения,
программы дополнительного образования с экологической направленностью для
школьников.
Цель и задачи курса «Экологический бумеранг»
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у
школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных
явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и
взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах
поведения в природе
и привычек их соблюдения
в своей
жизнедеятельности.
3.
Формирование экологически ценностных
ориентации в деятельности
детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5.
Развитие способности формирования научных, эстетических,
нравственных суждений по экологическим вопросам.
6.
Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения
экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств
удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по
отношению к здоровью и миру природы.
7.
Развитие потребности в необходимости и возможности решения
экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа
жизни, стремления к активной практической деятельности по охране
окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны
природного окружения.
1
Особенности программы.
Программа «Экологический бумеранг» имеет эколого-биологическую
направленность,
является
учебно-образовательной
с
практической
ориентацией.
Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии,
экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи
экологической этики (В. Е. Борейко)
и
концепция
личностно
ориентированного образования (В. В. Сериков).
Представленная программа разработана для учащихся 5-6-х классов. На 1
год обучения - «Экологический бумеранг» (34 часов). Занятия проводятся 1
раз в неделю по одному академическому часу.
Основные п р и н ц и п ы содержания программы:
• принцип единства сознания и деятельности;
• принцип наглядности;
• принцип личностной ориентации;
• принцип системности и целостности;
• принцип экологического гуманизма;
• принцип краеведческий;
• принцип практической направленности.
Курс включает и раскрывает основные содержательные л и н и и :
• Земля - единая экосистема.
• Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации
содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую
природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает
в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях
эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое
общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через
создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях
с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские
задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации
деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые,
дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические
работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных
материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство
с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные
формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные
экологические домашние задания, помощь в оборудовании и озеленении классных комнат, являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в
организации праздников.
2
Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают
традиционные экологические праздники: викторины, обобщающие игры,
практикумы.
Место в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год, 34часа. Курс изучения программы рассчитан
на учащихся 5-6-х классов.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
-преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости.
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Экологический
бумеранг» обучающиеся:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира,
овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут
целостный взгляд на мир;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать
умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и
понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами,
поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете,
научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие
презентации.
- получат возможность научиться использовать различные справочные издания
(словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе
с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для
создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта обучение на уроках основ проектной деятельности
направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного
предмета:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
3
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными
объектами.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:
- использование справочной и дополнительной литературы;
- подбор и группировка материалов по определенной теме;
- составление планов различных видов;
- составление на основе текста таблицы, схемы, графика;
- составление тезисов, конспектирование;
- владение цитированием и различными видами комментариев;
- использование различных видов наблюдения;
- качественное и количественное описание изучаемого объекта;
- проведение эксперимента;
- использование разных видов моделирования.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается
и закрепляется в процессе освоения программы внеурочной деятельности:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных
заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном
пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире
и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях.
Учащиеся получат возм ожнос ть научиться:
- сравнивать неживое и живое в природе;
-отличать основные группы растительных и животных организмов и их
приспособленность к условиям существования (примеры);
-выявлять влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов;
условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы
- осознавать самоценность любого организма; различать съедобных и несъедобных
грибов, вредные факторы,
- - понимать человек существо природное и социальное; разносторонние связи
человека с окружающей природной средой; позитивное и негативное влияние
4
деятельности человека в природе, способы сохранения окружающей природы,
экология - наука об общем доме, экологически сообразные правила поведения в
природе.
Учащиеся научатс я:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в
практической
деятельности по сохранению природного окружения и своего
здоровья;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении
качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее
природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков,
описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Содержание курса
Введение. (5 часа). Общие представления о науки экология. Методы
исследования. Экологическая безопасность. Модели поведения. Предмет и задачи
экологии. Экологические знания как основа взаимодействия человека с
окружающей средой, рационального использования природных ресурсов.
Экскурсия. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе
осенью.
Исследовательская работа учащихся (5 часа). Методика исследовательской
деятельности, структура исследовательской работы. Выбор темы и постановка
проблемы. Особенности и этапы исследования. Анализ и обработка
исследовательской работы. Работа с литературой. Выводы исследовательской
работы. Оформление исследовательской работы. Вода - источник жизни,
мониторинг водной среды, почвенный, мониторинг воздушной среды, мониторинг
в быту
Практические работы: «Исследование загрязненности воздуха по листовому
опаду». Исследование питьевой воды. Почва. Исследование состава почвы. Что мы
едим? Состав пищи.
«Экология моего края» (14 часов). Глобальные экологические проблемы:
сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных
ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема. Пути
решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей
среды бытовыми отходами). Переработка и повторное использование бытовых
отходов. Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники,
национальные парки, памятники природы. Что может сделать каждый из нас для
сохранения окружающей среды: изменение повседневного образа жизни,
5
продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных
экологических движениях и т. п. Правила поведения в лесу, возле водоемов.
Животные в природе нашего края. Красная книга – способ защиты редких видов
животных и растений. Пищевая цепь и пищевая сеть леса. «О братьях наших
меньших». Домашние животные.
Практические занятия: Вторая жизнь вещей.
Изготовление кормушек,
подкормка животных и птиц. Акция «Покормите птиц»: изготовление и
развешивание кормушек. Ориентирование на местности.
Экскурсия в природу (желательно в ближайший заповедник – 2 часа). Уход за
домашними животными (Центр внешкольной работы-2 часа)
«Экология человека» (6 часов) Понятие о доме в его прямом и переносном
смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества. От
чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Что должен уметь
каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля.
Ядовитые растения и животные, влияющие на здоровье человека. Здоровье
человека и экология. Вредные привычки. Безопасность жизни и экология.
Здоровый образ жизни.
Практические занятия: Здоровье человека и безопасность жизни
Проектная деятельность: выполнение проектов по теме: «Экология человека»
Обобщение (4 часа). Подготовка, проведение конференции исследовательских
работ кружковцев. Анализ и самоанализ результатов работы за год.
Экскурсия: Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе
весной.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема занятия
Количество
Форма проведения
часов
теори практик
я
а
1
Введение (5 часа)
1
1
23
4
Вводное занятие. Жизнь на Земле
Наблюдения за сезонными
изменениями в неживой и живой
природе осенью
В поисках клада
7
Организация и оформление
выставки «Краски осени»
Исследовательская работа
учащихся (5 часа)
Исследование загрязненности
воздуха по листовому опаду
Вода это источник жизни.
8
9
Исследование питьевой воды
Почва. Исследование состава
5
6
2
Беседа
Экскурсия
1
Экологическая игра
станциям
Урок творчества
1
1
по
Занятие-исследование
1
1
1
1
Урок открытия
новых
знаний
Занятие-исследование
Занятие-исследование
6
почвы.
10 Что мы едим? Состав пищи.
«Экология моего края» (14
часов)
11 Загрязнения окружающей среды
12 Вторая жизнь вещей
13 Уход за домашними животными
(Центр внешкольной работы)
14 Домашние животные
1
Занятие-исследование
Урок-викторина
1
1
Практическое занятие
Экскурсия-практическое
занятие
Беседа
с элементами
интерактивной
деятельности учащихся
Беседа
Жизнь животных в природе
(сотрудник заповедник)
17 Пищевая цепь и пищевая сеть
леса
1
Беседа
1
18 Посещение интерактивной
выставки в Костомукшском
заповеднике
19 Экологические игры на улице
(зима)
20 Акция «Покормите птиц»:
изготовление и развешивание
21 кормушек
22 Масленница, народные приметы
23 Интерактивная экологическая
игра
(Информационный центр
Костомукши)
24 Ориентирование на местности
«Экология человека»- 6
часов
25 Ядовитые растения и
животные
26 Вредные привычки
27 Здоровье человека и
безопасность жизни
28 Здоровый образ жизни в
настоящем и будущем
29 Мини-проекты «Экология
1
Урок открытия новых
знаний с элементами
интерактивной
деятельности учащихся
Экскурсия
15
Красная книга – способ защиты
редких видов животных и
растений (сотрудник заповедник)
16
1
1
1
1
Игровое занятие
2
Творческая лаборатория
1
Игровое занятие
Игровое занятие
1
Практическое занятие
1
1
Беседа
1
Беседа
Практическое занятие
1
Беседа
1
2
Проектная деятельность
7
- человека»
30
Обобщение-4 часа
31 Наблюдения за сезонными
2
Экскурсия
- изменениями в неживой и живой
32 природе весной
33 Заключительное занятие « В
2
Обобщающая игра
- мире экологии »
34
Итого:
34
https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-vneurochnoj-deyatelnostizanimatelnaya-himiya-dlya-uchashihsya-5-klassa-4266470.html
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2017/10/29/rabochayaprogramma-vneurochnoy-deyatelnosti-5-6-klass
Информационно-методическое обеспечение.
Специфика курса экологии требует использования оборудования для
ознакомления учащихся с живой природой. Как правило занятия проходят в
кабинете биологии, географии, химии.
-Живые
объекты, которые
можно
использовать
в
качестве
демонстрационного и раздаточного материала, необходимого для проведения
наблюдений и постановки простейших опытов. Живые объекты должны быть
неприхотливыми в содержании и уходе, условия содержания — отвечать
требованиям техники безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. При
подборе комнатных растений следует исходить из возможности их использования
на уроках и во внеклассной работе, а также в оформлении интерьера.
-Микроскопы и коллекция микрообъектов, а также предметные стекла,
препаравальные иглы для изготовления собственных микрообъектов.
-Необходимый набор реактивов и простейший набор оборудования по
химии, для осуществления простейший опытов.
-Демонстрационные таблицы на печатной основе. Они не требуют для
использования сложных приспособлений, несут адаптированную для учащихся
научную информацию.
-Мультимедиапроекция и интерактивная доска, датчики для измерения
влажности, температуры воздуха, а также рН-метр, компьютер для обработки
данных.
Работы учащихся, выполненных в результате внеурочной деятельности
(осенняя коллекция, микропрепараты, стенгазеты, новогодние подделки из
природного материала, вторсырья, кормушки для птиц).
Список литературы
Для учителя:
1. В.П.Александрова, И.В.Болгова, Е.А.Нифантьева «Экология живых
организмов: практикум с основами экологического проектирования, 67 классы.» – М: ВАКО, 2014.
8
2. Игошин Г.П. Уроки биологии в 6 классе. Развернутое
планирование/Художник Куров В.Н. -Ярославль: Академия развития,
2002.
3. Лабораторный практикум по экологии. – М: ФОРУМ: ИНФРА-М,
2003
4. Задачи по экологии и методика их решения. / В.Басов – М: Ленанд ,
2014-11-07
5. Задачи по экологии и методика их решения: учебное пособие. –
М.:Ленанд, 2014
6. Олимпиада.ру
7. Инфоурок.ру
8. https://nsportal.ru/
Для учащихся:
1. Голуб Г.Б. Перелыгина Е.А. Чупакова О.В. Основы проектной
деятельности; Рабочая тетрадь для 5-7 класса/ Под ред. Проф.
Е.Я.Когана.- Самара: Издательство «Учебная литература»,
Издательский дом «Федоров», 2006
2. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. – М: Аванта +, 2001
3. Экология животных. 7 класс: учебник для 7 классов
общеобразовательных
учреждений
/
В.Г.Бабенко,
Д.В.Богомолов и др., под редакцией доктора биологический
наук, профессора Н.М.Черновой – М: Вентана-Граф, 2007.
4. Олимпиада.ру
5. Всероссийская олимпиада для школьников
Приложение
Метапредметные образовательные результаты:
Личностные УУД: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность
в совместной учебной деятельности, принимать позицию учащегося, стремиться к
получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности,
желание участвовать в творческом процессе, создание у ученика целостной
картины мира и понимания личной ответственности за будущее планеты и
человечества.
Познавательные УУД: различать методы познания окружающего мира по его
целям (наблюдение, опыт, эксперимент), выявлять особенности разных объектов в
процессе их наблюдения, анализировать и фиксировать результаты опытов,
элементарных
исследований,
классифицировать
объекты,
высказывать
предположения, составлять план простого эксперимента, преобразовывать объект.
Коммуникативные УУД: описывать объект, понимать инструкцию, строить
понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать
под руководством учителя.
Регулятивные УУД: планировать решение учебной задачи, коррекция
деятельности (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе), оценивать
результаты своей деятельности.
9